УРОК: «ПОБУДОВА ДІАГРАМ ТА ГРАФІКІВ В ТАБЛИЦЯХ MS EXCEL».

Про матеріал

Познакомить учащихся с графическими возможностями табличного процессора MS Excel, с использованием электронных диаграмм.

Задачи урока:

образовательная – знакомство учащихся с основными приемами построения графиков и диаграмм в программе MS Excel;

развивающая – формирование у учащихся логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения оперировать ранее полученными знаниями; развитие умения планировать свою деятельность;

воспитательная – воспитание умения самостоятельно мыслить, ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы, умение оценивать свою работу.

Перегляд файлу

Открытый урок по теме:

«Построение диаграмм и графиков в электронных

таблицах MS Excel».

Продолжительность урока: 45 мин.

Цель урока:

  • познакомить учащихся с графическими возможностями табличного процессора MS Excel, с использованием электронных диаграмм.

Задачи урока:

  • образовательная – знакомство учащихся с основными приемами построения графиков и диаграмм в программе MS Excel;
  • развивающая – формирование у учащихся логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения оперировать ранее полученными знаниями; развитие умения планировать свою деятельность;
  • воспитательная – воспитание умения самостоятельно мыслить, ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы, умение оценивать свою работу.

Тип урока:

  • комбинированный

Учебник: И.Я. Ривкинд, Т.И. Лысенко, Л.А. Черникова. В.В. Шакотько Информатика 10 класс, п. 3.7

Технические и программные средства:

  • Персональные компьютеры.
  • Мультимедийный проектор, экран.
  • Электронный процессор MS Excel.
  • Презентация.
  • Памятки.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Повторение пройденного материала – 5 мин.
  3. Объяснение нового материала –15 мин.
  4. Применение полученных знаний –20 мин.
  5. Подведение итогов урока. Домашнее задание – 3 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Садитесь.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Вопрос: Для чего предназначен компьютер, какую основную функцию выполняет? (Обработка информации). А кто ответит на следующий вопрос: какого вида может быть информация, с какой информацией компьютер может работать? (Текстовая, звуковая и т.д.)

Давайте послушаем информацию. (Показ слайда 1.) Звучит фрагмент текстового сообщения: Фирма «Связьинвест» продала телефонов марки Nokia в январе 80 штук, в феврале 110 штук, в марте 120 шт. Продажи телефонов марки Samsung составили: январь-80, февраль-81, март-81штука. Телефонов марки Motorola продано: в январе-60 штук, в феврале-50 штук и в марте-40 штук».

Вопрос: Кто скажет, в какой форме была представлена эта информация? (В звуковой форме).

Вопрос: Вы хорошо запомнили эту информацию? Я думаю, что нет. Как вы думаете
можно представить эту информацию в другой форме, которая позволила бы сохранить
и запомнить эту информацию? (Текстовая форма).

Посмотрим на эту форму представления информации. ( Показ слайда 2.) с текстом: Фирма «Связьинвест» продала телефонов марки Nokia в январе 80 штук, в феврале 110 штук, в марте 120 шт. Продажи телефонов марки Samsung составили: январь-80, февраль-81, март-81штука. Телефонов марки Motorola продано: в январе-60 штук, в феврале-50 штук и в марте-40 штук».

Вопрос: В этом тексте как вы видите, имеется множество числовых данных. Как вы
думаете, можно каким либо образом упорядочить эти данные? Какая форма
представления информации для этого используется? (Представить данные текста в виде таблицы, текстовая форма).

3. Актуализация опорных знаний.

Вопрос: Какая прикладную программу вы знаете для работы с табличной информацией? (MS Excel).

Вопрос: Кто знает, как запустить MS Excel ?(Ярлык на рабочем столе, команда ПУСК> Программы>MS Excel)

Вопрос: Из каких элементов состоит окно MS Excel? (Заголовок, панель меню, панели инструментов, рабочая область, строка состояния, стока формул и т.д.).

Вопрос: Как называется документ MS Excel, из каких частей он состоит? (Книга, состоит из листов).

Вопрос: Что представляет из себя лист, из каких элементов он состоит? (Прямоугольная матрица, которая состоит из столбцов и строк, пересечение которых образуют ячейки).

Вопрос: Как обозначаются столбцы, строки и ячейки? (Столбцы - латинскими буквами, строки арабскими цифрами, название ячеек состоит из обозначения столбца и ячейки).

Мы составили таблицу для данных из текстовой информации о продажах фирмы
«Связьинвест». После составления таблица имеет следующий вид:

(Показ Слайда 3.)

Как вы видите, табличное представление информации позволяет упорядочить информацию, делает ее удобной для нашего восприятия.

Вопрос: Можно ли сделать эту информацию еще более наглядной и удобной для
анализа? Вы на уроках алгебры и физики часто пользуетесь этим видом представления
информации. (Графики).

Преобразовав табличную информацию в графическую мы  получим диаграмму, которая показывает тенденцию по продажам телефонов

.

(Показ Слайда 4.)

Вопрос: Как вы думаете, какой вид представления информации более нагляден и пригоден для дальнейшего анализа? (Графическая форма).

Вопрос: Какая тенденция по продажам телефонов фирм Nokia? (Увеличение). Фирмы Samsung? (На одном уровне). Фирмы Motorola. (Уменьшение).

Как мы видим, графический вид представления данных очень важен, и наша новая тема будет посвящена именно изучению одного из таких представлений данных – диаграммам и графикам.

Перед тем, как перейти к изучению новой темы пройдем с вами небольшой тест:

Тестирование по теме "Электронные таблицы" (Слайды 5-10.)

Учащимся предлагается тест на тему "Электронные таблицы", на выполнение – 3 минуты. Тест высвечивается на экране.

1.Если в ячейке электронной таблицы отображается последовательность символов ######, то это означает, что:

1) формула записана с ошибкой;

2) в формуле есть ссылка на пустую клетку;

3) в формуле есть циклическая ссылка;

4) столбец недостаточно широк.

4 .Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:

1)11D;

2)F12;

3)АБ3;

4)В1А.

 

2. В электронной таблице ячейкой называют:

1)горизонтальную строку;

2)вертикальный столбец;

3)пересечение строки и столбца;

4)курсор– рамку на экране.

5. В ячейке электронной таблицы не может находиться:

1)число;

2)текст;

3)лист;

4)формула.

3. В электронной таблице невозможно удалить:

1) строку;

2)столбец;

3) содержимое ячейки;

4) имя ячейки.

6.Ввод формул в таблицу начинается обычно со знака:

1)$;

2)f;

3)*;

4)=.

 

3.Объяснение нового материала

Объявление темы и целей урока

(Слайд11-12.)

Новая тема нашего урока «Построение диаграмм и графиков в MS Excel ».

Нам необходимо рассмотреть следующие вопросы:

 Вопросы урока:

(Показ 13 слайда).

Что такое диаграмма, каково их назначение?

Какие могут быть диаграммы?

Как построить диаграмму MS Excel ?

Назначение и основные типы диаграмм

(Показ 14 слайда).

Диаграмма – это представление данных таблицы в графическом виде, которое используется для анализа и сравнения данных.

Диаграммы как мы убедились, являются средством наглядного представления данных и облегчают выполнение сравнений, выявление закономерностей и тенденций данных.

Табличный процессор MS Excel позволяет построить 14 стандартных видов диаграмм. Из них наиболее часто применяют четыре вида:

График

(Показ 15 слайда).

Полигон. (график) С помощью полигона часто иллюстрируют динамику изменения статистических данных во времени. Для построения полигона отмечают в координатной плоскости точки, абсциссами которых служат моменты времени, а ординатами- соответствующие им статистические данные. Соединив последовательно эти точки отрезками, получают ломанную, которую называют полигоном.

Гистограмма

(Показ 16слайда).

Гистограмма(разновидность столбчатых диаграмм) служит для изображения интервальных рядов данных , она представляет  собой ступенчатую фигуру, составленную из сомкнутых прямоугольников. Основание каждого прямоугольника равно длине интервала, а высота – частоте или относительной частоте. В отличие от обычной столбчатой диаграммы, основание прямоугольников выбираются не произвольно, а строго определены длинной интервала.

Круговая диаграмма

(Показ 17слайда).

Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое (100%). Круговые диаграммы удобно использовать для наглядного изображения соотношения между частями исследуемой совокупности. Если в результат статистического исследования представлен в виде таблицы относительных частот, то для построения круговой диаграммы «в ручную» круг разбивается на сектора, центральные углы которых пропорциональны относительным частотам, определённым для каждой группы данных

Круговая диаграмма сохраняет свою наглядность и выразительность лишь при небольшом числе частей совокупности

Столбчатая диаграмма

(Показ 18слайда).

Столбчатая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках. Столбчатые диаграммы используют тогда, когда хотят проиллюстрировать динамику изменения данных во времени или распределения данных, полученных в результате статистического исследования.  Если в ходе статистического исследования проведена группировка одинаковых данных и для каждой группы указана соответствующая частота (или относительная частота) то при построении столбчатой  диаграммы «в ручную» каждая группа изображается на столбчатой диаграмме прямоугольником, высота которого при выбранном масштабе равна соответствующей частоте (или относительной частоте).

Для построения диаграмм можно выделить 7 этапов. Это (показ 19 слайда):

  1. Ввести табличные данные на листе.
  2. Выделить данные.
  3. Воспользоваться мастером диаграмм для пошагового создания диаграммы.
  4. Выбирать тип диаграммы.
  5. Уточнить исходные данные.
  6. Задать различные параметры.
  7. Разместить на отдельном листе или на листе с данными.

Замечательным свойством электронных таблиц является возможность графического представления числовой информации, содержащейся в таблице. Для этого существует специальный графический  режим работы  табличного процессора. В графическом режиме можно строить диаграммы различных типов, что придаёт наглядность числовым зависимостям. В частности диаграммы используются для наглядного представления данных, полученных в результате статистического исследования.

Пример построения диаграммы  (работа выполняется вместе с учащимися).

Пусть, например, на основе изучения вопроса о количестве детей в семьях, проживающих в стране, была составлена таблица частот:

Количество детей

0

1

2

3

4

5

Частота

12

23

32

10

5

2

Алгоритм построения

1) Заполнить таблицу.

2) Выделить Диапазон, в нашем случае (B1:B7), на панели инструментов вверху найти кнопку Мастер диаграмм  или Вставка —> Диаграмма

3)Определить тип диаграммы, в нашем случае Стандартные—>Гистограмма

4) Щелчок на кнопке Далее.

5) Выбрать вкладку Ряд —>Имя нажать кнопку и выделить в таблице Диапазон A2:A7 , снова нажать кнопку , затем щелчок на кнопке Далее

6)Вкладка Заголовки – вводим названия диаграммы и подписи осей;

7)Щелчок на кнопке Далее.

8)Выбор места размещения (отдельный или имеющийся);

9)Щелчок на кнопке Готово.

Диаграмма построена.

Аналогично строятся другие типы диаграмм.

4.Закрепление посредством индивидуальной практической работы

Перед тем как приступить к работе, напоминаю вам о правилах поведения в компьютерном классе, правилах работы за компьютером, правилах техники безопасности.

Перед вами лежат «Карточки-инструкции», т.е ход выполнения  задания, а также самооценка вашей работы, которую вы заполните после выполнения работы.

1.Построить диаграмму по следующим данным:

Здоровье человека зависит от следующих факторов:

50% - образ жизни;

20% - наследственность;

20% - экологическая обстановка;

10% - здравоохранение.

(показ 20 слайда)

2. Вам дается четыре параметра оценки экологического состояния города:

-состояние флоры страны-4

- состояние водного режима-3

- состояние воздушной среды-2

- дизайн страны-8

Построить круговую диаграмму:

(показ 21 слайда)

3. Построить график функции

на отрезке [-3;3] с шагом 0,2. Сохранить книгу в своей папке. (Дополнительное задание).

(показ 22 слайда)

Ребята на компьютерах строят диаграмму. Учитель индивидуально работает с каждым учеником, обращая внимание на разнообразие типов диаграмм, замену исходных данных и установку параметров.

Физминутка.

(показ 23-25 слайда)

Повторение пройденного. §.3.7. ст.124

(показ 26 слайда)

Самооценка.

(показ 27 слайда)

Проверка работы проверяется в том случае, когда учащийся построил таблицу и диаграмму.

  1. За верно построенную таблицу – 2 балла
  2. За оформление таблицы – 1 балл
  3. За применение алгоритма построения диаграммы - 1 балла
  4. За оформление диаграммы – 1 балл
  5. За каждое не выполненное действие (-1) балл
  6. За правильный ответ в тестировании – 1 балл
  7. За закрепление изученного – 1 балл

5. Итог урока/ оценки.

Спасибо вам за хорошую работу! Тема «Построение диаграмм в электронных таблицах MS Excel» успешно пройдена и усвоена. Цель урока достигнута, мы с вами познакомились с графическими возможностями MS Excel  и научились строить диаграммы и графики.

6. Домашнее задание (раздается на листках) . На уроках географии вы изучаете тему «Глобальные проблемы человечества», одной из которых является, экологическая .

ЗАДАНИЕ. Оценить экологическое состояние окружающей среды возле своего дома. Вам дома необходимо выбрать 4-е основных параметра, оценить каждый параметр. Построить гистограмму или график, этой диаграммой вы сможете воспользоваться на уроке географии.  Представить результаты на следующий урок на любом из носителей. Выучить §.3.7.

 В заключение урока я хочу пожелать, чтобы вы, работая с компьютером, всегда выполняли правила техники безопасности, и следили за своим здоровьем.

Успехов в дальнейшей учебе!

Спасибо, урок окончен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок по теме:

«Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах MS Excel».

 

 

Учитель информатики        Мандыбура т.в.

 

 

 

 

doc
Додано
9 лютого 2018
Переглядів
1294
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку