Представлений конспект інтегрованого уроку (історія + географія) для учнів 8 класу. До конспекту додається презентація. Урок проводи краще разом з учителем географії.
Інтегровані уроки ставлять за мету об 'єднати споріднені блоки знань із різних навчальних предметів навколо однієї теми з метою інформаційного та емоційного збагачення, сприйняття, мислення, почуттів учнів. Це дає можливість пізнавати явище з різних боків, досягнути цілісності знань.
Интегрированный урок
«Только смелым покоряются моря»
история + география 8 класс
учитель истории – Шаповалова Тамара Петровна
Тема : Великие географические открытия
Цель : расширить и углубить знания учащихся об эпохе Великих географических открытий;
познакомить учащихся с особенностями политического и экономического развития стран мира эпохи Великих географических открытий;
научить локализовать в пространстве и времени периоды и события великих географических открытий;
развивать целостное представление о причинах, ходе и последствиях великих географических открытий, творческие способности учащихся и навыки самостоятельной исследовательской работы, умение применять знания на практике, творчески мыслить, работать в команде;
формировать пространственную, хронологическую, информационную, коммуникативную, лексическую компетентности у учащихся через различные виды деятельности на уроке;
воспитывать взаимоуважение, толерантное отношение учащихся друг к другу,познавательный интерес к истории и географии.
Оборудование : атласы,физическая карта,портреты мореплавателей и другой раздаточный материал
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Форма проведения : урок с использованием мультимедийных технологий и интерактивных методов
Использованные приемы и методы: работа в группах, метод диалога,викторина,тесты
Музыкальное оформление: звуки волн в океане,песни в исполнении М.Магамаева «Песня о капитане», «А, ну-ка песню нам пропой весёлый, ветер!».
Ход урока
І.Мотивация учебной и познавательной деятельности. Сообщение темы и цели урока.
Слайд № 1Учитель истории: Ребята, сегодня урок у нас необычный. Этот урок посвящен двум наукам – истории и географии.
Как вы думаете, почему эти два предмета так тесно связаны? Правильно, ведь история – это наука о событиях, а географии изучает открытие земель и их описание.
Давайте ,ребята, мы определим ,о чем сегодня будем говорить на уроке. Т.е давайте определим тему нашего урока. А для этого у вас на партах лежат ребусы, разгадав которые вы сможете определить тему урока.
(пока ребята разгадывают ребусы звучит музыка)
Учитель географии : И так , ребята, зачитайте слова, которые у вас получились (Колумб, Магеллан, Веспуччи, Васко да Гама, Диаш, мореплават ель, открытие). Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке. Давайте сформулируем тему нашего урока. Тема нашего урока «Великие географические открытия»
(Учитель сообщает цели урока) слайд №2
Ребята, сегодня на уроке мы углубим и расширим знания о путешественниках и мореплавателях в эпоху Великих географических открытий, определим причины , последствия и значение этих открытий, а также научимся применять свои знания на практике и работать в команде, группе. Слайд № 3
Ребята, вы наверное уже обратили внимание, что мы вас рассадили немножко по-другому, по группам. Т.е вы будете работать в группе. Каждая группа определите себе капитана,которые будут выполнять функции руководителя группы. Обратите внимание на правила работы в группе (на доске висит лист)
ІІ. Основная часть.
Учитель истории . Ребята, давайте вспомним, что время в истории делится на эпохи и в 8 классе мы начали изучать эпоху нового времени.
Эпоха Великих географических открытий начинается с ХУ века до середины ХУІІ века. Давайте окунемся в эту эпоху вертуально и вспомним,
что подтолкнуло мореплавателей к этим открытиям.
Учитель истории
Каждой группе , необходимо рассмотреть предметы и указать причины географических открытий
(ответы детей)
– Одной из исторических предпосылок начала эпохи Великих географических открытий стала «Книга о разнообразии мира» великого венецианского путешественника XIII века. Марко Поло,в которой он писал в воспоминаниях о своем путешествии в Индию: “Золота, скажу вам, у них очень много и не вывозят его оттуда... Сказать по правде, дворец там большой и покрытый чистым золотом... Еще скажу вам, что полы в покоях, а их там много, покрыто чистым золотом в два пальца толщиной, и залы, и окна украшены золотыми украшениями”.
- Исторические причины Великих географических открытий
Слайд № 4
1.Стремление пополнить запасы золота и серебра, которых не хватало в Европе, для чеканки монет.
2. Захват турками в 1453 году Константинополя,поиски нового пути в Индию в обход турецких владений.
3.Стремление европейцев избавиться от посредников в торговле со странами востока.
4. Стремление обедневших дворян Испании и Португалии найти новые земли, где можно было разбогатеть.
Учитель географии
– Но для начала эпохи Великих географических открытий сложились определенные предпосылки. В этот период утверждается идея ,что Земля имеет форму шара.
– Состоялось совершенствования приборов для ориентировки в пространстве. Длительное время европейцы не решались на далекие плавания в открытом море. Не имея совершенных карт и морских приборов, путешественники обычно ходили в морях, омывающие Европу.
Слайд № 5
Местонахождение корабля определяли только в ясную погоду за размещением звезд. Выходить в открытое море стало безопаснее после того, как у моряков появился компас.
Было изобретено также прибор - астролябию для определения угла местонахождения корабля. ( Астролябия – это простейший геодезический иструмент, для определения градусной величины угла или просто угломер)
Слайд № 6 – Кроме приборов для ориентирования мореплавателям необходимы были карты. В 14 ст.возникают первые карты - портоланы высокоточные навигационные морские карты с детальным изоброжениям побережья.
Слайд №7 – В XV ст. был создан быстроходный легкий парусник - каравелла. Каравелла – с системой парусов, позволяющей двигаться против ветра. Это существенно сократило количество гребцов и можно было взять на борт корабля больше припасов и пресной воды для дальнего плаванния
ВЫВОД : Технические изобретения и открытия способствовали росту производства товаров, что в свою очередь привело к расширению торговли. Это и стало причиной ВГО .
Учитель географии. Проблемный вопрос
-Представьте, что вам нужно найти кратчайший новый морской путь в Индию из Португалии, покажите на карте как вы будете проходить.(дети показывают на карте)
-Почему этим путём не могли пройти португальцы в 15 веке? (Не было Суэцкого канала)
Вам было дано творческое домашнее задание. Используя материалы учебников истории и географии и дополнительную литературу, составить рассказ об одном из выдающем мореплавателе и его путешествии в период ВГО
3.Информация о путешественниках:
Б.Диаш-Тахтарова А. Слайд № 8
Х.Колумб-Шолохова Д. Слайд № 9
Учитель истории (Из дневника Х.Колумба в учебнике по истории с.18)
Вопросы.
1.Какие действия аборигенов позволили Х.Колумбу оценить их поступки как дружеские?
2.Найдите в тексте доказательства того, что аборигены и испанцы принадлежали к разным формам человеческого общества?
3.Следует ли из характеристики Колумба, данной им аборигенам, что он отнёсся к ним как равным? Свою точку зрения подтвердите текстом.
В.да Гамма-Экзархов А. Слайд № 10
А.Веспуччи-Джерина К. Слайд № 11
Ф.Магеллан-Карпина Е. Слайд № 12
Вопрос для учащихся: Какими качествами обладали эти люди?
Учитель истории
Обобщив все сказанное, давайте мы с вами еще раз вспомним хронологию открытий и назовем имена мореплавателей .
Великие географические открытия
Дата |
Мореплаватель |
Открытие
|
1488 год |
Бартоломеу Диаш |
Обогнул мыс Доброй Надежды |
1492 год |
Христофор Колумб |
Открыл новый материк, названный Америкой |
1497-1498 гг. |
Васко да Гама |
Обогнув Африку, достиг берегов Индии |
1507 г |
Америго Веспуччи |
Доказал, что открытые Колумбом земли – новый материк, который был назван в его честь |
1519-1522 гг |
Фернан Магеллан |
Совершил первое кругосветное путешествие
|
- Давайте ребята определим, какое значение имели великие географические открытия?
1. Разрушение старых представлений о мире
2. Получены новые данные о Земле – она по форме шар
3. Новые представления о землях, континентах, народах
4. Получили развитие науки: география, астрономия, история
5. Складывается единый мировой рынок
6. Главные морские пути сместились из морей в океаны
7. Появились новые порты: Лиссабон, Лондон, Амстердам
8. Новые продукты питания
4. Викторина
Учитель географии. Ребята, мы много говорили о путешественниках в теме «Земля на карте» в 6 классе, изучая океаны и материки в 7 классе, прослушав вас, мы предлагаем проверить насколько детально вы выучили материал темы. Проведем викторину.
Вопросы к викторине: звучит шум прибоя
1) Как назвал крайнюю точку Африки Бартоломео Диаш (Мыс Доброй Надежды)
2) О нем говорили, что он первооткрыватель без открытия. О ком? (О Колумбе)
3) Почему Америка не носит имя Колумба ? ( Потому, что Америго Веспуччи доказал, что это Новый Свет)
4)«Когда корабли отважного исследователя вошли в море, то бурые пряди водорослей настолько затрудняли движение судов,что плавание в этих водах затянулось на целых три недели». О каком море Атлантического океана говорится в отрывке? Кто первым открыл его? ( Саргассово море. Получило название от распространенных в нем саргасових водорослей. «Саргасум» в переводе с испанского – виноград. Было открыто во время первого путешествия Колумба в 1492р.)
5)Христофор Колумб, плывя в Америку, двигался в западном направлении. Он увидел птиц, которые летели в юго-западном направлении и сделал вывод. Какой? (Птицы летят на сушу, и поэтому надо изменить направление).
6)Во время третьего плавания Колумба к берегам Америки его корабли удачно перешли через океан и остановились возле острова, на котором очень выделялись своей высотой три горы. Какой это остров ?(Остров Тринидад)
7).Среди невиданных вещей, привезенных Колумбом в Испанию, были странные растения и плоды. Назовите их. (Томаты, картофель, кукуруза, табак, хлопок, кофе, какао)
8)В 1520 г. флот Магеллана в Южной Америке обогнул большой мыс ,за которым начался узкий проход. Магеллан дал приказ зачерпнуть воды. Для чего? (Чтобы определить, соленая вода или пресная, и в такой способ сделать вывод, что это: море или река, то есть удалось найти пролив между Атлантическим и Тихим океанами)
9)В 1522р. капитан корабля, который вернулся из кругосветного плавания, возглавляемого Магелланом, был награжден гербом, на котором была изображена Земля и надпись: « Ты первый меня...» Закончите ее. (...обогнул)
10) Европейские купцы сначала говорили о нем, как о восточной игрушке для развлечений, а позже он пришел к ним на службу. Назовите его?( Компас)
11) Почему начало Великим географическим открытиям положили страны Пиренейского полуострова – Испания и Португалия. ( выгодное ГП на выходе в Атлантику, прекрасный флот, удобные гавани и опытные моряки)
12) В эпоху Великих географических открытий на случай шторма в океане моряки имели пустые бочки на каравеллах. Как их использовали? (Во время шторма их наполняли водой, чтобы сделать корабль более устойчивым).
ІІІ.Обобщение и закрепление материала
Учитель истории. А теперь подведем итоги нашего урока и проведем небольшой тест – контроль
Самостоятельная работа учащихся
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Выберите один вариант ответа:
Первыми странами, вставшими на путь исследования новых земель, были:
А) Португалия и Англия В) Нидерланды и Испания
Б) Англия и Нидерланды Г) Испания и Португалия
2. В честь Магеллана был назван открытый им:
А) океан
Б) материк
В) северо – восточный берег Африки
Г) пролив между Южной Америкой и островом
Выберите несколько вариантов ответа:
3. В результате Великих географических открытий:
А) стал складываться единый мировой рынок
Б) возросло значение городов Венеция и Генуя
В) стали возникать первые колониальные империи
Г) усилилась феодальная раздробленность в Европе
Д) уменьшилось количество золота, привозимого в Европу.
4. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков: 2 балла
Первооткрыватель |
Открытие |
1) Христофор Колумб |
А) доказал, что Земля имеет форму шара |
2) Фернан Магеллан |
Б) открыл северо – восточный берег Америки |
3) Васко да Гама |
В) открытие Южной Америки |
|
Г) открытие морского пути в Индию |
5.Португальский аристократ, «открывший» Индию
А) Х.Колумб
Б) Васко да Гама
В) Ф.Магеллан
6.Испанский путешественник, доказавший, что Земля шарообразная:
А) Фернандо Магеллан
Б) Х.Колумб
В) Васко да Гама
7.«Огненную Землю» открыл …
А) Фернандо Магеллан
Б) Х.Колумб
В) Васко да Гама
8.Мыс Доброй Надежды открыл…
А) Ф.Дрейк
Б) Франциско Писарро
В) Бартоломеу Диаш
9. В период Великих географических открытий была открыта:
А) Африка
Б) Америка
В) Антарктида
10. Какую роль сыграл Магеллан в Великих географических открытиях?
А) Впервые на корабле проплыл вокруг Земли
Б) Открыл Америку
В) Открыл Гренландию
КЛЮЧИ. Слайд № 15
1. Г
2. А
3. В, А
4. 1Б, 2 А. 3 Г
5. Б
6. А
7. А
8. В
9. Б
10. А
ІУ. Оценивание - самопроверка, Комментирование оценок учителем географии
Учитель истории
У.Итоги Слайд № 16
1.Почему открытия называли Великими ?
Люди во все времена путешествовали и совершали открытия, но исторически период с конца 15 до сер. 17 вв. был настолько насыщен географическими открытиями, которые имели огромный масштаб и исключительное значение для судеб Европы и всего мира, что этот период принято называть эпохой Великих географических открытий.
2.Почему именно ВГО стали отправной точкой отсчета нового периода в истории человечества, который мы называем Новое время?
Новая история – начало 16 в. – 20-е гг. 20 в. в это время происходит быстрое развитие европейской цивилизации. Западная Европа превратилась в регион, влияющий на судьбы далеких стран и народов.
Учитель географии
У1.Домашнее задание.
Дополнительный материал
Христофор Колумб (1451-1506). X. Колумб, итальянец из города Генуи, в поисках морского пути в Индию и Китай решил идти не на восток (вокруг Африки), а на запад, пересекая неведомый Атлантический океан. Это был вызов традиционному решению этой задачи.
Колумб был убежден, что земля имеет форму шара, а раз так, то, плывя на запад, можно попасть в Индию.
В августе 1492 г. три каравеллы Колумба - “Санта-Мария”, “Нинья” и “Пинта” отправились в плавание от берегов Испании.
Плавание было очень трудным. Моряки часто выражали недовольство, несколько раз пытались поднять мятеж. Наконец 12 октября 1492 г. с каравеллы Пинта раздался выстрел – это был сигнал. Матрос увидел огонь – костер, горевший на берегу неизвестной земли, оказавшейся небольшим островом, который Колумб назвал Сан-Сальвадор (Святой Спаситель). За ним последовали острова Карибского моря: Куба, Гаити и др. Колумб не сомневался, что это Индия, с легкой руки Колумба местное население стали называть индейцами.
В результате следующих трех экспедиций были открыты Центральная Америка и северное побережье Южной Америки. До конца своей жизни Колумб верил, что проложил новый путь в Индию. Сам Колумб скоро попал в немилость при королевском дворе и умер в полной безвестности, всеми забытый и больной. Признание заслуг пришло к мореплавателю через несколько десятилетий после его смерти.
Мореплаватель Америго Веспуччи, итальянец на испанской службе (1454-1512) - участник нескольких экспедиций к берегам Америки, названным им “Новым Светом”. Впервые высказал предположение, что это новая часть света. В 1507 году она была названа в его честь Америкой.
Васко да Гама (1469-1524) - португальский мореплаватель, завершивший поиски морского пути из Европы в Индию. После восьмимесячного плавания вдоль берегов Африки в 1498 году он привел корабли своей флотилии в индийский порт Калькутту. Установив торговые и дипломатические отношения с индийскими правителями, Васко да Гама вернулся в Лиссабон. Это путешествие доказало, что путь на Восток через Индийский океан существует.
Фернан Магеллан (1480-1521). Осенью 1519 г. из Испании на 5 каравеллах отправилась многочисленная экспедиция (265 человек), возглавлял которую мореплаватель Фернан Магеллан.
Его цель - отыскать пролив в Южной Америке, т.е. более короткий путь из Испании в богатейшие страны - в Индию и на острова Пряностей (Индонезию). Магеллан был уверен, что такой пролив есть.
Через год, в 1520 г., корабли вошли в узкий пролив (впоследствии его назвали Магелановым проливом) и, пройдя по нему, вышли в огромное водное пространство. Это был неизвестный океан. Он встретил мореплавателей солнцем и тишиной, моряки не видели бурь, поэтому Магеллан назвал этот океан Тихим.
Один корабль утонул. Другой взбунтовался и повернул назад в Испанию. Трем кораблям, оставшимся от флотилии, предстояло пересечь океан. Этот переход на запад длился почти четыре месяца. Запасы продуктов и воды не хватало. Моряки умирали от голода и болезней. Наконец корабли достигли неизвестных островов. Позднее эти острова были названы Филиппинскими. Здесь оборвалась жизнь великого мореплавателя. Он погиб, в стычке с жителями одного из островов. После его смерти эскадра продолжила путь через Индийский океан в Испанию. Гибель Магеллана тяжело отразилась на всей экспедиции. Начались разлад и смятение. Экспедиция лишилась еще двух кораблей, и лишь один корабль “Виктория” добрался до родной гавани. На судне находился бесценный груз пряностей и 18 похожих на призраков матросов. Такова цена этого Великого географического открытия.
.
Великие географические открытия
Дата |
Мореплаватель |
Открытие
|
1488 год |
Бартоломеу Диаш |
Обогнул мыс Доброй Надежды |
1492 год |
Христофор Колумб |
Открыл новый материк, названный Америкой |
1497-1498 гг. |
. Васко да Гама |
Обогнув Африку, достиг берегов Индии |
1507 г |
Америго Веспуччи |
Доказал, что открытые Колумбом земли – новый материк, который был назван в его честь |
1519-1522 гг |
Фернан Магеллан |
Совершил первое кругосветное путешествие
|
Великие географические открытия
Дата |
Мореплаватель |
Открытие
|
1488 год |
Бартоломеу Диаш |
Обогнул мыс Доброй Надежды |
1492 год |
Христофор Колумб |
Открыл новый материк, названный Америкой |
1497-1498 гг. |
. Васко да Гама |
Обогнув Африку, достиг берегов Индии |
1507 г |
Америго Веспуччи |
Доказал, что открытые Колумбом земли – новый материк, который был назван в его честь |
1519-1522 гг |
Фернан Магеллан |
Совершил первое кругосветное путешествие
|
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Выберите один вариант ответа:
1.Первыми странами, вставшими на путь исследования новых земель, были:
А) Португалия и Англия В) Нидерланды и Испания
Б) Англия и Нидерланды Г) Испания и Португалия
2. В честь Магеллана был назван открытый им:
А) океан
Б) материк
В) северо – восточный берег Африки
Г) пролив между Южной Америкой и островом
3.Португальский аристократ, «открывший» Индию
А) Х.Колумб
Б) Васко да Гама
В) Ф.Магеллан
4.Испанский путешественник, доказавший, что Земля шарообразная:
А) Фернандо Магеллан
Б) Х.Колумб
В) Васко да Гама
5.«Огненную Землю» открыл …
А) Фернандо Магеллан
Б) Х.Колумб
В) Васко да Гама
6..Мыс Доброй Надежды открыл…
А) Ф.Дрейк
Б) Франциско Писарро
В) Бартоломеу Диаш
7. В период Великих географических открытий была открыта:
А) Африка
Б) Америка
В) Антарктида
8. Какую роль сыграл Магеллан в Великих географических открытиях?
А) Впервые на корабле проплыл вокруг Земли
Б) Открыл Америку
В) Открыл Гренландию
Выберите несколько вариантов ответа: 2 балла
9. В результате Великих географических открытий:
А) стал складываться единый мировой рынок
Б) возросло значение городов Венеция и Генуя
В) стали возникать первые колониальные империи
Г) усилилась феодальная раздробленность в Европе
Д) уменьшилось количество золота, привозимого в Европу
10. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков: 2 балла
Первооткрыватель |
Открытие |
1) Христофор Колумб |
А) доказал, что Земля имеет форму шара |
2) Фернан Магеллан |
Б) открыл северо – восточный берег Америки |
3) Васко да Гама |
В) открытие Южной Америки |
|
Г) открытие морского пути в Индию |