Урок русского языка в 7 классе на тему "Глагол, его грамматические категории. Работа с прозаическими и поэтическими текстами"

Про матеріал
План уроку російської мови в українській школі (7 клас), поєднання на уроці мовного матеріалу та образотворчого.
Перегляд файлу

                     Урок русского языка в 7-ом классе

Тема   Глагол,  его  грамматические  категории.  Работа  с  текстами   прозаическими   и  поэтическими, наблюдения.

Цель:  закрепление    знаний   учащихся   по   изученной  теме,  их   связь  с  предметами

            литература, живопись;  повторение  правил  написания глагола и его особых форм;

            развитие  познавательного  интереса  к  русскому  языку;  развитие   навыков 

            коллективной работы в сочетании с самостоятельной; формирование воображения,  ассоциативного и логического мышления, языкового чутья, чувства красоты языка; воспитание умения внимательно слушать, уважать мнение других.

Оборудование: компьютерные задания (составление визитки писателя и художника), записи СД (шум моря, фильм «И.К.Айвазовский и Феодосия»), портреты А.С.Пушкина, А.С.Грина, тексты об Айвазовском, задания со стихами А.Пушкина, отрывками из произведений А.Грина.

Урок развития речи

 

                                     Ход урока

Учитель.

Какую тему мы сегодня закрепляем?

Дети.

Глагол, его грамматические категории и особые формы.

Учитель.

Начнём работу с того что вспомним о море. Каждый из нас хотя бы раз в жизни видел море,   любовался им, слушал его плеск. Давайте послушаем, как оно шумит, как бьются о берег его волны.

                          Запись морского прибоя.

Учитель.

Слушаем морской прибой и составляем небольшой текст с описанием моря, каким его себе представляем. Используем яркие, разнообразные глаголы, не забываем и об эпитетах, сравнениях.

                  Ученики пишут, затем зачитывают, что получилось.

                          Ученики получают 2 текста и сравнивают их

Текст 1.

Перед нами необозримо расстилалось море. Волны тихо бились о борт. Далеко в море виднелась коса. И там облаков было бесконечно много.

Текст 2.

Перед нами необозримо расстилалось море, залитое лучами утреннего солнца. Волны, маленькие игривые барашки, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт. Далеко в море, напоминая шрам, виднелась коса. И там, на краю моря, облаков было бесконечно много.

 

Учитель.

-  Какой из данных текстов богаче?

-  В каком тексте море представляется выразительным, во всём своём могуществе и красоте?

-  Что потерял первый отрывок? Чего ему не хватает? ( образности, эмоциональности, красочности)

-  За счёт чего всё это восполняется во втором тексте? (за счёт причастных и деепричастных оборотов, особых форм глагола)

-  Найдите во втором тексте особые формы глагола и подчеркните их (подчёркивание причастий и деепричастий)

               

Учитель.

Многие писатели, художники любили море и обращались к нему в своём творчестве. Случайно ли расположены рядом портреты писателей А.Пушкина, А.Грина и художника И.К.Айвазовского? Что их связывает? ( их связывает любовь к морю)

-  А.С.Пушкин увидел море, когда путешествовал по Кавказу и Крыму вместе с семьёй  Раевских. Так появилось стихотворение «К морю». Кстати, написано оно на берегу нашего Азовского моря.

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз.

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго помнить буду

Твой гул в вечерние часы.

 

Учитель.

Поэт словно предчувствует, что уже никогда не увидит море, это их последняя встреча. Так и случится, после южной ссылки судьба уже не приведёт поэта к морю, а в 1837 году он погибнет на дуэли.

- Но как поэт в своём стихотворении называет море? ( свободной стихией, сам Пушкин не по своей воле оказался в южной ссылке, он не был свободен)

-  Почему поэт дважды говорит «прощай»? ( ему не хочется расставаться)

-  С кем он сравнивает море?  ( с другом)

-  Какие эпитеты использует для  его описания? (грустный шум, шум призывный, торжественной красы)

-  Какие глаголы использует поэт в описании действий моря? (катишь, блещешь)

-  Назовите спряжение и вид этих глаголов.(1,2 спряжение, несовершенный вид)

 

Учитель.

Жизнь Александра Грина тоже неразрывно связана с морем. Удивительный человек, живший в сером, обычном мире и мечтавший о сказке, творивший эту сказку для других.

Послушаем рассказ ребят о Грине.

               

                       Рассказ учеников 1-ой группы о А.Грине( с видеопрезентацией)

 

                       Раздача листов с текстами для наблюдений

Учитель.

Перед вами 2 текста – отрывка из произведения А.Грина «Алые паруса». Прочтём первый текст.

1 текст.  

  Море, обведённое по горизонту золотой нитью, ещё спало; лишь под обрывом, в лужах береговых ям, вздымалась и опадала вода. Стальной у берега цвет спящего океана переходил в синий и чёрный. За золотой нитью небо, вспыхивая, сияло огромным веером света; белые облака тронулись слабым румянцем. Тонкие, божественные цвета светились в них. На чёрной дали легла уже трепетная снежная белизна; река блестела и багровый разрыв, вспыхнув средь золотой нити, бросил по океану, к ногам Ассоль, алую рябь…

     Она села, подобрав ноги, с руками вокруг колен. Внимательно наклонясь к морю, смотрела она на горизонт большими глазами, в которых не осталось ничего взрослого, - глазами ребёнка. Всё, чего она ждала так долго и горячо, делалось там, на краю света.

     Из заросли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой  середине зари. Из этой дали он был виден ясно, как облака. Разбрасывая веселье, он пылал, как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь. Корабль шёл прямо к Ассоль.

2 текст

     - Не знаю, сколько пройдёт лет, только в Каперне расцветёт одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберётся народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдёт величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывёт от него быстрая лодка. «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» - спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца, он будет стоять и протягивать к тебе руки. – «Здравствуй, Ассоль, - скажет он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в своё царство».

Учитель.

-   Ребята, кто из вас читал сказку А.Грина «Алые паруса»? Это отрывки из произведения.

  Первый текст – это сон, приснившийся девочке Ассоль. Второй – предсказание, которое сделал ей Эгль.

-  Сравните глаголы  в текстах. В каком времени они употреблены?( в прошедшем и будущем)

-  Это глаголы какого наклонения? ( изъявительного)

-  Найдите описание моря. Какие цвета в нём преобладают?

-  Укажите особые формы глагола, подчеркните их.

-  Каким видится корабль в первом и втором текстах?

-  А какой представляется Ассоль – реальная и в предсказании? (Она не меняется)

-  Какие яркие сравнения использованы в первом тексте? ( корабль пылал, как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь)

Учитель.

Александр Грин любил Феодосию. В Феодосии сегодня есть музей – его мастерская. С этим же городом связано имя ещё одного известного человека – художника –мариниста И.К.Айвазовского. Если поэт рисует образ моря словами, создаёт его с помощью выразительных средств, интонаций, синтаксических конструкций, то художник использует образы, воплощённые с помощью красок. Мы сказали, что Айвазовский – маринист. Как вы понимаете значение этого слова?   Обращение к толковому словарю (маринист)

 

- Маринист – художник, рисующий море. Для рисования моря нужен особый талант, так как рисуешь не с натуры, а то, что постоянно меняется.

Учитель.

  Ребята подготовили рассказ о художнике.

 

   Рассказ учеников об И.К.Айвазовском

 

Учитель.

  Как-то Иван Айвазовский упомянул об истории своего отца.

    «Я родился в городе Феодосии в 1817 году, но настоящая родина моего отца была далеко не здесь, не в России. Кто бы мог подумать, что война – этот бич всеистребляющий – послужила к тому, что жизнь моя сохранилась  и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Чёрного моря. А между тем это было так. В 1770 году русская армия осадила Бендеры. Крепость была взята, и русские солдаты, раздражённые упорным сопротивлением и гибелью товарищей, рассеялись по городу и, внимая только чувству мщения, не щадили ни пола, ни возраста. В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Поражённый смертельно одним русским гренадёром, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесён над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: «Остановись! Это сын мой! Он христианин!» Благодарная ложь послужила во спасение, и ребёнок был пощажён. Ребёнок этот и был отец мой. Добрый армянин сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константин и дав ему фамилию Гайзов, что на турецком языке означает «секретарь».

 

Учитель. (идёт демонстрация картин И.К.Айвазовского)

   Ребята, давайте рассмотрим картины художника. Вы видите, что море может быть разным: игривым, спокойным, величественным, своенравным. На этих картинах оно ещё не успокоилось после ночной бури. Но заря загорается, волны потихоньку теряют свои силы, прибивая к берегу раненный бурей корабль.

Учитель.

  Как-то один, мальчик, посетив музей Айвазовского и увидев его картины, написал стихи:

Мчится бриг на парусах,

С ветром и волнами споря.

Айвазовский написал

Этот бриг и это море.

Я перед картиною

Оторвать не в силах взора –

Как на палубе стою

Среди синего простора.

   Это действительно те чувства, которые мы ощущаем перед полотнами этого художника.

 

Учитель.

  Поработаем с текстом. Прочтите текст и осложните его  причастными и деепричастными оборотами, впишите их на месте лакун.

На картинах И.К.Айвазовского изображено море после ночи,_____. Лучи солнца осветили океан,______,и людей,_____. Зритель,________, понимает, какая страшная гроза бушевала ночью, какое бедствие терпел,________, экипаж корабля, как гибли,_____, моряки.

Учитель.

-  Что изменилось в тексте, когда вы осложнили его? ( усилилась картина ужасной бури, появилась дополнительная информация).

 -  Какова же роль в предложении причастных и деепричастных оборотов?  (они помогают сделать текст красочным, ярким, эмоционально и информационно насыщенным)    

                

      Работа с текстами, выполнение заданий

 

 

Текст1.

   Шесть тысяч картин за одну жизнь! И вечный поиск! Он любил море, знакомое с детства, рисовал его углём на белых стенах феодосийских домов. Семья будущего художника в те времена была очень бедной, и денег, необходимых на краски, кисти, бумагу, холсты, у родителей Вани не было. Но чудеса, описанные в сказках, всё-таки случаются. Рисунки мальчика на стенах увидел градоначальник Феодосии. Не рассердившись и не наказав мальчика, он определил его сначала в гимназию, а затем – направил учиться в Петербург, в Академию художеств.

Текст 2.

   Удивительно доброе, узнаваемое сегодня многими, открытое лицо. Безграничная любовь к родной Феодосии. Айвазовский, став известным художником, заслужив мировое признание, вернулся в родной город и занялся его благоустройством. Благодаря ему в Феодосии появился водопровод, так необходимый людям, был построен морской торговый порт проложена железная дорога, действующая и сегодня. Он подарил городу прекрасный фонтан – единственный в городе фонтан, где вода была бесплатна. А в те времена это был чрезвычайно щедрый дар городу-  50 тысяч вёдер чистой воды в день!

- О чём говорится в первом тексте? ( о счастливой судьбе мальчика, его талант был замечен и ему помогли стать художником, произошло чудо, как произошло оно в повести А.Грина, только на этот раз чудо своими руками сделал градоначальник Феодосии)

-  Как бы вы озаглавили этот текст? (Любовь к морю, Чудеса случаются)

-  Найдите глаголы, которые рассказывают о поступках градоначальника( увидел, определил, направил учиться)

-  Определите тему второго текста и основную мысль ( огромно значение доброй воли художника для жизни Феодосии, он много сделал для людей; главная мысль текста – это великие заслуги художника перед городом)

-  Каким человеком предстаёт перед нами Айвазовский?

-  Первый текст по типу – повествование, второй – описание. В первом рассказывается история становления художника, во втором – перечисляются добрые дела художника, его заслуги перед родным городом.

-  Что можно сказать о глаголах и их формах в тексте? (найти причастные и деепричастные обороты, определить их роль в раскрытии характера художника)

- Для чего служат эти обороты? ( помогают лучше узнать художника, его характер)

 Учитель.

 Мы с вами отправляемся на экскурсию в Феодосию, родной  и бесконечно любимый город  И.К.Айвазовского.

 

               Просмотр фильма «И.К.Айвазовский и Феодосия»

 

 Учитель.

-  О чём мы с вами сегодня говорили? (о любви к морю писателей и художников)

-   С творчеством каких писателей познакомились? (Пушкина и Грина)

-  Как относились они к морю? ( восхищались его красотой, видели в море друга, писали о нём)

-   Что вы узнали о жизни и творчестве Грина?

-  Почему Айвазовского называли маринистом?

-   С каким городом связана жизнь Айвазовского?

-  Какую языковую тему сегодня закрепляли?

Учитель.

-  А сейчас мы поработаем над изготовлением визитки двух известных поклонников моря – Александра Грина и Ивана Айвазовского. Всё необходимое для этого вы подготовили.

 

                         Составление визитки, её презентация

Учитель.

-  Каждый из вас старался, применил и нужные компоненты, и творчество, и фантазию. А самое главное – вы больше узнали о литературе и живописи, прикоснулись к прекрасному.                    

-  Завершая урок, хочется пожелать всем нам делать чудеса своими руками, как делали это герои А.Грина, как сделал градоначальник Феодосии. Ведь так приятно, когда другие радуются твоим делам!

 

1

 

docx
Додано
27 листопада 2020
Переглядів
494
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку