Урок способствует достижению коммуникативной, языковой, речевой компетенций; развитию связной монологической, диалогической речи, самостоятельности, творческих способностей, орфографических и пунктуационных навыков, навыков синтаксического и грамматических разборов,овладению основными знаниями по теме, воспитанию любви к природе.
7 класс Учитель ОШ№1 Бербенец Н.И.
г.Константиновка Донецкой области
Тема: Деепричастие как особая форма глагола: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Цель: Достижение коммуникативной, языковой, речевой компетенций; развитие связной монологической, диалогической речи, самостоятельности, творческих способностей, орфографических и пунктуационных навыков, навыков синтаксического и грамматических разборов.Овладение основными знаниями по теме. Воспитание любви к природе.
Задачи: отработка навыков, умений, выполнять мыслительные операции.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: раздаточный материал, иллюстрации, учебник.
Ход урока
1. Фронтальный опрос (Повторение темы «Причастие») Иммитационная игра
«Я задумала часть речи. Задайте мне вопрос, и я скажу да или нет»
2.Индивидуальный опрос
Карточка №1
1. Синтаксический разбор предложения
Горы еще (не) освеще…ые солнцем выделялись на посветлевшем небе.
-расставить знаки препинания
-вставить пропущенные буквы
-сделать морфологический разбор причастия
Карточка №2
1.Синтаксический разбор предложения
На темном фоне гор покрытых (не) проходимыми лесами проносились клочья тумана а (в) низу стояли (не) проницаемые сумерки.
-расставить знаки препинания
-раскрыть скобки
-сделать словообразовательный разбор причастий
3. Проверка домашнего задания
4.Коррекция знаний
5.Групповая работа по единому заданию
Поляна освещена, утро туманно, обнаженная роща, ничем не нарушаемая тишина, усыпанный листьями, нехоженые места, скошенная трава, птицы, не улетевшие на юг.
-разобрать словосочетания
-ввести словосочетания в предложение, сделать синтаксический разбор
1. Работа с текстом
Озаряя верхушки деревьев поднималось солнце. Я открыл окно и залюбовался видом. Снег падал на землю покрывая ее пушистым ковром. Отражаясь березы ломались в пруду. Лебеди плавали и переговаривались не замечая меня. А высоко в небе курлыча летели журавли.
Вопросы и задания:
-прочитать текст вслух, озаглавить,
-определить стиль и тип речи,
-расставить знаки препинания,
-сделать синтаксический разбор предложения №1,
-указать неизвестную форму глагола,
-на какую часть речи она похожа?
-чем отличается?
-какое действие она обозначает: основное или добавочное?
-какие она имеет морфологические признаки?
-каким членом предложения она является?
-прочитать § 32, сделать самоанализ,
-упр.№225 (устно),
-переделать предложение с причастием в предложение с деепричастием (2),
-продолжить мысль текста, используя деепричастия,
-подобрать ассоциативный ряд к слову зима,
2. Работа с одаренными детьми
-написать сочинение-миниатюру «Мелодия зимы»,
-составить диалог «О чем переговаривались лебеди»
Репродуктивное |
Репродуктивно-конструкторское |
Конструкторско-творческое |
Творческое |
Прочитать §32, Выполнить упр.226 |
Подготовить сравнительный анализ морфологических признаков причастия и деепричастия |
Составить диалог причастия и деепричастия |
Сочинить стихотворение «Кружение снежинок». Использовать деепричастия |
Приложение
Монологическое высказывание
Мелодия зимы
Все мы ждем прихода зимы. Ведь с ней появляются первые морозы, снега и, конечно же, наши любимые Дед Мороз и Снегурочка. Долгими вечерами любим мы смотреть в окно, наслаждаться красотой, которую нам подарила зима. На запорошенной снегом земле важно расхаживают вороны, а на белых от инея деревьях сидят, нахохлившись, снегири, воробьи. Вдруг небо закрылось косматыми тучами, и пошел снег. Легкие снежинки летят, кружа в своем волшебном вальсе, и плавно падают на землю, застилая ее белой пушистой периной. И все это напоминает чудесную зимнюю сказку. А когда посмотришь на новогоднюю елку, сразу становится радостно, и в душе звучит прекрасная мелодия- мелодия зимы: «В лесу родилась елочка». А вдалеке слышится завывание вьюги, постукивание дятла, песня веселой елочки, прыгающей по веткам, и так радостно, тихо и спокойно на душе, как только бывает в морозный зимний день.
Диалог
О чем переговаривались лебеди
-Здравствуй, Белое Перышко!
-Здравствуй, Лебедушка!
-Не собираетесь ли вы на юг улетать? Ведь дело уже к зиме близится!
-Пока еще нет.
-А если людям вздумается охотничий сезон открыть?!
-Не волнуйся за меня, Белое Перышко, уже выпал первый снег, и моя белоснежная шубка маскирует меня от людей, делая меня незаметным. А вы летите на юг?
-Мне хотелось бы остаться, посмотреть на сказочные изменения природы, когда снег, кружась и падая, украшает все вокруг. Увидеть кусты и деревья, которые при первом же морозе покроются блестящими бриллиантами, землю, одетую в серебристый наряд, и множество еще очаровательных вещей. Но я не могу оставить своих детей на стаю, и поэтому я должна лететь на юг.
-Ну что ж, до встречи!
-Волшебной тебе зимы!