«В коллективе, через коллектив и для коллектива»
Если я не за себя, то кто за меня?
Но если я только за себя, то зачем я?
Гораций
Задачи:- формирование ощущения «Я-мужчина» и «Я-Женщина». Осознание единства и противоположности мужского и женского начал, их проявлений и предназначения, развитие мужественности и женственности; - формирование целостного позитивного образа своего «Я», обеспечивающего адекватность самооценки, высокий уровень самоуважения и удовлетворенности собой;
-воспитывать товарищеские отношения в классе, ко всем членам коллектива
Форма проведения: дискуссия с элементами тренинга
Ход классного часа
1.Организационный момент.
Вступительное слово воспитателя о задачах мероприятия.
Давайте поговорим о том, как вы, обучаясь вместе, третий год, научились общаться друг с другом? Или общению не надо учиться? Давайте по порядку.
Учитель:. Чтобы продолжить наше общение давайте уточним правила поведения. Вы можете их дополнить, если сочтете нужным.
Есть дополнения к правилам?
(обсуждаются предложенные правила)
Учитель:. Примем эти правила за основу
- Вообще что такое общение?
Учитель подводит итог обсуждения данного вопроса.
Общение - деловая или дружеская связь так написано в толковом словаре.
Общение, общее – однокоренные слова. Как правило, общаются люди, имеющие общие интересы: музыка, танцы, спорт, чтение художественной литературы, театр, филателия, рыбалка и.т.д. – это социально приемлемое общение.
Но ведь у некоторых людей есть и другие интересы, которые их объединяют, являются общими. Например, вредные привычки: курение, алкоголь, воровство - это социально неприемлемое общение. Существуют законы, предусматривающие наказание за курение в общественных местах, за употребление алкоголя, воровство и.т.д. (сказать за снятие ликеев в лицее)
Есть библейская мудрость, которая очень ярко говорит о правильных взаимоотношениях между людьми «относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». А сколько мудрости в пословицах и поговорках, например, «какой привет- такой ответ».
Упражнение «Собери пословицу»
«Не водись с чёртом- попадешь в пекло»
«Других не суди, на себя погляди!»
«Людей не осуждай, а за собой примечай!»
«Скажи мне кто твой друг, я скажу кто ты».
Упражнение «Мысли мудрых»
Учитель: Все это говорит о том, что важно уметь общаться с людьми и не только с людьми. Человек, нарушающий правила общения всегда проигрывает. Он несет негатив другим и в ответ получает тоже негатив. Но он один, а людей вокруг много. Представляете сколько негатива получает один грубиян. Такие люди часто болеют. Люди же доброжелательные болеют гораздо реже. Уметь правильно общаться просто выгодно!
Коллектив – небольшая группа людей, находящихся в личностном контакте и связанных единой общественно-полезной целью и деятельностью.
Ваши коллективы:
В коллективах идут процессы самоутверждения личности, которая, реализуя свои способности, получает от коллектива оценки.
Школьный коллектив – это мини-модель мира: в нем есть хорошие и плохие люди, начальники и подчиненные, неординарные и обыватели, кумиры и отверженные.
В классном коллективе в результате общения устанавливаются определенные отношения между его членами, каждый индивид получает свою роль, статус.
Наш класс по итогам социометрии 9 класса отличается от других коллективов тем, что вы все поделены на микрогруппы,у которых есть взаимосвязь с другими группами. Что самое главное в классе нет отвергаемых людей, а это очень важно. Много лидеров это тоже хорошо
Учитель: Это шёл разговор о дружеском общении. А чем дружеское общение отличается от делового?
(Дети высказывают свою точку зрения)
Учитель: Можно сказать, что деловое общение- это общение людей, имеющих разные интересы, но выполняющих какое- то общее для всех дело. Вот у вас в классе какое общение преобладает?
(Дети высказывают свою точку зрения)
Учитель: Во время уроков общение деловое, а на переменах и во внеурочное время, в основном, дружеское.
Вот если взять деловое общение какие факторы влияют на то, что приятно с человеком общаться или нет?
(Дети высказывают свою точку зрения)
Учитель: И так, подведем итог.
Приятно общаться, когда человек:
и каждый сейчас, наверное, подумал о себе а, приятно ли общаться со мной? Это очень важный вопрос. На него надо научиться отвечать честно.
Учитель: - Как вы считаете, умеете ли вы общаться?
- С кем вы общаетесь чаще: с мальчиками или девочками?
Сегодня мы с вами по ходу нашего разговора попробуем вместе составить правила общения юношей и девушек, соблюдая их, вы сможете симпатизировать противоположному полу, достичь взаимопонимания, научитесь строить отношения.
Общение со сверстниками другого пола - своего рода способ самоутверждения в вашем возрасте. Но проявить себя в этой сфере не всегда просто: мешает отсутствие жизненного опыта
С целью проверки вашего опыта попробуйте ответить на утверждения предлагаемого теста «Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках?» (Приложение 1)
Приложение 1.
Тест
«Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках»
Проверьте, насколько верны ваши представления о психологических особенностях мальчиков и девочек. В тексте вместо пропуска поставьте букву «м» (мальчики) или букву «д» (девочки), буквы «мд», если имеете ввиду «мальчики и девочки в равной мере».
1. _____более послушны, чем _____.
2. _____ лучше относятся к слабым, больным людям, животным, растениям.
3. _____лучше могут оценивать сложное положение и мыслят более логически.
4. ____ испытывают большее желание отличиться, выделиться.
5. _____ больше одарены в естественных науках (математике, физике).
6. _____ более чувствительны к среде, обстановке, в которой живут, тяжелее переносят боль, страдание.
7. _____ умеют лучше выразить свои мысли.
8. У ____ лучше развита зрительная память, а у _____ – слуховая.
9. _____ лучшее ориентируются в пространстве.
10. _____ агрессивнее.
11. _____ менее активны.
12. _____ более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.
13. _____ более ласковы.
14. _____ легче попадают под чужое влияние.
15. _____ более предприимчивы, практичны.
16. _____ более трусливы.
17. _____ чаще страдают от комплекса неполноценности.
18. _____ реже соперничают между собой.
19. _____ более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.
20. ____ больше склонны к творческой работе, в то время как _____ лучше справляются с физическим трудом.
Приложение 2.
Ознакомьтесь с мнением психологов.
1. В раннем: детстве девочки действительно более послушны.
2. Пока не установлено фактов, дающих повод утверждать, что девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых, животных, растениях.
3. Это не так. Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков.
4. До 10–12 лет девочки развиваются быстрее и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников.
5. Девочки и мальчики одарены одинаково.
6. Напротив, мальчики легче поддаютсявлиянию среды, домашней обстановки и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Они более чувствительны к боли, страданию. Мальчики лишь делают вид, что им не больно, поскольку их учат, что мужчина не должен плакать.
7. До 10–13 лет разница незначительна, в большинстве случаев девочки устно и письменно высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.
8. Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разница, то только индивидуальная.
9. До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается.
10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в 2-3 года, когда начинает формироваться их личность.
11. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек.
12. Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Мальчики же склонны к коллективным играм, собираются в более крупные группы.
13. До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы. Мальчики тоже требуют ласкового обращения.
14. Напротив, мальчики, скорее, склонны принимать «на веру» мнение компании, при их воспитании это непременно надо иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.
15. В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. В период полового созревания они уступают в этом юношам, быть может, сознательно.
16. Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть решительнее мальчиков, легче преодолевать страх.
17. Не больше мальчиков. Девочки лучше умеют быстрее приспосабливаться. В большинстве случаев они более самостоятельны.
18. В этом отношении ни у кого нет преимуществ. Все зависит от личности. Соперничать и «меряться силами» друг с другом могут и мальчики, и девочки.
19. Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны.
20. В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет значения.
Упражнение «Солнце и тучи»
Учитель: Общение юношей и девушек в таком возрасте, как ваш, всегда противоречиво: не всегда бывает радостным, бывают споры, разногласия, непонимание. На рисунке изображено солнце и тучи. Предлагаю написать, какое общение с противоположным полом приносит вам радость, а какое — огорчение. В центре солнышка напишите «девушки» или «юноши», на лучах — что вас радует в общении с противоположным полом, на тучках — что огорчает.
Учащиеся работают в группах, после чего делятся своими впечатлениями об общении с противоположным полом
Какие правила общения можно вывести из сказанного вами? Сформулируйте их.
Учитель: Вам 14-15-16 лет. Много это или мало? Каждый по-своему оценивает свой возраст. Но именно в этом возрасте часто совместные прогулки мальчика и девочки, встречи, перерастают в нечто большее, чем просто общение. Согласитесь, что каждый из вас хранит в своей памяти серию мимолетных, но поразительно четких картинок, моментов, когда все воспринималось чувством, а время словно останавливалось на мгновение…
Упражнение «Запретные темы»
Учитель: Мальчики, знакомо ли вам неловкое чувство, когда рассказываешь девочке или девочкам что-нибудь и при этом понимаешь, что ей (им) скучно, не интересно?
- Как общаться так, чтобы не наскучить девочке, а наоборот, привлечь ее внимание?
- Существуют темы, на которые лучше не говорить с девушками на свидании. Спросим об этом у девушек.
- Какие темы вам не интересны на свидании? (Проблемы со здоровьем. О бывших девушках. О футболе. Об автомобилях. О чрезмерной любви к домашним животным и др.)
- А теперь ответьте, пожалуйста, мальчики. На какие темы вам не интересно разговаривать с девочками? (Косметика, показы мод, обсуждение покупки новых нарядов, о том, кто во что одет, др.)
Учащиеся отвечают.
Какие правила общения можно вывести из сказанного вами? Сформулируйте их.
Учитель: Странно и обидно, но некоторым ребятам всё ещё приходиться сталкиваться с насмешками, злобным хихиканьем, если заметят, что мальчик несёт портфель девочки, заботливо провожает домой и т. д.
- Можно ли подобные взаимоотношения девочки и мальчика назвать любовью?
- А что по-вашему является любовью? Существует такое понятие как влюбленность. Какое из чувств более глубокое, крепкое? Выскажите свои суждения.
Учитель. Я предлагаю вам послушать стихотворение Эдуарда Асадова, которое мы – я и ваши родители – читали, переписывали в тетради и даже учили наизусть, когда были в вашем возрасте.
Э.Асадов ТРУСИХА
Шар луны под звездным абажуром
Озарял уснувший городок.
Шли, смеясь, по набережной хмурой
Парень со спортивною фигурой
И девчонка - хрупкий стебелек.
Видно, распалясь от разговора,
Парень, между прочим, рассказал,
Как однажды в бурю ради спора
Он морской залив переплывал,
Как боролся с дьявольским теченьем,
Как швыряла молнии гроза.
И она смотрела с восхищеньем
В смелые, горячие глаза...
А потом, вздохнув, сказала тихо:
- Я бы там от страха умерла.
Знаешь, я ужасная трусиха,
Ни за что б в грозу не поплыла!
Парень улыбнулся снисходительно,
Притянул девчонку не спеша
И сказал:- Ты просто восхитительна,
Ах ты, воробьиная душа!
Подбородок пальцем ей приподнял
И поцеловал. Качался мост,
Ветер пел... И для нее сегодня
Мир был сплошь из музыки и звезд!
Так в ночи по набережной хмурой
Шли вдвоем сквозь спящий городок
Парень со спортивною фигурой
И девчонка - хрупкий стебелек.
А когда, пройдя полоску света,
В тень акаций дремлющих вошли,
Два плечистых темных силуэта
Выросли вдруг как из-под земли.
Первый хрипло буркнул:- Стоп, цыпленки!
Путь закрыт, и никаких гвоздей!
Кольца, серьги, часики, деньжонки -
Все, что есть,- на бочку, и живей!
А второй, пуская дым в усы,
Наблюдал, как, от волненья бурый,
Парень со спортивною фигурой
Стал спеша отстегивать часы.
И, довольный, видимо, успехом,
Рыжеусый хмыкнул:- Эй, коза!
Что надулась?! - И берет со смехом
Натянул девчонке на глаза.
Дальше было все как взрыв гранаты:
Девушка беретик сорвала
И словами:- Мразь! Фашист проклятый!-
Как огнем детину обожгла.
- Комсомол пугаешь? Врешь, подонок!
Ты же враг! Ты жизнь людскую пьешь!-
Голос рвется, яростен и звонок:
- Нож в кармане? Мне плевать на нож!
За убийство - стенка ожидает.
Ну, а коль от раны упаду,
То запомни: выживу, узнаю!
Где б ты ни был, все равно найду!
И глаза в глаза взглянула твердо.
Тот смешался:- Ладно... тише, гром...-
А второй промямлил:- Ну их к черту! -
И фигуры скрылись за углом.
Лунный диск, на млечную дорогу
Выбравшись, шагал наискосок
И смотрел задумчиво и строго
Сверху вниз на спящий городок,
Где без слов по набережной хмурой
Шли, чуть слышно гравием шурша,
Парень со спортивною фигурой
И девчонка - слабая натура,
"Трус" и "воробьиная душа".
.
Учитель. Ребята, как вы думаете, встретятся ли вновь парень с девушкой или нет? Почему?
Учитель. Что же чувствует девушка после произошедшего инцидента? (Обиду, разочарование, пренебрежение, жалость к парню...)
Учитель. А что чувствует юноша? (Вину, стыд за себя, гордость за девушку...)
Упражнение «Мы похожие и такие разные»
Учитель: предлагаю коллективно выполнить задание, которое поможет вам, быть может, по-новому оценить себя, проанализировать ваше общение с другим полом, скорректировать свое поведение, избежать ошибок
Список заданий для мальчиков |
Список заданий для девочек |
Коллективно закончите следующие фразы (дайте ответы):
_________________________________________________ _________________________________________________ ________________________________
_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ ________________________________
_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________
_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________
_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________
_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ ________________________________ |
Коллективно закончите следующие фразы (дайте ответы):
_____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________
_____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ ______________________________
_____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________
_____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________
_____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________
_____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________
|
Упражнение «Обзывалки».
Учитель. Доводилось ли вам когда-нибудь попадать в такие ситуации, когда вы понимали, что назревает конфликт из-за некорректного поведения противоположного пола, и в ответ тоже хочется нагрубить, высказаться резко в адрес обидчика?
Чтобы научиться выходить из таких ситуаций, нужно уметь владеть собой, быть сдержанными, контролировать свои слова и эмоции.
Следующие упражнение «Обзывалки», возможно, поможет вам выработать в себе подобные качества. Станьте в круг. Использование ненормативной лексики исключается. Обидчик называет вас названием растения, птицы и т.д. Вы отвечаете фразами исключительно вежливого тона. Например, «Как лестно!», «Как приятно слышать!» «Спасибо. Вы очень вежливы!» «Как любезно с вашей стороны!» «Спасибо за комплимент!» «Таких приятных слов мне никто еще не говорил!» и т.д.
Упражнение «Комплименты»
Цель: повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.
Материалы: небольшой мяч.
Учитель предлагает участникам придумывать комплементы друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплемент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику.
Учитель: Часто молодые люди чувствуют себя неуверенно в общении с противоположным полом, ищут поддержки у знакомых и друзей..
Подумайте и напишите 3-5 правила, которых нужно придерживаться в общении юношам и девушкам.
Учащиеся озвучивают свои суждения. Учитель предлагает им памятку «Правила общения»
Приложение 4.
Памятка «Правила общения»
Я думаю, что она поможет проанализировать ваше общение с людьми и выделить для себя то, что необходимо в себе воспитывать.
1.Умейте слушать и слышать своего собеседника!
2. В любом общении важно взаимопонимание!
3.Избегайте ненужных споров.
4.Уважайте мнение других людей.
5.Убеждайте, а не приказывайте.
6.Не общайтесь с людьми только из-за внешних стереотипов!
7.Будьте искренни и справедливы!
9. Будьте терпимы и оптимистичны!
10.Не бойтесь говорить правду!
11.Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!
12.Будьте естественны в общении!
13.Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них, как в зеркало!
Учитель: Я думаю, что она поможет проанализировать ваше общение и выделить для себя то, что необходимо в себе воспитывать.
10 заповедей общения, Или как приобрести друзей (американский психолог Дейл Карнеги)
1. Меньше критикуйте и обсуждайте других, реже жалуйтесь.
2. Демонстрируйте неподдельный интерес к другим людям.
3. Будьте хорошим слушателем.
4. Помогайте людям чувствовать свою значимость.
5. Уважайте мнение других людей.
6. Избегайте ненужных споров.
7. Убеждайте, а не приказывайте.
8. Запоминайте имена.
9. Придерживайтесь положительной установки.
10. Улыбайтесь.
Учитель: Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них, как в зеркало!
В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Китайская притча «Ладная семья»
Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли таких семей. Но дело в том, что семья была особая- мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село и обрадовался: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не очень силен был в грамоте. Передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа : 100 раз любовь, 100 раз терпение, 100 раз прощение.
Прочел владыка и спросил: - и все?
- Да, - ответил старик. Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, и мира тоже.
Рефлексия.
Учитель: Сегодня мы с вами только начали вести серьезный разговор о том, что есть настоящая дружба между мальчиками и девушками, о том, как мальчишкам стать настоящими джентльменами а девчонкам прекрасными леди….
Мне бы очень хотелось, чтобы ваши ухаживания друг за другом стали образцовыми для окружающих А школьная дружба незабываемой.
Встать в круг, взяться за талию соседей, нагнуться вперед, назад. Вы не падаете? Потому что у вас есть поддержка!
Звучит вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».
1