Урок русского языка в 7-ом классе
Тема Глагол, его грамматические категории. Работа с текстами прозаическими и поэтическими, наблюдения.
Цель: закрепление знаний учащихся по изученной теме, их связь с предметами
литература, живопись; повторение правил написания глагола и его особых форм;
развитие познавательного интереса к русскому языку; развитие навыков
коллективной работы в сочетании с самостоятельной; формирование воображения, ассоциативного и логического мышления, языкового чутья, чувства красоты языка; воспитание умения внимательно слушать, уважать мнение других.
Оборудование: компьютерные задания (составление визитки писателя и художника), записи СД (шум моря, фильм «И.К.Айвазовский и Феодосия»), портреты А.С.Пушкина, А.С.Грина, тексты об Айвазовском, задания со стихами А.Пушкина, отрывками из произведений А.Грина.
Урок развития речи
Ход урока
Учитель.
Какую тему мы сегодня закрепляем?
Дети.
Глагол, его грамматические категории и особые формы.
Учитель.
Начнём работу с того что вспомним о море. Каждый из нас хотя бы раз в жизни видел море, любовался им, слушал его плеск. Давайте послушаем, как оно шумит, как бьются о берег его волны.
Запись морского прибоя.
Учитель.
Слушаем морской прибой и составляем небольшой текст с описанием моря, каким его себе представляем. Используем яркие, разнообразные глаголы, не забываем и об эпитетах, сравнениях.
Ученики пишут, затем зачитывают, что получилось.
Ученики получают 2 текста и сравнивают их
Текст 1.
Перед нами необозримо расстилалось море. Волны тихо бились о борт. Далеко в море виднелась коса. И там облаков было бесконечно много.
Текст 2.
Перед нами необозримо расстилалось море, залитое лучами утреннего солнца. Волны, маленькие игривые барашки, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт. Далеко в море, напоминая шрам, виднелась коса. И там, на краю моря, облаков было бесконечно много.
Учитель.
- Какой из данных текстов богаче?
- В каком тексте море представляется выразительным, во всём своём могуществе и красоте?
- Что потерял первый отрывок? Чего ему не хватает? ( образности, эмоциональности, красочности)
- За счёт чего всё это восполняется во втором тексте? (за счёт причастных и деепричастных оборотов, особых форм глагола)
- Найдите во втором тексте особые формы глагола и подчеркните их (подчёркивание причастий и деепричастий)
Учитель.
Многие писатели, художники любили море и обращались к нему в своём творчестве. Случайно ли расположены рядом портреты писателей А.Пушкина, А.Грина и художника И.К.Айвазовского? Что их связывает? ( их связывает любовь к морю)
- А.С.Пушкин увидел море, когда путешествовал по Кавказу и Крыму вместе с семьёй Раевских. Так появилось стихотворение «К морю». Кстати, написано оно на берегу нашего Азовского моря.
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго помнить буду
Твой гул в вечерние часы.
Учитель.
Поэт словно предчувствует, что уже никогда не увидит море, это их последняя встреча. Так и случится, после южной ссылки судьба уже не приведёт поэта к морю, а в 1837 году он погибнет на дуэли.
- Но как поэт в своём стихотворении называет море? ( свободной стихией, сам Пушкин не по своей воле оказался в южной ссылке, он не был свободен)
- Почему поэт дважды говорит «прощай»? ( ему не хочется расставаться)
- С кем он сравнивает море? ( с другом)
- Какие эпитеты использует для его описания? (грустный шум, шум призывный, торжественной красы)
- Какие глаголы использует поэт в описании действий моря? (катишь, блещешь)
- Назовите спряжение и вид этих глаголов.(1,2 спряжение, несовершенный вид)
Учитель.
Жизнь Александра Грина тоже неразрывно связана с морем. Удивительный человек, живший в сером, обычном мире и мечтавший о сказке, творивший эту сказку для других.
Послушаем рассказ ребят о Грине.
Рассказ учеников 1-ой группы о А.Грине( с видеопрезентацией)
Раздача листов с текстами для наблюдений
Учитель.
Перед вами 2 текста – отрывка из произведения А.Грина «Алые паруса». Прочтём первый текст.
1 текст.
Море, обведённое по горизонту золотой нитью, ещё спало; лишь под обрывом, в лужах береговых ям, вздымалась и опадала вода. Стальной у берега цвет спящего океана переходил в синий и чёрный. За золотой нитью небо, вспыхивая, сияло огромным веером света; белые облака тронулись слабым румянцем. Тонкие, божественные цвета светились в них. На чёрной дали легла уже трепетная снежная белизна; река блестела и багровый разрыв, вспыхнув средь золотой нити, бросил по океану, к ногам Ассоль, алую рябь…
Она села, подобрав ноги, с руками вокруг колен. Внимательно наклонясь к морю, смотрела она на горизонт большими глазами, в которых не осталось ничего взрослого, - глазами ребёнка. Всё, чего она ждала так долго и горячо, делалось там, на краю света.
Из заросли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине зари. Из этой дали он был виден ясно, как облака. Разбрасывая веселье, он пылал, как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь. Корабль шёл прямо к Ассоль.
2 текст
- Не знаю, сколько пройдёт лет, только в Каперне расцветёт одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберётся народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдёт величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывёт от него быстрая лодка. «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» - спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца, он будет стоять и протягивать к тебе руки. – «Здравствуй, Ассоль, - скажет он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в своё царство».
Учитель.
- Ребята, кто из вас читал сказку А.Грина «Алые паруса»? Это отрывки из произведения.
Первый текст – это сон, приснившийся девочке Ассоль. Второй – предсказание, которое сделал ей Эгль.
- Сравните глаголы в текстах. В каком времени они употреблены?( в прошедшем и будущем)
- Это глаголы какого наклонения? ( изъявительного)
- Найдите описание моря. Какие цвета в нём преобладают?
- Укажите особые формы глагола, подчеркните их.
- Каким видится корабль в первом и втором текстах?
- А какой представляется Ассоль – реальная и в предсказании? (Она не меняется)
- Какие яркие сравнения использованы в первом тексте? ( корабль пылал, как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь)
Учитель.
Александр Грин любил Феодосию. В Феодосии сегодня есть музей – его мастерская. С этим же городом связано имя ещё одного известного человека – художника –мариниста И.К.Айвазовского. Если поэт рисует образ моря словами, создаёт его с помощью выразительных средств, интонаций, синтаксических конструкций, то художник использует образы, воплощённые с помощью красок. Мы сказали, что Айвазовский – маринист. Как вы понимаете значение этого слова? Обращение к толковому словарю (маринист)
- Маринист – художник, рисующий море. Для рисования моря нужен особый талант, так как рисуешь не с натуры, а то, что постоянно меняется.
Учитель.
Ребята подготовили рассказ о художнике.
Рассказ учеников об И.К.Айвазовском
Учитель.
Как-то Иван Айвазовский упомянул об истории своего отца.
«Я родился в городе Феодосии в 1817 году, но настоящая родина моего отца была далеко не здесь, не в России. Кто бы мог подумать, что война – этот бич всеистребляющий – послужила к тому, что жизнь моя сохранилась и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Чёрного моря. А между тем это было так. В 1770 году русская армия осадила Бендеры. Крепость была взята, и русские солдаты, раздражённые упорным сопротивлением и гибелью товарищей, рассеялись по городу и, внимая только чувству мщения, не щадили ни пола, ни возраста. В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Поражённый смертельно одним русским гренадёром, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесён над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: «Остановись! Это сын мой! Он христианин!» Благодарная ложь послужила во спасение, и ребёнок был пощажён. Ребёнок этот и был отец мой. Добрый армянин сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константин и дав ему фамилию Гайзов, что на турецком языке означает «секретарь».
Учитель. (идёт демонстрация картин И.К.Айвазовского)
Ребята, давайте рассмотрим картины художника. Вы видите, что море может быть разным: игривым, спокойным, величественным, своенравным. На этих картинах оно ещё не успокоилось после ночной бури. Но заря загорается, волны потихоньку теряют свои силы, прибивая к берегу раненный бурей корабль.
Учитель.
Как-то один, мальчик, посетив музей Айвазовского и увидев его картины, написал стихи:
Мчится бриг на парусах,
С ветром и волнами споря.
Айвазовский написал
Этот бриг и это море.
Я перед картиною
Оторвать не в силах взора –
Как на палубе стою
Среди синего простора.
Это действительно те чувства, которые мы ощущаем перед полотнами этого художника.
Учитель.
Поработаем с текстом. Прочтите текст и осложните его причастными и деепричастными оборотами, впишите их на месте лакун.
На картинах И.К.Айвазовского изображено море после ночи,_____. Лучи солнца осветили океан,______,и людей,_____. Зритель,________, понимает, какая страшная гроза бушевала ночью, какое бедствие терпел,________, экипаж корабля, как гибли,_____, моряки.
Учитель.
- Что изменилось в тексте, когда вы осложнили его? ( усилилась картина ужасной бури, появилась дополнительная информация).
- Какова же роль в предложении причастных и деепричастных оборотов? (они помогают сделать текст красочным, ярким, эмоционально и информационно насыщенным)
Работа с текстами, выполнение заданий
Текст1.
Шесть тысяч картин за одну жизнь! И вечный поиск! Он любил море, знакомое с детства, рисовал его углём на белых стенах феодосийских домов. Семья будущего художника в те времена была очень бедной, и денег, необходимых на краски, кисти, бумагу, холсты, у родителей Вани не было. Но чудеса, описанные в сказках, всё-таки случаются. Рисунки мальчика на стенах увидел градоначальник Феодосии. Не рассердившись и не наказав мальчика, он определил его сначала в гимназию, а затем – направил учиться в Петербург, в Академию художеств.
Текст 2.
Удивительно доброе, узнаваемое сегодня многими, открытое лицо. Безграничная любовь к родной Феодосии. Айвазовский, став известным художником, заслужив мировое признание, вернулся в родной город и занялся его благоустройством. Благодаря ему в Феодосии появился водопровод, так необходимый людям, был построен морской торговый порт проложена железная дорога, действующая и сегодня. Он подарил городу прекрасный фонтан – единственный в городе фонтан, где вода была бесплатна. А в те времена это был чрезвычайно щедрый дар городу- 50 тысяч вёдер чистой воды в день!
- О чём говорится в первом тексте? ( о счастливой судьбе мальчика, его талант был замечен и ему помогли стать художником, произошло чудо, как произошло оно в повести А.Грина, только на этот раз чудо своими руками сделал градоначальник Феодосии)
- Как бы вы озаглавили этот текст? (Любовь к морю, Чудеса случаются)
- Найдите глаголы, которые рассказывают о поступках градоначальника( увидел, определил, направил учиться)
- Определите тему второго текста и основную мысль ( огромно значение доброй воли художника для жизни Феодосии, он много сделал для людей; главная мысль текста – это великие заслуги художника перед городом)
- Каким человеком предстаёт перед нами Айвазовский?
- Первый текст по типу – повествование, второй – описание. В первом рассказывается история становления художника, во втором – перечисляются добрые дела художника, его заслуги перед родным городом.
- Что можно сказать о глаголах и их формах в тексте? (найти причастные и деепричастные обороты, определить их роль в раскрытии характера художника)
- Для чего служат эти обороты? ( помогают лучше узнать художника, его характер)
Учитель.
Мы с вами отправляемся на экскурсию в Феодосию, родной и бесконечно любимый город И.К.Айвазовского.
Просмотр фильма «И.К.Айвазовский и Феодосия»
Учитель.
- О чём мы с вами сегодня говорили? (о любви к морю писателей и художников)
- С творчеством каких писателей познакомились? (Пушкина и Грина)
- Как относились они к морю? ( восхищались его красотой, видели в море друга, писали о нём)
- Что вы узнали о жизни и творчестве Грина?
- Почему Айвазовского называли маринистом?
- С каким городом связана жизнь Айвазовского?
- Какую языковую тему сегодня закрепляли?
Учитель.
- А сейчас мы поработаем над изготовлением визитки двух известных поклонников моря – Александра Грина и Ивана Айвазовского. Всё необходимое для этого вы подготовили.
Составление визитки, её презентация
Учитель.
- Каждый из вас старался, применил и нужные компоненты, и творчество, и фантазию. А самое главное – вы больше узнали о литературе и живописи, прикоснулись к прекрасному.
- Завершая урок, хочется пожелать всем нам делать чудеса своими руками, как делали это герои А.Грина, как сделал градоначальник Феодосии. Ведь так приятно, когда другие радуются твоим делам!
1