Урок "Толерантность - залог человечности"

Про матеріал
Конспект уроку допоможе вчителю формувати уявлення дітей про толерантність,вчити учнів оцінювати вчинки людей на основі життєвих ситуацій,вміння робити добро.
Перегляд файлу

Вчитель І категорії початкових класів Сєвєродонецької СЗШ №14 І-ІІІ ступенів Сєвєродонецької міської ради.

 

Тема: «Толерантность - залог человечности».

Цели и задачи:

- дать определение толерантности;

-определить качества толерантного человека;

-продолжить знакомство детей с понятием «толерантное отношение»;
-продолжить формирование толерантного, милосердного, терпимого отношения к сверстникам и взрослым людям;
-продолжать формирование стремления оказывать помощь и быть готовым ее принимать;

-развить у детей понимание чувств других людей, возникающих в проблемных ситуациях;

-дать обобщенное представление о доброжелательности и терпимости;

- воспитывать качественное отношение к людям рядом;

- прививать навыки вежливости с друзьями и родными.

Оборудование: мультимедийное оборудование.

Ход занятия


1. Организационный момент.

Учитель (Слайд 1)

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда!

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

(Слайд 2)

- А сейчас дружно в группах за руки возьмёмся друг другу улыбнёмся.

- Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой!

- Итак, начинаем работать.

2. Введение в тему.

Учитель (читает на фоне спокойной музыки)
      Мир – это Вселенная. Мир – это наша Земля. Мир - это наша страна. Мир – это наш город. Мир – это наша школа. Мир – это я. Как разнообразен мир вокруг нас. Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые.  Мы часто встречаем разных людей, кто-то из них похож на нас, кто-то отличается, кто-то кажется нам необычным и даже странным. Но все мы живём в обществе, вокруг нас находятся люди и мы должны научиться жить в мире и согласии. Мы должны жить и понимать друг друга.

- Прочитайте анаграмму и узнайте, какая тема нашего занятия. (леТоностьрант – логЗа вечностилоЧе)

Сегодня тема нашего занятия «Толерантность - залог человечности».

 (Слайд 2)

- Существует такое красивое слово «толерантность».

3. Знакомство с новым понятием.

Учитель
Давайте посмотрим видео, и  ещё глубже проникнемся этой темой и сделаем для себя определённые выводы.

https://www.youtube.com/watch?v=VPiRpS90qZg

 (Слайд 3)

- Ребята, мы подведём итог просмотренного видео с помощью ассоциативного куста. Скажите мне, какие слова ассоциации, у вас возникают, когда вы слышите слово «Толерантность»?

Итак толерантность это… (Прочитать всё, что скажут дети).

  «Эти комплименты для тебя»

    Ребята, а кто из вас любит, когда говорят комплименты, приятные вещи. Все вы любите, когда вас хвалят и говорят приятные слова, не правда ли? Предлагаю вам игру "Комплименты"!

     Все станьте вкруг, сейчас мы будем друг другу передавать цветок и по очереди говорить комплименты.  Имя соседа произносят в ласковой форме и говорят то, что в нем нравится (Например, «У Танюши прекрасные глаза», «Наталья прекрасно поет», «Валерочка– классный друг, Женечка – очень щедрый»).

Обсуждение:

– Что вы чувствовали, когда говорили другим комплименты?

– Что вы чувствовали, когда вам говорили комплименты?

  • Были комплименты одинаковыми или разными?
  • Почему разные?
     

Учитель

     Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, каждый человек – это индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.
    Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение, и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

     Учитель ( Слайд 5)
- Сейчас мы  будем работаем в группах (ФОН музыка). У каждой группы зашифрованные высказывания, слова в них перепутаны. Вам необходимо их расшифровать и объяснить смысл. Но перед этим давайте вспомним правила работы в группах.

  • «Не делай другому того, от чего больно тебе».
  • «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
  • «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
  • «В счастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем так , как относимся к самим себе».
  • «Жизнь дана на добрые дела».


Учитель
- Конечно, ребята, всё верно: «Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность».

Физкультминутка

 

 

 

Понятие «толерантность» для обычного украинского сознания непривычно. Нам ближе наше украинское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, стремление к установлению и поддержанию общения с людьми.

   -  А с именем какого человека связано понятие толерантность нам расскажет Вероника. Вы внимательно слушайте и запоминайте.

     На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

     С именем этого человека и связано понятие толерантность.

  ( Слайд 6)

Учитель: В последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?

4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:

 определение качеств толерантной личности;

Толерантность – это качество личности.

Но ведь у толерантности должно быть лицо! У толерантности должны быть какие-то свои качества.

              -Давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает                      толерантным отношением.

              Работа в группах

           У вас на партах лежат файлы в которых находятся листочки на которых написаны различные качествами человека. Попробуйте выбрать пять    качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют толерантному человеку и создайте его силуэт. Вам необходимо приклеить качества толерантного человека к силуэту, потом выйти и прочитать нам их.

 Конверт 1: злорадство, ложь, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, бестактность, грубость, сердечность.

Конверт 2: терпимость, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, сотрудничество, уважение, злость.

