Виховна година до 190-річчя міста Бердянська "Бердянськ - місто мого дитинства"

Про матеріал
  • Мета: 1. З'ясувати причини заснування міста у Бердянської коси, презентувати вулиці міста, показати природні особливості Приазов'я.
  • 2. Виховувати любов і повагу до исторії і природи рідного краю, сталу громадянську позицію.
  • Форма проведення: усний журнал.
Перегляд файлу

Бердянская общеобразовательная школа I-II ступеней №13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бердянск – город моего детства

Устный журнал к 190-летию города

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель истории и правоведения

ООШ І-ІІ ступеней № 13

Проценко Полина Ивановна

учитель высшей категории,

учитель-методист

 

 

 

 

Бердянск 2017
Тема: «Бердянск – город моего детства».

Цель: 1. Раскрыть причины основания города у Бердянской косы провести презентацию улиц города , показать природные  особенности Приазовья.

2. Воспитывать любовь и уважение к истории и природе родного края, необходимость защищать его.

Оборудование: 1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

2. Выставка книг о г.Бердянске.

3. Символы города.

Тип урока: устный журнал.

Ход мероприятия.

1-й ученик: У самого синего моря,

                     Где бьётся о берег прибой,

                     Красуется, с ветрами споря,

                     И манит своей красотой

                     Бердянск.

                     Люблю тебя, солнечный город,

                     И буду любить без конца

                     Радушные лица бердянцев,

                     Открытые настежь сердца.

                     Сады по весне расцветают,    

                     И море ласкает волной,

                     И ветры тебе напевают,

                     Чтоб был ты всегда молодой! (Коняшёв В.)

Учитель: Нашему городу 185! Предлагаю перелистать странички устного журнала «Бердянск – город моего детства». Первая страничка называется «Вниз по лестнице».

2-й ученик: В 1824 году в тихие воды Бердянского залива вошло судно, на борту которого  находились капитан второго ранга Критский и геодезист Манганари. Они имели предписание генерал-губернатора Новороссийского края графа М.С.Воронцова обследовать берега и часть моря у Обиточной  косы, чтобы найти пригодное место для сооружения пристани.

В 1827 году на берегу Бердянского  залива была сооружена пристань. В 1838 году посетил город граф М.С.Воронцов и отметил: « Этот город действительно поразил меня своими успехами, которые он сделал в последние два года: торговля идёт удивительным образом… Дома и магазины строятся самым успешным образом и притом из керченского камня и кирпича. Все назначенные мною места уже заняты, и назначил новые».

 

3-й ученик: В 1841 году селение и порт Бердянск были переименованы в город Бердянск. Город развивался и рос. В центре возводились особняки знати, купцов, священников. А на окраинах возникали городские слободки: Матросская, Солдатская ( Лиски ), Ближние и Дальние Макорты.

 

4-й ученик: откуда взялись в Бердянске такие названия? В 1830-1850гг. в Бердянский порт заходили иностранные пароходы, которые вывозили от нас первосортное зерно. И вот в один из приходов английского корабля с него сбежали (видно не от хорошей жизни) несколько матросов. Сначала они долго скрывались в камышах, которые густо разрослись на берегу залива, а, успокоившись,  начали осваиваться и обживаться: строили шалаши, занимались ловлей рыбы. С этого посёлка и началось заселение слободы, названной Матросской.

 

5-й ученик: Немного раньше в Бердянск прибыл англичанин Джон Гриевз, который организовал мастерскую-кузницу, постепенно превратившуюся в завод. Рабочие предприятия были выходцами из Рабочего посёлка. В этом же посёлке жила немка Лизабетт. Она держала кабачок. Рабочие, приглашая друг друга в кабачок, говорили по-своему: «Пошли до Лизки». Так имя Лизабетт-Лизка превратилось в Лиски. Название «Рабочий» посёлок не сохранилось, а Лиски живёт и сейчас (демонстрируем памятник Лизке).

Учитель: В 1876г. в город на должность градоначальника и начальника порта был назначен участник Севастопольской обороны, контр-адмирал П.П.Шмидт. Мы переходим к следующей страничке журнала «Их именами названы улицы». Рассказывают ребята о названии улиц, на которых живут.

 

1-й ученик: Сын капитана Петя Шмидт прибыл в Бердянск с родителями в 1876г. Здесь он 4 года учился в мужской гимназии. Затем поступил в подготовительные классы Морского училища в Петербурге. Спустя 2 года он был зачислен в гардемарины. На рождественские каникулы и летом Пётр приезжал в Бердянск. Его сестра Анна Петровна вспоминала: «Я не могла не замечать сложной душевной работы, которая в нём происходит. Он много читал, задумывался и уже тогда его волновали социальные темы». Молодой гардемарин вёл переписку с революционером Михайловским, писателем Шелгуновым, изучал труды о положении крестьян.

Во время очередного приезда в Бердянск сын градоначальника шокировал местную знать, устроившись на работу в литейный цех завода Дж.Гриевза. А для самого Петра в этом ничего странного не было: он хотел ближе узнать жизнь и нужды трудового народа.

2-й ученик: По окончании учёбы П.П.Шмидт был направлен на службу на флот. В ноябре 1905г. Вспыхнуло восстание севастопольских моряков. Шмидт возглавил его. Войдя на капитанский мостик крейсера «Очаков», лейтенант Шмидт явил перед всем миром образец служения революционному долгу: «Командую флотом.Шмидт.» Он был верен России до конца и на суде после разгрома восстания сказал: «Позади за спиной у меня останутся  народные страдания, а впереди я вижу молодую, обновлённую Россию. Великая радость наполняет меня, и я приму смерть».

У входа в парк имени Шмидта, заложенного более 100 лет назад отцом героя, стоит бронзовый бюст П.П.Шмидта (показываем слайд).

3-й ученик:  «В парке Шмидта»

                     Старый парк и в непогоду

                     Нынче солнечно шумит,

                     Потому что здесь у входа

                     Встал отлитый в бронзе Шмидт.

                     Он тропинкою росистой

                     В парк, посаженный отцом,

                     В ладной форме гимназиста

                     Прибегал ещё юнцом.

                     И под тёмной, буйной кроной

                     Тополей и ясеней

                     Он не раз с друзьями спорил

                     О судьбе России всей.

                     Видно здесь он взял начало,

                     Сделав первый твёрдый шаг

                     На неистовый «Очаков»

                     Под мятежный красный флаг.

                     Этот флаг как эстафету

                     Всем невзгодам вопреки

                     Пронесли в боях – победах

                     Черноморцы-моряки!

4-й ученик: Из Одессы в Севастополь,

                     В Керчь, мыс Хаке и Бердянск

                     Пролегла его дорога,

                     Его слава пронеслась.

                     Потому в бердянском парке,

                     Где застыл в металле Шмидт,

                     На века из бронзы жаркой

                     Светлый памятник отлит.

                     Тем, кто в день сырой сентябрьский

                     Город наш освободил,

                     Кто до дней счастливых, ясных

                     Вместе с нами не дожил.

                     И стоят в старинном парке

                     На расстоянии руки

                     Шмидт в завихренной крылатке

                     И азовцы - моряки. (М. Кривошей)

Учитель: Многие улицы города названы именами депутатов Первого Бердянского Совета. 24 апреля 1918 года Дюмин, Горбенко, Рогов, Шпитальная, Егоров, Мазин и др. были расстреляны белогвардейцами в селе Луначарское. В нашем микрорайоне улицы названы в честь Александра Егорова – первого комиссара продовольствия и Итты Шпитальной – народного судьи.

В наш город приезжает много гостей. Едут они в город по главному въезду. Перед ними открывается панорама города, а на восточной стороне спуска – мемориальный комплекс «Воинам-освободителям» и Вечный огонь (показ слайда).

- Когда город был освобождён от немцев?

- Сколько лет прошло с тех пор?

- Какие ещё памятники посвящены ВОВ?

 

5-й ученик: С 7 октября 1941г. По 17 сент.1943г. город находился в руках фашистов. Тяжкие испытания выпали на долю бердянцев. Фашисты врывались в дома. Грабили, убивали мирных жителей. Сотни расстрелянных женщин, детей, стариков навсегда остались лежать в Мерликовой балке ( показ слайда). За годы оккупации в Бердянске фашисты уничтожили более 7 тыс чел., сожгли и взорвали 83% жилых домов, все заводы и фабрики, порт и ж.д. станцию. Город освободили моряки Азовской флотилии под командованием контр-адмирала Горшкова.

6-й ученик: Их теперь не обнять,

                    Не пожать им ладонь,

                    Но восстал из земли

                    Негасимый огонь,

                    Гордый огонь,

                    Скорбный огонь,

                    Светлый огонь…

                    Это павших сердца

                    Отдают до конца

                    Своё яркое пламя живущим.

                    Да, снова в жажде поколенья

                    Горит огонь.

                    О победившем поколеньи

                    Трубит огонь.

                    Скорбит огонь.

                    Как заклинание влюблённых

                    Твердит огонь:

                    Не надо войн!

                    Не надо войн!

                    …И Неизвестному солдату,

                    Не сняв фаты,

                    Невеста не его, а чья-то,

                    Пред ним, лишь счастьем виновата,

                    Несёт цветы.

 

Учитель: Открываем Музыкальную страничку. Исполняем песню «Бердянск вечерний» (слайд со словами песни), муз. Ю.Слятина, сл. А.Близнюкова

 

Когда закат вечерний тлеет

И зажигаются огни,

Повсюду сразу всё милеет

До первой утренней зари.

Волна азовская играет

С далёкой полною луной,

И люди берег заполняют

Весёлой шумною толпой.

 

Припев:

Бердянск, ты – мой город родной!

Красив ты вечерней порой.

Тополя шумят над тобой

Молодою листвой!

 

Волною море серебрится.

На берег пала тишина,

И, словно сказочная птица,

Плывёт над городом луна.

Как ты красив ночной порою,

Мой город юности живой!

И льётся песня над тобою,

И тополя шумят листвой.

 

Следующая страничка журнала «Слово о море» проходит в форме викторины: Азовским наше море названо в ХІІІ веке. Своё имя оно получило от древнего торгового центра Азак («находящийся на низменности»). Наше море маленькое, самое тёплое.

- Назовите максимальную глубину его (14м)

- Назовите максимальную температуру воды летом (27гр.)

- Трудно найти на Земле водоём, который в прошлом имел столько названий: древние славяне называли его Сурожским, греки – Меотидой, скифы – Каргулак. Как вы думаете, что означали эти слова? (« Кормилица, богатое рыбой»)

- Какой рыбой богато наше море?

- Назовите самую крупную рыбу Азовского моря (белуга)

- А самое крупное млекопитающее? (Дельфин)

- В море есть и акулы. Как их зовут? (Катран)

- Как называется водоросль «камка»? (Зостера)

Учитель: Игровая страничка журнала предлагает из слова «Каргулак» составить наибольшее количество слов, имена сущ., ед.ч., им.п. (рак, кулак, лак, луг, гул, лук, рагу, рука, караул и др.)

Учитель: Вот и перелистали мы устный журнал. Осталась последняя страничка «Если бы…»

Город наш живёт и развивается. Давайте подумаем, что бы вы сделали для города, если бы были:

Мэром города?

Экологом? (используем метод «Микрофон»).

Любить свой город – это не только знать его историю, природу, проблемы, но и беречь, приумножать то, что сделано предыдущими поколениями, сохранять природу. А для того, чтобы всё это делать, нужно получать знания в школе, лицее, университете. И тогда каждый из вас будет полезен, необходим своему городу.

doc
Додано
27 липня 2018
Переглядів
1085
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку