Урок з основ здоров'я. 3 клас. Тема: "Моя семья"

Про матеріал

Розробка містить матеріали для повідомлень інформаторів, вірші з теми "Семья", ігри "Моя семья", "Исправь ошибку", словниковий опис наочності "Корабль, олицетворяющий семью, генеалогическое древо", завдання для роботи творчих груп. В розробці використані методи розвитку критичного мислення.

Перегляд файлу

Тема: «Моя семья»

Цель: сформировать целостное представление о семье и побудить к осмыслению общечеловеческой ценности семьи.

Задачи урока:

  • Уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений.Ознакомить с традициями и реликвиями семей.
  • Развивать связную речь детей, расширять словарный запас.
  • Помочь учащимся  усвоить основы взаимоотношений с членами семьи.
  • Развивать общеучебные навыки фронтальной, индивидуальной и групповой работы.
  •  
  • формировать умение проявлять внимание, любовь и уважение к близким;
  • способствовать воспитанию чувства гордости за свою семью, стремление вести здоровый образ жизни.

Оборудование: презентация фрагментов жизни семей учащихся класса, инд. карточки «Мои обязанности», иллюстрации для групповой работы по темам: «Здоровый образ жизни семей», «Функции членов семьи», «Время досуга в семьях»;материал для создания герба семьи, генеалогические древа, плакат-парусник «Моя семья», карта Украины, карточки с надписями достоинств и недостатков человека.

Ход

І.Организационный момент.

II.  Объявление темы и целей урока.

Сегодня наш урок, друзья, 
Про удивительных семь «Я»!
Кто они мне подскажите?
Тему вы определите!

– Что означают эти удивительные семь Я?
– О чём мы будем говорить на уроке?
– Верно. 
– Тема нашего урока: «Моя семья»
– Сегодня на уроке предстоит большая и интересная работа;
– Мы будем говорить о семье, о членах семьи, об отношениях между родителями и детьми,
– Выясним, что нужно делать, чтобы семья жила весело и счастливо.

Девизом нашей работы станут слова: «Думай,  работай,  общайся,  наслаждайся,  достигай успеха и становись лучше!   »

Актуализация опорных знаний.

-Выберите из иллюстраций по теме «Права детей» те, которые относятся к семье.

III. Основная часть

2. Вводная беседа.

– Что для вас означает слово СЕМЬЯ?(Мозговая атака.)

Ответы детей.

Семья – это гнездышко, в котором уютно и хорошо.
Семья для человека – самое главное и дорогое.
В семье каждый заботится друг о друге.
Семья – это мама, папа, моя сестра и я.

– Что обозначает слово семья? В словаре С. И. Ожегова «Семья – это группа  родственников, живущих вместе».

 Семья – это самое дорогое, что у вас есть. Это гнездышко любви и тепла для каждого из нас. Это ваши мама и папа, сёстры и братья, бабушки и дедушки – самые близкие вам люди, которые вас любят, заботятся о вас, делают всё, чтобы ваша жизнь была счастливой.

  Работа по учебнику. Ознакомление с понятием «Семья».

Монтаж стихов  учащимися.

 

Что может быть семьи дороже?

 Теплом встречает отчий дом.

 Здесь ждут тебя всегда с любовью

 И провожают в путь с добром

  

Отец, и мать, и дети дружно

 Сидят за праздничным столом,

 И вместе им совсем не скучно,

 Им интересно впятером.

 

Малыш для старших как любимец,

 Родители во всем мудрей,

 Любимый папа – друг, кормилец,

 А мама ближе всех, родней.

 

Любите и цените счастье!

 Оно рождается в семье,

 Что может быть её дороже

 на этой сказочной земле

  1. Информатор:

Ученик: Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, и достойно нам не всегда удается их преодолеть, не хватает житейской мудрости. До начала 20 века семья состояла не из одного поколения (не случайно же и слово такое образовалось: “семь” и “я”). В ней были дедушки, бабушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Семьи были большие и крепкие. “Мой дом – моя крепость”, “Моя семья – мое богатство” – эти выражения я считаю правильными потому, что у каждого человека должен быть дом, где его ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где ему тепло и уютно. А тепло и уют нам создает семья.


– Как вы думаете, у каждого из нас одинаковые семьи?
– Чем различаются семьи?
– Посчитайте, сколько членов в вашей семье, покажите  рукой.

– Какая ваша семья? Давайте послушаем, что об этом говорят ребята. Кто

   хочет рассказать о своей семье?

– А ещё от своих родителей ребенок наследует внешние черты, особенности поведения, склонности и способности.

Игра «Моя семья»

– Сейчас поиграем в игру, которая называется «Моя семья».

  • -Поднимите правую руку те,  кто похож на маму!
  • -Левую – кто похож на папу!
  • -Покажите эмблему «девочка» – у кого есть сестрёнки?
  • -Покажите эмблему «мальчик» – у кого есть братишки?
  • -Покажите сердечко те,  у кого пока никого нет?
  • -Покажите эмблему «бабушки» - у кого есть бабушки?
  • -Покажите эмблему «дедушки» - у кого есть дедушки?
  • - Кто любит свою семью, дорожит ею! Похлопайте.

 

   -Учитель:Ребята , перед вами корабль , олицетворяющий семью. Что можно прочесть на его парусах ?

1парус : «Родословная»

 Человек рождается на свет , растет , задумывается «Кто я ? Откуда мои корни ? »

Издавна одной из традиций в  семьях была традиция узнавать о своих предках , составлять свою родословную - генеалогическое древо. Эта традиция возвращается к нам. .  Поработаем с толковым словарем русского языка , найдем значение слова

« родословная ». Что означает это слово?

       В средние века всякий рыцарь , желавший вступить в рыцарский союз , должен был доказать свое дворянское происхождение . Доказательством служило рыцарское родословное дерево .

 Игровой момент «Исправь ошибку»

-Прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, папа и мама, их сестры и братья -наши тети и дяди, дети-это  дор (род).

Род - несколько поколений,  происходящих от одних предков.

     Знать свою родословную очень важно, потому , что она - связь прошлого , настоящего и будущего.

     А можете ли вы назвать имя своей прабабушки ? Знаете ли вы откуда она родом ?  Вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно , их у нас не 5000исторических имен , как у Александра Сергеевича Пушкина. А самое роскошное дерево получилось у …

Учитель:

Для веселых весенних ветвей

Корни более, чем родня…

Берегите пожилых людей

От обид, холодов, огня…

   За спиной у них годы тяжких трудов и битв…

Но у старости силы не те.

Берегите старых людей,

    Ведь без них не было б вас!

- Давайте будем помнить о наших предках, всегда вспоминать их добрыми словами и зажжем эту свечу в их память! Она станет незримой ниточкой, связывающей день прошлый и сегодняшний.

А теперь составим  четверостишье из отдельных предложений.

          1. В семейном кругу мы с вами растем.

          2. Основа основ – родительский дом!

          3. В семейном кругу все корни твои!

          4. И в жизнь ты выходишь из семьи!

  1. Информатор:

 

2парус на нашем паруснике имеет название «Традиции». Что это?

                                Традиции

•Семейные правила

•Обязанности

•Проведение праздников и вечеров досуга

•Любимые блюда

•Занятия спортом

•Увлечения и др.

 

 

-О какой традиции идет речь?

Очень люблю, когда все собираются, 
Белою скатертью стол накрывается. 
Бабушка с мамой, папа и я, 
Мы называемся вместе – семья.

(Рассказы детей о традициях в их семьях.)

 

Индивидуальная работа по карточкам «Мои обязанности». (Что из предложенных функций выполняю я)

 

Мои обязанности

 

 

2.

Проверка домашнего задания у ребёнка.

 

3.

Мытьё посуды.

 

4.

Обсуждение с членами семьи событий дня.

 

5.

Приготовление обеда.

 

6.

Игры с ребёнком.

 

7.

Сочувствие тому, у кого неприятности.

 

8.

Чтение книги (членам семьи)

 

9.

Доставка продуктов.

 

10.

Разговор с членами семьи о взаимоотношениях со сверстниками.

 

11.

Уход за цветами.

 

12.

Благодарность членам семьи за помощь.

 

13.

Просмотр и обсуждение телефильма.

 

14.

Уход за домашними животными.

 

15.

Похвала за хорошо выполненное дело.

 

 

Работа по группам. Учитель демонстрирует презентацию «Моя семья» (Семейные фотографии из жизни учащихся класса).

 1группа:-Какие домашние обязанности есть у детей нашего класса ?

2группа:Как в семьях проводятся вечера досуга и свободное время?

3группа:Что включает в себя понятие «Здоровый образ жизни семьи»

 

3парус- семейные реликвии.  Словарь: «реликвия»-это старинные вещи, ценные тем, что хранят в себе память о прошлом.

 

(Рассказы детей и приглашенных гостей о семейных реликвиях-иконе19 века, фотоальбоме прабабушки.)

4 парус-взаимоотношения.

Учитель читает легенду.

 В давние времена жила одна большая семья – сто человек. И в ней царил мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя, и он спросил у старейшего члена семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и стал писать. Затем передал бумагу правителю. Тот посмотрел и удивился. На листе было начертано сто раз одно и то же слово «ПОНИМАНИЕ».

-Что вы понимаете под этим словом? (Работа по иллюстрациям. Решение ситуативных задач).

-Почему так важно взаимопонимание в семье?

В семье должны царить мир и согласие. Старшие должны заботиться о младших, а младшие –с любовью и уважением относиться к старшим, особенно к людям старшего поколения-бабушкам и дедушкам. Ведь они корни семьи - прожили долгую жизнь, много знают и умеют.

 

Лад да согласье – первое в семье счастье.

От согласия и  взаимопонимания зависит , будет ли каждый член семьи счастлив, а значит и здоров.

Чтение и повторение полезных советов. Работа по учебнику с.63)

Работа с генеалогическим древом. (Дети выбирают из карточек, лежащих на столе те, на которых записаны слова-«добродетели», которые

соответствуют уважительным взаимоотношениям в семье и наклеивают их на свое родовое дерево.

ІV. Физминутка под музыку «Песня кота Леопольда»

V.Закпепление изученного.

5парус-семейный герб.

 

Учитель:  Итак, ребята, мы поговорили с вами о семье, её традициях, родословной, семейных реликвиях, но издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём  символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции  и  ценности. Я предлагаю вам создать общий образ семейного герба.

- Для этого, вам нужно подумать каким может быть герб семьи?

      - Как вы его представляете?

- Какие цвета вы бы внесли в семейный герб?

- Что может быть в гербе? ( возможные ответы учащихся)

  1.  

Учитель: я думаю, что  фон семейного герба должен быть голубым и на этом фоне голубь. Голубой цвет и голубь- символ чего ? (мира и дружбы.

   – Молодцы, ребята. ( появляются голубой фон и голубь).

 -  Я думаю, что в гербе должно быть солнце, как символ… чего?( тепла и света). 

  ( Появляется солнце).

 – Мне кажется, что здесь должны быть руки женщины и мужчины, т.к. они очень много делают для семьи. (Появляются руки)

- Благодаря чьим  рукам в доме уютно, спокойно, благополучно и мирно?

 

Семья-частичка великого народа.

 

 Семья – основа государства. Наше государство состоит из всех семей, проживающих на его территории. И процветать оно будет в том случае, когда будет счастлива каждая семья. А благополучие, здоровье и счастье зависит от каждого из нас: от отношения к труду, ведения здорового образа жизни, культуры поведения и др.

Наклеивание своих родовых деревьев на карту Украины.

-Ребята, возьмите  сделанные  вами  «родословные деревья» и прикрепите на карту Украины в знак того, что каждая ваша  семья - зто частичка Украины,

частичка нашей Отчизны.

 

.Подведение итога.

-Что же такое семья? Семейные традиции? Реликвии? 

Составление сенкана « Семья».

 Наш урок  закончит Артем, который прочтет стихотворение  «СЕМЬЯ» .

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг,

первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе,

любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

«Какая хорошая Ваша семья!»

Самооценивание своей работы  на уроке.(Смайлики)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
До підручника
Основи здоров’я 3 клас (Бех І. Д., Воронцова Т. В., Пономаренко В.С., Страшко С. В.)
Додано
30 жовтня 2018
Переглядів
232
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку