Беседа по экологии
Тема: Вода, ее признаки и свойства
Цель: познакомить с признаками и свойствами воды.
Ход занятия
– Запустим кораблик бумажный,
Пускай он плывет далеко.
Урок у нас сегодня важный,
Добыть ведь знания – нелегко!
– Проверим готовность к уроку
1.Чтение стихотворения учениками:
1.Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
2.Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
3.Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить (Н. Рыжова)
2. Беседас элементами рассказа:
*Рассказ дополняется ответами учащихся (по подготовленной заранее информации).
*Вода играет огромную роль в нашей жизни,она постоянная наша спутница. Наблюдая на прогулках за каплями росы,дождя,снегом,я учу видеть красоту природы.
*На прогулках дети знакомятся со свойствами воды,различными природными явлениями. Во время прогулок летом,весной,осенью в качестве объекта для наблюдения предлагала детям обыкновенную лужу,от которой мы стараемся отогнать детей, и к которой все они проявляют интерес. Лужа-модель маленького водоема. Мы наблюдали за ее появлением, испарением, замерзанием, тем самым определяли свойства воды.
* Во время бесед объясняю детям правила поведения в природных условиях. Если для жизни растений и животных нужна вода,значит водоемы должны быть чистыми.
- Вода - самое распространённое вещество в природе. Она есть всюду. Из космоса наша Земля кажется голубой, потому что вода занимает две трети поверхности планеты.
Воду надо беречь, ведь она - настоящая драгоценность: без неё не было бы жизни на Земле. Чтобы наша планета всегда оставалась голубой, надо заботиться о водоёмах. Верные помощники - это леса. Они обязательно должны расти по берегам рек и озер, потому что деревья сохраняют и накапливают подпочвенную влагу, которая потом питает водоёмы.
Не зря говорят: «Беречь воду - значит беречь Природу!»
Три состояния воды:
1. Жидкое состояние.
В жидком состоянии молекулы воды соединены не очень крепко, поэтому вода течёт, куда хочет. Она занимает любой сосуд или углубление, вследствие чего после дождя на асфальте и на земле остаются лужи.
Да вы и сами сможете убедиться в этом, если проделаете простой опыт. Возьмите три сосуда различной формы. Наливайте воду в каждый по очереди. Каждый раз вода будет принимать разную форму.
2. Твёрдое состояние.
В твердое состояние вода переходит, когда замерзает и превращается в лёд или снег. Именно эту замёрзшую воду дети ждут зимой. Но как только снег или лёд тает, порядок молекул нарушается, вода становится жидкостью.
3. Газообразное состояние.
В газообразное состояние вода превращается при нагревании. В таком состоянии молекулы пара расположены далеко друг от друга, поэтому они быстро разлетаются. Пар кажется лёгким. Но он умеет быть и сильным! Его сила раньше заставляла двигаться паровозы и пароходы. А потом на смену силе пара пришла сила электричества.
Со всеми этими состояниями воды мы встречаемся круглый год, когда выпадают осадки: туман, роса, иней, дождь, град и снег!
Вопросы для закрепления:
- Какой можно проделать опыт, чтобы убедиться в текучести воды?
- Когда вода превращается в газообразное состояние?
- Что такое снег и лёд?
- Какая из космоса наша Земля?
Туман, роса, иней.
Когда солнце нагревает поверхность рек, озёр и морей, часть воды испаряется и поднимается вверх. Сначала эти капельки такие маленькие, что их нельзя разглядеть. Потом они собираются в облака и становятся видимыми.
Если облака опускаются очень низко над землёй, они становятся туманом.
Чаще всего туманы бывают там, где много влаги - над рекой или в низинах. Обычно туманы появляются утром или вечером, когда земля остывает. Но стоит пригреть солнышку - утренний туман рассевается. Это не значит, что он исчезает: просто он снова превращается в пар и поднимается вверх.
А что происходит с вечерним туманом?
Капельки воды, из которых состоит туман, опускаются на землю, прикасаются к предметам, листьям, траве и превращаются в росу. Конечно, мы видели её не раз после ясных холодных ночей. Роса, как тысячи рассыпавшихся бриллиантов, сверкает на солнце радужными искорками.
А если холодно и температура воздуха ниже нуля, капельки влаги ложатся на землю маленькими кристалликами льда - инеем.
Так путешествует лишь часть капелек. А что происходит с другими?
Дождь, град, снег.
Другие капельки поднимаются в верхнюю (холодную) часть облаков. Они замерзают, тяжелеют. Им становится трудно держаться в воздухе, и они падают вниз. Если над землёй тепло, капельки тают и возвращаются к нам дождём.
Иногда в грозу часть капелек не успевает растаять. Тогда вместе с дождинками на землю падают похожие на маленькие горошинки ледяные шарики - град.
А зимой с капельками-путешественницами происходят чудеса. Поднимаясь над землёй, замёрзшие капельки примерзают друг к другу, и появляется красавица-снежинка! Снежинки медленно опускаются, собираются в хлопья и возвращаются на землю снегом!
Такое путешествие воды называются круговоротом.
Вопросы для закрепления:
- Где чаще всего бывают туманы?
- Что происходит с вечерним туманом?
- Как появляется снежинка?
- Как появляется град?
II. Дополнительные сообщения учащихся.
Беседа про безопасность
«Как распознать тонущего ребёнка среди купающихся»
Каждый купальный сезон уносит десятки детских жизней…
Дети, оставленные без присмотра чаще, подвергаются опасностям.
Цена жизни ребёнка – несколько минут…
Когда тонут дети, взрослые, как правило, находятся рядом и не догадываются о том, что ребёнок в опасности.
Главная причина гибели людей, в частности детей, люди не знают, как выглядит тонущий человек. И не реагируют на первые признаки трагедии.
Все мы думаем, что тонущий человек кричит, барахтается, машет руками и активно зовёт на помощь. Это не так. За редким исключением.
5 признаков тонущего человека:
1. Тонущий человек не способен позвать на помощь. Дыхательная система человека рассчитана на дыхание. Речь – это вторичная функция. Речь возможна только при равномерном, спокойном дыхании.
2. Рот тонущего человека попеременно уходит под воду и появляется над её поверхностью. Когда тонущий человек выныривает из воды, ему хватает времени, только чтобы быстро выдохнуть и вдохнуть. После короткого вдоха человек снова уходит под воду.
3. Тонущий человек не размахивает руками. Он инстинктивно вытягивает руки в стороны, пытаясь оттолкнуться от воды. Эти движения помогают всплывать и сделать вдох.
4. Тонущий человек инстинктивно не может контролировать свои движения. Именно поэтому он не может плыть в сторону берега, спасателей или спасательного снаряжения.
5. От начала и до конца, пока действует инстинктивная реакция, тело человека остаётся в вертикальном положении. Нет ни одного признака поддерживающих движений нонами. В таком положении человек полностью уходит под воду через 20-60 секунд.
Запомните, признаки, свидетельствующие о том, что человек тонет:
Главное: дети, играющие в воде, шумят. Если они перестали шуметь, выведите их из воды, узнайте причину тихой игры!