" Что в имени моем" Классный час

Про матеріал

Узнать о вашем имени много нового и интересного,познакомиться с историей имен поможет разработка классного часа "Что в имени моем". Открыть перспективы изучения исторических данных, генеалогического древа семьи - цель данного мероприятия.

Перегляд файлу

Что в имени моем?

Цель: Познакомить учащихся с историей происхождения имен.  Развивать в учениках стремление к самосовершенствованию.

Ход мероприятия

Имя у тебя одно,

 Навсегда оно дано.

 Жизнь длинна

 И оттого, ты побереги его.

Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Бывает, самого человека давно уже нет, а имя его живет. Так до нас дошли имена вождя крупнейшего восстания в Италии, жившего более 2 тысячи лет назад, – Спартака, царицы Ассирии – Семирамиды, которой приписывают сооружение в Вавилоне висячих садов – одного из семи “чудес света”.

А братец Иванушка и сестрица Аленушка из наших чудесных сказок? Их и вовсе не было, а имена живут.

Что же такое имена? Имена – это слова, но особые. У всех слов есть значение, а у них вроде нет.

Есть народы, у которых человек за свою жизнь сменяет два, а то и три имени. И ровно ничего от этого не меняется, Может быть, у имен и впрямь нет значения?

Это не совсем так. В древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами. Индейцы Америки могли назвать ребенка Уи-Уис – “совенок” или Хома-Хомани – “утреннее облачко”. У древних греков встречались такие имена: Петр, что означало “камень”, Фока – “тюлень”, Хризис – “золото”.

Так поступали и наши предки. Старые русские имена звучали по-разному: Милонег, Доброслава, Добрыня, Малуша. Значение их было понятно. Могли дать мальчишке имя Волк – чтобы он был силен, смел и долго жил. Кто родился в субботу – называли Соботкой, первенца – Первушей, крикливого младенца – Бессонном или Неупокоем. А почему же потом таких имен не стало?

Их вытеснили иноземные имена, пришедшие с христианской религией. Например, Иван – это измененное древнее имя Иоканаан, значившее “божий подарок”.

Имя Александр пришло из Греции: это значило “защитник людей”. Валентина по-латыни “дочь здоровяка, могучего человека”.

Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка). Давались имена связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

 

Известный советский археолог Арциховский сообщил, что в древнем Новгороде жила семья волховских рыбаков. Отец носил фамилию Линев (от рыбы линь). У Линева было 4 сына. Он оказался человеком не без юмора и назвал всех сыновей “по-рыбьи”: Сом Линев, Ерш Линев, Окунь Линев и Судак Линев.

 

Эти имена разошлись по всем европейским народам, каждый переделывал их на свой лад. Послушайте, что они означают.

Много имен и фамилий есть.

 Сколько их всех, пожалуй, не счесть.

 Юры, Миши, Тани и Пети

 Живут везде, на всем белом свете.

Виктор – значит он победитель,

 Марина – морская, кто-то строитель,

 Есть гордое имя Рома – Роман.

 Он воин Рима, и то не обман.

Имен интересных я много знаю,

 Про них стихи и рассказы читаю,

 Про дядю Степу, Фому и Ерему,

 Про Жукова Ваньку, про Жучку и Тему.

 Хорошие все имена на свете,

 Пусть каждое с гордостью носят дети.

  Ученики: имя.

   — Сегодня у нас необычный день — праздник имени! У каждого из нас есть прекрасное имя, но не каждый знает его значение. Сегодня нам предстоит раскрыть тайну наших имен! Что такое имя: набор звуков, который отличает одного человека от другого или у имени есть свое значение и свой смысл? В Римской империи наречению имени придавали особое значение. Иногда человек получал прозвище – индивидуальное имя. Личных имен в Риме было немного. 

 Особо суеверные люди хранили свои имена в тайне от посторонних людей и открывали их только близким людям или родственникам. Иногда кроме имени, употребляемого в обиходе, имелось тайное или священное имя.

 Торжества, связанные с появлением нового члена семьи в Древнем Риме, начинались на восьмой день после рождения ребенка и продолжались три дня. Отец поднимал ребёнка с земли и давал

Древние греки давали ребенку имена богов и героев, надеясь, что ребенок будет пользоваться их благосклонностью и унаследует их качества и судьбу. Но называть детей похожими именами было нельзя, поэтому для повседневного обращения к богам использовали их культовые имена или соимена, которые тоже превратились в имена. Например, Виктор – победитель, Максим – величайший. Этими словами называли Зевса. Марс носил лавровую ветвь, отсюда и пошло имя Лавр. 

 Отгадывание загадок о сказочных персонажах, объяснение значения их имен.  

 

 

  Учитель: Отгадайте загадку.

  Лечит он мышей и крыс,

  Крокодилов, зайцев, лис,

  Перевязывает ранки

  Африканской обезьянке.

  И любой нам подтвердит:

  Это – доктор…

  Дети: Айболит.

  Учитель: Посмотрите, если имя доктора разделить на две части, то мы увидим, что оно произошло от двух слов. Каких? 

  Дети: Ай и болит.

  Учитель: Объясните название имени доктора.

  Дети: Когда к доктору приходят звери, они жалуются ему на свое здоровье.

  Учитель: Смысл имени в том, что оно показывает профессию героя сказки.

  Учитель: А теперь я вам предлагаю отгадать еще одну загадку. 

  (слайд 5)

  Вы знаете, девушку эту,

  Она в старой сказке воспета.

  Работала, скромно жила,

  Не видела ясного солнышка,

  Вокруг – только грязь и зола.

  А звали красавицу …

  Дети: Золушка.

  Учитель: Какое слово помогло вам отгадать имя девочки? На что указывает это имя?

  Дети: Имя Золушка произошло от слова «зола». Имя указывает на род занятий героини сказки: она занималась грязной работой (мыла, стирала, убирала). А еще имя указывает на внешний вид: одежда девочки от грязной работы быстро пачкалась.

  Учитель: (слайд 6)

  В шляпе с круглыми полями

  И в штанишках до колен,

  Занят разными делами,

  Лишь учиться ему лень.

  Он – художник знаменитый,

  Он – известный всем поэт,

  Замечательно воспитан,

  Очень модно он одет.

  Кто он, быстро отгадай-ка!

  Как зовут его? ...

  Дети: Незнайка.

  Учитель: За какое качество Незнайка получил свое имя?

  Дети: Невежество, нежелание учиться.

  Учитель: Имя может обозначать и качество личности, и его характер.

  Игровой момент.

«Кто грамотнее?»

 Кто грамотнее напишет имена героев сказок:

  Дед Мороз, Змей Горыныч, Баба Яга, Белоснежка, Карлсон, Винни Пух, Кощей Бессмертный, Синдбад Мореход, Карлик Нос, Чиполлино, Серый Волк.

  Почему вас так назвали?

  Учитель: Родился ребенок. Родители дают ему имя.

Ученик 1. Что имя – звук, оброненный случайно,

 В котором нет ни смысла, ни значенья,

 Конечно, нет.

 И в именах есть тайна,

Ученик 2. И таинство есть имя нареченье.

 И вот мы сами, силами своими,

 Осознаем в начале нашего века:

 Не человек себе находит имя,

 А имя выбирает человека.

Учитель: У каждого из присутствующих есть имя. А зачем оно вам? Зачем люди дают друг другу имена? 

Ученики: Имена даются для того, чтобы отличать друг друга. 

Учитель: А как бы мы с вами обращались друг к другу или знакомились, если бы не имя. Имя дают ребенку родители.мя младенцу, тем самым оглашал свое решение принять его в семью.

1) Игра- аукцион «Кто больше?»

  Назвать как можно больше мужских имен, начинающихся с буквы В.

  Назвать как можно больше женских имен, начинающихся с буквы А.

  «Кто быстрее?»

 

  К доске выходят две команды, каждой выдаются карточки с буквами. Задание: Из букв собрать имена.

  Первая команда: А, Я, Н, С, Т. (Настя).

  Вторая команда: О, Я, К, С, Т. (Костя).

  Назовите полные имена.

Послушайте скороговорки, в которых упоминаются старинные сокращенные имена и, если догадаетесь, то назовите полное имя.

 Скороговорки:

 У Сени и Сани в сетях сом с усами. (Семен, Александр) 

 Дали Грише простокваши, а Глаше – каши. (Григорий, Глафира)

 Валин валенок провалился в проталинок. (Валентина)

 Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. (Тимофей, Трофим)

 Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку. (Валерий, Валентина)

 Съел Слава сало, да сала было мало. (Вячеслав)

Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка)

Назовите имя и фамилию поэта, определившего цвет носа у Мороза? (Николай Некрасов)

Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан)

Как еще можно назвать бегемота? (Гиппопотам)

Как называл своего друга англичанин, проживший на необитаемом острове 28 лет 2 месяца и 19 дней? (Пятница)

Имя Маугли в голливудском варианте. (Тарзан)

Как звали мальчика, который однажды вечером, сидя на лавочке, “качал ногой”, когда ему и его друзьям “делать было нечего”? (Николай)

Как зовут ребенка, у которого папа осел, а мама кобыла? (Мулл)

Как звали капитана, дети которого отправились на его поиски по всему свету? (Грант)

Имя и фамилия артиста, герой которого “поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся – гипс” (Юрий Никулин)

Как звали соперника Буратино по сердечным делам? (Пьеро)

Кто принёс куклу из магазина?

Ответ: Зина (магаЗИНА).

2.Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?

3.Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?

4.Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?

5.Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?

6.Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?

7.Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?

8.Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?

9.Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?

10.Кто, заметив жука, спрятался под диван?

(Ответы: Зина, Рома, Даша, Елена, Яша, Нина, Роза, Юра, Вика, Иван)

От имени мальчика отнимем букву – получится имя девочки, отнимем две – нота, отнимем три – местоимение. Как зовут мальчика? (Коля-Оля-Ля-Я)

 

Подведение итогов.

Благородство характера. Притча

Слуга Тишка был добродушным человеком. Он слушался всех, даже трёхлетнего малыша. Слуга послушно вставал на четвереньки и возил мальчика по дому. Тишка умел делать всё: чинить мебель, мастерить скворечники и печь пироги. Тем не менее хозяева считали его дурачком.

— Будете плохо учиться, станете как Тишка, — повторяла мать детям.

Однажды ночью случился пожар. Тишка спал в каморке возле ворот. Он первым увидел огонь и поднял тревогу. Хозяин выскочил из окна в одном белье с криком: «Спасайтесь! Пожар!»

Дул ветер, и огонь быстро разгорался. Тишка облил себя водой и вбежал в дом. Вскоре он появился с двумя детьми на руках. Снова облился водой и снова кинулся в горящий дом. Так он спас всю семью: жену хозяина и пятерых детей, да ещё двух девушек служанок. Тут Тишка заметил, что двое голубей вьются над горящим домом и жалобно кричат.

— У них же под крышей гнездо! — закричал Тишка и приставил к дому деревянную лестницу.

Все в ужасе замерли. В последнюю минуту слуга успел взять гнездо и спрятал его за пазуху. Крыша рухнула, и Тишка вместе с лестницей свалился в кусты.

— Я птенцов сберёг, вот только ногу сломал да обжёгся немного, — улыбаясь, сообщил Тишка.

Слуга болел долго, ожоги он получил серьёзные. Когда Тишке стало лучше, глава города вручил ему золотую медаль, на которой было написано: «За проявленную доблесть и благородство».

— Разве я благородный? — удивился Тишка. — Мои хозяева — благородные люди, а я простой.

\» — Благородство не в крови, а в характере\», — сказал глава города.
 

 

 

 

docx
Додано
3 липня 2018
Переглядів
1074
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку