Внеклассное мероприятие «В коллективе, через коллектив и для коллектива»

Про матеріал
Задачи:- формирование ощущения «Я-мужчина» и «Я-Женщина». Осознание единства и противоположности мужского и женского начал, их проявлений и предназначения, развитие мужественности и женственности; - формирование целостного позитивного образа своего «Я», обеспечивающего адекватность самооценки, высокий уровень самоуважения и удовлетворенности собой; -воспитывать товарищеские отношения в классе, ко всем членам коллектива Форма проведения: дискуссия с элементами тренинга
Перегляд файлу

«В коллективе, через коллектив и для коллектива»

Если я не за себя, то кто за меня?
Но если я только за себя, то зачем я?
Гораций

 

Задачи:- формирование ощущения «Я-мужчина» и «Я-Женщина». Осознание единства и противоположности мужского и женского начал, их проявлений и предназначения, развитие мужественности и женственности; - формирование целостного позитивного образа своего «Я», обеспечивающего адекватность самооценки, высокий уровень самоуважения и удовлетворенности собой;

-воспитывать товарищеские отношения в классе, ко всем членам коллектива

 Форма проведения: дискуссия с элементами тренинга

Ход классного часа

1.Организационный момент.

Вступительное слово воспитателя о задачах мероприятия.

Давайте поговорим о том, как вы, обучаясь вместе, третий год, научились общаться друг с другом? Или общению не надо учиться? Давайте по порядку.

 Учитель:. Чтобы продолжить наше общение давайте уточним правила поведения. Вы можете их дополнить, если сочтете нужным.

  1. Не перебивать говорящего.
  2. Говорить от первого лица.
  3. Не спорить, а высказывать свою точку зрения.
  4. Говорить тогда, когда разрешат.
  5. Внимательно слушать, чтобы твое высказывание было по теме разговора.

Есть дополнения к правилам?

(обсуждаются предложенные правила)

Учитель:. Примем эти правила за основу

- Вообще что такое общение?

Учитель подводит итог обсуждения данного вопроса.

Общение - деловая или дружеская связь так написано в толковом словаре. 

Общение, общее – однокоренные слова. Как правило, общаются люди, имеющие общие интересы: музыка, танцы, спорт, чтение художественной литературы, театр, филателия, рыбалка и.т.д. – это социально приемлемое общение.

Но ведь у некоторых людей есть и другие интересы, которые их объединяют, являются общими. Например, вредные привычки: курение, алкоголь, воровство - это социально неприемлемое общение. Существуют законы, предусматривающие наказание за курение в общественных местах, за употребление алкоголя, воровство и.т.д. (сказать за снятие ликеев в лицее)

 

Есть библейская мудрость, которая очень ярко говорит о правильных взаимоотношениях между людьми «относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». А сколько мудрости в пословицах и поговорках, например, «какой привет- такой ответ».

Упражнение «Собери пословицу»

«Не водись с чёртом- попадешь в пекло»

«Других не суди, на себя погляди!»

«Людей не осуждай, а за собой примечай!»

«Скажи мне кто твой друг, я скажу кто ты».

Упражнение «Мысли мудрых»

  • Вся наша жизнь – это хождение по коллективам. 
    А. Петровский, доктор психологических наук.
  • Обособленный от других человек никогда не достигнет цели. 
    И. Гете.
  • Тот, кто думает, что можно обойтись без других, заблуждается; но еще сильнее заблуждается тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него. 
    Ф. Ларошфуко.
  • В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого. 
    Л.Н. Толстой.

Учитель: Все это говорит о том, что важно уметь общаться с людьми и не только с людьми. Человек, нарушающий правила общения всегда проигрывает. Он несет негатив другим и в ответ получает тоже негатив. Но он один, а людей вокруг много. Представляете сколько негатива получает один грубиян. Такие люди часто болеют. Люди же доброжелательные болеют гораздо реже. Уметь правильно общаться просто выгодно!

Коллектив – небольшая группа людей, находящихся в личностном контакте и связанных единой общественно-полезной целью и деятельностью.

Ваши коллективы:

  • Семья. Те, кто живет под одной крышей, связанные кровным родством: родители, бабушки-дедушки, другие родные. В семье есть множество традиций, особенностей, составляющих образ жизни.
  • Школьный класс. Группа ровесников, связанных общим порядком деятельности учения и частично досуга.
  • Коллективы клубного типа (кружки, студии, секции). Объединения ребят по интересам.
  • Неофициальные молодежные собрания, уличные, дворовые группы, группировки, «тусовки».
  • Дружеские компании.

В коллективах идут процессы самоутверждения личности, которая, реализуя свои способности, получает от коллектива оценки.

Школьный коллектив – это мини-модель мира: в нем есть хорошие и плохие люди, начальники и подчиненные, неординарные и обыватели, кумиры и отверженные.

В классном коллективе в результате общения устанавливаются определенные отношения между его членами, каждый индивид получает свою роль, статус.

Наш класс по итогам социометрии 9 класса отличается от других коллективов тем, что вы все поделены на микрогруппы,у  которых  есть взаимосвязь с другими группами. Что самое главное в классе нет отвергаемых людей, а это очень важно. Много лидеров это тоже хорошо

Учитель: Это шёл разговор о дружеском общении. А чем дружеское общение отличается от делового?

(Дети высказывают свою точку зрения)

Учитель: Можно сказать, что деловое общение- это общение людей, имеющих разные интересы, но выполняющих какое- то общее для всех дело. Вот у вас в классе какое общение преобладает?

(Дети высказывают свою точку зрения)

 Учитель: Во время уроков общение деловое, а на переменах и во внеурочное время, в основном, дружеское.

Вот если взять деловое общение какие факторы влияют на то, что приятно с человеком общаться или нет?

(Дети высказывают свою точку зрения)

Учитель: И так, подведем итог.

Приятно общаться, когда человек:

  • опрятен
  • вежлив
  • умён
  • доброжелателен
  • справедлив
  • честен

и каждый сейчас, наверное, подумал о себе а, приятно ли общаться со мной? Это очень важный вопрос. На него надо научиться отвечать честно.

 Учитель: - Как вы считаете, умеете ли вы общаться?

- С кем вы общаетесь чаще: с мальчиками или девочками?

Сегодня мы с вами по ходу нашего разговора попробуем вместе составить правила общения юношей и девушек, соблюдая их, вы сможете симпатизировать противоположному полу, достичь взаимопонимания, научитесь строить отношения.

Общение со сверстниками другого пола - своего рода способ самоутверждения в вашем возрасте. Но проявить себя в этой сфере не всегда просто: мешает отсутствие жизненного опыта

С целью проверки вашего опыта попробуйте ответить на утверждения предлагаемого теста «Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках?» (Приложение 1)

 

Приложение 1.

Тест

«Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках»

        Проверьте, насколько верны ваши представления о психологических особенностях мальчиков и девочек. В тексте вместо пропуска поставьте букву «м» (мальчики) или букву «д» (девочки),  буквы «мд», если имеете ввиду «мальчики и девочки в равной мере».

 

1.   _____более послушны, чем _____.

2.   _____ лучше относятся к слабым, больным людям, животным, растениям.

3.   _____лучше могут оценивать сложное положение и мыслят более логически.

4.   ____  испытывают большее желание отличиться, выделиться.

5.   _____ больше одарены в естественных науках (математике, физике).

6.  _____ более чувствительны к среде, обстановке, в которой живут, тяжелее переносят боль, страдание.

7.  _____ умеют лучше выразить свои мысли.

8.  У  ____ лучше развита зрительная память, а у _____ – слуховая.

9.   _____ лучшее ориентируются в пространстве.

10.  _____ агрессивнее.

11.  _____ менее активны.

12.  _____ более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.

13. _____ более ласковы.

14. _____ легче попадают под чужое влияние.

15. _____ более предприимчивы, практичны.

16. _____ более трусливы.

17. _____ чаще страдают от комплекса неполноценности.

18. _____ реже соперничают между собой.

19. _____ более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.

20. ____  больше склонны к творческой работе, в то время как _____ лучше справляются с физическим трудом.

 

Приложение 2.

Ознакомьтесь с мнением психологов.

1.   В раннем: детстве девочки действительно более послушны.

2. Пока не установлено фактов, дающих повод утверждать, что девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых, животных, растениях.

3.  Это не так. Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков.

4.  До 10–12 лет девочки развиваются быстрее и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников.

5.   Девочки и мальчики одарены одинаково.

6. Напротив, мальчики легче поддаютсявлиянию среды, домашней обстановки и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Они более чувствительны к боли, страданию. Мальчики лишь делают вид, что им не больно, поскольку их учат, что мужчина не должен плакать.

7. До 10–13 лет разница незначительна, в большинстве случаев девочки устно и письменно высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.

8. Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разница, то только индивидуальная.

9. До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается.

10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в 2-3 года, когда начинает формироваться их личность.

11. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек.

12. Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Мальчики  же склонны  к коллективным играм, собираются в более крупные группы.

13. До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы. Мальчики тоже требуют ласкового обращения.

14. Напротив, мальчики, скорее,  склонны принимать «на веру» мнение компании, при их воспитании это непременно надо иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.

15. В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными  и активными становятся девочки. В период полового созревания они уступают в этом юношам, быть может, сознательно.

16. Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется.  В действительности они могут быть решительнее мальчиков, легче преодолевать страх.

17. Не больше мальчиков. Девочки лучше умеют быстрее приспосабливаться. В большинстве случаев они более самостоятельны.

18. В этом отношении ни у кого нет преимуществ. Все зависит от личности. Соперничать и «меряться силами» друг с другом могут и мальчики, и девочки.

19. Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны.

20. В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет значения.

 Упражнение «Солнце и тучи»

Учитель: Общение юношей и девушек в таком возрасте, как ваш, всегда противоречиво: не всегда бывает радостным, бывают споры, разногласия, непонимание. На рисунке изображено солнце и тучи. Предлагаю напи­сать, какое общение с противоположным полом приносит вам ра­дость, а какое — огорчение. В центре солнышка напишите «девушки» или «юноши», на лучах — что вас радует в общении с противоположным полом, на тучках — что огорчает.

Учащиеся работают в группах, после чего  делятся своими впечатлениями об общении с противоположным полом

Какие правила общения можно вывести из сказанного вами? Сформулируйте их.

Учитель:  Вам 14-15-16 лет. Много это или мало? Каждый по-своему оценивает свой возраст. Но именно в этом возрасте часто совместные прогулки мальчика и девочки, встречи, перерастают в нечто большее, чем просто общение. Согласитесь, что каждый из вас хранит в своей памяти серию мимолетных, но поразительно четких картинок, моментов, когда все воспринималось чувством, а время словно останавливалось на мгновение…

  Упражнение «Запретные темы»

Учитель: Мальчики, знакомо ли вам неловкое чувство, когда рассказываешь девочке или девочкам что-нибудь и при этом понимаешь, что ей (им) скучно, не интересно?

- Как общаться так, чтобы не наскучить девочке, а наобо­рот, привлечь ее внимание?

- Существуют темы, на которые лучше не говорить с девушками на свидании. Спросим об этом у девушек.

- Какие темы вам не интересны на свидании? (Проблемы со здоровьем. О бывших девушках. О футболе. Об автомобилях. О чрезмерной любви к домашним животным и др.)

- А теперь ответьте, пожалуйста, мальчики. На какие темы вам не интересно разговаривать с девочками? (Косметика, показы мод, обсуждение покупки новых нарядов, о том, кто во что одет, др.)

Учащиеся отвечают.

Какие правила общения можно вывести из сказанного вами? Сформулируйте их.

Учитель: Странно и обидно, но некоторым ребятам всё ещё приходиться сталкиваться с насмешками, злобным хихиканьем, если заметят, что мальчик несёт портфель девочки, заботливо провожает домой и т. д.

 - Можно ли подобные взаимоотношения девочки и мальчика назвать любовью?

 - А что по-вашему является любовью? Существует такое понятие как влюбленность. Какое из чувств более глубокое, крепкое? Выскажите свои суждения.

Учитель. Я предлагаю вам послушать стихотворение Эдуарда Асадова, которое мы – я и ваши родители – читали, переписывали в тетради и даже учили наизусть, когда были в вашем возрасте.

               Э.Асадов   ТРУСИХА

Шар луны под звездным абажуром

Озарял уснувший городок.

Шли, смеясь, по набережной хмурой

Парень со спортивною фигурой

И девчонка - хрупкий стебелек.

 Видно, распалясь от разговора,

Парень, между прочим, рассказал,

Как однажды в бурю ради спора

Он морской залив переплывал,

 Как боролся с дьявольским теченьем,

Как швыряла молнии гроза.

И она смотрела с восхищеньем

В смелые, горячие глаза...

 А потом, вздохнув, сказала тихо:

- Я бы там от страха умерла.

Знаешь, я ужасная трусиха,

Ни за что б в грозу не поплыла!

 Парень улыбнулся снисходительно,

Притянул девчонку не спеша

И сказал:- Ты просто восхитительна,

Ах ты, воробьиная душа!

 Подбородок пальцем ей приподнял

И поцеловал. Качался мост,

Ветер пел... И для нее сегодня

Мир был сплошь из музыки и звезд!

 Так в ночи по набережной хмурой

Шли вдвоем сквозь спящий городок

Парень со спортивною фигурой

И девчонка - хрупкий стебелек.

 А когда, пройдя полоску света,

В тень акаций дремлющих вошли,

Два плечистых темных силуэта

Выросли вдруг как из-под земли.

 Первый хрипло буркнул:- Стоп, цыпленки!

Путь закрыт, и никаких гвоздей!

Кольца, серьги, часики, деньжонки -

Все, что есть,- на бочку, и живей!

 А второй, пуская дым в усы,

Наблюдал, как, от волненья бурый,

Парень со спортивною фигурой

Стал спеша отстегивать часы.

 И, довольный, видимо, успехом,

Рыжеусый хмыкнул:- Эй, коза!

Что надулась?! - И берет со смехом

Натянул девчонке на глаза.

 Дальше было все как взрыв гранаты:

Девушка беретик сорвала

И словами:- Мразь! Фашист проклятый!-

Как огнем детину обожгла.

 - Комсомол пугаешь? Врешь, подонок!

Ты же враг! Ты жизнь людскую пьешь!-

Голос рвется, яростен и звонок:

- Нож в кармане? Мне плевать на нож!

 За убийство - стенка ожидает.

Ну, а коль от раны упаду,

То запомни: выживу, узнаю!

Где б ты ни был, все равно найду!

 И глаза в глаза взглянула твердо.

Тот смешался:- Ладно... тише, гром...-

А второй промямлил:- Ну их к черту! -

И фигуры скрылись за углом.

 Лунный диск, на млечную дорогу

Выбравшись, шагал наискосок

И смотрел задумчиво и строго

Сверху вниз на спящий городок,

 Где без слов по набережной хмурой

Шли, чуть слышно гравием шурша,

Парень со спортивною фигурой

И девчонка - слабая натура,

"Трус" и "воробьиная душа".

.

Учитель. Ребята, как вы думаете, встретятся ли вновь парень с девушкой или нет? Почему?

Учитель. Что же чувствует девушка после произошедшего инцидента? (Обиду, разочарование, пренебрежение, жалость к парню...)

Учитель. А что чувствует юноша? (Вину, стыд за себя, гордость за девушку...)

Упражнение «Мы похожие и такие разные»

Учитель: предлагаю коллективно выполнить задание, которое поможет вам, быть может, по-новому оценить себя, проанализировать ваше общение с другим полом, скорректировать свое поведение, избежать ошибок 

Список заданий  для  мальчиков

Список заданий для  девочек

Коллективно закончите следующие фразы (дайте ответы):

  1. Назовите 5 причин, почему девушки могут   не   вызывать симпатий (не нравиться): ___________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

________________________________

  1. Назовите 5 причин (качеств), по которым девушка всегда будет симпатична, интересна, привлекательна: ____________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

________________________________

  1. Назовите основные причины, по которым, как вам кажется, юноши (т.е. вы) нравитесь и не нравитесь девушкам: _________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

  1. Девушки не правы, когда думают…

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

  1. Мы никогда не согласимся на… (с тем, что…) __________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

  1. Мы бы хотели пожелать девушкам…

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

________________________________

Коллективно закончите следующие фразы (дайте ответы):

  1. Назовите 5 причин, почему юноши могут   не   вызывать симпатий (не нравиться девушкам):

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

  1. Назовите 5 причин (качеств), по которым парень всегда будет симпатичен, интересен, привлекателен: _________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

______________________________

  1. Назовите основные причины, по которым, как вам кажется, девушки (т.е. вы) нравитесь и не нравитесь юношам: ___________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

  1. Юноши не правы, когда думают…

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

  1. Мы никогда не согласимся на… (с тем, что…) _________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

  1. Мы бы хотели пожелать юношам… __________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

 

Упражнение «Обзывалки».

Учитель. Доводилось ли вам когда-нибудь попадать в такие ситуации, когда вы понимали, что назревает конфликт из-за некорректного поведения противоположного пола, и в ответ тоже хочется нагрубить, высказаться резко в адрес обидчика?

Чтобы научиться выходить из таких ситуаций, нужно уметь владеть собой, быть сдержанными, контролировать свои слова и эмоции.

Следующие упражнение «Обзывалки», возможно, поможет вам выработать в себе подобные качества. Станьте в круг. Использование ненормативной лексики исключается. Обидчик называет вас названием растения,  птицы и т.д. Вы  отвечаете фразами исключительно вежливого тона. Например, «Как лестно!», «Как приятно слышать!» «Спасибо. Вы очень вежливы!» «Как любезно с вашей стороны!» «Спасибо за комплимент!» «Таких приятных слов мне никто еще не говорил!» и т.д.

Упражнение «Комплименты»

Цель: повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Материалы: небольшой мяч.

Учитель предлагает участникам придумывать комплементы друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплемент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику.

 Учитель: Часто молодые люди чувствуют себя неуверенно в общении с противоположным полом, ищут поддержки у знакомых и друзей..

Подумайте и напишите 3-5 правила, которых нужно придерживаться в общении юношам и девушкам.

Учащиеся озвучивают свои суждения. Учитель предлагает им памятку «Правила общения»

Приложение 4.

Памятка «Правила общения»

  Я думаю, что она поможет проанализировать ваше общение с людьми и выделить для себя то, что необходимо в себе воспитывать.

1.Умейте слушать и слышать своего собеседника!

2. В любом общении важно взаимопонимание!

3.Избегайте ненужных споров.

4.Уважайте мнение других людей.

5.Убеждайте, а не приказывайте.

6.Не общайтесь с людьми только из-за внешних стереотипов!

7.Будьте искренни и справедливы!

9. Будьте терпимы и оптимистичны!

10.Не бойтесь говорить правду!

11.Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!

12.Будьте естественны в общении!

13.Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них, как в зеркало!

Учитель: Я думаю, что она поможет проанализировать ваше общение и выделить для себя то, что необходимо в себе воспитывать.

10 заповедей общения, Или как приобрести друзей (американский психолог Дейл Карнеги)

1.       Меньше критикуйте и обсуждайте других, реже жалуйтесь.

2.       Демонстрируйте неподдельный интерес к другим людям.

3.       Будьте хорошим слушателем.

4.       Помогайте людям чувствовать свою значимость.

5.       Уважайте мнение других людей.

6.       Избегайте ненужных споров.

7.       Убеждайте, а не приказывайте.

8.       Запоминайте имена.

9.       Придерживайтесь положительной установки.

10.  Улыбайтесь.

 Учитель: Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них, как в зеркало!

В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

 Китайская притча «Ладная семья»

Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли таких семей. Но дело в том, что семья была особая- мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село и обрадовался: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не очень силен был в грамоте. Передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа : 100 раз любовь, 100 раз терпение, 100 раз прощение.

Прочел владыка и спросил: - и все?

- Да, - ответил старик. Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, и мира тоже.

 Рефлексия.

  Учитель: Сегодня мы с вами только начали вести серьезный разговор о том, что есть настоящая дружба между мальчиками и девушками, о том, как мальчишкам стать настоящими джентльменами а девчонкам прекрасными леди….

Мне бы очень хотелось, чтобы ваши ухаживания друг за другом стали образцовыми для окружающих А школьная дружба незабываемой.

Встать в круг, взяться за талию соседей, нагнуться вперед, назад. Вы не падаете? Потому что у вас есть поддержка!

Звучит вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

 

 

 

 

 

 

1

 

docx
Додано
29 липня 2019
Переглядів
1103
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку