Урок по русскому языку в 6 классе "Союз"

Про матеріал

Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Союз". Работа на уроке сопровождается презентацией. Есть дополнительное домашнее задание для сильных учеников под названием "Сырный диктант"(диктант с пропусками). Разработка содержит такие формы обучения, как диаграмма Вена, работа в малых группах, задания проблемного характера

Перегляд файлу

Смичинська загальноосвітня школа I-IIIст.

 

 

 

 

 

Конспект відкритого уроку

з російської мови у 6 класі

 

 

Тема «Сполучник. Роль сполучників у реченні»

 

 

 

Вчитель: Баранова В.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

Смичин-2016р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок №40

Тема: Союз. Роль союзов в предложении

Цели: Ознакомить с наиболее употребляемыми союзами, выражающими различные оттенки между частями предложения; рассмотреть самые распространенные группы союзов, особенности их употребления; научить правильно ставить знаки препинания в предложении с союзами соединительными и противительными; научить применять усвоенные знания, умения и навыки в стандартной, нестандартной или творческой ситуации; показать функции и значение союзов в художественных текстах. Развивать языковое чутье учащихся, их речь на уровне выбора и анализа союзов; развивать умение анализировать, сопоставлять учебный материал, делать выводы; совершенствовать навыки перевода; развать умение работать в группах и самостоятельно

Воспитывать культуру речи, общения; интерес к фольклору; любовь к природе; расширять кругозор учащихся

Оборудование: Презентация «Союз», сигнальные карточки, стикеры самооценивания, раздаточный материал

Тип урока: Комбинированный

Ход урока

  1.                 Организационный момент.
  2.             Актуализация опорных знаний.
  1.                Проверка домашнего задания
  2.                Блиц-опрос с использованием сигнальных карточек. Поднимите зеленую карточку, если согласны с тезисом, и красную – если нет (Слайд 2)

А) Все части речи без исключения делятся на самостоятельные и служебные. Нет. Есть еще междометие

Б) Есть 6 самостоятельных частей речи. Да

В) Существует 4 служебные части речи: предлог, союз, частица, междометие. Нет. Междометие – это особенная часть речи

Г) Предлог связывает слова и словосочетания в предложениях. Да

Д) Предлоги не отвечают на вопрос, не имеют лексического значения и не выполняют синтаксической роли. Да

Е) Один предлог может нести только одно значение. Нет, предлоги, которые связываются с существительными, могут иметь до 30 значений

Ж) Предлоги используются с именами существительными во всех падежах. Нет, с именительным не употребляются.

З) Предлоги в предложении подчеркиваются вместе с теми словами, с которыми они связаны грамматически. Да

III. Объявление теми и учебных целей урока. Мотивация учебной деятельности.(Слайд 3)

Друзья мои! Прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен.

Непоколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз…

 - В каком значении использовано слово «союз»?

- Какая это часть речи?

Слово это многозначно, оно может означать как дружбу, брак, так и указывать на еще одну служебную часть речи – союз. Сегодня мы будем ее изучать.

  1.           Изучение нового материала (в форме воображаемого путешествия)
  1.                Проблемный вопрос: Представьте, что случилось бы с речью, если бы исчезли служебные части речи? (Слова рассыплются, не будет связи между ними, а между предложениями не будет отношений)

Вы правы. Изучать служебные части необходимо. Союзы называют «словечками отношений». Это определение принадлежит известному филологу – Богородицкому.

А союзы называют «коварными словами». Где они – жди знаков препинания.

Сегодня мы отправляемся в страну «Союзию», и первой станцией нашей будет «Вокзал», ведь именно сюда прибывают путешественники. (Слайд 4. Общая информация)

Союз – древнее название части речи и по происхождению является греческим. По частоте употребления они занимают седьмое место.  Главенствует союз и.

Рассмотрим примеры:

По пути нам попадались березы и осины.

Свеча мигала желтым язычком, но в комнате было темно.

Какую функцию выполняют выделенные слова? Можно ли к ним поставить вопрос? Имеют ли они конкретное значение? Попробуйте убрать их с предложения и сделайте выводы.

  1.                Станция «Портреты союзов». Краткая информация о наиболее распространенных союзах, перевод союзов. (Слайд 5, схема на стр.132).
  2.                Станция «Запятые». (Слайд 6, стр. 132)

Я познакомлю вас, ребята, с ценой ошибки в пунктуации, которую допустили в США в ноябре 1962 года. Из-за того, что в программе вычислительной технике был пропущен дефис, космическую ракету, стартовавшую с мыса Канаверал, пришлось подорвать. А она стоила 18 миллионов долларов.

А этот пример вы знаете – «Казнить нельзя помиловать».

Значит, правила постановки знаков препинания очень важны. И очень часто они касаются именно союзов. Познакомимся с некоторыми из них.

Работа с учебником, работа на доске. Упр. 338, стр. 132 (записать, найти союз, указать его роль в предложении, объяснить знаки препинания) 2пр.

Обратите внимание! Запятых нет в фразеологических оборотах такого типа. (Слайд 7)

Ни рыба ни мясо. Ни то ни се. Ни к селу ни к городу. Ни ответа ни привета. Ни свет ни заря.

Что обозначают эти фразеологизмы?

Работа в группах. Задание «Найди союз». Что бы вы правильно находили союзы, нужно уметь отличать их от предлогов. Для этого вам нужно дополнить предложенную табличку. Группа №1 дополняет различные свойства, а группа №2 – общие свойства. После этого происходит взаимопроверка правильности суждений и дополнение информации, если что-то было упущено

 

  1. Вот мы и добрались до конечной станции нашего путешествия, а называется она «Эрудит». Попробуйте ответить на каверзные, но очень интересные вопросы.

Вопросы к учащимся. Если ученики не дают ответы, то учитель делает подсказки.(Слайд 9)

-   Назовите женские имена, состоящие из союзов. (Ада, Аида, Ида)

 -  Назовите союзы-хамелеоны. (да=но, да=и)

- Назовите слово, одновременно являющееся союзом и местоимение. (но-он)

V. Итоги урока.

Продолжите фразу «Сегодня на уроке я узнал…»

Слайд 10

  1. Самооценивание с помощью стикеров. Оценивание
  2. Домашнее задание. Параграф 38, упр. 340
    (Б). Дополнительное задание «Сырный диктант» (диктант с пропусками)

 

 

Зміст слайдів
Номер слайду 1

СОЮЗРоль союзов в предложении

Номер слайду 2

Блиц-опрос. А) Все части речи без исключения делятся на самостоятельные и служебные. Б) Есть 6 самостоятельных частей речи. В) Существует 4 служебные части речи: предлог, союз, частица, междометие.– Г) Предлог связывает слова и словосочетания в предложениях. Д) Предлоги не отвечают на вопрос, не имеют лексического значения и не выполняют синтаксической роли. Е) Один предлог может нести только одно значение. Ж) Предлоги используются с именами существительными во всех падежах. З) Предлоги в предложении подчеркиваются вместе с теми словами, с которыми они связаны грамматически.

Номер слайду 3

Друзья мои! Прекрасен наш союз!Он, как душа, неразделим и вечен. Непоколебим, свободен и беспечен,Срастался он под сенью дружных муз…

Номер слайду 4

Вокзал. Союз – служебная часть речи, которая связывает между собой однородные члены предложения (брат и сестра) и части сложного предложения (Закончился дождь, и на небе появилось солнышко.)Не отвечает на вопрос. Не имеет лексического значения. Не выполняет синтаксической роли

Номер слайду 5

«Портреты союзов»По-украински. По-русскиІ, й. Та(і)ААле. Та(але)Тому. Щоб. Чи. Наче. ИДа(и)АНо. Да (но)Поэтому, потому. Чтобы. Зато. Или Как будто

Номер слайду 6

«Запятые»Запятую ставим перед союзом а , но, да (в значении но)Запятую не ставим перед союзами и, да (в значении и), если они употребляются один разstyle.font. Familystyle.font. Family

Номер слайду 7

Ни рыба ни мясо. Ни то ни се. Ни к селу ни к городу. Ни ответа ни привета. Ни свет ни заря.

Номер слайду 8

«Найди союз»В предложеных парах предложений обратите внимание на выделенные слова. В одном предложении из пары выделенное слово будет выполнять роль союза, а в другом – это созвучное союзу слово, самостоятельная часть речи (имеет лексическое значение, отвечает на вопрос, выполняет синтаксическую роль). Ваше задание: найти в вашей паре предложение с союзим и объяснить, почему слова, которые звучат одинаково, в одном случае-союзы, а в другом – самостоятельные части речи.

Номер слайду 9

Эрудит- Назовите женские имена, состоящие из союзов. - Назовите союзы-хамелеоны. Назовите слово, одновременно являющееся союзом и местоимение. ppt_xxshearppt_xppt_xxshearppt_xppt_xxshearppt_x

Номер слайду 10

Домашнее задание. Параграф 38, упражнение 340 (Б)«Сырный диктант» (индивидуальное задание)

Номер слайду 11

Я желаю вам ясности мыслей, яркости событий и хорошего настроения

Перегляд файлу

 

Фамилия и имя ученика_________________________________________

С помощью Зефира, западного ветра, Амур получил в жены царскую дочь Психею. ___________муж ее оставался невидимым и поставил условие: все будет хорошо, ________она не будет пытаться его увидеть. Психея не возражала,__________вскоре к ней в гости прибыли любопытные сестры________убедили ее зажечь светильник, поместить его в сосуд и закрыть крышкой,_________ночью,____________муж заснет, осветить комнату_________посмотреть,  за кого же она все-таки вышла замуж. И Психея увидела спящего бога любви, тем самым нарушив запрет никогда не видеть лица своего загадочного супруга. Более того, она укололась одной из его стрел________влюбилась в него.

Ее рука, державшая светильник, дрогнула,________на нежную кожу Амура упала капля горячего масла. Бог любви проснулся от боли, понял, ________ случилось________улетел. А Психея очутилась на земле. ________снова увидеть Амура, ей пришлось пройти множество испытаний. Преодолев их и даже спустившись в Аид за мертвой водой, Психея, после мучительных страданий, ниспосланных на нее разгневанной Венерой, обретает счастье любви_________получает от богов бессмертие. (Из энциклопедии «Мифы народов мира»)

zip
Додано
7 січня 2018
Переглядів
3212
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку