Единый урок «Херсонщине – 70 лет»

Про матеріал

• Воспитание гражданской ответственности, достоинства, уважения к истории, культуре и традициям своего края, обогатить знания учащихся о Херсонщине, её истории и известных людях.

• Содействовать в формировании исторической памяти, воспитывать патриотизм,

понимания ценностей прав человека и гражданской свободы.

Развитие поэтических способностей детей, эстетического вкуса.

Перегляд файлу

Серогозская общеобразовательная школа І – ІІІ ст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Единый урок

«Херсонщине – 70 лет»

(сценарий разработан для учащихся 10 класса)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор составитель:

Смерека Валентина Николаевна,

учитель математики,

Серогозской ООШ І – ІІІ ст.,

классный руководитель 10 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Серогозы

2014г.

 

 

 

Тема: Херсонщине – 70 лет!

Цель урока:

• Воспитание гражданской ответственности, достоинства, уважения к истории, культуре и традициям своего края, обогатить знания учащихся о Херсонщине, её истории и известных людях.

• Содействовать в формировании исторической памяти, воспитывать патриотизм,

понимания ценностей прав человека и гражданской свободы.

Развитие поэтических способностей детей, эстетического вкуса.

Оборудование: карты  и символы Херсона и  Нижнесерогозкого района; выставка литературы поэтов Серогозского края, фотоматериалы.

Форма проведения: литературный калейдоскоп « Стихи о родном крае».

Епіграф. Люби землю свою, которую дал тебе Господь.

Ход урока:

І. Подготовительный этап.

Учитель: Через года  доносятся до нас голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной стране, родному краю! Из чего же вырастает человеческая любовь ко всему. Что умещается в одном слове – “РОДИНА”.

 

  На Таврической земле взращён, взлелеян,

 Колыбелью Корабелов стать обязан,

 Он Потёмкиным задуман был, затеян

 И рождён Екатерининским приказом.

 На два моря разлеглась земля Херсона.

 Южной областью своей уткнулась в Крым.

 Гордый «братец» автономен, вне закона,

 Неприступен, неподкупен, неделим.

 Море Чёрное, Азов, Днепро, лиманы.

 Городков курортных малых целый сонм.

 Степи, степи… Бархатистые платаны.

 Херсонесом назван был он грекам в унисон

Анжелика Беляева.

ІІ.Организационный этап.

Учитель: Тема Единого урока «Херсонщине  – 70 лет».

Она посвящена образованию Херсонской области. Которая, готовится встретить свой юбилей в 2014 году.

Перед вами административная карта нашей огромной родины Украины

и карта нашей малой родины Херсонской области.

Херсонская область расположена на юге страны, в бассейне нижнего течения Днепра. Омывается Черным и Азовским морями.

Административным центром является город Херсон. Другие значительные города области: Каховка и Новая Каховка. Главные реки – Днепр и Ингулец.

Эти земли, территория Северного Причерноморья, были заселены уже 10 тыс. лет назад. В VII в. до н. э. здесь находилось раннегосударственное образование скифов. В

XVIII в. территория по левый берег Днепра полностью отошла России. С этого времени началось интенсивное заселение и экономическое освоение Причерноморья.

В 1778 г. для создания Черноморского флота был заложен Херсон, с крепостью и судостроительной верфью. В конце XIX – начале XX вв. в этих краях произошел подъем промышленности. В 1919 г. было принято решение разделить губернию на две – Херсонскую и Одесскую. В 1920 г. Херсонская губерния была преобразована в Николаевскую.  Как область в своем теперешнем виде была образована в 1944 г.

Ведущей отраслью экономики являются судостроение.

На территории области расположены биосферные заповедники, «Аскания-Нова» и Черноморский, которые являются природоохранными научно-исследовательскими зонами международного значения. Они входят во всемирную сеть биосферных резерватов и тесно сотрудничают с ЮНЕСКО, также  есть исторические памятники.
Учащиеся читают стих Михаила Колобова « Херсон»

1ученик: На берегу могучего Днепра,

                 Лихим любовником императрицы,

                 Заложен против южного врага

                 И назван был по прихоти царицы.

