Узнать о вашем имени много нового и интересного,познакомиться с историей имен поможет разработка классного часа "Что в имени моем". Открыть перспективы изучения исторических данных, генеалогического древа семьи - цель данного мероприятия.
Что в имени моем?
Цель: Познакомить учащихся с историей происхождения имен. Развивать в учениках стремление к самосовершенствованию.
Ход мероприятия
Имя у тебя одно,
Навсегда оно дано.
Жизнь длинна
И оттого, ты побереги его.
Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Бывает, самого человека давно уже нет, а имя его живет. Так до нас дошли имена вождя крупнейшего восстания в Италии, жившего более 2 тысячи лет назад, – Спартака, царицы Ассирии – Семирамиды, которой приписывают сооружение в Вавилоне висячих садов – одного из семи “чудес света”.
А братец Иванушка и сестрица Аленушка из наших чудесных сказок? Их и вовсе не было, а имена живут.
Что же такое имена? Имена – это слова, но особые. У всех слов есть значение, а у них вроде нет.
Есть народы, у которых человек за свою жизнь сменяет два, а то и три имени. И ровно ничего от этого не меняется, Может быть, у имен и впрямь нет значения?
Это не совсем так. В древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами. Индейцы Америки могли назвать ребенка Уи-Уис – “совенок” или Хома-Хомани – “утреннее облачко”. У древних греков встречались такие имена: Петр, что означало “камень”, Фока – “тюлень”, Хризис – “золото”.
Так поступали и наши предки. Старые русские имена звучали по-разному: Милонег, Доброслава, Добрыня, Малуша. Значение их было понятно. Могли дать мальчишке имя Волк – чтобы он был силен, смел и долго жил. Кто родился в субботу – называли Соботкой, первенца – Первушей, крикливого младенца – Бессонном или Неупокоем. А почему же потом таких имен не стало?
Их вытеснили иноземные имена, пришедшие с христианской религией. Например, Иван – это измененное древнее имя Иоканаан, значившее “божий подарок”.
Имя Александр пришло из Греции: это значило “защитник людей”. Валентина по-латыни “дочь здоровяка, могучего человека”.
Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка). Давались имена связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.
Известный советский археолог Арциховский сообщил, что в древнем Новгороде жила семья волховских рыбаков. Отец носил фамилию Линев (от рыбы линь). У Линева было 4 сына. Он оказался человеком не без юмора и назвал всех сыновей “по-рыбьи”: Сом Линев, Ерш Линев, Окунь Линев и Судак Линев.
Эти имена разошлись по всем европейским народам, каждый переделывал их на свой лад. Послушайте, что они означают.
Много имен и фамилий есть.
Сколько их всех, пожалуй, не счесть.
Юры, Миши, Тани и Пети
Живут везде, на всем белом свете.
Виктор – значит он победитель,
Марина – морская, кто-то строитель,
Есть гордое имя Рома – Роман.
Он воин Рима, и то не обман.
Имен интересных я много знаю,
Про них стихи и рассказы читаю,
Про дядю Степу, Фому и Ерему,
Про Жукова Ваньку, про Жучку и Тему.
Хорошие все имена на свете,
Пусть каждое с гордостью носят дети.
Ученики: имя.
— Сегодня у нас необычный день — праздник имени! У каждого из нас есть прекрасное имя, но не каждый знает его значение. Сегодня нам предстоит раскрыть тайну наших имен! Что такое имя: набор звуков, который отличает одного человека от другого или у имени есть свое значение и свой смысл? В Римской империи наречению имени придавали особое значение. Иногда человек получал прозвище – индивидуальное имя. Личных имен в Риме было немного.
Особо суеверные люди хранили свои имена в тайне от посторонних людей и открывали их только близким людям или родственникам. Иногда кроме имени, употребляемого в обиходе, имелось тайное или священное имя.
Торжества, связанные с появлением нового члена семьи в Древнем Риме, начинались на восьмой день после рождения ребенка и продолжались три дня. Отец поднимал ребёнка с земли и давал
Древние греки давали ребенку имена богов и героев, надеясь, что ребенок будет пользоваться их благосклонностью и унаследует их качества и судьбу. Но называть детей похожими именами было нельзя, поэтому для повседневного обращения к богам использовали их культовые имена или соимена, которые тоже превратились в имена. Например, Виктор – победитель, Максим – величайший. Этими словами называли Зевса. Марс носил лавровую ветвь, отсюда и пошло имя Лавр.
Отгадывание загадок о сказочных персонажах, объяснение значения их имен.
Учитель: Отгадайте загадку.
Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис,
Перевязывает ранки
Африканской обезьянке.
И любой нам подтвердит:
Это – доктор…
Дети: Айболит.
Учитель: Посмотрите, если имя доктора разделить на две части, то мы увидим, что оно произошло от двух слов. Каких?
Дети: Ай и болит.
Учитель: Объясните название имени доктора.
Дети: Когда к доктору приходят звери, они жалуются ему на свое здоровье.
Учитель: Смысл имени в том, что оно показывает профессию героя сказки.
Учитель: А теперь я вам предлагаю отгадать еще одну загадку.
(слайд 5)
Вы знаете, девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг – только грязь и зола.
А звали красавицу …
Дети: Золушка.
Учитель: Какое слово помогло вам отгадать имя девочки? На что указывает это имя?
Дети: Имя Золушка произошло от слова «зола». Имя указывает на род занятий героини сказки: она занималась грязной работой (мыла, стирала, убирала). А еще имя указывает на внешний вид: одежда девочки от грязной работы быстро пачкалась.
Учитель: (слайд 6)
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен,
Занят разными делами,
Лишь учиться ему лень.
Он – художник знаменитый,
Он – известный всем поэт,
Замечательно воспитан,
Очень модно он одет.
Кто он, быстро отгадай-ка!
Как зовут его? ...
Дети: Незнайка.
Учитель: За какое качество Незнайка получил свое имя?
Дети: Невежество, нежелание учиться.
Учитель: Имя может обозначать и качество личности, и его характер.
Игровой момент.
«Кто грамотнее?»
Кто грамотнее напишет имена героев сказок:
Дед Мороз, Змей Горыныч, Баба Яга, Белоснежка, Карлсон, Винни Пух, Кощей Бессмертный, Синдбад Мореход, Карлик Нос, Чиполлино, Серый Волк.
Почему вас так назвали?
Учитель: Родился ребенок. Родители дают ему имя.
Ученик 1. Что имя – звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья,
Конечно, нет.
И в именах есть тайна,
Ученик 2. И таинство есть имя нареченье.
И вот мы сами, силами своими,
Осознаем в начале нашего века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.
Учитель: У каждого из присутствующих есть имя. А зачем оно вам? Зачем люди дают друг другу имена?
Ученики: Имена даются для того, чтобы отличать друг друга.
Учитель: А как бы мы с вами обращались друг к другу или знакомились, если бы не имя. Имя дают ребенку родители.мя младенцу, тем самым оглашал свое решение принять его в семью.
1) Игра- аукцион «Кто больше?»
Назвать как можно больше мужских имен, начинающихся с буквы В.
Назвать как можно больше женских имен, начинающихся с буквы А.
«Кто быстрее?»
К доске выходят две команды, каждой выдаются карточки с буквами. Задание: Из букв собрать имена.
Первая команда: А, Я, Н, С, Т. (Настя).
Вторая команда: О, Я, К, С, Т. (Костя).
Назовите полные имена.
Послушайте скороговорки, в которых упоминаются старинные сокращенные имена и, если догадаетесь, то назовите полное имя.
Скороговорки:
У Сени и Сани в сетях сом с усами. (Семен, Александр)
Дали Грише простокваши, а Глаше – каши. (Григорий, Глафира)
Валин валенок провалился в проталинок. (Валентина)
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. (Тимофей, Трофим)
Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку. (Валерий, Валентина)
Съел Слава сало, да сала было мало. (Вячеслав)
Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка)
Назовите имя и фамилию поэта, определившего цвет носа у Мороза? (Николай Некрасов)
Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан)
Как еще можно назвать бегемота? (Гиппопотам)
Как называл своего друга англичанин, проживший на необитаемом острове 28 лет 2 месяца и 19 дней? (Пятница)
Имя Маугли в голливудском варианте. (Тарзан)
Как звали мальчика, который однажды вечером, сидя на лавочке, “качал ногой”, когда ему и его друзьям “делать было нечего”? (Николай)
Как зовут ребенка, у которого папа осел, а мама кобыла? (Мулл)
Как звали капитана, дети которого отправились на его поиски по всему свету? (Грант)
Имя и фамилия артиста, герой которого “поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся – гипс” (Юрий Никулин)
Как звали соперника Буратино по сердечным делам? (Пьеро)
Кто принёс куклу из магазина?
Ответ: Зина (магаЗИНА).
2.Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?
3.Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?
4.Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?
5.Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?
6.Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?
7.Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?
8.Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?
9.Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?
10.Кто, заметив жука, спрятался под диван?
(Ответы: Зина, Рома, Даша, Елена, Яша, Нина, Роза, Юра, Вика, Иван)
От имени мальчика отнимем букву – получится имя девочки, отнимем две – нота, отнимем три – местоимение. Как зовут мальчика? (Коля-Оля-Ля-Я)
Подведение итогов.
Благородство характера. Притча
Слуга Тишка был добродушным человеком. Он слушался всех, даже трёхлетнего малыша. Слуга послушно вставал на четвереньки и возил мальчика по дому. Тишка умел делать всё: чинить мебель, мастерить скворечники и печь пироги. Тем не менее хозяева считали его дурачком.
— Будете плохо учиться, станете как Тишка, — повторяла мать детям.
Однажды ночью случился пожар. Тишка спал в каморке возле ворот. Он первым увидел огонь и поднял тревогу. Хозяин выскочил из окна в одном белье с криком: «Спасайтесь! Пожар!»
Дул ветер, и огонь быстро разгорался. Тишка облил себя водой и вбежал в дом. Вскоре он появился с двумя детьми на руках. Снова облился водой и снова кинулся в горящий дом. Так он спас всю семью: жену хозяина и пятерых детей, да ещё двух девушек служанок. Тут Тишка заметил, что двое голубей вьются над горящим домом и жалобно кричат.
— У них же под крышей гнездо! — закричал Тишка и приставил к дому деревянную лестницу.
Все в ужасе замерли. В последнюю минуту слуга успел взять гнездо и спрятал его за пазуху. Крыша рухнула, и Тишка вместе с лестницей свалился в кусты.
— Я птенцов сберёг, вот только ногу сломал да обжёгся немного, — улыбаясь, сообщил Тишка.
Слуга болел долго, ожоги он получил серьёзные. Когда Тишке стало лучше, глава города вручил ему золотую медаль, на которой было написано: «За проявленную доблесть и благородство».
— Разве я благородный? — удивился Тишка. — Мои хозяева — благородные люди, а я простой.
\» — Благородство не в крови, а в характере\», — сказал глава города.