Конверт 3: бессердечность, прощение, равенство, терпимость, вспыльчивость, раздражение, сердечность, конфликт, сострадание, чувство юмора.

Конверт 4: воспитанность, злость, зависть, аккуратность, высокомерие, дружелюбие, отзывчивость, жестокость, лживость, доброта.
 

Конверт 5: честность, эгоизм, лицемерие, уверенность в себе, уважение к другим, наглость, мстительность, оптимизм, жадность, чувство собственного достоинства, милосердие.

Учитель
Ребята! Давайте проверим, что у нас с вами получилось (представитель каждой группы зачитывает ответ своей группы, затем силуэты толерантного человека, крепятся на доску).

Физкультминутка

Учитель

-Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?

     Рядом с нами живут и учатся дети с особыми образовательными потребностями. Эти мальчики и девочки, у которых слабое здоровье, они плохо видят или плохо слышат, передвигаются на инвалидной коляске. Только мы очень редко можем с ними встретиться, потому что очень часто они выбирают жизнь в четырёх стенах. Как вы думаете, почему они выбирают такую жизнь? (Нет друзей, стесняются, не везде есть пандусы чтобы проехать).

     Давайте мы сейчас с вами посмотрим мультфильм «Подарок», а потом немного поговорим.

- Что делал мальчик в начале этого мультфильма?

- Какое у него было настроение?

- Как вы думаете почему?

- Какой подарок подарила ему мама?

- Какое настроение было у щенка?

- Ограничивал физический недостаток щенка в его движениях?

- Чему научился мальчик у своего друга?

- Сделайте вывод. («Люди с ограниченными способностями могут быть счастливыми, если у них будут друзья»).

«Подбери прилагательное»

    Дети, сейчас давайте попробуем все вместе на каждую букву слова толерантность подобрать черту характера (слово прилагательное), присущую толерантному человеку.

  Т – творческий

  О –особенный,

  Л – лояльный, ласковый

  Е – естественный

  Р –радостный

  А – аккуратный

  Н – независимый

  Т – терпеливый

  Н- надёжный

   О - оригинальный

  С – сочувственный

  Т – тактичный

  Ь

- А сейчас мы узнаем толерантный ли ты? Для этого проведём небольшой тест, у каждого из вас на партах лежат бланки для прохождения теста. Отмечайте ту букву в вопросе, ответ который вы считаете верным. 

Тест «Толерантен ли я?»

1. Для того чтобы не было войны.

а) ничего нельзя сделать, потому что войны будут всегда;

б) нужно понять, по какой причине они происходят;

в) ни с кем нельзя общаться.

2. В школе рассказывают о героях, проявивших толерантность.

а) тебе это не интересно

б) ты желаешь больше узнать о них

в) ты и так всё знаешь.

3. Ты будешь противостоять насилию.

а) насилием

б) присоединяешься к другим людям, чтобы сказать «Нет насилию!!!»

в) отойду в сторону.

4. Тебя обидел товарищ.

а) ты ему отомстишь

б) ты будешь пытаться наладить с ним отношения

в) обижу его в ответ

5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны.

а) ты услышал и забыл

б) сочувствуешь и хотел бы чем-нибудь помочь

в) отношусь нейтрально.

6. Если ты не согласен с мнением кого-то.

а) ты не дашь ему договорить;

б) ты его выслушаешь.

в) его мнение мне неинтересно.

7. На уроке ты уже отвечал и получил уровень

а) ты хочешь отвечать еще;

б) ты дашь возможность отвечать другим.

в) буду заниматься своими делами.

8. Тебе предлагают переписываться с иностранцами

а) тебе это не интересно, ты не хочешь делиться с ними своими мечтами, своими мыслями

б) тебе интересно с ними переписываться, узнавать об их жизни, их мечтах, делиться своими мечтами.

в) я не люблю писать письма.

- Посчитайте сколько у вас вопросов с ответами б.

Если у тебя почти одни б.

Ты проявляешь высокую терпимость.

Если у тебя от 3 до 7 «б».

Ты не очень терпим.

Если у тебя меньше 3 «б».

Ты совсем не толерантный.

Физкультминутка

5.  Обобщающая беседа

Невозможно нравиться всем, любить всех. Потому что у нас разное воспитание, интеллект, желание учиться, потребности, характеры, вкусы. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

Конечно, всеми качествами обладать, невозможно, так как идеальных людей нет, но каждый человек должен к этому стремиться.

6. Итог «Дерево толерантности». 

Учитель

Ребята, у вас на столах приготовлены карточки в виде снежинок. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на снежинке.

1 представитель от команды соберёт их, прочитает и повесит на наше дерево-толерантности.

- Ребята, о чём мы говорили с вами сегодня?

    Спасибо всем за активное участие в уроке. Я надеюсь, что наша встреча оставит глубокий след в душе каждого, поможет нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия. Мы не сможем сразу сделать толерантным не свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже один маленький шаг в этом направлении. Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город, наша Украина всегда будут островками толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

 

doc
Додав(-ла)
Юркова Юлія
Додано
24 січня 2022
Переглядів
673
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку