Интегрированный урок Система частей речи 10 класс

Про матеріал
обобщить и систематизировать теоретический материал о самостоятельных и служебных частях речи; закрепить учебно-языковые умения и навыки опреде- лять грамматические признаки частей речи и делать морфологический разбор; совершенствовать правописные умения и навыки, связанные с морфологией слова, способность логически рассуждать на лингвистическую тему.
Перегляд файлу

Интегрированный

урок русского языка

10 класс

«Система частей речи,  общие и отличительные признаки»

 

 

                 Учитель: Киор Е.В.

 

 

г. Мариуполь

20019 год

 

Тема урока: Система частей речи, общие и отличительные признаки.

 

Цели урока: обобщить и систематизировать теоретический материал о самостоятельных и  

                      служебных  частях  речи;  закрепить  учебно-языковые  умения  и  навыки опреде-

                      лять грамматические признаки частей речи и делать морфологический разбор;

                     совершенствовать правописные умения и навыки, связанные с морфологией слова,

                     способность логически рассуждать на лингвистическую тему. 

 

Внутрипредметные связи: морфология -  орфография, морфология – синтаксис.

 

Межпредметные связи: русская литература.

 

Основное содержание урока:

 

І. Объявление темы и цели урока.                     

                                                                                                             Каждая грамматическая форма

                                                                                                            является одновременно и средст-             

                                                                                                           вом изображения.

 

                                                                                                                                       М. Бахтин.

 

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

 

  1. Проверка домашнего задания.

Тест «Общие сведения о русском языке» (учащиеся отвечают на вопросы теста)

 

  1. Что такое язык?

-  речь;

- набор слов;

+  особая система знаков, которая служит средством общения между людьми и средством хранения информации;

 

  1. Что такое речь?

+  использование человеком языковой системы для общения, сообщения, воздействия на других;

- устное предложение;

- лексический запас отдельного человека.

 

  1. Как моделируется система языка учеными?

+  в виде уровней;

- в виде цепочки единиц;

- в виде совмещающихся кругов.

 

  1. Как называется наука, изучающая язык?

- грамматикой;

- риторикой;

+  языкознанием (лингвистикой),

 

  1. Какие разделы включает в себя современное языкознание? Выберите полный список разделов.

- фонетика, фонология, орфоэпия, словообразование, морфология;

- лексикология, фразеология, лексикография, графика, пунктуация;

+  фонетика, фонология, графика, орфография, орфоэпия, словообразование, морфология,

  1. Что такое национальный русский язык?

- русский литературный язык;

- язык всех говорящих на нем;

+  язык русской нации, включающий в себя многообразие языковых средств, используемых говорящими на этом языке как на родном.

 

  1. Что такое литературный русский язык?

- язык художественной литературы;

+  высшая форма национального русского языка, обладающая строгими нормами произ-

ношения, правописания, употребления слов и грамматических форм;

- язык бытового общения.

 

  1. Что такое диалект?

+  разновидность национального языка, обладающая произносительными, морфологиче-скими, лексическими, синтаксическими особенностями и используемая на определенной территории;

- разновидность литературного языка, используемая при деловом общении;

- разновидность национального языка, используемая всеми носителями языка в повсе-дневном общении.

 

  1. Что такое жаргон?

- разновидность литературного языка;

+  разновидность национального языка, используемая отдельными социальными, воз-растными и другими группами носителей языка;

- просторечье.

 

  1. Что такое просторечье?

- разновидность литературного языка;

- диалект;

+  разновидность национального языка, используемая в повседневном общении мало-образованной частью его носителя.

 

  1. Что такое функциональные стили литературного языка?

+  разновидность литературного языка, обслуживающего определенные сферы общения и обладающие своеобразием в использовании языковых средств;

- территориальные разновидности национального языка;

- социальные разновидности национального языка;

 

  1. Какие дополнительные значения , передаваемые единицами языка, изучаются сти-листикой?

+  о сфере жизни, в которой происходит общение (функционально-стилистическое зна-чение);

+  о типах ситуаций, в которых эти единицы употребляются (экспрессивно-стилисти-ческое значение);

+  об общественной оценке явлений, обозначенных данными единицами языка (оценочно-стилистическое значение);

- ни один из вышеперечисленных ответов не является правильным.

 

 

  1. Работа с таблицей «Части речи» (учащиеся под руководством учителя заполняют таблицу)

 

 

 

  1. Фронтальная беседа по вопросам:

 

- Что такое часть речи? Какие признаки кладутся в основу выделения частей речи?

- На какие три группы делятся части речи?

- Что обозначают самостоятельные части речи?

- Каковы общие признаки служебных частей речи?

- Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?

- Почему междометие определено в отдельную группу?

 

 

  1. Дать определение каждой части речи.

 

 

 

  1. Задание группам учащихся: определить по грамматическим признакам части речи

     І группа – существительные, прилагательные, предлоги;

    ІІ группа – числительные, наречия,союзы;

    ІІІ группа – глагол,местоимения, частицы;

 

 

 

Часть речи

Общее значение

(что обозначает или выражает)

Морфологические признаки

Синтаксическая роль

1.

Количество или порядок предметов при счете

Начальная форма: именитель-ный падеж. Постоянные признаки: простое или состав-ное, количественное или порядковое, обозначает целое, дробное число или имеет со-бирательное значение. Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).

Любой член предложе-ния или определение, или именная часть составного именного сказуемого.

2.

Предмет (первичное значение)

 

 

Начальная форма: именитель-ный падеж единственного числа. Постоянные признаки: собственное или нарицатель-ное, одушевленное или неоду-шевленное, род, склонение. Непостоянные признаки: падеж, число.

 

Подлежащее, дополне-ние, несогласованное определение, обстоя-тельство, иногда имен-ная часть составного сказуемого, приложе-ние.

3.

Вносит различные оттенки значения в пред-ложение или служит для образования форм слова.

Разряды по значению: формообразующие, отрицательные и модальные. Неизменяемость.

Не являются членом предложения.

4.

Действие или состояние предмета.

Начальная форма: неопреде-ленная форма. Постоянные признаки: вид, спряжение, переходность. Непостоянные признаки: время (не все фор-мы), наклонение, число,  лицо (не все формы), род (не все формы).

Неопределенная форма – любой член предло-жения. Личные формы – сказуемое.

5.

Указывает на предмет, признак или количество, но не называет их.

Начальная форма: именитель-ный падеж единственного числа. Постоянные признаки: разряды по значению. Лицо. Непостоянные признаки: падеж, число (не у всех), род (если есть).

Подлежащее, определе-ние, дополнение, реже – обстоятельство.

6.

Выражает, но не назы-вает различные чувства и побуждения.

Неизменяемость. Непроизводные и производ-ные.

Не являются членом предложения.

7.

Связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного.

 

 

 

 

Неизменяемость. Сочинительные и подчини-тельные.

Не являются членом предложения.

8.

Признак предмета

Начальная форма: именитель-ный падеж единственного числа мужского рода. Постоянные признаки: разряд. Непостоянные признаки: сравнительная и превосходная степень сравнения, полное или краткое, падеж, число, род.

Определение, именная часть составного ска-зуемого или сказуемое.

9.

Признак предмета по действию

Начальная форма: именитель-ный падеж единственного числа мужского рода. Постоянные признаки: разряд, время, вид. Непостоянные признаки: полная и краткая форма, падеж, число, род.

Определение, именная часть составного сказуемого.

10.

Признак действия, предмета или другого признака.

Группы по значению, степени сравнения, неизменяемость.

Обстоятельство.

11.

Добавочное действие при основном действии.

Начальная форма: неопреде-ленная форма. Постоянные признаки: неизменяемая фор-ма, переходность, совершен-ный и несовершенный вид.

Обстоятельство.

12.

Выражает зависимость существительного, числительного и место-имения от других слов в словосочетании и пред-ложении.

Непроизводные (простые) и производные (образованные перехода). Неизменяемость.

Не являются членом предложения.

 

 

 

 

 

ІІІ. Работа над темой урока

 

  1. Работа с текстом (систематизация знаний учащихся об орфограммах, связанных с принадлежностью слова к определенной части речи)

 

  • определить к какой части речи относятся выделенные слова;
  • сделать морфологический разбор слов (по карточкам);
  • какие образные средства языка созданы автором в изображении Наташи?
  • какую роль они играют для создания настроения у читателя?

 

НАТАША

 

     …Из  соседней  комнаты  послышался  бег  к  двери  (не)скольких  мужских  и женских  ног, грохот  зацеплен(нн)ого  и  поваленного  стула, и  в  комнату  вбежала (тринадцати)летняя  девочка, зап..хнув  что(то)  короткою  кисейною  юбкою, и  остановились   посередине  комнаты.  Очевидно было, она  нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так  далеко.  В  дверях  в  ту(же)  минуту показались студент с малиновым  в..ротником, гвардейский офицер, пятнадцатилетняя девочка и толстый румяный  мальчик  в детской курточке.

      Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставил руки вокруг  вбежавшей девочки.

   - А, вот она! – смеясь, закричал он. – Именинница! Ma chere именинница!

<…>

    Черно(глазая), с большим ртом, (не)красивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад  ч..рными  кудрями,  тоненькими  оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была  в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, (не) обращая  (н..)какого  внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась.

 

СЛОВАРИКИ:

 

ЛЕКСИКА

 

кисейная – из прозрачной тонкой ткани

корсаж – верхняя часть женского платья

мантилья – кружевная накидка

 

УДАРЕНИЕ

 

к двери                               зацепленного                                оголёнными

широко                               кружевных                                    материной

                                            в кружевах

 

ОРФОГРАФИЯ

 

офицер                                        мантилья                           нечаянно                       кружевной

кисейный                                    румяный                           очевидно                       башмачок

посередине                                 расставить                       именинница                   заскочить

нерассчитанный                        возраст                              выскочивший                корсаж

тринадцатилетняя                     панталончики

 

 

Задание: в тексте встретились два французских слова, переведите их сами, исходя из контекста.

Докажите, что кажущиеся неточными слова «когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка» на самом деле очень верны.

 

 

  1. Контрольный тест

 

  1. Что такое морфология?

 - наука, изучающая строение слов;

 - наука, изучающая словарный состав языка;

 + наука, изучающая лексико-грамматические классы слов (части речи).

 

  1. Что такое грамматическая форма слова?

+   морфологическая разновидность слова, заключающая в себе определенные грамматические значения этого слова;

- значимая часть слова;

- устное или письменное существование слова.

 

  1. Что такое начальная форма слова?

+  морфологическая разновидность слова, обладающая грамматической независимостью;

- любая форма слова;

- основа слова .

 

  1. Что такое   части речи?

- части слова;

- члены предложения;

+  классы слов, выделяемые на основе общих принципов.

 

  1. Самостоятельные части речи характеризуются тем, что

+  называют предметы, признаки, действия, являются членами предложения;

- служат для связи слов в предложении, не являются членами предложения;

- выражают и добавляют различные оттенки значений к другим словам.

 

  1. В каком случае правильно перечислены морфологические признаки глагола?

- наклонение, склонение, время, падеж, число;

- возвратность, наклонение, время, спряжение, число;

+переходность, лицо, наличие разряда, падеж, число

 

  1. Найдите существительное женского рода:

- интервью;

- жюри;

+  мозоль.

 

 

 

  1. У какого прилагательного разряд определен верно?

- футбольный (мяч) – притяжательное;

- отважный (герой) – относительное;

+  белейший (снег) – качественное.

 

  1. Найдите ряд, в котором все слова – прилагательные:

- синий, синеющий, синеватый;

- искусный, искусственный, искушающий;

+ красный, красненький, темно-красный.

 

  1.  Укажите неправильную форму употребления существительного:

- повидлом;

+  сколько время;

- племени.

 

  1. Найдите ошибку в определении разряда местоимения:

+  нечто – отрицательное;

- кто-либо – неопределенное;

- ваш – притяжательное.

 

  1. В каком случае нет грамматической ошибки?

+  тоскую по вас;

- с ими;

- ихний сын.

doc
Додав(-ла)
Кіор Олена
Додано
6 липня
Переглядів
72
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку