На уроці природознавства учні повинні отримати уявлення про те, чому повітря необхідне для життя на землі, про його значення для життя, про склад чистого повітря; розвивати вміння спостерігати, порівнювати, робити висновки, розвивати мислення, пізнавальний інтерес до навколишнього світу, проводити дослідження; виховувати комунікативні вміння співпрацювати в малій групі, слухати товаришів; виховувати дбайливе ставлення до природи.
Дата.10.10.2014
Тема: Охрана воздуха от загрязнения.
Цели:
Оборудование: компьютер, схема «Состав воздуха», для опыта: спички, колба,2 свечи, трубка, наглядное пособие – картины: тополь, дуб, машина, завод.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка учебной задачи.
4. Открытие учащимися нового знания.
А) Для чего нужен воздух на земле?
Б) Состав чистого воздуха.
Физкультминутка.
В) Может ли меняться состав воздуха?
Г) Источники загрязнения воздуха.
Д) Природные фильтры очистки воздуха.
5. Итоги урока
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
И не досуг дуть на корабль бумажный
– Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
– По какому разделу мы сейчас работаем?
– Мы работаем по разделу «Воздух»
– Давайте вспомним, как всё устроено в природе?
– Нас окружают тела, созданные природой и сделанные руками человека.
– Из чего состоит тело?
– Тело состоит из вещества.
– Обо всех ли веществах, существующих в природе, мы уже поговорили?
– Конечно, нет.
2. Актуализация знаний
– А без какого вещества не может жизни?
– Без пищи, воды, воздуха, тепла.
– У нас получилось несколько вариантов ответов. Я загадаю загадку, а отгадка будет ответом на мой вопрос:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
– Это вещество – воздух.
3. Постановка учебной задачи
– Какова же тема нашего урока?
– Воздух и его охрана.
– Да, мы будем говорить о воздухе, но наша тема может звучать по-другому.
– Почему воздух нужно охранять?
– Это вещество, необходимое для жизни.
– Почему воздух необходим для жизни на земле? Вот на этот вопрос мы должны будем ответить.
4. Открытие учащимися нового знания
– Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю поработать по следующему плану и провести небольшое исследование.
Учащиеся читают пункты плана:
П л а н.
– Без воздуха не может жить ни одно живое существо на земле.
– Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом – воздухом. Мы его не видим, не чувствуем. Но если оно исчезнет, исчезнет всё живое.
– Как вы думаете, сколько литров кислорода нужно человеку?
– Взрослый человек потребляет 20 литров кислорода в час.
– Какую информацию о значении воздуха мы можем почерпнуть из данной схемы:
Человек – еда – 5 недель
Человек – вода – 5 дней
Человек – воздух – 5 минут
– Без еды человек может обходиться 5 недель, без воды 5 дней, а без воздуха – самое большее – 5 минут.
Самостоятельно.
– Давайте проведем небольшое исследование, для чего нужен воздух. У вас на партах лежат карточки с текстом. Прочитайте и ответьте на данный вопрос.
– Всё живое на Земле нуждается в воздухе. Воздухом дышат животные, растения, люди. С воздухом трудно расстаться и на минуту. Он нужен насекомым и птицам для полёта. Человек научился летать, создав воздушные летательные аппараты.
– Так для чего же нужен воздух?
– Воздух нужен для жизни, для полёта птиц и насекомых.
2. Состав чистого воздуха
– Что входит в состав чистого воздуха? Азот, кислород, углекислый газ.
– Если весь воздух поместить в огромный шар, то его состав будет выглядеть так:
Азот – 78%
Кислород – 21 % объёма воздуха
Углекислый газ – 1%
– Поглощая из воздуха кислород для дыхания, люди, растения и животные выдыхают углекислый газ. На заводах, фабриках с помощью кислорода сжигается огромное количество топлива, а в воздух выбрасываются частицы сажи, пыль, ядовитые газы.
– Может ли исчезнуть кислород из воздуха?
– Пока на Земле есть вода и растения, воздух будет пополняться кислородом. Недаром леса называют лёгкими нашей планеты.
– Хотя азота и кислорода в воздухе больше, но даже маленькое количество ядовитых газов или бактерий могут делать воздух опасным для здоровья.
Автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ.
Загрязнение воздуха угрожает здоровью всей жизни на Земле!
Сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха. На многих предприятиях работают установки, улавливающие пыль, сажу, ядовитые газы.
Учёные разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух. В разных местах созданы специальные станции, они постоянно следят за чистотой воздуха в больших городах.
– Кто хорошо запомнил состав чистого воздуха?
– В состав чистого воздуха входят: азот, кислород, углекислый газ, водяные пары, частицы пыли, бактерии.
Физкультминутка
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы руки опускаем:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведём
И побежим кругом.
3. Может ли меняться состав воздуха?
– Продолжим наше исследование.
Опыт со свечой
Учитель зажигает свечу.
– Почему горит свеча?
– В воздухе много кислорода, а он поддерживает горение.
Учитель накрывает свечу стеклянной посудой.
– Почему свеча погасла?
– Под стеклянной посудой закончился кислород.
– Представьте: свеча – человек, который дышит в комнате, а стеклянная посуда – комната с плотно закрытыми окнами и дверями. Каким будет воздух в этой закрытой комнате?
Что показало наше исследование?
– Воздух будет душным, в нём мало кислорода, а больше углекислого газа.
– Давайте проветрим наш класс. Что теперь изменилось?
– Стало больше в классе кислорода. Думаю, мы ответили на вопрос, состав газов в воздухе может меняться.
4. Источники загрязнения воздуха
– Что же загрязняет наш воздух? Где мы можем найти ответ на этот вопрос?
Работа с учебником.
– В воздухе растёт количество углекислого газа, который выбрасывают примышленные предприятия и автомобили. Средний автомобиль сжигает за час работы 20000 литров кислорода.
– Что же загрязняет воздух?
– Воздух загрязняют автомобили, заводы, фабрики.
На доске крепятся картинки с автомобилем и заводом.
– Зачем об этом надо знать?
– Знать, чтобы не навредить своему здоровью, гулять подальше от дорог.
5. Природные фильтры очистки воздуха
– Какой пункт плана остался нерассмотренным?
– Как вы понимаете значение слова фильтры?
– Фильтры – это очистительные учреждения?
– Что в природе может очищать воздух?
– Деревья, растения, цветы.
– Где чище воздух?
– В лесу.
– Какой чудесный воздух в лесу! В нём много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат берёзы, дуба, лиственницы очень полезны для человека.
А вот в городах воздух совсем другой. Он пахнет бензином, выхлопными газами, ведь в городах много машин, есть фабрики, заводы, которые тоже загрязняют воздух. Дышать таким воздухом для человека вредно. Чтобы очистить воздух, мы сажаем деревья, кустарники: липы, тополя, сирень.
На доске – картинка с дубом. Дуб вырабатывает за год столько кислорода, что его достаточно для жизни 10 людей.
– А какие деревья растут возле школы, дома?
– Берёзы, ели, тополя, рябины.
– Почему растения называют лёгкими нашей планеты?
6. Итоги урока. Рефлексия
– Прочитайте тему урока.
– Воздух – вещество, необходимое для жизни.
– На какой вопрос мы ответили?
– Почему воздух необходим для жизни на Земле?
– Поднимите руки, кто знает ответ на этот вопрос?
Ответы детей.
Домашнее задание: с.44 – 48
1-й ряд – ответ на вопрос: Что нужно делать для охраны воздуха?
2-й ряд – Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет включенным мотор своей машины?
Сделать рисунки «Охрана воздуха от загрязнения»
Литература