Розробка містить матеріали для повідомлень інформаторів, вірші з теми "Семья", ігри "Моя семья", "Исправь ошибку", словниковий опис наочності "Корабль, олицетворяющий семью, генеалогическое древо", завдання для роботи творчих груп. В розробці використані методи розвитку критичного мислення.
Тема: «Моя семья»
Цель: сформировать целостное представление о семье и побудить к осмыслению общечеловеческой ценности семьи.
Задачи урока:
Оборудование: презентация фрагментов жизни семей учащихся класса, инд. карточки «Мои обязанности», иллюстрации для групповой работы по темам: «Здоровый образ жизни семей», «Функции членов семьи», «Время досуга в семьях»;материал для создания герба семьи, генеалогические древа, плакат-парусник «Моя семья», карта Украины, карточки с надписями достоинств и недостатков человека.
Ход
І.Организационный момент.
II. Объявление темы и целей урока.
Сегодня наш урок, друзья,
Про удивительных семь «Я»!
Кто они мне подскажите?
Тему вы определите!
– Что означают эти удивительные семь Я?
– О чём мы будем говорить на уроке?
– Верно.
– Тема нашего урока: «Моя семья»
– Сегодня на уроке предстоит большая и интересная работа;
– Мы будем говорить о семье, о членах семьи, об отношениях между родителями и детьми,
– Выясним, что нужно делать, чтобы семья жила весело и счастливо.
Девизом нашей работы станут слова: «Думай, работай, общайся, наслаждайся, достигай успеха и становись лучше! »
Актуализация опорных знаний.
-Выберите из иллюстраций по теме «Права детей» те, которые относятся к семье.
III. Основная часть
2. Вводная беседа.
– Что для вас означает слово СЕМЬЯ?(Мозговая атака.)
Ответы детей.
Семья – это гнездышко, в котором уютно и хорошо.
Семья для человека – самое главное и дорогое.
В семье каждый заботится друг о друге.
Семья – это мама, папа, моя сестра и я.
– Что обозначает слово семья? В словаре С. И. Ожегова «Семья – это группа родственников, живущих вместе».
Семья – это самое дорогое, что у вас есть. Это гнездышко любви и тепла для каждого из нас. Это ваши мама и папа, сёстры и братья, бабушки и дедушки – самые близкие вам люди, которые вас любят, заботятся о вас, делают всё, чтобы ваша жизнь была счастливой.
Работа по учебнику. Ознакомление с понятием «Семья».
Монтаж стихов учащимися.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром
Отец, и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
Им интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
на этой сказочной земле
Ученик: Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, и достойно нам не всегда удается их преодолеть, не хватает житейской мудрости. До начала 20 века семья состояла не из одного поколения (не случайно же и слово такое образовалось: “семь” и “я”). В ней были дедушки, бабушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Семьи были большие и крепкие. “Мой дом – моя крепость”, “Моя семья – мое богатство” – эти выражения я считаю правильными потому, что у каждого человека должен быть дом, где его ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где ему тепло и уютно. А тепло и уют нам создает семья.
– Как вы думаете, у каждого из нас одинаковые семьи?
– Чем различаются семьи?
– Посчитайте, сколько членов в вашей семье, покажите рукой.
– Какая ваша семья? Давайте послушаем, что об этом говорят ребята. Кто
хочет рассказать о своей семье?
– А ещё от своих родителей ребенок наследует внешние черты, особенности поведения, склонности и способности.
Игра «Моя семья»
– Сейчас поиграем в игру, которая называется «Моя семья».
-Учитель:Ребята , перед вами корабль , олицетворяющий семью. Что можно прочесть на его парусах ?
1парус : «Родословная»
Человек рождается на свет , растет , задумывается «Кто я ? Откуда мои корни ? »
Издавна одной из традиций в семьях была традиция узнавать о своих предках , составлять свою родословную - генеалогическое древо. Эта традиция возвращается к нам. . Поработаем с толковым словарем русского языка , найдем значение слова
« родословная ». Что означает это слово?
В средние века всякий рыцарь , желавший вступить в рыцарский союз , должен был доказать свое дворянское происхождение . Доказательством служило рыцарское родословное дерево .
Игровой момент «Исправь ошибку»
-Прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, папа и мама, их сестры и братья -наши тети и дяди, дети-это дор (род).
Род - несколько поколений, происходящих от одних предков.
Знать свою родословную очень важно, потому , что она - связь прошлого , настоящего и будущего.
А можете ли вы назвать имя своей прабабушки ? Знаете ли вы откуда она родом ? Вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно , их у нас не 5000исторических имен , как у Александра Сергеевича Пушкина. А самое роскошное дерево получилось у …
Учитель:
Для веселых весенних ветвей
Корни более, чем родня…
Берегите пожилых людей
От обид, холодов, огня…
За спиной у них годы тяжких трудов и битв…
Но у старости силы не те.
Берегите старых людей,
Ведь без них не было б вас!
- Давайте будем помнить о наших предках, всегда вспоминать их добрыми словами и зажжем эту свечу в их память! Она станет незримой ниточкой, связывающей день прошлый и сегодняшний.
А теперь составим четверостишье из отдельных предложений.
1. В семейном кругу мы с вами растем.
2. Основа основ – родительский дом!
3. В семейном кругу все корни твои!
4. И в жизнь ты выходишь из семьи!
2парус на нашем паруснике имеет название «Традиции». Что это?
Традиции
•Семейные правила
•Обязанности
•Проведение праздников и вечеров досуга
•Любимые блюда
•Занятия спортом
•Увлечения и др.
-О какой традиции идет речь?
Очень люблю, когда все собираются,
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамой, папа и я,
Мы называемся вместе – семья.
(Рассказы детей о традициях в их семьях.)
Индивидуальная работа по карточкам «Мои обязанности». (Что из предложенных функций выполняю я)
|
Мои обязанности
|
|
2. |
Проверка домашнего задания у ребёнка. |
|
3. |
Мытьё посуды. |
|
4. |
Обсуждение с членами семьи событий дня. |
|
5. |
Приготовление обеда. |
|
6. |
Игры с ребёнком. |
|
7. |
Сочувствие тому, у кого неприятности. |
|
8. |
Чтение книги (членам семьи) |
|
9. |
Доставка продуктов. |
|
10. |
Разговор с членами семьи о взаимоотношениях со сверстниками. |
|
11. |
Уход за цветами. |
|
12. |
Благодарность членам семьи за помощь. |
|
13. |
Просмотр и обсуждение телефильма. |
|
14. |
Уход за домашними животными. |
|
15. |
Похвала за хорошо выполненное дело. |
|
Работа по группам. Учитель демонстрирует презентацию «Моя семья» (Семейные фотографии из жизни учащихся класса).
1группа:-Какие домашние обязанности есть у детей нашего класса ?
2группа:Как в семьях проводятся вечера досуга и свободное время?
3группа:Что включает в себя понятие «Здоровый образ жизни семьи»
3парус- семейные реликвии. Словарь: «реликвия»-это старинные вещи, ценные тем, что хранят в себе память о прошлом.
(Рассказы детей и приглашенных гостей о семейных реликвиях-иконе19 века, фотоальбоме прабабушки.)
4 парус-взаимоотношения.
Учитель читает легенду.
В давние времена жила одна большая семья – сто человек. И в ней царил мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя, и он спросил у старейшего члена семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и стал писать. Затем передал бумагу правителю. Тот посмотрел и удивился. На листе было начертано сто раз одно и то же слово «ПОНИМАНИЕ».
-Что вы понимаете под этим словом? (Работа по иллюстрациям. Решение ситуативных задач).
-Почему так важно взаимопонимание в семье?
В семье должны царить мир и согласие. Старшие должны заботиться о младших, а младшие –с любовью и уважением относиться к старшим, особенно к людям старшего поколения-бабушкам и дедушкам. Ведь они корни семьи - прожили долгую жизнь, много знают и умеют.
Лад да согласье – первое в семье счастье.
От согласия и взаимопонимания зависит , будет ли каждый член семьи счастлив, а значит и здоров.
Чтение и повторение полезных советов. Работа по учебнику с.63)
Работа с генеалогическим древом. (Дети выбирают из карточек, лежащих на столе те, на которых записаны слова-«добродетели», которые
соответствуют уважительным взаимоотношениям в семье и наклеивают их на свое родовое дерево.
ІV. Физминутка под музыку «Песня кота Леопольда»
V.Закпепление изученного.
5парус-семейный герб.
Учитель: Итак, ребята, мы поговорили с вами о семье, её традициях, родословной, семейных реликвиях, но издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности. Я предлагаю вам создать общий образ семейного герба.
- Для этого, вам нужно подумать каким может быть герб семьи?
- Как вы его представляете?
- Какие цвета вы бы внесли в семейный герб?
- Что может быть в гербе? ( возможные ответы учащихся)
Учитель: я думаю, что фон семейного герба должен быть голубым и на этом фоне голубь. Голубой цвет и голубь- символ… чего ? (мира и дружбы.
– Молодцы, ребята. ( появляются голубой фон и голубь).
- Я думаю, что в гербе должно быть солнце, как символ… чего?( тепла и света).
( Появляется солнце).
– Мне кажется, что здесь должны быть руки женщины и мужчины, т.к. они очень много делают для семьи. (Появляются руки)
- Благодаря чьим рукам в доме уютно, спокойно, благополучно и мирно?
Семья-частичка великого народа.
Семья – основа государства. Наше государство состоит из всех семей, проживающих на его территории. И процветать оно будет в том случае, когда будет счастлива каждая семья. А благополучие, здоровье и счастье зависит от каждого из нас: от отношения к труду, ведения здорового образа жизни, культуры поведения и др.
Наклеивание своих родовых деревьев на карту Украины.
-Ребята, возьмите сделанные вами «родословные деревья» и прикрепите на карту Украины в знак того, что каждая ваша семья - зто частичка Украины,
частичка нашей Отчизны.
VІ.Подведение итога.
-Что же такое семья? Семейные традиции? Реликвии?
Составление сенкана « Семья».
Наш урок закончит Артем, который прочтет стихотворение «СЕМЬЯ» .
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг,
первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе,
любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
«Какая хорошая Ваша семья!»
Самооценивание своей работы на уроке.(Смайлики)