Урок на тему: "Великодні дзвони"

Про матеріал

Розробка уроку з інтегрованого курсу "Мистецтво", яка допоможе другокласникам познайомитися з давнім мистецтвом розпосу яєць та значенням символів; дати поняття про музику дзвонів як вид музичного мистецтва.

Матеріал доповнено наочним зображенням у вигляді презентацій.

Перегляд файлу

Тема: Пасхальные колокола.

Цель:

учебная: познакомить с мастерством росписи на поверхности яйца, с историей и особенностями этого древнего искусства;  дать понятие о колокольном звоне как о музыкальном произведении; научить рисовать традиционные элементы и орнаменты; совершенствовать умение работать кистью и красками; закрепить понятие об обрядовых песнях (веснянках, гаивках); научить пользоваться цветом как средством художественной выразительности, окрашивать изображение в пределах сложного контура.

развивающая: развивать фантазию, наблюдательность, и воображение учащихся; формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому,

воспитательная: воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре украинского народа

Оборудование: плакаты: с элементами орнамента (символы солнца, бесконечники, звездочки, снежинки, растительные мотивы; прямые, волнистые и зигзагообразные линии), с орнаментальными сетками; яйца-писанки; запись колокольных звонов, презентация, краски, кисти, заготовки для изготовления поздравительной открытки.

Тип урока: комбинированный.

Форма организации работы: практическая работа.

Методы: наглядные словесные, практические.

Ход урока

  1.                     Организационный момент.
  1.               Приветствие учащихся. Проверка готовности рабочего места к началу работы.
  2.               – Какое сейчас время года? (Весна)

– Назовите слова-родственники к слову ВЕСНА.

– На уроках чтения мы уже изучали веснянки. А сегодня послушаем отрывок музыкальную веснянку. Помните правила слушания музыки. (Слушание отрывка из «Веснянки» Марьяны Илькив).

– Замечательное музыкальное произведение. Веснянка – она какая? (народная, мелодичная, напевная, весёлая, добрая).

– Что весной происходит? (оживает природа, возвращаются из тёплых стран птицы, все зеленеет).

– А также обновляется человеческая …. Душа.  Какой праздник является олицетворением пробуждения природы и обновления человеческой души? (Пасха)

  1.                 Мотивация учебной цели

 – Что мы слышим когда происходят церковные праздники? (Колокольный звон).

Колокола (показ презентации о церквях Кривого Рога + музыка колоколов)
Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья
Зазвучал со всех сторон.

В. Шамонина 

– О каком празднике идёт речь?   Пасха — один из самых почитаемых религиозных праздников. В Пасху празднуют Воскрешение Иисуса Христа. 
Ежегодно Пасха приходится на разные даты, но это обязательно весенний день. Когда Пасха будет в этом году? Таким образом, с распространением христианства празднование Пасхи стало включать различные церемонии по встрече весны.

– Какими песнями люди зазывали и встречали весну?  (Веснянками). Сейчас одну из них мы и вспомним.( «Благослови мати весну закликати» звучит песня).

Мы уже с вами начали изучение веснянок и сегодня мы с вами повторим как они поются. (Исполнение веснянки)

  1.     Сообщение темы и цели урока.

– Давайте мы подведем первый итог.

– А что еще мы обычно делаем на уроке искусства? (Творим, рисуем).

– Позвольте открывать секрет, мы с вами сможем зашифровать тайное послание для своих родных в поздравительной открытке.

 

  1.         Сообщение нового материала.

– Кем раньше была курица? (Яйцом)

У многих народов яйцо – это сотворение мира, начало мира. В некоторых местах, считалось, что скорлупа – это небесный свод, белок – это воздух и вода, а желток – земля. Вот тебе и вселенная.

На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Вспомните, что это за еда? (Ответы детей).

  Она включает в себя пасху и крашеные яйца.

Главный символ праздника - окрашенное яйцо. Каждая хозяйка стремится наварить побольше яиц и обязательно их окрасить. Почему? (Ответы детей).

 (Слайд 2)
Сейчас мы красим на Пасху яйца в самые разные цвета и называются они…
- Крашенки!
- На сегодняшний день бытует четыре основных вида росписи яиц. Крашенку мы уже увидели.
Крашенка – всем известное яичко, которое варится и окрашивается в разные цвета. Делается это к Пасхе. Крашенки после чего они считались святым подарком. Радостное пасхальное приветствие напоминает нам о восторге учеников Христа, внезапно узнавших о Воскрешении Бога.
С крашенкой связано не мало легенд и обрядов. Считается, если утром в Светлое воскресенье, девушка положит в воду красное яичко, и умоется этой водой, то красивой весь год будет. На праздник Красная Горка парни и девицы крашенки с горы скатывают.



Крапанка (слайд 3)
Это еще один вид расписного яичка. Делалось оно так. Яйцо окрашивалось в какой-то цвет. А дальше зажигали восковую свечку, и капали на яичко воск. Он застывал, и яйцо окунали в другой цвет. Цветов могло быть сколько угодно. Главное помнить – тот цвет краски, в которую вы окунали последний раз яичко, и будет основным цветом. Крапанки чаще всего делали дети в стародавние времена. Видимо так матери приучали дочек к работе с яйцом и воском для более сложной росписи в дальнейшем. Нужно учитывать, что раньше яички раскрашивались сырыми, и поэтому с ними нужно быть бережными. Иначе быть ему разбитым.
Малёванка (слайд 4)
Это более сложный вид. В этой технике используется тоже воск и специальные кистки. Или же просто кисточки, которыми разрисовывалось яичко. Женщина или дети (что тоже часто бывало) рисовали на яичке все, что захочется. Думаю, к этому виду можно отнести и современные способы сделать пасхальное яйцо красивым (с помощью тканей, лепестков, кружев и т.п.) 
 А какой материал, кроме красок, используется в вашей семье для росписи яиц?
 
Дряпанка(слайд 5 )– это яичко, которое царапают, таким образом, по одноцветной краске нанося орнамент. Царапают обычно с помощью какого-то металлического острия. Есть еще и так называемая “прорезная роспись” — это когда из цельной скорлупы вырезают ажурное изделие.
И Писанка (слайд 6,7,8) – самый сложный и самый древний вид росписи. Узоры и орнаменты строго передавались из поколения в поколение.

– Кто знает почему они так назывались?

Писанки – это обереги. Во времена, когда существовало язычество, считалось, то, от чего должна освободиться душа, выходит и покидает человека, а то, чего не хватало, получает путь в его жизнь. В дохристианское время они имели огромное значение, в Красном Углу всегда лежали эти чудесные яички. Ими лечили, ими оберегали скот от сглаза. Писанку закапывали в поле по весне. Их писали на рождение детей. С Писанками существовало много обрядов и целительских, и бытовых. Но ими никогда нельзя было навредить. Если мастерица берется писать Писанку, при этом она злая и недовольная, ничего не выйдет. Или яйцо выпадет, или краска не ляжет, или много клякс будет. Что же это за писанка такая? Как её делали? Интересно? Сейчас я вам расскажу…  
Основные цвета орнамента писанок – белый, желтый, красный и черный. Все прочие считались не символами, а простым украшением яйца. Линии развода обычно белые, а в тех случаях, когда фон писанки белый,  развод желтый. Фон писанки может быть также красный или черный. Дети объясняют значение цветов.

Но писанки не просто раскрашивали… Искусство писанки доступно каждому.

Существует достаточно много символов для росписи…

(Слайд 13, 14).

Значения символов, используемых при росписи пасхальных яиц:

(Показ таблиц с символами и орнаментами, объяснение учителя.)

Вот вам и писанки!

– Объяснение  символов писанки.

 Но прежде - вспомните,  какими цветами пользуются мастера?  (белый,  жёлтый, красный, чёрный).

– Значение символов: если я нарисую…., то это будет значить.

5. Самостоятельная работа учащихся

– Наконец-то пришло время открывать нашу писанкарскую мастерскую! Я уверенна, что многие ваши работы смогут занять почетное место в музее Писанок. Сегодня вы попробуете самостоятельно расписать заготовку для открытки, нанести орнамент в котором вы зашифруете свое послание. Ваши работы у вас на столах, на доске – примеры орнаментов, я буду работать вместе с вами.

  1. Практическая работа.

         – Повторение последовательности выполнения работы (Художник (мастер) не сразу создает свое произведение: он обдумывает замысел, а затем создает образ. При выполнении писанок придумывайте свои узоры. Чем больше фантазии вы проявите, тем наряднее и интереснее получатся ваши работы.).

– Придумывание дизайна писанки.

– Прослушивание музыкальной композиции.

 

  1. Итог урока.

– Расскажите какое открытие мы сегодня совершили? Подведем еще один итог урока. (Познавали мастерство росписи яиц, узнали какие символы существуют для их росписи).

– А теперь положите правую руку на голову  и скажите себе: «Ай да молодец!». Я вас благодарю за урок!

– У нас будет сегодня живая выставка работ. (Дети демонстрируют свои писанки)

 

 

1

 

docx
Пов’язані теми
Мистецтво, Розробки уроків
Додано
4 січня 2018
Переглядів
1427
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку