Урок природоведенья, 3 класс, "Полезные ископаемые"
Цели урока:
1. Сформировать понятие «полезные ископаемые», «геолог», «экспедиция»; познакомить со свойствами полезных ископаемых, их применением и способом добычи.
2. Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.
3. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
Цели урока:
1. Сформировать понятие «полезные ископаемые», «геолог», «экспедиция»; познакомить со свойствами полезных ископаемых, их применением и способом добычи.
2. Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.
3. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-исследование.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Термины и понятия: полезные ископаемые, геолог, экспедиция.
Оборудование: телевизор, коллекция ископаемых, глобус, магнитофон.
Дидактические материалы: образцы горных пород, таблица для внесения сведений о свойствах полезных ископаемых, карта знаний, изображения, карточки с заданиями.
Ход урока
І. Организационный момент. Психологический настрой.
- Посмотрите друг на друга, настройтесь на рабочее настроение на весь урок. Я всем вам желаю интересного урока.
II. Актуализация опорных знаний
1. Чтение письма от гномов
- Сегодня утром, когда я вошла в класс, я увидела на столе письмо! Послушайте его.
Здравствуйте, учащиеся 3-В класса.
Пишут Вам Умник, Ворчун, Весельчак, Соня, Скромник, Чихун и Простак. Мы случайно узнали, что сейчас вы изучаете горные породы. Очень просим Вас внимательно изучить эту тему, ведь богатство Земли находится под угрозой! Все в ваших руках! Чудеса случаются!
С уважением, СЕМЬ ГНОМОВ.
- О чем нас просят гномы?
- Выполним их просьбу?
- Тогда начинаем урок!
- Вы разделились по группам. Каждая группа имеет свое название. Прочитайте его. (Угольщики, Газовщики, Нефтяники, Торфяники )
- Эти названия не простые. Они будут ключом в одном из заданий.
2. Правила работы в группе.
- Чтобы работать слаженно, вспомним правила работы в группах:
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не перебивай.
4. Не согласен – предлагай!
5. Работай в полную силу.
- Давайте все вместе произнесем девиз работы в группе:
«Вместе не трудно, вместе не тесно,
вместе легко и всегда интересно!
3. Отгадывание загадок. ( «Загадочное задание» от Простака)
- И вот 1 задание от Простака. Отгадайте загадки.
1.Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
- Что помогло отгадать вам загадку?
- Какое свойство воздуха прозвучало в загадке?
- А какие еще свойства воздуха вы знаете?
- Воздух – это ценность для человека? Почему?
2. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
- Что помогло отгадать вам эту загадку?
- Где еще в природе содержится вода?
- Почему вода может быть «стеклянной»?
- Вода – это богатство? Почему?
3. И топчут ее, и режут ее –
Она не серчает, добром отвечает. (Земля)
- Что помогло вам отгадать эту загадку?
- Почему в загадке говорится, что землю режут?
- Давайте вспомним, что такое горные породы?
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщения темы и задач урока.
1. Беседа
- Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна ее природа. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в ней.
- Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? ( О полезных ископаемых)
- Правильно. И сегодня мы не только узнаем, какие полезные ископаемые бывают, но и то, какие свойства они могут иметь, где и как добываются, как используются человеком.
IV. Изучение нового материала
1. Работа с учебником. ( «Поисковое задание» от Умника)
- А вот и 2 задание. Гном Умник спрашивает, что такое «полезные ископаемые»?
- Откройте учебники на странице 47. Прочитайте рассказ господина Крота. В нем вы найдете ответ на вопрос гнома.
- Итак, что мы называем «полезными ископаемыми»? (Все горные породы, которые используются людьми)
- Запишем в тетради полученное определение. (с.15, № 4)
2. Работа в группах («Выборочное задание» от Сони). Демонстрация образцов полезных ископаемых.
- Перейдем к 3 «Выборочному» заданию от Сони.
- На карточках, которые лежат у вас на столах, спрятались названия полезных ископаемых. Работая в команде, отыщите и подчеркните их.
Карточка №1
Книга
Песок
Соль
Свекла
Гранит
Град
Железная руда
Электричество
Карточка №2
Зонтик
Глина
Известняк
Сахар
Нефть
Золото
Шампунь
Алмазы
Карточка №3
Шёлк
Картофель
Мел
Мрамор
Уголь
Снег
Водопад
Изумруд
Карточка №4
Песчаник
Кварц
Кирпич
Морковь
Медная руда
Вата
Торф
Природный газ
- Зачитайте, что вы выбрали.
- Сегодня у нас в классе проходит целая выставка полезных ископаемых. Здесь есть и мел, и гранит и янтарь. И еще очень много интересных пород.
- Рассмотреть поближе коллекцию полезных ископаемых можно будет на перемене.
3. Проблемная ситуация. «Проблемное задание» от Ворчуна.
-А вот 4 карточка от Ворчуна. Когда-то он строил дом из песка. Но каждый раз этот домик рушился. Ворчун спрашивает, почему так происходило и какой выход ему удалось найти.
- Можно ли из песка и воды построить прочный дом? Почему?
- Значит, для того, чтобы грамотно использовать полезные ископаемые, надо знать их свойства.
4. Знакомство с профессией геолога.(«Объяснительное задание» от Весельчака)
- Я знаю, что не только я получила письмо от гномов. Что попросил узнать гном Весельчак?
(- Гном Весельчак просил нас узнать, что такое «экспедиция» и кто такой «геолог».
- Важной и ответственной горной профессией является профессия геолога. Он занимается нахождением полезных ископаемых. Геолог много времени проводит в горных экспедициях.
- Путешествие, поездка, поход с определенной целью – это экспедиция.)
- Прежде чем перейти к следующему заданию, я предлагаю вам представить, что вы юные геологи, которые отправляются в экспедицию.
- На каком виде транспорта можно отправиться в экспедицию?
5. Физкультминутка «Самолет»
6. Свойства полезных ископаемых. («Видеозадание» от Скромника)
- А Скромник прислал нам целый фильм! Просмотрев его, мы сможем определить свойства угля, нефти, природного газа и торфа, узнаем, как их добывают и где используют.
- Сможете ли вы догадаться, какая группа, какое полезное ископаемое будет исследовать?
- Ознакомьтесь с таблицей. Какие колонки в ней нужно заполнить?
(С помощью просмотра видеоролика дети заполняют таблицу)
Название |
Состояние (подчеркнуть) |
Цвет |
Основное свойство |
Где используют |
Каменный уголь |
Жидкое Твердое Газообразное |
|
|
|
Нефть |
Жидкое Твердое Газообразное |
|
|
|
Природный газ |
Жидкое Твердое Газообразное |
|
|
|
Торф |
Жидкое Твердое Газообразное |
|
|
|
- Зачитаем по группам, что вышло.
- Наш край называют шахтерским. Почему?
V. Закрепление изученного материала
1. Работа с учебником. Работа в тетрадях.( «Заключительное задание» от Чихуна)
- Чихун предлагает нам прочитать объяснения господина Крота на странице 48. Из его рассказа мы узнаем, как добывают полезные ископаемые.
- В упражнении 7 на странице 16 необходимо соединить стрелками полезные ископаемые и способы их добычи. Советуясь в группе, выполните это задание.
- Что у вас вышло?
- Ну что же, мы узнали все, о чем нас просили гномы, но самое главное мы не сказали!
Послушайте, какую интересную информацию я прочла в одной газете.
Чтобы перевезти все полезные ископаемые, которые добывают за 1 год из недр Земли, надо было бы построить такой гигантский поезд, который бы 18 раз опоясал земной шар!
- Выходит, что полезных ископаемых очень много! Значит ли это, что о них не надо заботиться и расходовать экономно?
(Количество полезных ископаемых – ограничено. Их запасы невозможно восстановить.)
- А сколько раз бы опоясал земной шар поезд, чтобы перевезти полезные ископаемые, добываемые за 6 месяцев?
- Каким словом можно заменить слово «гигантский»?(Большой, огромный)
- Как называются слова, близкие по значению?
VI. Итог урока
3. Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
- Какие полезные ископаемые запомнили?
- Как их надо расходовать?
- Что было самым интересным?
- Что было самым трудным?
- Давайте раскроем последнюю карточку от гномов.
(Загляните за цветок у доски)
Дорогие ребята!
Это сокровище мы оставили для вас. Спасибо, что не поленились и выполнили все наши задания, что работали слаженно, делясь своими знаниями. Помните! В знаниях – огромная сила и богатство! Будьте добрее и мир вокруг вас станет лучше.
С уважением, СЕМЬ ГНОМОВ.
- Что пообещаем гномам?
3. Оценивание работы.
4. Домашнее задание
С.48-49 читать, отвечать на вопросы.
Дополнительное задание: подготовить рассказ о свойствах гранита, его добыче и использовании.
1