Конспект интегрированного урока по математике и природоведению ( 3 класс ) для школ с русским языком обучения. В ходе урока учащиеся закрепляют знания по теме "Сложение и вычитание трехзначных чисел" и обобщают свои знания связанные с экологией, миром флоры и фауны.
Интегрированный урок математики и природоведения
в 3 классе
Тема: Деление и умножение чисел, которые оканчиваются нулями.
Обобщение и закрепление знаний. Решение задач, уравнений.
Цель: формировать навыки и умения умножения и деления чисел, которые оканчиваются нулями; развивать умение анализировать и решать составные задачи; работать с долями; развивать логическое мышление; прививать любовь к природе; воспитывать желание заботиться о ней.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент:
Все расселись по местам? Никому не тесно?
По секрету вам скажу: « Будет интересно! »
Будем мы считать, писать и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.
Повторим материал ( деление и умножение чисел, которые оканчиваются нулями ).
Закрепим уменья ( решать задачи на нахождение части от числа и числа по его части);
Чтобы каждый мог сказать: «Это все умею я».
Урок - закрепление
Дает нам понять:
Что мы умеем
И что должны знать.
II . Введение в тему урока.
- Сегодня у нас будет необычный урок, а чтобы узнать о чем пойдет речь, вам необходимо собрать слово - подсказку.
1.Работа с числом.
- Сейчас вам предстоит работа в паре. Необходимо разложить числа в порядке возрастания и найти «лишнее» число.
А) 4 6 7 12 18 Б) 11 24 37 46 50 В) 3 6 21 22 24
Г) 4 8 12 32 33 Д) 15 20 45 50 64 Е) 6 18 24 35 36
Ж) 8 16 48 72 74
( На доске появляются ответы)
50, 7, 22, 33, 64, 35, 48, 74.
- Все, без исключения, должны знать таблицу умножения!
( Далее дети коллективно располагают числа в порядке возрастания, каждое число переворачивается, на доске составляется ключевое слово урока: ЭКОЛОГИЯ
III .Мотивация учебной деятельности.
- Кто знает значение слова ЭКОЛОГИЯ?
- ЭКОЛОГИЯ- это наука о доме, но не о том , который строят из кирпича , а о нашем природном доме Земле, о том , что нас окружает в природе.
ЭКОЛОГИЯ - это наука, которая исследует, как связаны между собой живые существа и как они связаны с тем, что их окружает, и что может произойти при нарушении этих связей.
- Скажите, ребята, как называют людей, которые занимаются этой наукой? ( экологи )
- Ребята, на Земле постоянно случаются большие или маленькие экологические катастрофы и чаще всего в этом виноваты сами люди.
- Сегодня на уроке вы будете экологами. Вы попробуете определить те проблемы, которые ставит экология перед человечеством, а также поможете найти пути их разрешения.
IV. Актуализация опорных знаний.
1.Работа в парах.
- Сейчас вы поработаете в паре. Вычислите «цепочку» примеров, записав в тетрадь только ответы.
( На доске )
1-ому ряду 2*5*8:4*3-7*10 = (530)
2-ому ряду 5*6*2:3*4:2-2*10= (380)
3-ему ряду 5*4*3:3*2:10*3*10= (120)
( Взаимопроверка в группе )
( Устно проверяются ответы, открываются конечные результаты)
- В чем особенность этих чисел? Эти числа о многом могут рассказать.
530-количество растений, которые занесены в Красную книгу Украины.
380- -количество животных, которые занесены в Красную книгу Украины.
120-животных исчезает за сутки.
- Почему животные исчезают? Кто в этом виноват? ( иллюстрируются животные, которые занесены в Красную книгу Украины)
- На Земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов лесных
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их,
И бездушно , безжалостно рвали.
В нас молчало разумное: «Стой!»
Нам казалось: все мало, все мало,
А потом в толчее городской
Мы охапками тащим устало!
- Почему исчезают растения? Кто виноват в этом?( рисунки растений)
- Зачем были созданы Красные книги?
- Что может произойти, если растения и животные будут безвозвратно исчезать на Земле?
-Какие проблемы вы, как экологи, выдвигаете перед человечеством?
( ОХРАНА РАСТЕНИЙ ОХРАНА ЖИВОТНЫХ )
( На доске заполняется ассоциативный куст «ЭКОЛОГИЯ»)
(ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Спал цветок»)
V. Работа над темой урока .
1. Коллективная работа над задачей.
- Наш город – один из крупнейших промышленных регионов Украины. Здесь дымят бесчисленные трубы заводов и фабрик. В воздух выбрасывается огромное количество вредных, а то и ядовитых веществ. Сейчас вы попробуете ответить на вопросы, которые часто встают перед экологами.
( На доске краткая запись условия задачи )
ЗАВОДЫ МАШИНЫ
Твердые выбросы 20т 8т
Газообразные выбросы в 2 раза больше половина
- Проанализируйте данные . Какие вопросы стоят перед экологами?
( Фронтально дети ставят 3 вопроса и записывают кратко на доске: нахождение суммы, разностное сравнение, кратное сравнение.)
- Проанализируйте решение задачи с помощью схемы. ( фронтально на доске)
- Самостоятельно запишите решение задачи по вариантам:
1-в. Вычисляет количество выбросов заводами
2-в. Вычисляет количество выбросов машинами
( 2 ученика за досками )
После проверки коллективно отвечают на главные экологические вопросы.
- О чем говорят результаты ваших вычислений? Какую новую проблему вы видите, как экологи? ( ОХРАНА АТМОСФЕРЫ)
- Почему атмосферу нужно охранять?
( Работа с ассоциативным кустом «ЭКОЛОГИЯ» )
2.Работа с числовыми выражениями.
- От загрязнений страдает не только наша атмосфера. Вычислив числовые выражения, вы сможете назвать еще одну экологическую проблему.
( Дети самостоятельно должны записать только ответы)
50:10 60:3 100:50
80:2 60:20 90:3
( Взаимопроверка)
( Ответы сверяются с доскою ) 5 ,40, 20, 3, 2, 30
- Найдите сумму результатов. (100)
- Из-за нерациональной деятельности человека, наводнений, сильных ураганов разрушается почва. А сколько же лет должно пройти, чтобы верхний слой земли мог восстановиться?
- Именно число 100 нам поможет ответить на этот вопрос. Известно, что 100 лет составляет треть всего периода времени. Как узнать протяженность всего периода, за который восстанавливается только 1 см почвы?
( На доске ) 100 лет--- треть
- Какую задачу мы составили? Как ответить на вопрос?
(100*3=300 ( лет) )
- Назовите следующую экологическую проблему. ( ОХРАНА ПОЧВЫ)
( Работа с ассоциативным кустом «ЭКОЛОГИЯ» )
- Почему почву нужно охранять?
( ФИЗКУЛЬТМИНУТКА)
3 .Решение уравнений.
- Осталось вам , ребята, сделать последнее открытие. Эта экологическая проблема является самой важной для всего человечества.
- Следующее задание самое сложное, поэтому работать вы будете в группах .
- Каждая группа должна будет решить простую задачу, однако решение запишите с помощью уравнения. Полученный результат запишите на специальном альбомном листе.
( Капитаны выходят к доске, вывешивают контрольные листы)
- О чем говорят ваши ответы? ( вода загрязнена, водоемы высыхают)
- Назовите экологическую проблему. Почему охранять воду- одно из важнейших задач человечества?
( Работа с ассоциативным кустом «ЭКОЛОГИЯ»)
- Не умыться , не напиться без воды,
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
VI. Итог урока.
1. Работа с ассоциативным кустом.
- Сегодня на уроке , будучи экологами, вы увидели как много экологических проблем на земле. Об этом говорит и рисунок . На нем наша планета показана плачущей.
2. «Микрофон»
- Как вы думаете, что вы сейчас можете сделать для нашей планеты?
( Переворачивают листы капитанов. Появляется запись:
ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ )
- Будьте достойными гражданами нашей страны.
- Ребята, нужна ли экологам математика? Почему?
-После нашего урока - закрепления , что вы точно будете знать?
VII. Домашнее задание.