2 ученик: Он выход к морю охранял,

                  И корабли для флота строил,

                  Престиж империи на юге поднимал,

                  Был город-верфь, был город-воин!

3 ученик: Кругом была безжизненная степь,

                  Лишь в небе высоко кружили грифы,

                   Курганы возвышались там и здесь,

                   Напоминая, что здесь жили скифы.

4 ученик:  А чтобы жизнь здесь возродить,

                   Чтоб зацвели сады, заколосилось поле,

                    Решили край народом заселить,

                    Со всей Европы люд свозили по неволе.

 5 ученик:  И город наш блистал и расцветал,

                    Губернский центр Таврического края,

                    Жемчужиною юга стал,

                      Рубеж России зорко  охраняя.

 6 ученик:   В нём князь Потёмкин частым гостем был,

                     И здесь нашёл свою кончину,

                     На Богородской улице Суворов жил,

                     Сюда был послан просто, без причины.

  7 ученик:  Здесь славный сын России Ушаков,

                      Спасал от чёрной  хвори город,

                      Здесь жизнь свою, без лишних слов,

                       Отдал во имя жизни Говард.

   8 ученик:  Здесь навсегда в историю вошли:

                      Маргелов, Покрышев, Кулик, Суббота...

                      В названии улиц вечность обрели,

                      Херсонцев славных дел без счёта.

  9 ученик:  Столетья, годы пролетели над страной,

                      Сменялись чередой истории страницы,

                      Ты городок уютный, небольшой,

                      Лишь только Днепр по-прежнему струится.

  10 ученик:  Мы в этом городе живём,

                       Потомки моряков, крестьян и корабелов,

                       Всем сердцем любим город наш - Херсон

                       И славим память прадедов и дедов!

ІІІ.Основная часть.

Учитель:  Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. И для нас таким истоком является наш Серогозский край. Чувство малой Родины со своим особым обликом, со своей, пусть самой скромной и непритязательной красотой, появляется у человека в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребячьей души, и с нею, с этой отдаленной и личной Родиной, он приходит с годами к той большой Родине. Которая для всех одна: свет, отчего дома и тепло родного очага согревает человека и освещает его путь всю жизнь.

Единственные в мире Серогозы –

Звучит так сладко и неповторимо.

Здесь всё привычно, но порой тревожит

Та глубина, с которой это имя.

                                Юрий Безух.

Выступление учащихся о Нижнесерогозском районе.

Край степных просторов и величественных курганов. Эти территории всегда привлекали скифские племена, поэтому они не раз сражались между собой за право жить здесь. По Серогозской земле легендарным «Чумацким шляхом» проходили казаки. Здесь пролегала часть одного из важнейших стратегических путей 16-18 века – Муравского, которым из Крыма можно было добраться до Московского государства.

История Серогозского края такая же древняя, как и весь скифо-сарматский род.

Узлом сплелись дороги близ Огуза,

     Не растворились, в ковылях не сникли,

Их соль и пот утрамбовали грузом.

И рек усопших – наших балок русла.

И Желтый Бык на картах Пталомея

Стремится, как и ныне, Каркиниту.

Сухие русла с космоса виднее,

Курганы – древних витязей обитель.

Седая мудрость, в бездну увлекая,

Не в пропасть нас бросает – в поднебесье,

В суровой жизни видеть помогает,

И дарит пониманье слова Вечность

В районе найдено доказательство проживания древних поселений – царский курган Огуз, который датируется III в. до нашей эры. Это самый большой курган Таврического края. Находки из него украшают скифские коллекции Эрмитажа и Национального музея драгоценностей. Многие находки нашли отображение на марках периода советского времени и достойное место в истории независимой Украины.

Именно находки из кургана Козел, изготовленные в форме свастики, взяты за основу не только герба Нижнесерогозского района, но и используются в современных брендинговых символах всей Херсонской области.

На Серогозщине искренние и радушные люди, с большой душой и святым верованием в Бога.

Нижнесерогозский район – это, прежде всего, замечательная природа и щедрая земля. Здесь Вас ждут такие памятники природы, как Пивныковая и Гиацинтовая поляны и Ковыльный берег. На всей территории района вы сможете испить воды из колодца, каждый из которых откроет вам свои тайны и подарит целебные свойства воды.

Учитель: Также наш край славиться своими поэтами: Безух Ю.В., Деев Н.Я., Кутищев В., Каменьков В.С., Пестрецова Ирина.  В произведениях, которых,  говорится о родном степном крае, его природе и природных явлениях, о его людях – хлеборобах и творцах духовных ценностей, о его прошлом и настоящем, о любви и об величайших трагедиях (революции, голоде и войне 1941-45 годов).

Литературный калейдоскоп (звучат стихи в исполнении учащихся).

1 ученик: Отрывок из поэмы «Степь» Николая Деева.

Отец спросил у сына первоклашки:

- А что есть степь? Позволь вопрос задать.

- Ну, там растёт трава, живут букашки.

Степь – это степь, ну что тут понимать.

С тех пор уже прошло годов немало,

 И сыну уж давно за шестьдесят.

Похоже, что ему пора настала

И правнукам про степи рассказать.

Учёные степь так определяют,

Как часть Земли, покрытую травой.

И разницу большую замечают

Меж степью, полем, лугом, пахотой.

Но мы не будем степь делить на части.

Расскажем о степи, какая есть.

Правдиво, но и, не скрывая страсти.

О той, что с юных лет зовет мы степь.

Как можно восхищаться красотою

Целинной степи и не замечать

Вокруг пшеницы поле золотое

Или подсолнух – золоту под стать?

Ведь степь и поле связано по крови.

Да, да! Степь – дочь природы, но тогда

Бескрайнее, всем нам родное поле –

Дочь степи и крестьянского туда.

Из гор кто родом или из мест холмистых

Впервые видят степь, те говорят,

Что степь, как ровный стол, чуть-чуть волнистый.

Катись хоть боком – никаких преград.

На самом деле, степь многообразней:

Овраги, балки ей принадлежат.

В ней много подовин, курганов разных.

Поют перепела, шмели жужжат.

Мы будем говорить про степь не в общем,

А про конкретные луга, поля,

Опоясавшие простором мощным

Азово – Черноморские края.

Речь не о прериях, не о саваннах,

Под словом степь нам нужно понимать

Степь серогозскую, порой в туманах,

Которая нам стала словно мать.

Учитель: Ребята, вспомним дату 22 июня 1941 г. – начало Великой Отечественной войны и вспомним тех, кто героически сражался в те грозные годы.  Ведь в каждой семье есть либо ветераны ВОВ, либо те, кто пережил оккупацию (стихотворение Юрия Безуха «Мечта победителей ».).

2 ученик:

О войне и о победе

Сколько сказано уже!

Память папы, память деда

Вновь тревожат душу мне.

 

Их немудрые рассказы,

Горечь прошлых лет и бед –

Нет в них позы и показа,

И неправды тоже нет.

 

Каждый с них, готовясь к бою,

Крови, жертвам и борьбе,

Жил заветною мечтою

О победе над войною –

Злом извечным на земле.

 

И хотел отец, и верил,

Грудь, подставив той войне,

Чтоб последний День Победы

Отмечали мы в стране.

 

Чтоб на мне, не воевавшем,

Прекратился «вечный бой»,

Чтобы был последним павший

Похоронен той войной.

 

С нами пьют отцы и деды

И идут, чеканя строй,

За последнюю победу,

За победу над войной!

Учитель: Скажите, ребята – Почему важно хранить память о знаменательных событиях прошлых лет и тех, кто участвовал в этих событиях?

(После дискуссии наступает  минута молчания в память о погибших).

Учитель: Ребята, а сколько замечательных стихотворений о природе, о родных людях написано нашими земляками. И сейчас я предлагаю  прослушать стихотворение Виктора  Кутищева  «Опустился туман».

3 ученик:

Опустился туман над

Водою.

Ветер – всадник полей –

Прискакал.

Длинной ивовой веткой –

Метлою.

Вмиг рассеял его,

Разметал.

В синь пруда загляделась

Берёзка.

На колено пред ней

Ветер стал,

Подарил золотые

Серёжки,

Кудри гребнем – лучом

Расчесал.

 4 ученик: Ирина Пестрецова «Только тут я верю людям».

Чистый воздух родного дома

Мама, папа, друзья, подруги.

Мы живём, кто – где. По – другому

Но, как прежде, родные люди.

Сладкий воздух: дышать свободно

Только здесь я могу и умею.

Только здесь вижу яркие звёзды,

Только здесь я нужна и ВЕРЮ!!! 

ІІІ.Подведение итогов.

Учитель: В наши дни мы все чаще замечаем, как преобразилась и продолжает преображаться наша  Херсонщины, благополучие и процветание  края является результатом труда его жителей, тех, кто любит и воспевает землю херсонскую, ее защитников и устроителей.

Учитель: Так ответьте мне на вопрос - Как нужно жить и к чему стремиться, чтобы быть достойными продолжателями славных дел предшествующих поколений, приумножать благосостояние родного края? (беседа учащихся)

Учитель: Важно продолжать изучать историю, сохранять и приумножать семейные и общенародные традиции. А выбор вашей  будущей профессии связан с какой-либо областью развития нашего края? (Обсуждение)

Учитель: Ребята, вы будущее нашей страны и наследники прекрасной херсонской земли: её истории, её культуры, всех тех бесценных богатств, которые созданы руками старших поколений. Вам приумножать богатства родного края и прославлять его замечательные традиции, трудиться на благо Родины своей, совершать научные открытия, писать стихи и песни о родной земле.

Учитель: А сейчас давайте вспомним песню – гимн нашего степного края слова, которой написал херсонский писатель Леонид Кулиш, положенную на музыку первым директором Нижнесерогозской музыкальной школы Александром Кривцовым «Нижние мои Серогозы». 

Ми стоїмо на кургані,

Хвиль зеленавих прибій.

Мріє в ранковім тумані

Край зачарований мій.

       Приспів:

Нижні мої Сірогози,

Квітко моя степова…

Звала до тебе крізь грози

Серця надія жива.

Глянемо, друже, щасливо

У далечінь голубу…

Ходять над обрієм зливи,

Громом вітають весну.

       Приспів:

Нижні мої Сірогози,

Юності вічної спів,

Де б не були ми в дорозі,

Серцем лежим до степів.

Небо на степ задивилось,

Шлях десь за обрій біжить…

Тут ми кохати навчились,

Тут ми навчилися жить.

Приспів:

Нижні мої Сірогози,

Прадідів слава гучна –

Гостя у нас на порозі

Вічного щастя весна.

Заключительное слово учителя.

Учитель: Ребята, в жизни человека огромную роль играет любовь к своим родителям, семье, к школе, к друзьям, к родному посёлку, к своему народу и стране. Если вы любите свою страну, уважительно относитесь к истории и культуре своего народа. Помните, в каких бы других городах вы ни бывали, как бы ни восхищались их красотой, душой вы постоянно дома, на своей малой родине.

Херсонский край – моя Отчизна,

Моя родимая земля,

И для меня – источник жизни –

Твои степы, твои поля.

 

Чаруешь ты меня красою

И нежностью своей всегда,

Где б ни была – всегда со мною

Ты – путеводная звезда!

 

 

 

 

 

 

ЛІТЕРАТУРА:

  1. Безух Ю. Між молотом і ковадлом. – Нижні Сірогози, 1997 р.
  2. Безух Ю. Руни золотого бика. – м. Мелітополь «Люкс», 2010 р. 
  3. Безух Ю. Завжди Свобода. – м. Мелітополь «Люкс», 2011 р. 
  4. Деев Н. Степь. – м. Мелітополь «Люкс», 2008 р. 
  5. Пестрецова И. – г. Херсон студия «Своё», 2013 г.
  6. Кутищев В. -   г. Мелитополь  «Люкс», 2006 г. 
  7. Интернет ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
31 липня 2018
Переглядів
637
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку