Инструктивная карточка дистанционного обучения “Поведение живтных. Методы его изучения. Врожденное и преобретенное поведение." создана с целью предоставления учащимся знаний о поведении животных и методах его изучения, значение этологии как науки; развивать умение применять методы биологических исследований на практике, строить этограммы, развивать умение самостоятельно работать с информацией.
7-Б класс 31 марта 2020
7-А класс 02 апреля 2020
Учебник: Соболь В.И. Биология: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений с обучением на рус. Яз. / В.И. Соболь. Камянец-Подольский: Абетка, 2015.
288 с.: ил.
Инструктивная карта дистанционного урока
ТЕМА: |
ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ, МЕТОДЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ. ВРОЖДЕННОЕ И ПРИОБРЕТЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
ЛАБОРАТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ №5: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ ЖИВОТНЫХ.
|
ЦЕЛЬ: |
сформировать знания о поведении животных и методах его изучения, значение этологии как науки; развивать умение применять методы биологических исследований на практике, строить этограммы, самостоятельно работать с информацией.
|
!!! ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ С ИНСТРУКТИВНОЙ КАРТОЙ ПРОРАБОТАЙТЕ §47, §48
!!! ПЕРЕЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ И ПРОСМОТРИТЕ ВИДЕО
П
О
В
Е
Д
Е
Н
И
Е
Задание №1. Используя текст учебника (стр. 203-204) ознакомьтесь с понятиями “поведение” и “этология”, выпишите их в тетрадь, вспомните термин “раздражимость”
Этология –
Поведение животных –
Раздражимость –
Понятие “этология” ввел в 1859 году французский зоолог И. Жоффруа Сент-Илером. Понятие “этология” происходит от греческого “этос” и означает характер, привычка, обычай. Понятие стало известным почти в современном виде в 1902 году в Англии благодаря работам американского энтомолога Уильяма Мортона Уилера. Основателем этологии считают австрийского зоолога Конрада Лоренца.
Задание №2. Используя текст учебника (стр.204-205 ) составьте схему
“Методы изучения этологии”
Задание №3. Используя текст учебника (стр. 207-208) заполните схему
“Типы поведения”
Задание №4. Используя текст учебника дополните таблицу
“Формы врожденного поведения животных”
Форма поведения |
Характеристика |
Примеры |
Животные, которым свойственна |
Ориентация |
Смена положения отдельных частей тела относительно опоры или друг друга |
|
Многоклеточные животные, которые имеют ткани и органы |
Таксис |
|
Фототаксис (движение относительно источника света), хемотаксис (движение в ответ на химические раздражители) |
|
Кинез |
Подобная таксису двигательная реакция, но она не является направленной и зависит не от источника раздражения, а от его интенсивности |
|
|
Безусловный рефлекс |
|
Кашель, дыхание, чихание, сосание молока, глотание |
Животные, имеющие нервную систему |
Инстинкт |
|
Защита занимаемой территории, агрессия, ритуальное поведение, социальная иерархия, общественная организация |
|
Задание №5. Используя текст учебника ознакомьтесь с понятиями “условный рефлекс” и “научение”, выпишите их в тетрадь.
Условный рефлекс –
Научение –
Задание №6. Посмотрите видео и используя текст учебника заполните таблицу “Формы научения”
Форма научения |
Характеристика |
Примеры |
Импритинг |
|
|
Путем “проб и ошибок” |
|
|
Наследование |
|
|
Задание №7. Выполнить лабораторное исследование поведения животного
(на выбор ученика)
Ход работы
1. Выберите животное, поведение которого будете исследовать.
2. Определите конкретный промежуток времени, в течение которого будут проведены наблюдения (10-15 минут).
3. Разработайте систему знаков для составления этограммы. К примеру,
- животное спит;
- животное начало есть;
- животное чистит перья / вылизывает шерсть;
- животное играет.
Эти знаки обязательно надо расшифровать (указать четкие проявления поведения животного).
4. Заполните этограмму (таблица “Этограмма наблюдения за поведением животного”)
Этограмма наблюдения за поведением животного
Фамилия, имя наблюдателя |
|
||||||||||||||
Вид животного, за которым проводится наблюдение |
|
||||||||||||||
Кличка животного |
|
||||||||||||||
Дата наблюдения |
|
||||||||||||||
Время наблюдения |
С __________ по __________ |
||||||||||||||
Описание поведения животного (соответствующий символ этограммы проставляется напротив каждой минуты) |
Минуты наблюдения |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание