Интегрированный
урок русского языка
10 класс
«Система частей речи, общие и отличительные признаки»
Учитель: Киор Е.В.
г. Мариуполь
20019 год
Тема урока: Система частей речи, общие и отличительные признаки.
Цели урока: обобщить и систематизировать теоретический материал о самостоятельных и
служебных частях речи; закрепить учебно-языковые умения и навыки опреде-
лять грамматические признаки частей речи и делать морфологический разбор;
совершенствовать правописные умения и навыки, связанные с морфологией слова,
способность логически рассуждать на лингвистическую тему.
Внутрипредметные связи: морфология - орфография, морфология – синтаксис.
Межпредметные связи: русская литература.
Основное содержание урока:
І. Объявление темы и цели урока.
Каждая грамматическая форма
является одновременно и средст-
вом изображения.
М. Бахтин.
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.
Тест «Общие сведения о русском языке» (учащиеся отвечают на вопросы теста)
- речь;
- набор слов;
+ особая система знаков, которая служит средством общения между людьми и средством хранения информации;
+ использование человеком языковой системы для общения, сообщения, воздействия на других;
- устное предложение;
- лексический запас отдельного человека.
+ в виде уровней;
- в виде цепочки единиц;
- в виде совмещающихся кругов.
- грамматикой;
- риторикой;
+ языкознанием (лингвистикой),
- фонетика, фонология, орфоэпия, словообразование, морфология;
- лексикология, фразеология, лексикография, графика, пунктуация;
+ фонетика, фонология, графика, орфография, орфоэпия, словообразование, морфология,
- русский литературный язык;
- язык всех говорящих на нем;
+ язык русской нации, включающий в себя многообразие языковых средств, используемых говорящими на этом языке как на родном.
- язык художественной литературы;
+ высшая форма национального русского языка, обладающая строгими нормами произ-
ношения, правописания, употребления слов и грамматических форм;
- язык бытового общения.
+ разновидность национального языка, обладающая произносительными, морфологиче-скими, лексическими, синтаксическими особенностями и используемая на определенной территории;
- разновидность литературного языка, используемая при деловом общении;
- разновидность национального языка, используемая всеми носителями языка в повсе-дневном общении.
- разновидность литературного языка;
+ разновидность национального языка, используемая отдельными социальными, воз-растными и другими группами носителей языка;
- просторечье.
- разновидность литературного языка;
- диалект;
+ разновидность национального языка, используемая в повседневном общении мало-образованной частью его носителя.
+ разновидность литературного языка, обслуживающего определенные сферы общения и обладающие своеобразием в использовании языковых средств;
- территориальные разновидности национального языка;
- социальные разновидности национального языка;
+ о сфере жизни, в которой происходит общение (функционально-стилистическое зна-чение);
+ о типах ситуаций, в которых эти единицы употребляются (экспрессивно-стилисти-ческое значение);
+ об общественной оценке явлений, обозначенных данными единицами языка (оценочно-стилистическое значение);
- ни один из вышеперечисленных ответов не является правильным.
- Что такое часть речи? Какие признаки кладутся в основу выделения частей речи?
- На какие три группы делятся части речи?
- Что обозначают самостоятельные части речи?
- Каковы общие признаки служебных частей речи?
- Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?
- Почему междометие определено в отдельную группу?
І группа – существительные, прилагательные, предлоги;
ІІ группа – числительные, наречия,союзы;
ІІІ группа – глагол,местоимения, частицы;
Часть речи |
Общее значение (что обозначает или выражает) |
Морфологические признаки |
Синтаксическая роль |
1. |
Количество или порядок предметов при счете |
Начальная форма: именитель-ный падеж. Постоянные признаки: простое или состав-ное, количественное или порядковое, обозначает целое, дробное число или имеет со-бирательное значение. Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть). |
Любой член предложе-ния или определение, или именная часть составного именного сказуемого. |
2. |
Предмет (первичное значение)
|
Начальная форма: именитель-ный падеж единственного числа. Постоянные признаки: собственное или нарицатель-ное, одушевленное или неоду-шевленное, род, склонение. Непостоянные признаки: падеж, число.
|
Подлежащее, дополне-ние, несогласованное определение, обстоя-тельство, иногда имен-ная часть составного сказуемого, приложе-ние. |
3. |
Вносит различные оттенки значения в пред-ложение или служит для образования форм слова. |
Разряды по значению: формообразующие, отрицательные и модальные. Неизменяемость. |
Не являются членом предложения. |
4. |
Действие или состояние предмета. |
Начальная форма: неопреде-ленная форма. Постоянные признаки: вид, спряжение, переходность. Непостоянные признаки: время (не все фор-мы), наклонение, число, лицо (не все формы), род (не все формы). |
Неопределенная форма – любой член предло-жения. Личные формы – сказуемое. |
5. |
Указывает на предмет, признак или количество, но не называет их. |
Начальная форма: именитель-ный падеж единственного числа. Постоянные признаки: разряды по значению. Лицо. Непостоянные признаки: падеж, число (не у всех), род (если есть). |
Подлежащее, определе-ние, дополнение, реже – обстоятельство. |
6. |
Выражает, но не назы-вает различные чувства и побуждения. |
Неизменяемость. Непроизводные и производ-ные. |
Не являются членом предложения. |
7. |
Связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного.
|
Неизменяемость. Сочинительные и подчини-тельные. |
Не являются членом предложения. |
8. |
Признак предмета |
Начальная форма: именитель-ный падеж единственного числа мужского рода. Постоянные признаки: разряд. Непостоянные признаки: сравнительная и превосходная степень сравнения, полное или краткое, падеж, число, род. |
Определение, именная часть составного ска-зуемого или сказуемое. |
9. |
Признак предмета по действию |
Начальная форма: именитель-ный падеж единственного числа мужского рода. Постоянные признаки: разряд, время, вид. Непостоянные признаки: полная и краткая форма, падеж, число, род. |
Определение, именная часть составного сказуемого. |
10. |
Признак действия, предмета или другого признака. |
Группы по значению, степени сравнения, неизменяемость. |
Обстоятельство. |
11. |
Добавочное действие при основном действии. |
Начальная форма: неопреде-ленная форма. Постоянные признаки: неизменяемая фор-ма, переходность, совершен-ный и несовершенный вид. |
Обстоятельство. |
12. |
Выражает зависимость существительного, числительного и место-имения от других слов в словосочетании и пред-ложении. |
Непроизводные (простые) и производные (образованные перехода). Неизменяемость. |
Не являются членом предложения. |
ІІІ. Работа над темой урока
НАТАША
…Из соседней комнаты послышался бег к двери (не)скольких мужских и женских ног, грохот зацеплен(нн)ого и поваленного стула, и в комнату вбежала (тринадцати)летняя девочка, зап..хнув что(то) короткою кисейною юбкою, и остановились посередине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко. В дверях в ту(же) минуту показались студент с малиновым в..ротником, гвардейский офицер, пятнадцатилетняя девочка и толстый румяный мальчик в детской курточке.
Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставил руки вокруг вбежавшей девочки.
- А, вот она! – смеясь, закричал он. – Именинница! Ma chere именинница!
<…>
Черно(глазая), с большим ртом, (не)красивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад ч..рными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, (не) обращая (н..)какого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась.
СЛОВАРИКИ:
ЛЕКСИКА
кисейная – из прозрачной тонкой ткани
корсаж – верхняя часть женского платья
мантилья – кружевная накидка
УДАРЕНИЕ
к двери зацепленного оголёнными
широко кружевных материной
в кружевах
ОРФОГРАФИЯ
офицер мантилья нечаянно кружевной
кисейный румяный очевидно башмачок
посередине расставить именинница заскочить
нерассчитанный возраст выскочивший корсаж
тринадцатилетняя панталончики
Задание: в тексте встретились два французских слова, переведите их сами, исходя из контекста.
Докажите, что кажущиеся неточными слова «когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка» на самом деле очень верны.
- наука, изучающая строение слов;
- наука, изучающая словарный состав языка;
+ наука, изучающая лексико-грамматические классы слов (части речи).
+ морфологическая разновидность слова, заключающая в себе определенные грамматические значения этого слова;
- значимая часть слова;
- устное или письменное существование слова.
+ морфологическая разновидность слова, обладающая грамматической независимостью;
- любая форма слова;
- основа слова .
- части слова;
- члены предложения;
+ классы слов, выделяемые на основе общих принципов.
+ называют предметы, признаки, действия, являются членами предложения;
- служат для связи слов в предложении, не являются членами предложения;
- выражают и добавляют различные оттенки значений к другим словам.
- наклонение, склонение, время, падеж, число;
- возвратность, наклонение, время, спряжение, число;
+переходность, лицо, наличие разряда, падеж, число
- интервью;
- жюри;
+ мозоль.
- футбольный (мяч) – притяжательное;
- отважный (герой) – относительное;
+ белейший (снег) – качественное.
- синий, синеющий, синеватый;
- искусный, искусственный, искушающий;
+ красный, красненький, темно-красный.
- повидлом;
+ сколько время;
- племени.
+ нечто – отрицательное;
- кто-либо – неопределенное;
- ваш – притяжательное.
+ тоскую по вас;
- с ими;
- ихний сын.