Урок "Як птахи піклуються про своє потомство"

Про матеріал

Конспект уроку – російською мовою. Після конспекту додано цікаву інформацію про зозулю, дану інформацію давала учневі для домашньої підготовки. А такаж – слова, що допоможуть провести урок. Зображення птахів використовувала з комплекту плакатів для природознавства і те що було використано раніше.

Перегляд файлу

КЗ «Тернівська загальноосвітня школа І – ІІІ ст. № 6

Тернавської міської ради Дніпропетровської області»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вчитель початкових класів

Корягіна О.Є.

2016 – 2017 н.р.

Тема. Как птицы заботятся о своем потомстве

Цель: обеспечение условия для расширения знаний учащихся интересными сведениями о многообразии и жизни птиц.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей наблюдать, выделять главное, обобщать, сравнивать.
  • Учить детей находить главные отличия птиц от других животных, через формирование умения анализировать, синтезировать, сравнивать, умение ориентироваться в учебнике.
  • Формировать знания у детей о строении тела птиц, находить отличия птиц от других млекопитающих.
  • Формировать знания у учащихся о значении птиц для растений, людей.
  • Формировать знания о том, как заботятся о своем потомстве.

Развивающие:

  • Развивать умение устанавливать взаимосвязь между человеком и природой.
  • Развивать мышление младших школьников, речь учащихся, умение анализировать, обобщать.
  • Развивать умение работать в паре, умение помогать друг другу.

Воспитательные:

  • Воспитывать гуманную, творческую личность.
  • Воспитывать доброту, заботливое отношение ко всему живому.

Оборудование:  термометр, рабочая тетрадь, 20 птиц для выявления ожиданий, 10 конвертов с разрезанными изображениями перелетных и оседлых птиц, звуки природы «Пение птиц», надписи «Перелетные» и «Оседлые» птицы, иллюстрации гнезд птиц и их «владельцев», сравнительная таблица , иллюстрации птиц с потомством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1. Организационный момент. «Дерево ожиданий»

    Ребята начинаем урок природоведения. Чего вы от него ожидаете? Возьмите сов, которые приютились у вас на партах и на обратной стороне напишите свой ответ.

 

2. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности.

2.1. Минутка синоптика.

Заполнения календаря погоды. Беседа

  Какие изменения произошли в неживой природе

  Какие изменения произошли в живой природе

2.2. Повторение изученного материала

Работа с карточками.


1 ученик

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением

 

Он живет на крыше дома – 
Длинноногий, длинноносый, 
Длинношеий, безголосый. 
Он летает на охоту
За лягушками к болоту

 

2 ученик

Кто в беретке ярко-красной,
в черной курточке атласной?

На меня он не глядит,
все стучит, стучит, стучит.

 

Он хохлатый, рябенький

Беззащитный, слабенький

В их роду любой – серенький, рябой

На суку хорониться, припадет - не стронется


 

– Каких животных мы относим к птицам?

– На какие группы делятся птицы по способу питания?

– Какие птицы  у вас в загадках?

Игра «Да – Нет»

Тело всех птиц покрыто перьями.

Все ли птицы умеют летать (нет: страусы, пингвины, киви)

У птиц есть зубы.

С помощью передних конечностей птицы летают.

Все птицы растительноядные.

Птицы много едят.

Клюв есть у всех птиц.

 

3. Сообщение темы и целей урока

 – Как много вы знаете о птицах! А сегодня на уроке мы узнаем еще больше, о том, как птицы заботятся о своем потомстве.

 

 

 

 

4. Первичное восприятие и усвоение нового материала

4.1. Игра «Перелетные и оседлые птицы». Работа в парах.

– А начнем мы с игры. У каждого на парте есть конверт. Пришло время его открыть. Работать будем в парах. Соберите картинку так, что бы получилось изображение птицы. И подумайте у вас перелетная или оседлая птица.

Во время работы учащихся звучат звуки птиц.

– У кого оседлые птицы? Летите купаться в лужах и петь веселые песни.

– Какие птицы к нам прилетели.

– А сейчас с теплых стран возвращаются перелетные птицы. Какие птицы к нам прилетели?

– Действительно, с приходом весны возвращаются в родные края перелетные птицы, оседлые птицы отлетают от домов людей в парки, скверы, леса. Но у всех у них много забот связанных с появлением потомства.

4.2. Мозговой штурм «Весенние хлопоты птиц»

4.3. Работа с учебником

 - Что такое «гнездовая территория». Ответ Вы найдете на странице 112

4.4. Физкультминутка

Скачет шустрая синица, 
 Ей на месте не сидится. 
 Прыг-скок, прыг-скок, 
 Завертелась как волчок.

Вот присела на минутку

Почесала клювом грудку

И с дорожки – на плетень

Тири-тири, Тень-тень-тень.

( А. Барто)

4.5. Игра «Где чье гнездо»

– Ребята, а давайте узнаем, где, чей домик.

Аист. Ласточка. Колибри.Соловей

4.6. Выведение птенцов и забота о потомстве

Слово учителя. Работа с иллюстрациями

Аист.

Сова

Соловей

Кряква

Пингвин

4.7. Индивидуальная работа

– Какой важный период наступает весной у птиц. Как много усилий они прикладывают для того, что бы вырастить своих птенцов!  Но есть одна птица, которая не заботиться о своем потомстве. Как ее называют? Что вы знаете о кукушке?

– Илья приготовил нам рассказ о кукушке. Давайте внимательно послушаем.

– Какой вывод мы можем сделать?

 

 

5. Закрепление и осмысление знаний

5.1. Составления правил поведения людей в природе весной. Ст. 35 тетрадей.

5.2. Сравнительная таблица

 

клас класс

стад стадии развития

название взрослого животного

забота о потомстве

насекомые

яйца — гусеницы-куколки

бабочка, жук и др.

муравьи, пчелы

пресмыкающиеся

Яйца-детёныши

ящерица, крокодил, черепаха, змея

кобра, аллигаторы, нильский крокодил

птицы

Яйца-птенцы

птица

все заботятся кроме кукушки

 

– Кто еще размножается яйцами?

– Где откладывают?

– Как заботятся о потомстве?

– Как называются детеныши?

 

6 Домашнее задание

6.1. Проработать раздел в учебнике стр. 112 – 113

6.2. Ответить на вопросы и выполнить задания на стр. 113

6.3. Подготовить рассказ о одной из птиц жителям сказочной планеты, на которой живут только насекомые.

7. Подведение итогов урока

7.1. «Шляпы Бине»

– К нам пришел старый гость, лошадке очень интересно, чем мы сегодня занимались на уроке.

Белая шляпа – информация. Черная шляпа – что не удалось.

Желтая шляпа – что удалось. Красная шляпа – эмоции

Синяя шляпа – где можем использовать полученные знания

Зеленая шляпа – творчество (стихи)

7.2. Рефлексия

– Оправдались ли ваши ожидания

7.3. Оценивание

В семействе Кукушковых 130- 150 видов. Они отличаются размерами, окраской, голосом, средой обитания, образом жизни и поведением.

Только 50 видов кукушек имеют обыкновение подбрасывать свои яйца в чужие гнезда. Остальные предпочитают селиться парами, строить гнезда, высиживать птенцов и заботиться о них. Есть, правда, и такие, которые гнезда не строят, а занимают чужие, но птенцов все равно воспитывают. А один из африканских видов кукушки яйца подбрасывает, но когда птенцы покидают гнездо приемных родителей, то «настоящие родители» докармливают их. Любопытно, что все кукушки-паразиты обитают в Восточном полушарии, а большинство кукушек-наседок - в Западном.

Чтобы  отложить яйцо в чужое гнездо кукушка пользуется помощью самца, который своим оперением удивительно напоминает ястреба. Самец начинает летать вокруг выбранного гнезда, а птица в страхе покидает его. Тогда кукушка, быстро подлетев к опустевшему гнезду и выбросив одно хозяйское яичко, кладет на его место свое. Вернувшаяся птица видит, что все яйца на месте и продолжает высиживание. Распределив все яйца по чужим гнездам, кукушка успокаивается. А самец кукушки в период выкармливания птенца будет заботливо охранять тот участок, куда самка отложила яйца.

Яйца кукушки. Чтобы труднее было распознать яйца кукушки, она «подделывает» их. Дело в том, что кукушки специализируются на птицах определенного вида. Каждая кукушка несет обычно яйца одного определенного цвета, именно такого, в который окрашены яйца приемных родителей ее кукушат..

Инстинкт птенца. Кукушонок вылупляется из яйца на день-два раньше своих сводных братьев и сестер. Вылупившийся из яйца кукушонок огромен, очень некрасив, с большой головой и большими глазами. Он еще слепой (глаза кукушата раскрывают на пятый день), еще голенький (сам весит три грамма, а поднять может в два раза больше). Но у него уже появился инстинкт выбрасывания: он выкидывает любой предмет, к которому прикасается голой спинкой. Птенец кукушки в короткий срок "очищает" для себя гнездо. Кукушонок торопится - инстинкт выбрасывания действует три-четыре дня, потом утихает.

Птенца- кукушонка «приёмные родители» не обучают, птенец, достигнув определённых размеров, просто улетает.

Почему кукушка вынуждена подбрасывать птенцов. Среди насекомых, особенно среди гусениц бабочек, есть ядовитые. Их не едят многие птицы. А кукушка с удовольствием ест. У взрослой кукушки желудок устроен так, что "волосы" гусениц впиваются в особенное покрытие стенок, а потом это покрытие выводится из желудка вместе с "волосами". Не станет же она кормить своих деток ими?! У птенчиков, хотя они очень прожорливые, горлышки нежные, маленькие, глотать гусениц они не могут .Вот и подбрасывает кукушка свои яйца в гнёзда других птиц, чтобы эти птицы выкормили кукушат нежными мошками и комариками.

Вред или пользу приносит кукушка природе: одна кукушка уничтожает гораздо больше вредных насекомых, чем уничтожили бы все птицы, погубленные кукушонком. Так что для леса кукушка - очень полезная птица, ведь уничтожением за лето миллионов вредителей она полностью искупает свою "вину".

 

 

 

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением

 

Он живет на крыше дома – 
Длинноногий, длинноносый, 
Длинношеий, безголосый. 
Он летает на охоту
За лягушками к болоту

 

Кто в беретке ярко-красной,
в черной курточке атласной?

На меня он не глядит,
все стучит, стучит, стучит.

 

Он хохлатый, рябенький

Беззащитный, слабенький

В их роду любой – серенький, рябой

На суку хорониться, припадет - не стронется


 

НАСЕКОМЫЕ

 

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

 

ПТИЦЫ

ЯЙЦА

МУРАВЬЮ И ПЧЕЛЫ

АЛЛИГАТОРЫ И КОБРЫ

ГУСЕНИЦЫ – КУКОЛКИ

ДЕТЕНЫШИ

ПТИЦЫ

ВСЕ

кроме кукушки

 

doc
Додано
2 липня 2018
Переглядів
1088
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку