арарарарарарарарарарарарарарарараримимимимимимимимимимивововововововововововомтмтмтмттмтмтмттмтмтммтугуггугугугугуггугаівівівіваарпорнгнкціфя ьлошннннеепппитирпривчвсв
Улаклыцкая ОШ I- II ступеней
Открытый классный час
В 9 классе
Классный руководитель: Мороз Валентина Ивановна
2013-2014 учебный год
Задачи: сформировать уважение к членам семьи, сформировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности: сформировать представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Учитель:
Всем добрый день! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем говорить о семье. Вы становитесь год от года взрослее и придёт время, когда вы тоже будете создавать свою семью.
- А как вы понимаете слово «семья»?
- Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?
Да, это семья. У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно самому близкому человеку вы сможете доверить свои тайны, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья – уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
Ученик:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу,
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет,
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному – невозможно!
Учитель:
- Конечно, семья – это в первую очередь – мама, папа и дети. А каким по-вашему должен идеальный папа?
- А какой должна быть идеальная мама?
- А идеальный ребёнок?
Обращаю внимание на доску, где записаны слова Ушинского: В любви, как и в ненависти, могут быть соединены самые разнообразные чувства: и страдание, и наслаждение, и радость, и печаль, и страх, и гнев.
-Есть ещё такое понятие: чувство родства. Как бы вы определили, что это за чувство?(чувство родства – наши отношения к родным и близким людям).
Это самое раннее человеческое чувство и вместе с тем одно из самых устойчивых, сопровождающих человека до конца жизни. Но одно из самых глубоких родственных чувств – материнское чувство. Любовь матери не зависит от качества ребёнка. Именно она любит малыша не за какие-то качества, достоинства, а просто за то, что он существует. Именно в этот момент у ребёнка формируется способность быть любимым, и лишь потом появляется умение – уже взрослого человека ЛЮБИТЬ ДРУГОГО. (мать, любимую). Именно материнское чувство – трамплин, с помощью которого человек совершает прыжок в жизнь.
Ученик:
Прошу вас, берегите матерей,
Теплом укройте от житейской вьюги,
Их любовь во сто крат горячей,
Чем друзей и любимой подруги.
Материнской любви не объять,
И канонов я здесь не нарушу,
Коль скажу: «Мать готова отдать
Свою ласку, и нежность, и душу».
Мать возьмёт на себя вашу боль,
Все терзанья, смятенья и муки,
Мать положит в дорогу хлеб-соль
И протянет навстречу вам руки.
Пусть за шалость накажет не строго,
Только её никогда вы не лгите
И во имя Великого Бога
Матерей своих берегите.
Не оставьте их без участья,
Сей наказ вы запомните, дети,
Ведь не может быть полного счастья,
Если мамы не будет на свете.
(А.Ремизов)
Ученик:
Так хочется, чтобы чаще
Были вместе родители и дети,
Тогда будет лучше всем,
Жить на белом свете!
Ученик:
Пусть взрослых тепло и доброта
Согреют доверчивые детские сердца,
На эту любовь непременно тогда
Откликнется нежная наша душа!
Ученик:
Твой долг – любить и уважать
Родителей – отца и мать,
Быть старшим другом младшим братьям –
И всем, чем можно, помогать им.
Игровое упражнение «Как выразить свою любовь к родным людям?»
Учитель говорит, а ученики хлопают, когда им нравится конкретное выражение:
Ученик:
Моя родня
Мама с папой – моя родня,
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка – родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем подарки купли.
Папе будет моторная лодка,
Маме – в кухню волшебная щётка,
Молоток настоящий – братишке,
Мяч – сестрёнке,
Конфета – Тишке.
А ещё есть друг у меня,
Друг Серёжа – мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра,
Все секреты ему говорю,
Всё на свете ему подарю.
Ученик:
Моя семья
Моя семья – надёжный крепкий тыл,
Со мною мать, отец, сестрёнки, братья…
Здесь могут охладить ненужный пыл,
Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.
Дом пахнет пирогами и теплом,
Да лаской добрых рук любимой мамы,
И если гроз и бед нагрянет гром,
Помогут пережить легко, без драмы.
Здесь, улыбаясь скажут: «Впереди
Успехи будут, только постарайся.
Учись, трудись и с песнею иди,
А, если виноват - пойми, раскайся!»
Нет лучше коллектива, чем семья,
И нет судьи серьёзнее и строже.
Растут, взрослеют дочки, сыновья,
И нету на земле людей дороже.
Учитель:
- А как вы думаете, почему слово состоит из 7 – я?
А ответ на этот вопрос даст нам стихотворение:
Ученик:
Как появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам,
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я!»
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я!»
Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё также ответила: «Я!»
Кто платье сошьёт, постирает бельё?
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопрос, подруга моя.
-«Я, я, я» - Ева молвила «я».
Сказала она знаменитых семь «я».
И так на земле появилась семья.
Учитель:
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входил из семьи
Исполняется песня «Родительский дом
1 куплет
Где бы ни были мы, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас встретит с любовью и нежностью
Наша пристань – родительский дом!
Припев:
Родительский дом – начало начал,
Ты в жизни моей надёжный причал.
Родительский дом, пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет!
2 куплет
Если вдруг мы с тобою когда-нибудь
Позабудем родительский дом,
То не стоит искать оправдания –
Оправдания мы не найдём
Припев:
3 куплет
Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись,
Мы пред ними в долгу неоплаченном,
Помни свято об этом всю жизнь.
Припев:
Учитель:
Давным-давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. Были густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне, так тогда назывались наши предки. Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада.
Каждая семья – отец, мать, дети – жили в своей избе отдельно от других семей.
Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним. Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в поле и огороде. Вот вы сейчас рассказали про свою семью. А ведь в семью можно включить еще много людей. Давайте вспомним о них.
КОНКУРС «Разгадай кроссворд»
Вам нужно разгадать несложный кроссворд на тему родственных отношений.
рис. 2 кроссворд
1. Сын моей матери.
2. Мой родитель.
3. Брат отца или матери.
4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня.
5. Та, что дала нам жизнь.
6. Мать мужа.
7. Сестра мамы или папы.
8. Сын моего ребенка.
9. Мой наследник.
10. Сын моей сестры или брата.
11. Отец мужа.
-Молодцы, правильно отгадали. Если подумать, то можно еще много вспомнить родственников. И ко всем нужно относиться с уважением. Ведь это ваши родные люди, ваша семья
КОНКУРС “УСТАМИ МЛАДЕНЦА”.
– Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. (Семья)
– В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия)
– Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (Мама)
– Место, где мы бываем все вместе. (Дом)
– Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно любят. (Ребенок)
– Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (Бабушка)
– В них играют все дети. (Игрушки)
– Это не человек, но его любят все члены семьи. (Домашнее животное)
КОНКУРС “НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ”
О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них: -- Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).
– Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца).
– У семи нянек дитя в догляде (без глаза).
– Милые бранятся только по пятницам (тешатся).
Учитель: А теперь продолжите пословицу.
– Гость на пороге – счастье в … (доме).
– Дом без хозяйки … (сиротка).
– Дом вести … (не бородой трясти).
– Яблоко от яблони … (не далеко падает).
– Чем богаты, … (тем и рады).
– В гостях хорошо, … (а дома лучше).
Учитель:
-Ребята, а можно ли наш класс считать семьей?
-В какой – то степени можно. Мы должны друг к другу относиться как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.
Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи.
Ученик:
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Сценка «Бабушки и внуки».
Две старушки.
1-я.Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?
2-я: Да что ты, я еще уроки не сделала ...
1-я: Какие уроки? Ты что в детство впала? Ты же 100 лет назад школу кончила!
2-я: Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.
1-я: Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.
2-я: Правда? Это ты их так балуешь?
l-я: Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают.
2-я: О, действительно строго.
l-я: Так, что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой.
2-я: Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм-гм ... »
У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том ... »
l-я: Так, хорошо.
2-я: «оо И днем и ночью пес ученый ... »
l-я: Какой пес? Какой пес?
2-я: Ну, я не знаю какая у него порода.
l-я: Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот!
2-я: А-а, поняла-поняла! Я тогда сначала: « У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том и днем и ночью кот ученый ... »
l-я: Ну?
2-я: ... с авоськой ходит в гастроном.
l-я: С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?
·2-я: Ой, ну какая же ты, подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала.
l-я: Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем учиться, может, в нашу честь какую-нибудь единицу назовут?
2-я: Ее уже назвали.
l-я: Как?
2-я: Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки ...
- Ребята, а в ваших семьях ваши бабушки помогают вам с уроками?
Ученик:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу,
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет,
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному – невозможно!
Ученик:
Прошу вас, берегите матерей,
Теплом укройте от житейской вьюги,
Их любовь во сто крат горячей,
Чем друзей и любимой подруги.
Материнской любви не объять,
И канонов я здесь не нарушу,
Коль скажу: «Мать готова отдать
Свою ласку, и нежность, и душу».
Мать возьмёт на себя вашу боль,
Все терзанья, смятенья и муки,
Мать положит в дорогу хлеб-соль
И протянет навстречу вам руки.
Пусть за шалость накажет не строго,
Только её никогда вы не лгите
И во имя Великого Бога
Матерей своих берегите.
Не оставьте их без участья,
Сей наказ вы запомните, дети,
Ведь не может быть полного счастья,
Если мамы не будет на свете.
(А.Ремизов)
Ученик:
Так хочется, чтобы чаще
Были вместе родители и дети,
Тогда будет лучше всем,
Жить на белом свете!
Ученик:
Пусть взрослых тепло и доброта
Согреют доверчивые детские сердца,
На эту любовь непременно тогда
Откликнется нежная наша душа!
Ученик:
Твой долг – любить и уважать
Родителей – отца и мать,
Быть старшим другом младшим братьям –
И всем, чем можно, помогать им.
Моя родня
Мама с папой – моя родня,
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка – родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем подарки купли.
Папе будет моторная лодка,
Маме – в кухню волшебная щётка,
Молоток настоящий – братишке,
Мяч – сестрёнке,
Конфета – Тишке.
А ещё есть друг у меня,
Друг Серёжа – мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра,
Все секреты ему говорю,
Всё на свете ему подарю.
Моя семья
Моя семья – надёжный крепкий тыл,
Со мною мать, отец, сестрёнки, братья…
Здесь могут охладить ненужный пыл,
Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.
Дом пахнет пирогами и теплом,
Да лаской добрых рук любимой мамы,
И если гроз и бед нагрянет гром,
Помогут пережить легко, без драмы.
Здесь, улыбаясь скажут: «Впереди
Успехи будут, только постарайся.
Учись, трудись и с песнею иди,
А, если виноват - пойми, раскайся!»
Нет лучше коллектива, чем семья,
И нет судьи серьёзнее и строже.
Растут, взрослеют дочки, сыновья,
И нету на земле людей дороже.
Ученик:
Как появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам,
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я!»
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я!»
Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё также ответила: «Я!»
Кто платье сошьёт, постирает бельё?
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопрос, подруга моя.
-«Я, я, я» - Ева молвила «я».
Сказала она знаменитых семь «я».
И так на земле появилась семья.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Сценка «Бабушки и внуки».
1-я.Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?
2-я: Да что ты, я еще уроки не сделала ...
1-я: Какие уроки? Ты что в детство впала? Ты же 100 лет назад школу кончила!
2-я: Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.
1-я: Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.
2-я: Правда? Это ты их так балуешь?
l-я: Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают.
2-я: О, действительно строго.
l-я: Так, что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой.
2-я: Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм-гм ... »
У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том ... »
l-я: Так, хорошо.
2-я: «оо И днем и ночью пес ученый ... »
l-я: Какой пес? Какой пес?
2-я: Ну, я не знаю какая у него порода.
l-я: Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот!
2-я: А-а, поняла-поняла! Я тогда сначала: « У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том и днем и ночью кот ученый ... »
l-я: Ну?
2-я: ... с авоськой ходит в гастроном.
l-я: С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?
·2-я: Ой, ну какая же ты, подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала.
l-я: Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем учиться, может, в нашу честь какую-нибудь единицу назовут?
2-я: Ее уже назвали.
l-я: Как?
2-я: Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки ...
- Ребята, а в ваших семьях ваши бабушки помогают вам с уроками?