Вчитель І категорії початкових класів Сєвєродонецької СЗШ №14 І-ІІІ ступенів Сєвєродонецької міської ради.
Тема: «Толерантность - залог человечности».
Цели и задачи:
- дать определение толерантности;
-определить качества толерантного человека;
-продолжить знакомство детей с понятием «толерантное отношение»;
-продолжить формирование толерантного, милосердного, терпимого отношения к сверстникам и взрослым людям;
-продолжать формирование стремления оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
-развить у детей понимание чувств других людей, возникающих в проблемных ситуациях;
-дать обобщенное представление о доброжелательности и терпимости;
- воспитывать качественное отношение к людям рядом;
- прививать навыки вежливости с друзьями и родными.
Оборудование: мультимедийное оборудование.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Учитель (Слайд 1)
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда!
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
(Слайд 2)
- А сейчас дружно в группах за руки возьмёмся друг другу улыбнёмся.
- Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой!
- Итак, начинаем работать.
2. Введение в тему.
Учитель (читает на фоне спокойной музыки)
Мир – это Вселенная. Мир – это наша Земля. Мир - это наша страна. Мир – это наш город. Мир – это наша школа. Мир – это я. Как разнообразен мир вокруг нас. Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые. Мы часто встречаем разных людей, кто-то из них похож на нас, кто-то отличается, кто-то кажется нам необычным и даже странным. Но все мы живём в обществе, вокруг нас находятся люди и мы должны научиться жить в мире и согласии. Мы должны жить и понимать друг друга.
- Прочитайте анаграмму и узнайте, какая тема нашего занятия. (леТоностьрант – логЗа вечностилоЧе)
Сегодня тема нашего занятия «Толерантность - залог человечности».
(Слайд 2)
- Существует такое красивое слово «толерантность».
3. Знакомство с новым понятием.
Учитель
Давайте посмотрим видео, и ещё глубже проникнемся этой темой и сделаем для себя определённые выводы.
https://www.youtube.com/watch?v=VPiRpS90qZg
(Слайд 3)
- Ребята, мы подведём итог просмотренного видео с помощью ассоциативного куста. Скажите мне, какие слова ассоциации, у вас возникают, когда вы слышите слово «Толерантность»?
Итак толерантность это… (Прочитать всё, что скажут дети).
«Эти комплименты для тебя»
Ребята, а кто из вас любит, когда говорят комплименты, приятные вещи. Все вы любите, когда вас хвалят и говорят приятные слова, не правда ли? Предлагаю вам игру "Комплименты"!
Все станьте вкруг, сейчас мы будем друг другу передавать цветок и по очереди говорить комплименты. Имя соседа произносят в ласковой форме и говорят то, что в нем нравится (Например, «У Танюши прекрасные глаза», «Наталья прекрасно поет», «Валерочка– классный друг, Женечка – очень щедрый»).
Обсуждение:
– Что вы чувствовали, когда говорили другим комплименты?
– Что вы чувствовали, когда вам говорили комплименты?
Учитель
Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, каждый человек – это индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.
Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение, и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Учитель ( Слайд 5)
- Сейчас мы будем работаем в группах (ФОН музыка). У каждой группы зашифрованные высказывания, слова в них перепутаны. Вам необходимо их расшифровать и объяснить смысл. Но перед этим давайте вспомним правила работы в группах.
Учитель
- Конечно, ребята, всё верно: «Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность».
Физкультминутка
Понятие «толерантность» для обычного украинского сознания непривычно. Нам ближе наше украинское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, стремление к установлению и поддержанию общения с людьми.
- А с именем какого человека связано понятие толерантность нам расскажет Вероника. Вы внимательно слушайте и запоминайте.
На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связано понятие толерантность.
( Слайд 6)
Учитель: В последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?
4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:
определение качеств толерантной личности;
Толерантность – это качество личности.
Но ведь у толерантности должно быть лицо! У толерантности должны быть какие-то свои качества.
-Давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением.
Работа в группах
У вас на партах лежат файлы в которых находятся листочки на которых написаны различные качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют толерантному человеку и создайте его силуэт. Вам необходимо приклеить качества толерантного человека к силуэту, потом выйти и прочитать нам их.
Конверт 1: злорадство, ложь, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, бестактность, грубость, сердечность.
Конверт 2: терпимость, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, сотрудничество, уважение, злость.
Конверт 3: бессердечность, прощение, равенство, терпимость, вспыльчивость, раздражение, сердечность, конфликт, сострадание, чувство юмора.
Конверт 4: воспитанность, злость, зависть, аккуратность, высокомерие, дружелюбие, отзывчивость, жестокость, лживость, доброта.
Конверт 5: честность, эгоизм, лицемерие, уверенность в себе, уважение к другим, наглость, мстительность, оптимизм, жадность, чувство собственного достоинства, милосердие.
Учитель
Ребята! Давайте проверим, что у нас с вами получилось (представитель каждой группы зачитывает ответ своей группы, затем силуэты толерантного человека, крепятся на доску).
Физкультминутка
Учитель
-Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
Рядом с нами живут и учатся дети с особыми образовательными потребностями. Эти мальчики и девочки, у которых слабое здоровье, они плохо видят или плохо слышат, передвигаются на инвалидной коляске. Только мы очень редко можем с ними встретиться, потому что очень часто они выбирают жизнь в четырёх стенах. Как вы думаете, почему они выбирают такую жизнь? (Нет друзей, стесняются, не везде есть пандусы чтобы проехать).
Давайте мы сейчас с вами посмотрим мультфильм «Подарок», а потом немного поговорим.
- Что делал мальчик в начале этого мультфильма?
- Какое у него было настроение?
- Как вы думаете почему?
- Какой подарок подарила ему мама?
- Какое настроение было у щенка?
- Ограничивал физический недостаток щенка в его движениях?
- Чему научился мальчик у своего друга?
- Сделайте вывод. («Люди с ограниченными способностями могут быть счастливыми, если у них будут друзья»).
«Подбери прилагательное»
Дети, сейчас давайте попробуем все вместе на каждую букву слова толерантность подобрать черту характера (слово прилагательное), присущую толерантному человеку.
Т – творческий
О –особенный,
Л – лояльный, ласковый
Е – естественный
Р –радостный
А – аккуратный
Н – независимый
Т – терпеливый
Н- надёжный
О - оригинальный
С – сочувственный
Т – тактичный
Ь
- А сейчас мы узнаем толерантный ли ты? Для этого проведём небольшой тест, у каждого из вас на партах лежат бланки для прохождения теста. Отмечайте ту букву в вопросе, ответ который вы считаете верным.
Тест «Толерантен ли я?»
1. Для того чтобы не было войны.
а) ничего нельзя сделать, потому что войны будут всегда;
б) нужно понять, по какой причине они происходят;
в) ни с кем нельзя общаться.
2. В школе рассказывают о героях, проявивших толерантность.
а) тебе это не интересно
б) ты желаешь больше узнать о них
в) ты и так всё знаешь.
3. Ты будешь противостоять насилию.
а) насилием
б) присоединяешься к другим людям, чтобы сказать «Нет насилию!!!»
в) отойду в сторону.
4. Тебя обидел товарищ.
а) ты ему отомстишь
б) ты будешь пытаться наладить с ним отношения
в) обижу его в ответ
5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны.
а) ты услышал и забыл
б) сочувствуешь и хотел бы чем-нибудь помочь
в) отношусь нейтрально.
6. Если ты не согласен с мнением кого-то.
а) ты не дашь ему договорить;
б) ты его выслушаешь.
в) его мнение мне неинтересно.
7. На уроке ты уже отвечал и получил уровень
а) ты хочешь отвечать еще;
б) ты дашь возможность отвечать другим.
в) буду заниматься своими делами.
8. Тебе предлагают переписываться с иностранцами
а) тебе это не интересно, ты не хочешь делиться с ними своими мечтами, своими мыслями
б) тебе интересно с ними переписываться, узнавать об их жизни, их мечтах, делиться своими мечтами.
в) я не люблю писать письма.
- Посчитайте сколько у вас вопросов с ответами б.
Если у тебя почти одни б.
Ты проявляешь высокую терпимость.
Если у тебя от 3 до 7 «б».
Ты не очень терпим.
Если у тебя меньше 3 «б».
Ты совсем не толерантный.
Физкультминутка
5. Обобщающая беседа
Невозможно нравиться всем, любить всех. Потому что у нас разное воспитание, интеллект, желание учиться, потребности, характеры, вкусы. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.
Конечно, всеми качествами обладать, невозможно, так как идеальных людей нет, но каждый человек должен к этому стремиться.
6. Итог «Дерево толерантности».
Учитель
Ребята, у вас на столах приготовлены карточки в виде снежинок. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на снежинке.
1 представитель от команды соберёт их, прочитает и повесит на наше дерево-толерантности.
- Ребята, о чём мы говорили с вами сегодня?
Спасибо всем за активное участие в уроке. Я надеюсь, что наша встреча оставит глубокий след в душе каждого, поможет нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия. Мы не сможем сразу сделать толерантным не свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже один маленький шаг в этом направлении. Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город, наша Украина всегда будут островками толерантности для всех жителей большой планеты Земля.