Розробка містить вправи, які сприяють побудові конструктивних відношень з однолітками (вправи для розвитку критичного мислення, приклади художньої літератури для обговорення та формування дружніх стосунків, формування понять "Дружба", "Закони дружби", завдання для творчої роботи в групах, практичну роботу - створення плакату "Девиз и правила нашего класса").
Основы здоровья
Тема:«Дружный класс»
Цель: Уточнить понятия «друг», «дружба», «взаимодействие». Довести до сознания детей Законы дружбы и их значение. Способствовать формированию дружеских отношений в школьном коллективе на примере конкретных ситуаций, а также посредством воспитания положительных качеств личности. Учить действовать сообща.
Развивать критическое мышление, коммуникативные способности.
Воспитывать коллективизм.
Помочь научить ценить дружбу, дорожить друзьями, строить конструктивные отношения со сверстниками.
Оборудование: иллюстрации цветка, моря, солнца, кораблика, грозовой тучки, дороги; опорные слова на карточках: доверять, делиться, радоваться, помогать, защищать, уважать, выполнять, не обманывать, осуждать, хранить. Плакат с законами дружбы.
Ход занятия
1.Учитель приглашает к доске пятерых учеников, прикрепляет 5 рисунков: 1-цветок, 2-море, 3-солнце, 4-кораблик,5-грозовую тучку. Первые два ученика должны выбрать себе пару по принципу «Кто с кем дружит». Ученик, оставшийся без пары, должен высказать свои чувства, ответив на вопрос : легко ли быть одному?
-Дети, как чувствует себя тот, кто остался один?
2.Перед учащимися иллюстрация дороги с ровными участками и ухабами.
-Можно ли дорогу сравнить с жизнью? Всегда ли в жизни все ровно и легко, или могут встречаться на жизненном пути трудности?
-Как вы, ребята, считаете, трудности легче преодолеть в одиночестве или разделить с друзьями?
3.Прослушивание и обсуждение сказки «Отец и сыновья»:
Было у Отца несколько Сыновей, но жили они между собой недружно, вечно ссорились, уж он и не знал, как их урезонить. И вот наконец придумал. Принес веник и говорит — сломайте. Попробовал один — не вышло. Попробовал другой — опять не вышло. Так все попробовали, и все напрасно.
А потом он разделил веник на отдельные прутики, раздал сыновьям по одному, и каждый свой прутик легко сломал.
— Вот видите, — говорит Отец, — вместе вы не поддадитесь никакой напасти. Поврозь вы слабы, и любой вас может одолеть.
-Какова главная мысль сказки?
ІІІ. Сообщение темы урока.
Тему урока мы выразим пословицами, конец которых вы поможете мне сформулировать:
« Нет друга – ищи, а найдёшь - … ( береги) !»
-Что обозначают выражения «ищи друга», «береги друга»?
«Один за всех, и все.. ( за одного)»
-Дружный ли наш класс?
Узнаем. какие отношения должны быть в школьном коллективе?
V.Изучение нового.
Работа по формированию понятий.
−Ребята, вспомните сюжет мультфильма, главный герой которого Крокодил Гена писал объявление: «Ищу друга»
-Нашелся ли такой друг?
-Через 1 минуту, прочитав опорные слова, вы должны сформулировать главные Законы дружбы: доверять, делиться, радоваться, помогать, защищать, уважать, выполнять, не обманывать, осуждать, хранить.
Законы дружбы:
-Иногда мы слышим слово «приятель». Найдите разницу в значении слов «друг» и «приятель».
Друг-это …
В толковом словаре С.И. Ожегова:
ДРУГ – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.
-Каким должен быть друг? (Рассказы детей)
Приятель - хороший знакомый, с которым можно поиграть во дворе, сходить в магазин, …
-А что же такое дружба?
Дружба - это привязанность между людьми, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов.
Ваимодействие-это, когда люди что-то делают вместе и помогают друг другу.
-Почему важно, чтобы классный колектив был дружным ?
2.Решение ситуативных задач, подготовленных учащимися.
Твой друг обозвал однокласника плохими словами. Что ты будешь делать ?
Одноклассник не сделал Д\з и просит списать. Твои действия ?
Мой одноклассник поступил плохо. Расскажу ли я об зтом учителю ?
Как нужно поступить ?
3.Сценка «Ссора». Можно ли избегать ссор по пусткам. Что для этого нужно научиться делать? (Уступать друг другу.)
-Какие качества характера вы хотите видеть у друзей? А есть ли у вас они? Что мешает быть хорошим другом? (Работа по группам).
1группа: определить положительные качества характера друга. Рассказы детей о своих школьных друзьях.
2группа: определить отрицательные качества характера друга
Учитель подводит итог. Не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет обязательно играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.
В.А. Сухомлинский сказал:
- Не оставляй друга в беде. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту - значит нравственно готовить себя к предательству.
3группа: рассмотреть слайды презентации и объяснить, на каком из них вы видите настоящих друзей.
4.Составление правил дружного коллектива. (Работа по группам )
5.Физкультминутка (под песню «Если с другом вышел путь»
6. Работа по учебнику.
1.Чтение и обсуждение стихотворения «Качели на двоих»
2.Игра «Учимся действовать сообща»
3.Творческая работа: оформление плаката « Девиз и правила нашего класса»
V. Закрепление изученного.
1. Обсуждение басни И.Крылова « Лебедь, Щука и Рак», сказки «Репка»
2.Показ наград класса.
-В каких ситуациях они получены?
3.Презентация «Моя школьная семья»
4.Работа в тетрадях с печатной основой.
5.Монтаж стихов.
1.Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
2.
Друзей не выбирают, их встречают,
Их берегут - им жизни отдают.
И с ними время интересней пролетает,
И с ними - радость, счастье и уют.
Когда грущу- они мне помогают.
Уеду далеко- приходять письма мне.
Они страдают за меня, переживают-
И нет друзей вернее на Земле.
3.
Как здорово - что есть на свете дружба.
Что не подвласна ни ветрам, ни вьюгам.
Мы вместе - что еще нам нужно?
Быть рядом – и поддерживать друг друга.
Учитель. «Я, ты, он, она- вместе дружная семья», - поется в песне.
Класс наш дружный, не унылый,
От Сережи до Кристины.
Весь наш класс от А до Я-
Очень дружная семья .
V.Обобщение.
-Что означает выражение «беречь дружбу?»
-Что нужно делать, чтобы класс был дружным?
Сенкан «Наш класс»
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
Никогда не меняйте друзей.
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймёте это поздней –
Ближе друга на свете.
Никогда не теряйте друзей,
Ту потерю ничем не измеришь.
Старый друг не вернётся к тебе,
Новым другом его не заменишь.
И не стоит друзей обижать –
Станет раной на сердце обида,
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их душу будет закрыта.
Нужно дружбу беречь всегда.
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека!
Итог.
Игра «Советы друзьям» (Показать свое согласие смайликом)
1.Дружба- это правда, доброта и честность каждого.
2.Уважай тех, с кем дружишь.
3.То,что требуешь от друга, прежде всего , выполняй сам.
4.Не обижай и не обманывай друзей.
5.Играй честно, не дразнись.
6.Будь терпеливым.
7.Ты не лучше всех, но и не хуже.
8.Умеешь хорошо что-то делать сам, - научи товарища.
9.Успеха можно достичь быстрее только вместе. Закончим наш урок песней «Дружба».
Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит -
Вот что значит настоящий, верный друг!
Мы поссоримся — и помиримся.
“Не разлить водой!” — шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь
Вот что значит настоящий, верный друг!
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту —
Вот что значит настоящий, верный друг!