Чрезвычайные ситуации социального характера

Про матеріал
Цель: сформировать понятие о чрезвычайных ситуациях социального характера, дать общее представление об основах самозащиты; развивать психологические навыки защиты в нестандартных ситуациях; воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и собственным поступкам.
Перегляд файлу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:  Чрезвычайные ситуации социального характера

 

Цель:  сформировать понятие о чрезвычайных ситуациях социального характера, дать общее представление об основах самозащиты; развивать психологические навыки защиты в нестандартных ситуациях; воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и собственным поступкам.

Оборудование и материалы:  Фотографии, презентация, видеоролики чрезвычайных ситуаций социального характера, ватман, бумага, маркеры, скотч, стикеры.      

Тип урока:  урок-тренинг

Структура урока

I.  Организационный этап.

II. Вступительная часть

III. Основная часть.

1. Теоретический блок.

2. Практический блок.

IV. Заключительная часть.

1. Рефлексия

2. Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

Ход урока

  • Организационный этап.

 Сегодня наше занятие пройдет в форме тренинга. Для работы нам необходимо установить правила тренинга.

   Правила тренинга

 Предлагаю вам подумать и назвать одним - двумя словами те  качества, чувства и стили поведения, которые вы считаете полезными, а так же те которые  будут мешать  работе в группе.

Полезные: уважать чужое мнение, сотрудничество, открытость, взаимопомощь, доброжелательность, толерантность, умение слушать.

Мешают работе группы: не говорить повышенным тоном, не перебивать выступающего, не оскорблять.

На доске прикреплен ватман разделенный на 2 части, где  я пишу правила тренинга.

  • Вступительная часть.

Слово тренера. Сообщение темы занятия и его задач.

Сегодня мы будем говорить на тему, которая очень актуальна для нашей страны, города, потому, что мы живем в зоне военного конфликта – это чрезвычайные ситуации социального характера. Мы уделим особое внимание психологическим навыкам защиты в нестандартных ситуациях.

III. Основная часть.

1.Теоретический блок.   Презентация. (слайд1, слайд 2)

Чрезвычайная ситуация социального характера  - это обстановка, которая сложилась в результате опасного действия на какой-либо территории, несущая угрозу жизни людей или их имуществу и завлекающая  за собой многочисленные жертвы или материальные потери.

Работа в парах. Разложить на составляющие следующие понятия. Дать краткую характеристику данной чрезвычайной ситуации.

1.  Ч.С. связанные с воздействием на человека:

- психологическое воздействие; (вымогательство,  ложь,  принуждение, опасность,  запугивание, обман, жульничество).

Вы абсолютно правы. Подытожим  (презентация слайд 3)

Итак, это:  угрозы, шантаж, мошенничество, обман

Если психическое воздействие производится с целью добиться от человека неправомерным способом выгодного поведения или общественно- опасного деяния, называется манипуляцией.

- физическое воздействие; (нападение, захват, вымогательство, притеснение, расправа, террор,  грабеж)

Подведение итогов (презентация  слайд 4)

Обобщим все эти понятия. Это террор, разбой, бандитизм, насилие.

Физическое воздействие -насильственное действие, которое связано с воздействием на организм человека, часто сопровождается причинением боли или вреда здоровью с целью добиться определенного действия принуждаемым лицом.

 

2. Практический блок. Переходим к практическому блоку и представляем вашему вниманию сценку «Случай в поезде»

Сценка “Случай в поезде”

Работа в группах. Обсуждение проблемной ситуации. Дать оценку данной ситуации. Выработать правила поведения.

Продолжение сценки.  Прокомментируйте действия ответственных лиц.

К какой категории чрезвычайных ситуаций можно отнести данную ситуацию, если бы в рюкзаке оказалось взрывное устройство? ( террористический акт,  относится к физическому воздействию)

Кстати, по каким признакам вы можете узнать взрывное устройство?

Бесхозный сверток, может быть обмотан скотчем.

Оставленные сумки, коробки, рюкзаки и т.д.

Натянутая проволока.

Провода, свисающие из-под машины.

 

 

 

Мозговой штурм.

Что делать при обнаружении подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством?(Я пишу на доске все предложения)

Зависит от того , где мы обнаружили подозрительный предмет.

Если в общественном транспорте, поезде

- спросить людей, находящихся рядом, чей это предмет, кто мог его оставить? Если хозяин не установлен – немедленно сообщить о находке  водителю, проводнику.

Если в подъезде своего дома или просто на улице

- немедленно сообщить о находке в отделение полиции

 Если в школе

         - немедленно сообщи учителю или администрации школы.

Чего делать нельзя при обнаружении подозрительного предмета?

- не трогать,

- не вскрывать,

-не передвигать,

- обратить внимание на время обнаружения находки,

- отойти от подозрительного предмета подальше и не подпускать к ней других.

Презентация “Террористические акты”

Слово тренера

Слово «терроризм» происходит от латинского слова «terror»-страх, ужас. Терроризм-это метод, с помощью которого организованная группа или партия пытается достигнуть своих целей, используя насилие. Для нагнетания страха применяются такие террористические акты, как взрывы и поджоги жилых и административных  зданий, магазинов, вокзалов,  автобусов, угоны самолетов.

Любой террористических акт связан с опасностью  для здоровья и жизни людей. Но этим опасностям можно противостоять. Террористические акты могут быть разными по своему характеру и поэтому способы самозащиты различаются в каждой конкретной ситуации.

Одним из самых распространенных способов манипуляции людьми является такой вид психологического насилия как взятие заложников. Заложником может стать любой человек - от крупного политического деятеля до обычного школьника.

Техника микрофон (дайте, пожалуйста,  определение  понятию «Заложник»)

- человек, которого держат в закрытом помещении;

- человек, которому угрожает смертельная опасность,

- лицо, задержанное кем-то,

- человек, которому угрожают физическим насилием,

- человек, которому ограничили свободу.

Достаточно, ребята.

Слова тренера: И хотя вероятность стать заложником не выше, чем быть  пораженным ударом молнии, имеет смысл знать о том, как в такой ситуации себя обезопасить. Каждый конкретный случай взятия заложников своеобразен и отличается от других.   Большинство случаев захвата людей в качестве заложников завершалось в среднем через 4-5 часов, и в 95% случаев заложники оставались в живых.

Предлагаю вам работу в группах.  (Музыкальный фон). На ватмане, предложенном вам, запишите:

Первая группа:  Что делать при захвате автобуса(троллейбуса, трамвая) террористами?

(не привлекать к себе внимания, осмотреть внимательно салон,  присмотреть места для возможного укрытия во время стрельбы, успокоиться, попытаться отвлечься от происходящего,  не смотреть в глаза террористам, не передвигаться по салону без разрешения, не открывать сумки, во время штурма спецслужб лечь на пол между креслами и оставаться там до конца штурма, после освобождения немедленно покинуть транспортное средство, потому что не исключена возможность взрыва.

Вторая группа: Как вести себя,  оказавшись заложником  у террористов?

(не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия,     переносить все унижения и оскорбления молча,             не вести себя вызывающе,       не смотреть в глаза террористам,                      не допускать истерики, паники,       постараться успокоиться,         прежде чем что-то сделать(сесть, встать, попить воды, сходить в туалет)- спросить разрешения спокойным тоном, при освобождении лечь лицом вниз, голову закрыть руками, лечь подальше от проемов дверей, окон. Ни в коем случае не бежать навстречу работникам спецслужб или от них.)

Обсуждение (слайд 5).Давайте выполним некоторые из предложенных упражнений для снятия напряжения.

Взгляните вверх, сделав при этом глубокий вдох и опустите глаза до уровня горизонта, плавно выдохните воздух, расслабьте все мышцы. Ровное дыхание помогает ровному поведению. Сделайте несколько вдохов и выдохов.

Измените чувство масштаба. Если возможно – взгляните на небо. Сбейте страх приятными воспоминаниями.

Представьте себе насыщенный голубой фон. Задумайтесь об этом на секунду.

Третья группа: Как себя вести в неуправляемой толпе?

(не идти против толпы,   избегать опасного соседства витрин, решеток, оград, столбов, тумб, стен;  не цепляться ни за что руками,  застегнуть одежду, снять обувь на высоком каблуке,  не пытаться поднять упавшую сумку, телефон, другой предмет, согнуть руки в локтях и прижать их к корпусу, если упал защити голову руками) 

Обсуждение (слайд 6)

- находиться в наиболее безопасном месте толпы: подальше от трибун, мусорных контейнеров, ящиков, пакетов, сумок, от центра толпы, от стеклянных витрин и металлических оград;

-  при возникновении беспорядков, паники, снять галстук, шарф, освободить руки, согнуть их в локтях, прижать к телу, прикрывая жизненно важные органы, застегнуть все пуговицы и молнии, не хвататься за деревья, столбы, ограду;

- главное - удержаться на ногах, в случае падения следует свернуться клубком на боку, защищая голову, резко подтянуть под себя ноги подняться в сторону движения толпы;

- не привлекать к себе внимания высказываниями политических, религиозных и других симпатий, отношения к происходящему;

- не приближаться к группам лиц, ведущих себя агрессивно;

- не реагировать на происходящие рядом стычки.

 

Видеоролик “Неуправляемая толпа”

Помощник тренера: Попадать в неуправляемую толпу смертельно опасно. Такая толпа может возникнуть не только при террористическим акте, но и в других ситуациях. Например, на футбольном матче, когда болельщики разных команд перестают себя контролировать, или при завершении массового зрелища, например, фейерверка, когда  все идут в одном направлении.
Никакие зрелища и развлечения не соизмеримы с вашей жизнью. Избегайте толпы. Знание основ самозащиты во время террористических актов поможет спасти жизнь и здоровье себе и окружающим людям.
                

IV. Заключительная часть

  • Рефлексия

Разложите предложенные варианты ответов по группам.

Что можно делать” и  “Чего  делать нельзя»

При обнаружении подозрительного предмета в общественном транспорте спросить людей, находящихся рядом, чей это предмет, кто мог его оставить.


При обнаружении подозрительного предмета в подъезде своего дома,   спросить соседей, что они знают об этом предмете.


При обнаружении подозрительного предмета в школе, сообщить об этом учителю или директору.


Трогать ,вскрывать и передвигать находку

Сдвигать или перекатывать подозрительные предметы с места на место, брать их в руки.


Ударять один предмет о другой или бить любыми предметами по корпусу.

 Поднимать и переносить подозрительные предметы, класть их в карманы, портфели, сумки;


Пытаться разобрать, обрывать или тянуть отходящие  проволочки или провода;

Наступать или наезжать на подозрительный объект;
 

Не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия;


Переносить лишения, оскорбления и унижение молча;


Не смотреть в глаза преступникам, не вести себя вызывающе;


Выполнять требования преступников, не возражать им, не рисковать своей жизнью, не допускать истерики и паники;


Прежде чем что-либо сделать – спросить разрешения (сесть, встать, попить, сходить в туалет и т. д.);


Вести себя  спокойно, не бояться обращаться со спокойными просьбами о том, в чем остро нуждаешься ( например, выйти в туалет);


При освобождении лежать на полу лицом вниз, голову закрыть руками и не двигаться, держаться, по возможности, подальше от проемов дверей ,окон.

Не бежать навстречу работникам спецслужб или от них

Не идти против толпы;


Пытаться идти против толпы;


Избегать центра толпы и опасного соседства витрин ,решеток, оград, столбов, тумб, стен;


Не цепляться ни за что руками;


Не пытаться поднять упавшую сумку иди другой предмет;


Упруго согнуть руки в локтях и прижать их к корпусу.


2.  Подведение итогов урока

Какую информацию вы сегодня получили?

Какая цель нашего тренинга?

 

 

 

 

 

doc
Додано
18 січня 2019
Переглядів
1997
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку