Урок природознавства у 3 класі "Корисні копалини"

Про матеріал

Урок природоведенья, 3 класс, "Полезные ископаемые"

Цели урока:

1. Сформировать понятие «полезные ископаемые», «геолог», «экспедиция»; познакомить со свойствами полезных ископаемых, их применением и способом добычи.

2. Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.

3. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Перегляд файлу

Урок природоведенья   в 3-м классе

Тема. Полезные ископаемые

Цели урока:

1. Сформировать понятие «полезные ископаемые», «геолог», «экспедиция»; познакомить со свойствами полезных ископаемых, их применением и способом добычи.

 2. Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал,   делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.

 3. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геолог, экспедиция.

Оборудование: телевизор, коллекция ископаемых, глобус, магнитофон.

Дидактические материалы: образцы горных пород, таблица для внесения сведений  о свойствах полезных ископаемых, карта знаний, изображения, карточки  с заданиями.

Ход урока

І. Организационный момент. Психологический настрой.

- Посмотрите друг на друга, настройтесь  на рабочее настроение на весь урок. Я всем вам желаю интересного урока.

II. Актуализация опорных знаний

1. Чтение письма от гномов

- Сегодня утром, когда я вошла в класс, я увидела на столе письмо! Послушайте его.

Здравствуйте, учащиеся 3-В класса.

Пишут Вам Умник, Ворчун, Весельчак, Соня, Скромник, Чихун и Простак. Мы случайно узнали, что сейчас вы изучаете горные породы. Очень просим Вас  внимательно изучить эту тему, ведь богатство Земли находится под угрозой! Все в ваших руках! Чудеса случаются!

 С уважением, СЕМЬ ГНОМОВ.

- О чем нас просят гномы?

- Выполним их просьбу?

- Тогда начинаем урок!

- Вы разделились по группам. Каждая группа имеет свое название. Прочитайте его. (Угольщики, Газовщики, Нефтяники, Торфяники )

- Эти названия не простые. Они будут ключом в одном из заданий.

2. Правила работы в группе.

- Чтобы работать слаженно, вспомним правила работы в группах:

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не перебивай.

4. Не согласен – предлагай!

5. Работай в полную силу.

- Давайте все вместе произнесем девиз работы в группе:

«Вместе не трудно, вместе не тесно,

вместе легко и всегда интересно!

3. Отгадывание загадок. ( «Загадочное задание» от Простака)

- И вот 1 задание от Простака. Отгадайте загадки.

1.Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

- Что помогло отгадать вам загадку?

- Какое свойство воздуха прозвучало в загадке?

- А какие еще свойства воздуха вы знаете?

- Воздух – это ценность для человека? Почему?

2. Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

- Что помогло отгадать вам эту загадку?

- Где  еще в природе содержится вода?

- Почему вода может быть «стеклянной»?

- Вода – это богатство? Почему?

3. И топчут ее, и режут ее –

Она не серчает, добром отвечает. (Земля)

- Что помогло вам отгадать эту загадку?

- Почему в загадке говорится, что землю режут?

- Давайте вспомним, что такое горные породы?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщения темы и задач урока.

1. Беседа

- Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна ее природа. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в ней. 

- Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? ( О полезных ископаемых)

- Правильно. И сегодня мы не только узнаем, какие полезные ископаемые бывают, но и то, какие свойства они могут иметь, где и как добываются, как используются человеком.

IV. Изучение нового материала

1. Работа с учебником. ( «Поисковое задание» от Умника)

 - А вот и 2 задание. Гном Умник спрашивает, что такое «полезные ископаемые»?

- Откройте учебники на странице 47. Прочитайте рассказ господина Крота. В нем вы найдете ответ на вопрос гнома.

- Итак, что мы называем «полезными ископаемыми»? (Все горные породы, которые используются людьми)

- Запишем в тетради полученное определение. (с.15, № 4)

2. Работа в группах («Выборочное задание» от Сони). Демонстрация образцов полезных ископаемых.

- Перейдем к  3 «Выборочному» заданию от Сони.

- На карточках, которые лежат у вас на столах, спрятались названия  полезных ископаемых. Работая в команде, отыщите и подчеркните их.


Карточка №1

Книга

Песок

Соль

Свекла

Гранит

Град

Железная руда

Электричество

 

Карточка №2

Зонтик

Глина

Известняк

Сахар

Нефть

Золото

Шампунь

Алмазы

 

Карточка №3

Шёлк

Картофель

Мел

Мрамор

Уголь

Снег

Водопад

Изумруд

 

Карточка №4

Песчаник

Кварц

Кирпич

Морковь

Медная руда

Вата

Торф

Природный газ


- Зачитайте, что вы выбрали.

- Сегодня у нас в классе проходит целая выставка полезных ископаемых. Здесь есть и мел, и гранит и янтарь. И еще очень много интересных пород.

- Рассмотреть поближе коллекцию полезных ископаемых можно будет на перемене.

3. Проблемная ситуация. «Проблемное задание»  от Ворчуна.

-А вот  4 карточка от Ворчуна. Когда-то  он  строил дом из песка. Но каждый раз этот домик рушился. Ворчун спрашивает, почему так происходило и какой выход ему удалось найти.

- Можно ли из песка и воды построить прочный дом? Почему?

- Значит, для того, чтобы грамотно использовать полезные ископаемые, надо знать их свойства.

4. Знакомство с профессией геолога.(«Объяснительное задание» от Весельчака)

- Я знаю, что не только я получила письмо от гномов. Что попросил узнать гном Весельчак?

(- Гном Весельчак просил нас узнать, что такое «экспедиция» и кто такой «геолог».

- Важной и ответственной горной профессией является профессия геолога. Он занимается нахождением полезных ископаемых. Геолог много времени проводит в горных экспедициях.

- Путешествие, поездка, поход  с определенной целью – это экспедиция.)

-  Прежде чем перейти к следующему заданию, я предлагаю вам представить, что вы юные геологи, которые отправляются в экспедицию.

- На каком виде транспорта можно отправиться в экспедицию?

5. Физкультминутка «Самолет»

6. Свойства полезных ископаемых. («Видеозадание» от Скромника)

- А Скромник прислал нам целый фильм! Просмотрев его, мы сможем определить свойства угля, нефти, природного газа и торфа, узнаем, как их добывают и где используют. 

- Сможете ли вы догадаться, какая группа, какое полезное ископаемое будет исследовать?

- Ознакомьтесь с таблицей. Какие колонки в ней нужно заполнить?

(С помощью просмотра видеоролика дети заполняют таблицу)

Название

Состояние

(подчеркнуть)

Цвет

Основное свойство

Где используют

Каменный уголь

Жидкое

Твердое

Газообразное

 

 

 

Нефть

Жидкое

Твердое

Газообразное

 

 

 

Природный газ

Жидкое

Твердое

Газообразное

 

 

 

Торф

Жидкое

Твердое

Газообразное

 

 

 

- Зачитаем по группам, что вышло.

- Наш край называют шахтерским. Почему?

V. Закрепление изученного материала

1. Работа с учебником. Работа в тетрадях.( «Заключительное задание» от Чихуна)

- Чихун предлагает нам прочитать объяснения господина Крота на странице 48. Из его рассказа мы узнаем, как добывают полезные ископаемые.

- В упражнении 7 на странице 16 необходимо соединить стрелками полезные ископаемые и способы их добычи. Советуясь в группе, выполните это задание.

- Что у вас вышло?

- Ну что же, мы узнали все, о чем нас просили гномы, но самое главное мы не сказали!

Послушайте, какую интересную информацию  я прочла в одной газете.

Чтобы перевезти все полезные ископаемые, которые добывают за 1 год из недр Земли, надо было бы построить такой гигантский поезд, который бы 18 раз опоясал земной шар!

- Выходит, что полезных ископаемых очень много! Значит ли это, что о них не надо заботиться и расходовать экономно?

(Количество полезных ископаемых – ограничено. Их запасы невозможно восстановить.)

- А сколько раз бы опоясал земной шар поезд, чтобы перевезти полезные ископаемые, добываемые за 6 месяцев?

- Каким словом можно заменить слово «гигантский»?(Большой, огромный)

- Как называются слова, близкие по значению?

VI. Итог урока

3. Рефлексия 

- Что нового узнали на уроке?

- Какие полезные ископаемые запомнили?

- Как их надо расходовать?

- Что было самым интересным?

- Что было самым трудным?

- Давайте раскроем последнюю карточку от гномов.

(Загляните за цветок у доски)

Дорогие ребята!

Это сокровище мы оставили для вас. Спасибо, что не поленились и выполнили все наши задания, что работали слаженно, делясь своими знаниями. Помните! В знаниях – огромная сила и богатство! Будьте добрее и мир вокруг вас станет лучше.

С уважением, СЕМЬ ГНОМОВ.

- Что пообещаем гномам?

3. Оценивание работы.

4.  Домашнее задание 

С.48-49 читать, отвечать на вопросы.

Дополнительное задание: подготовить рассказ о свойствах гранита, его добыче и использовании.

1

 

docx
Додано
8 листопада 2018
Переглядів
838
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку