Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Союз". Работа на уроке сопровождается презентацией. Есть дополнительное домашнее задание для сильных учеников под названием "Сырный диктант"(диктант с пропусками). Разработка содержит такие формы обучения, как диаграмма Вена, работа в малых группах, задания проблемного характера
Смичинська загальноосвітня школа I-IIIст.
Конспект відкритого уроку
з російської мови у 6 класі
Тема «Сполучник. Роль сполучників у реченні»
Вчитель: Баранова В.М.
Смичин-2016р.
Урок №40
Тема: Союз. Роль союзов в предложении
Цели: Ознакомить с наиболее употребляемыми союзами, выражающими различные оттенки между частями предложения; рассмотреть самые распространенные группы союзов, особенности их употребления; научить правильно ставить знаки препинания в предложении с союзами соединительными и противительными; научить применять усвоенные знания, умения и навыки в стандартной, нестандартной или творческой ситуации; показать функции и значение союзов в художественных текстах. Развивать языковое чутье учащихся, их речь на уровне выбора и анализа союзов; развивать умение анализировать, сопоставлять учебный материал, делать выводы; совершенствовать навыки перевода; развать умение работать в группах и самостоятельно
Воспитывать культуру речи, общения; интерес к фольклору; любовь к природе; расширять кругозор учащихся
Оборудование: Презентация «Союз», сигнальные карточки, стикеры самооценивания, раздаточный материал
Тип урока: Комбинированный
Ход урока
А) Все части речи без исключения делятся на самостоятельные и служебные. Нет. Есть еще междометие
Б) Есть 6 самостоятельных частей речи. Да
В) Существует 4 служебные части речи: предлог, союз, частица, междометие. Нет. Междометие – это особенная часть речи
Г) Предлог связывает слова и словосочетания в предложениях. Да
Д) Предлоги не отвечают на вопрос, не имеют лексического значения и не выполняют синтаксической роли. Да
Е) Один предлог может нести только одно значение. Нет, предлоги, которые связываются с существительными, могут иметь до 30 значений
Ж) Предлоги используются с именами существительными во всех падежах. Нет, с именительным не употребляются.
З) Предлоги в предложении подчеркиваются вместе с теми словами, с которыми они связаны грамматически. Да
III. Объявление теми и учебных целей урока. Мотивация учебной деятельности.(Слайд 3)
Друзья мои! Прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен.
Непоколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз…
- В каком значении использовано слово «союз»?
- Какая это часть речи?
Слово это многозначно, оно может означать как дружбу, брак, так и указывать на еще одну служебную часть речи – союз. Сегодня мы будем ее изучать.
Вы правы. Изучать служебные части необходимо. Союзы называют «словечками отношений». Это определение принадлежит известному филологу – Богородицкому.
А союзы называют «коварными словами». Где они – жди знаков препинания.
Сегодня мы отправляемся в страну «Союзию», и первой станцией нашей будет «Вокзал», ведь именно сюда прибывают путешественники. (Слайд 4. Общая информация)
Союз – древнее название части речи и по происхождению является греческим. По частоте употребления они занимают седьмое место. Главенствует союз и.
Рассмотрим примеры:
По пути нам попадались березы и осины.
Свеча мигала желтым язычком, но в комнате было темно.
Какую функцию выполняют выделенные слова? Можно ли к ним поставить вопрос? Имеют ли они конкретное значение? Попробуйте убрать их с предложения и сделайте выводы.
Я познакомлю вас, ребята, с ценой ошибки в пунктуации, которую допустили в США в ноябре 1962 года. Из-за того, что в программе вычислительной технике был пропущен дефис, космическую ракету, стартовавшую с мыса Канаверал, пришлось подорвать. А она стоила 18 миллионов долларов.
А этот пример вы знаете – «Казнить нельзя помиловать».
Значит, правила постановки знаков препинания очень важны. И очень часто они касаются именно союзов. Познакомимся с некоторыми из них.
Работа с учебником, работа на доске. Упр. 338, стр. 132 (записать, найти союз, указать его роль в предложении, объяснить знаки препинания) 2пр.
Обратите внимание! Запятых нет в фразеологических оборотах такого типа. (Слайд 7)
Ни рыба ни мясо. Ни то ни се. Ни к селу ни к городу. Ни ответа ни привета. Ни свет ни заря.
Что обозначают эти фразеологизмы?
Работа в группах. Задание «Найди союз». Что бы вы правильно находили союзы, нужно уметь отличать их от предлогов. Для этого вам нужно дополнить предложенную табличку. Группа №1 дополняет различные свойства, а группа №2 – общие свойства. После этого происходит взаимопроверка правильности суждений и дополнение информации, если что-то было упущено
Вопросы к учащимся. Если ученики не дают ответы, то учитель делает подсказки.(Слайд 9)
- Назовите женские имена, состоящие из союзов. (Ада, Аида, Ида)
- Назовите союзы-хамелеоны. (да=но, да=и)
- Назовите слово, одновременно являющееся союзом и местоимение. (но-он)
V. Итоги урока.
Продолжите фразу «Сегодня на уроке я узнал…»
Слайд 10
Фамилия и имя ученика_________________________________________
С помощью Зефира, западного ветра, Амур получил в жены царскую дочь Психею. ___________муж ее оставался невидимым и поставил условие: все будет хорошо, ________она не будет пытаться его увидеть. Психея не возражала,__________вскоре к ней в гости прибыли любопытные сестры________убедили ее зажечь светильник, поместить его в сосуд и закрыть крышкой,_________ночью,____________муж заснет, осветить комнату_________посмотреть, за кого же она все-таки вышла замуж. И Психея увидела спящего бога любви, тем самым нарушив запрет никогда не видеть лица своего загадочного супруга. Более того, она укололась одной из его стрел________влюбилась в него.
Ее рука, державшая светильник, дрогнула,________на нежную кожу Амура упала капля горячего масла. Бог любви проснулся от боли, понял, ________ случилось________улетел. А Психея очутилась на земле. ________снова увидеть Амура, ей пришлось пройти множество испытаний. Преодолев их и даже спустившись в Аид за мертвой водой, Психея, после мучительных страданий, ниспосланных на нее разгневанной Венерой, обретает счастье любви_________получает от богов бессмертие. (Из энциклопедии «Мифы народов мира»)