Інтегрований урок (історія + географія) з теми "Великі географічні відкриття" для учнів 8 класу

Про матеріал

Представлений конспект інтегрованого уроку (історія + географія) для учнів 8 класу. До конспекту додається презентація. Урок проводи краще разом з учителем географії.

Інтегровані уроки ставлять за мету об 'єднати споріднені блоки знань із різних навчальних предметів навколо однієї теми з метою інформаційного та емоційного збагачення, сприйняття, мислення, почуттів учнів. Це дає можливість пізнавати явище з різних боків, досягнути цілісності знань.

Перегляд файлу

Интегрированный урок

«Только смелым покоряются моря»

история + география  8 класс

 

 учитель истории – Шаповалова Тамара Петровна

 

http://myppt.net/u/storage/ppt_24381/6262-1424033287-01.jpg

Тема :  Великие географические открытия

Цель :  расширить и углубить знания учащихся об эпохе Великих географических открытий;

 познакомить учащихся с особенностями политического и экономического развития стран мира эпохи Великих географических открытий;

научить локализовать в пространстве и времени периоды и события великих географических открытий;

 развивать целостное представление о причинах, ходе и последствиях великих географических открытий, творческие способности учащихся и навыки самостоятельной исследовательской работы, умение применять знания на практике, творчески мыслить, работать в команде;

формировать пространственную, хронологическую, информационную, коммуникативную, лексическую компетентности у учащихся через различные виды деятельности на уроке;

воспитывать взаимоуважение, толерантное отношение учащихся друг к другу,познавательный интерес к истории и географии.

Оборудование : атласы,физическая карта,портреты мореплавателей и другой раздаточный материал

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Форма проведения : урок с использованием мультимедийных технологий и интерактивных методов

Использованные приемы и методы: работа в группах, метод диалога,викторина,тесты

Музыкальное оформление: звуки волн в океане,песни в исполнении М.Магамаева «Песня о капитане», «А, ну-ка песню нам пропой весёлый, ветер!».

 

Ход урока

 

І.Мотивация учебной и познавательной  деятельности. Сообщение темы и цели урока.

Слайд № 1Учитель истории:  Ребята, сегодня урок у нас необычный. Этот урок посвящен двум наукам – истории и географии.

 Как вы думаете, почему эти два предмета так тесно связаны? Правильно, ведь история – это наука о событиях, а географии  изучает открытие земель и их описание.

Давайте ,ребята, мы определим ,о чем сегодня  будем говорить на уроке. Т.е давайте определим тему нашего урока. А для этого у вас на партах лежат ребусы, разгадав которые вы сможете определить тему урока.

 

(пока ребята разгадывают ребусы звучит музыка)

Учитель географии : И так , ребята, зачитайте слова, которые у вас получились (Колумб, Магеллан, Веспуччи, Васко да Гама, Диаш, мореплават ель, открытие). Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке. Давайте сформулируем тему нашего урока. Тема нашего урока  «Великие географические открытия»

(Учитель сообщает цели урока) слайд №2

Ребята, сегодня на уроке мы углубим и расширим знания о путешественниках и мореплавателях в эпоху Великих географических открытий, определим причины , последствия и значение этих открытий, а также научимся применять свои знания на практике и работать в команде, группе.  Слайд № 3

Ребята, вы наверное уже обратили внимание, что мы вас рассадили  немножко по-другому, по группам.  Т.е вы будете работать в группе. Каждая группа определите себе капитана,которые будут выполнять функции руководителя группы. Обратите внимание на правила работы в группе (на доске висит лист)

 

ІІ. Основная часть.

  1. Беседа – диалог с  учащимися

Учитель истории .  Ребята, давайте вспомним, что время в истории делится на эпохи и в 8 классе мы начали изучать эпоху нового времени.

  • Какое событие считается началом нового времени ?

Эпоха Великих географических открытий начинается с ХУ века до середины ХУІІ века. Давайте окунемся в эту эпоху вертуально и вспомним,

 что подтолкнуло мореплавателей к этим открытиям.

Учитель истории

  1. На столе у каждой команды разложены монеты, пряности, шелка

Каждой группе , необходимо рассмотреть предметы и указать причины географических открытий

                                                               (ответы детей)

– Одной из исторических предпосылок начала эпохи Великих географических открытий стала «Книга о разнообразии мира» великого венецианского путешественника XIII века. Марко Поло,в которой он писал в воспоминаниях о своем путешествии в Индию: “Золота, скажу вам, у них очень много и не вывозят его оттуда... Сказать по правде, дворец там большой и покрытый чистым золотом... Еще скажу вам, что полы в покоях, а их там много, покрыто чистым золотом в два пальца толщиной, и залы, и окна украшены золотыми украшениями”.

- Исторические причины Великих географических открытий

                                                                                                 Слайд № 4

1.Стремление пополнить запасы золота и серебра, которых не хватало в Европе, для чеканки монет.

 2. Захват турками в 1453 году Константинополя,поиски нового пути в Индию в обход турецких владений.

3.Стремление европейцев избавиться от посредников в торговле со странами востока.

4. Стремление обедневших дворян Испании и Португалии найти новые земли, где можно было разбогатеть.

Учитель географии

 – Но для начала эпохи Великих географических открытий сложились определенные предпосылки. В этот период утверждается идея ,что Земля имеет форму шара.

– Состоялось совершенствования приборов для ориентировки в пространстве. Длительное время европейцы не решались на далекие плавания в открытом море. Не имея совершенных карт и морских приборов, путешественники обычно ходили в морях, омывающие Европу.

   Слайд № 5

Местонахождение корабля определяли только в ясную погоду за размещением звезд. Выходить в открытое море стало безопаснее после того, как у моряков появился компас.

Было изобретено также прибор - астролябию для определения  угла местонахождения корабля.  ( Астролябия – это простейший геодезический иструмент, для определения градусной величины угла или просто угломер)

Слайд № 6 – Кроме приборов для ориентирования мореплавателям необходимы были карты. В 14 ст.возникают первые карты - портоланы высокоточные навигационные морские карты с детальным изоброжениям побережья.

Слайд №7 – В XV ст. был создан быстроходный легкий парусник - каравелла.  Каравелла – с системой парусов, позволяющей двигаться против ветра. Это существенно сократило количество гребцов и можно было взять на борт корабля больше припасов и пресной воды для дальнего плаванния

 

 

ВЫВОД : Технические изобретения и открытия способствовали росту производства товаров, что в свою очередь привело к расширению торговли. Это и стало причиной ВГО .

Учитель географии. Проблемный вопрос

-Представьте, что вам нужно найти кратчайший  новый морской путь в Индию из Португалии, покажите на карте как вы будете проходить.(дети показывают на карте)

-Почему этим путём не могли пройти португальцы в 15 веке? (Не было Суэцкого канала)

Вам было дано творческое домашнее задание. Используя материалы учебников истории и географии и дополнительную литературу, составить рассказ об одном из выдающем мореплавателе и его путешествии в период ВГО

3.Информация о путешественниках:

Б.Диаш-Тахтарова А.   Слайд № 8

Х.Колумб-Шолохова Д.   Слайд № 9

Учитель истории (Из дневника Х.Колумба в учебнике по истории с.18)

Вопросы.

1.Какие действия аборигенов позволили Х.Колумбу оценить их поступки как дружеские?

2.Найдите в тексте доказательства того, что аборигены и испанцы принадлежали к разным формам человеческого общества?

3.Следует ли из характеристики Колумба, данной им аборигенам, что он отнёсся к ним как равным? Свою точку зрения подтвердите текстом.

В.да Гамма-Экзархов А.  Слайд № 10

А.Веспуччи-Джерина К.  Слайд № 11

Ф.Магеллан-Карпина Е. Слайд № 12

 

Вопрос для учащихся:  Какими качествами обладали эти люди?

Учитель истории

Обобщив все сказанное, давайте мы с вами еще раз вспомним хронологию открытий  и назовем имена мореплавателей .

Великие географические открытия

Дата

Мореплаватель

Открытие

 

1488 год

Бартоломеу Диаш

Обогнул мыс Доброй Надежды

1492 год

Христофор Колумб

Открыл новый материк, названный Америкой

1497-1498 гг.

Васко да Гама

Обогнув Африку, достиг берегов Индии

1507 г

Америго Веспуччи

Доказал, что

открытые Колумбом земли – новый материк, который был назван в его честь

1519-1522 гг

Фернан Магеллан

Совершил первое кругосветное путешествие 

 

- Давайте ребята определим, какое  значение имели  великие географические  открытия? 

 

1. Разрушение старых представлений о мире

2. Получены новые данные о Земле – она по форме шар

3. Новые представления о землях, континентах, народах

4. Получили развитие науки: география, астрономия,  история

5. Складывается единый мировой рынок

6. Главные морские пути сместились из морей в океаны

7. Появились новые порты: Лиссабон, Лондон, Амстердам

8. Новые продукты питания

 

4. Викторина

Учитель географии. Ребята, мы много говорили о путешественниках в теме «Земля на карте» в 6 классе, изучая океаны и материки в 7 классе, прослушав вас,  мы предлагаем проверить насколько детально вы выучили материал темы. Проведем викторину.

Вопросы к викторине:   звучит шум прибоя

1) Как назвал крайнюю  точку Африки Бартоломео Диаш (Мыс Доброй Надежды)

2) О нем говорили, что он первооткрыватель без открытия. О ком? (О Колумбе)

3) Почему Америка не носит имя Колумба ? ( Потому, что Америго Веспуччи доказал, что это Новый Свет)

4)«Когда корабли отважного исследователя вошли в море, то бурые пряди водорослей настолько затрудняли движение судов,что плавание в этих водах затянулось на целых три недели». О каком море Атлантического океана говорится в отрывке? Кто первым открыл его? ( Саргассово море. Получило название от распространенных в нем саргасових водорослей. «Саргасум» в переводе с испанского – виноград. Было открыто во время первого путешествия Колумба в 1492р.)

5)Христофор Колумб, плывя в Америку, двигался в западном направлении. Он увидел птиц, которые летели в юго-западном направлении и сделал вывод. Какой? (Птицы летят на сушу, и поэтому надо изменить направление).

6)Во время третьего плавания Колумба к берегам Америки его корабли удачно перешли через океан и остановились возле острова, на котором очень выделялись своей высотой  три горы. Какой это остров ?(Остров Тринидад)

7).Среди невиданных вещей, привезенных Колумбом в Испанию, были странные растения и плоды. Назовите их. (Томаты, картофель, кукуруза, табак, хлопок, кофе, какао)

8)В 1520 г. флот Магеллана в Южной Америке обогнул большой мыс ,за которым начался узкий проход. Магеллан дал приказ зачерпнуть воды. Для чего? (Чтобы определить, соленая вода или пресная, и в такой способ сделать вывод, что это: море или река, то есть удалось найти пролив между Атлантическим и Тихим океанами)

9)В 1522р. капитан корабля, который вернулся из кругосветного плавания, возглавляемого Магелланом, был награжден гербом, на котором была изображена Земля и надпись: « Ты первый меня...» Закончите ее. (...обогнул)

10) Европейские купцы сначала говорили о нем, как о восточной игрушке для развлечений, а позже он пришел к ним на службу. Назовите его?( Компас)

11) Почему начало Великим географическим открытиям положили страны Пиренейского полуострова – Испания и Португалия. ( выгодное ГП на выходе в Атлантику, прекрасный флот, удобные гавани и опытные моряки)

12) В эпоху Великих географических открытий на случай шторма в океане моряки имели пустые бочки на каравеллах. Как их использовали? (Во время шторма их наполняли водой, чтобы сделать корабль более устойчивым).

 

ІІІ.Обобщение и закрепление материала

 

Учитель истории. А теперь подведем итоги нашего урока и проведем небольшой тест – контроль

 Самостоятельная работа учащихся

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Выберите один вариант ответа:

Первыми странами, вставшими на путь исследования новых земель, были:

А) Португалия и Англия                             В) Нидерланды и Испания

Б) Англия и Нидерланды                             Г) Испания и Португалия

2. В честь Магеллана был назван открытый им:

А) океан

Б) материк

В) северо – восточный берег Африки

Г) пролив между Южной Америкой и островом

Выберите несколько вариантов ответа:

3. В результате Великих географических открытий:

А) стал складываться единый мировой рынок

Б) возросло значение городов Венеция и Генуя

В) стали возникать первые колониальные империи

Г) усилилась феодальная раздробленность в Европе

Д) уменьшилось количество золота, привозимого в Европу.

4. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков:  2 балла

Первооткрыватель

Открытие

1) Христофор Колумб

А) доказал, что Земля имеет форму шара

2) Фернан Магеллан

Б) открыл северо – восточный берег Америки

3) Васко да Гама

В) открытие Южной Америки

 

Г) открытие морского пути в Индию

 

5.Португальский аристократ, «открывший» Индию

А) Х.Колумб

Б) Васко да Гама

В) Ф.Магеллан

6.Испанский путешественник, доказавший, что Земля шарообразная:

А) Фернандо Магеллан

Б) Х.Колумб

В) Васко да Гама

7.«Огненную Землю» открыл …

А) Фернандо Магеллан

Б) Х.Колумб

В) Васко да Гама

8.Мыс Доброй Надежды открыл…

А) Ф.Дрейк

Б) Франциско Писарро
В) Бартоломеу Диаш

9. В период Великих географических открытий была открыта:

А) Африка

Б) Америка
В) Антарктида

10. Какую роль сыграл Магеллан в Великих географических открытиях?

А) Впервые на корабле проплыл вокруг Земли

Б) Открыл Америку
В) Открыл Гренландию

 

КЛЮЧИ.   Слайд № 15

1. Г
2. А
3. В, А
4. 1Б, 2 А. 3 Г
5. Б
6. А
7. А
8. В
9. Б
10. А

 

 

ІУ.  Оценивание - самопроверка,  Комментирование оценок учителем географии

 

 

Учитель истории

У.Итоги    Слайд № 16

 

1.Почему открытия называли Великими ?

Люди во все времена путешествовали и совершали открытия, но исторически период с конца 15 до сер. 17 вв. был настолько насыщен географическими открытиями, которые имели огромный масштаб и исключительное значение для судеб Европы и всего мира, что этот период принято называть эпохой Великих географических открытий.

2.Почему именно ВГО стали отправной точкой отсчета нового периода в истории человечества, который мы называем Новое время?

             Новая история – начало 16 в. – 20-е гг. 20 в. в это время происходит    быстрое развитие европейской цивилизации. Западная Европа превратилась в регион, влияющий на судьбы далеких стран и народов.

Учитель географии

У1.Домашнее задание.

 

  1. Нанести на контурной карте маршрут экспедиции понравившегося путешественника.
  2. Выписать названия геграфических объектов, связанных с именами изученных мореплавателей.

 

 

 

 http://rusadvice.org/arts/science/people/v_ameriku_k_kolumbu_100_let_nazad_0.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительный материал

Христофор Колумб (1451-1506). X. Колумб, итальянец из города Генуи, в поисках морского пути в Индию и Китай решил идти не на восток (вокруг Африки), а на запад, пересекая неведомый Атлантический океан. Это был вызов традиционному решению этой задачи.

Колумб был убежден, что земля имеет форму шара, а раз так, то, плывя на запад, можно попасть в Индию.

В августе 1492 г. три каравеллы Колумба - “Санта-Мария”, “Нинья” и “Пинта” отправились в плавание от берегов Испании.

Плавание было очень трудным. Моряки часто выражали недовольство, несколько раз пытались поднять мятеж. Наконец 12 октября 1492 г. с каравеллы Пинта раздался выстрел – это был сигнал. Матрос увидел огонь – костер, горевший на берегу неизвестной земли, оказавшейся небольшим островом, который Колумб назвал Сан-Сальвадор (Святой Спаситель). За ним последовали острова Карибского моря: Куба, Гаити и др. Колумб не сомневался, что это Индия, с легкой руки Колумба местное население стали называть индейцами.

В результате следующих трех экспедиций были открыты Центральная Америка и северное побережье Южной Америки. До конца своей жизни Колумб верил, что проложил новый путь в Индию. Сам Колумб скоро попал в немилость при королевском дворе и умер в полной безвестности, всеми забытый и больной. Признание заслуг пришло к мореплавателю через несколько десятилетий после его смерти.

Мореплаватель Америго Веспуччи, итальянец на испанской службе (1454-1512) - участник нескольких экспедиций к берегам Америки, названным им “Новым Светом”. Впервые высказал предположение, что это новая часть света. В 1507 году она была названа в его честь Америкой.

Васко да Гама (1469-1524) - португальский мореплаватель, завершивший поиски морского пути из Европы в Индию. После восьмимесячного плавания вдоль берегов Африки в 1498 году он привел корабли своей флотилии в индийский порт Калькутту. Установив торговые и дипломатические отношения с индийскими правителями, Васко да Гама вернулся в Лиссабон. Это путешествие доказало, что путь на Восток через Индийский океан существует.

Фернан Магеллан (1480-1521). Осенью 1519 г. из Испании на 5 каравеллах отправилась многочисленная экспедиция (265 человек), возглавлял которую мореплаватель Фернан Магеллан.

Его цель - отыскать пролив в Южной Америке, т.е. более короткий путь из Испании в богатейшие страны - в Индию и на острова Пряностей (Индонезию). Магеллан был уверен, что такой пролив есть.

Через год, в 1520 г., корабли вошли в узкий пролив (впоследствии его назвали Магелановым проливом) и, пройдя по нему, вышли в огромное водное пространство. Это был неизвестный океан. Он встретил мореплавателей солнцем и тишиной, моряки не видели бурь, поэтому Магеллан назвал этот океан Тихим.

Один корабль утонул. Другой взбунтовался и повернул назад в Испанию. Трем кораблям, оставшимся от флотилии, предстояло пересечь океан. Этот переход на запад длился почти четыре месяца. Запасы продуктов и воды не хватало. Моряки умирали от голода и болезней. Наконец корабли достигли неизвестных островов. Позднее эти острова были названы Филиппинскими. Здесь оборвалась жизнь великого мореплавателя. Он погиб, в стычке с жителями одного из островов. После его смерти эскадра продолжила путь через Индийский океан в Испанию. Гибель Магеллана тяжело отразилась на всей экспедиции. Начались разлад и смятение. Экспедиция лишилась еще двух кораблей, и лишь один корабль “Виктория” добрался до родной гавани. На судне находился бесценный груз пряностей и 18 похожих на призраков матросов. Такова цена этого Великого географического открытия.

.

 

http://vladhistory.com/wp-content/uploads/2014/10/otcritiya2.jpg

 

 

https://otvet.imgsmail.ru/download/42258017_338b3e5156a6a6714fc3ab922bbab5ff_800.jpg

http://rusadvice.org/arts/science/people/v_ameriku_k_kolumbu_100_let_nazad_0.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Великие географические открытия

Дата

Мореплаватель

Открытие

 

1488 год

Бартоломеу Диаш

Обогнул мыс Доброй Надежды

1492 год

Христофор Колумб

Открыл новый материк, названный Америкой

1497-1498 гг.

. Васко да Гама

Обогнув Африку, достиг берегов Индии

1507 г

Америго Веспуччи

Доказал, что

открытые Колумбом земли – новый материк, который был назван в его честь

1519-1522 гг

Фернан Магеллан

Совершил первое кругосветное путешествие 

 

 

 

Великие географические открытия

Дата

Мореплаватель

Открытие

 

1488 год

Бартоломеу Диаш

Обогнул мыс Доброй Надежды

1492 год

Христофор Колумб

Открыл новый материк, названный Америкой

1497-1498 гг.

. Васко да Гама

Обогнув Африку, достиг берегов Индии

1507 г

Америго Веспуччи

Доказал, что

открытые Колумбом земли – новый материк, который был назван в его честь

1519-1522 гг

Фернан Магеллан

Совершил первое кругосветное путешествие 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Выберите один вариант ответа:

1.Первыми странами, вставшими на путь исследования новых земель, были:

А) Португалия и Англия                             В) Нидерланды и Испания

Б) Англия и Нидерланды                             Г) Испания и Португалия

2. В честь Магеллана был назван открытый им:

А) океан

Б) материк

В) северо – восточный берег Африки

Г) пролив между Южной Америкой и островом

3.Португальский аристократ, «открывший» Индию

А) Х.Колумб

Б) Васко да Гама

В) Ф.Магеллан

4.Испанский путешественник, доказавший, что Земля шарообразная:

А) Фернандо Магеллан

Б) Х.Колумб

В) Васко да Гама

5.«Огненную Землю» открыл …

А) Фернандо Магеллан

Б) Х.Колумб

В) Васко да Гама

6..Мыс Доброй Надежды открыл…

А) Ф.Дрейк

Б) Франциско Писарро
В) Бартоломеу Диаш

7. В период Великих географических открытий была открыта:

А) Африка

Б) Америка
В) Антарктида

8. Какую роль сыграл Магеллан в Великих географических открытиях?

А) Впервые на корабле проплыл вокруг Земли

Б) Открыл Америку
В) Открыл Гренландию

 

Выберите несколько вариантов ответа: 2 балла

9. В результате Великих географических открытий:

А) стал складываться единый мировой рынок

Б) возросло значение городов Венеция и Генуя

В) стали возникать первые колониальные империи

Г) усилилась феодальная раздробленность в Европе

Д) уменьшилось количество золота, привозимого в Европу

 

10. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков:  2 балла

Первооткрыватель

Открытие

1) Христофор Колумб

А) доказал, что Земля имеет форму шара

2) Фернан Магеллан

Б) открыл северо – восточный берег Америки

3) Васко да Гама

В) открытие Южной Америки

 

Г) открытие морского пути в Индию

 

docx
До підручника
Всесвітня історія 8 клас (Сорочинська Н.М., Мартинюк О.О., Гісем О.О.)
Додано
24 лютого 2018
Переглядів
3509
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку