Тема: Деепричастие как особая форма глагола
Цель: формировать понятие о деепричастии как особой форме глагола, расширить речевую компетентность учеников; воспитать интерес к изучению русского языка.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие учителя.
Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие. Отвечает на вопросы: что делая? что сделав? как? каким образом?
Морфологические признаки деепричастий – объединение в одном слове свойства глагола и наречия.
Синтаксические признаки деепричастий – в предложении деепричастие зависит от глагола и является обстоятельством: Он ушел, не оглядываясь.
Деепричастия образуются с помощью суффиксов: -а, -я, -учи, -ючи – настоящее время;
-в, -вши, -ши – прошедшее время.
Задание.Найдите деепричастие, обрати их в глаголы, от которых они образованы
Держа указку –
Оглянувшись назад –
Рассматривающий картинку –
Пригибаясь к земле –
Проверив себя –
Вернувшаяся из поездки –
От данных глаголов образуйте деепричастие с помощью известных тебе суффиксов.
Показаться –
Бегать –
Сделать –
Знать –
Задание. Найди среди перечисленных словосочетаний те, в которых есть деепричастия.Сделанная работа, возвращаясь домой, любимый город, проблема не решена, вещь ценна, не нарушая тишины, улыбавшиеся девушки.
Задание. Вставьте пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найти в предложении деепричастия. Указать, от каких глаголов и с помощью, каких суффиксов они образованы.
1. Множество обломков плавало вокруг, по…вляясь и снова и…счезая.
2. Изм…нив курс, корабль подош…л к гибнущ…ему великану.
3. На мостик… , крепко вросши ногами в настил пола, ст…ял капитан.
Домашнее задание. Напишите 10 глаголов и образуйте из них деепричастия, выделите суффиксы.