Тема: Розв’язок виразів в межах тисячі. Порівняння чисел. Вплив Сонця на живу і неживу природу.
Мета: Закріплювати вміння розв'язувати задачі на приведення до одиниці. Вчити рахувати в межах 1000. Порівнювати числа. Розвивати логічне мислення і математичну мову. Виховувати екологічну культуру школярів. Показати вплив Сонця на живу і неживу природу. Вчити працювати злагоджено в групах. Виховувати культуру, вміння працювати в групах, поважати думку кожного члена групи.
Обладнання: ноутбук, проектор, пазли, диски, конструктор ЛЕГО, картки.
І. Организационный момент
- Дети отгадайте загадку и скажите, что у меня в руках?
- Светит, сверкает, всех согревает. Что это? (Солнце)
- Чего не хватает нашему солнышку? (Лучиков)
- А лучики – это ваши ладошки, которые мы сделали на уроках труда. Давайте их приклеим к нашему солнышку. Посмотрите, какое оно красивое. Дотроньтесь до солнышка, возьмите от него тепло. Пусть у каждого из вас на целый урок, на весь день будет хорошее, солнечное настроение.
- А сейчас давайте послушаем синоптиков о погоде в Старобельске.
II. Сообщение темы и задач урока.
1. Объединение детей в группы
- Дети возьмите на столе пазлы и сложите картинку. Вы объединились в группы – займите свои места. Посмотрите на экран и на доску. Скажите, чем мы будет заниматься на уроке (считать до тысячи, изучать влияние солнца на природу).
- Прежде, чем начать урок, определите девиз нашего урока:
- Давайте посчитаем устно:
|
|
|
- А знаете ли вы, что Солнце тяжелее Земли в 330 000 раз.
3. Работа в тетради. Каллиграфия. 12 и 19.
- Добавляйте каждому числу по 2. Назовите сумма каких чисел дает круглые числа.
4. Решение неравенств (Учебник)
ІІІ. Изучение новой темы. Работа в группах.
1. А давайте повторим правила
- Распределите числа в порядке возрастания (карточки)
2. Возьмите диск. Решите цепочку примеров, и вы узнаете, на каком расстоянии от Солнца до Земли свет проходит за 8 минут. (150 млн. км.)
- Какой результат получили 2 и 3 группа? (109)
- Примерно в 109 раз диаметр Солнца больше диаметра Земли. Что такое диаметр?
- Солнце – это ближайшая к нам звезда. Огромная раскаленное космическое тело. С Земли оно кажется небольшим. Но в действительности Солнце такое гигантское, что наша планета по сравнению с ним выглядит крошечным (горошина – мяч). Температура на Солнце невероятно высока. Оно светится, выделяя огромное количество энергии. Энергия, попадая на землю в виде света, превращается в тепло, которое является источником жизни на нашей планете.
3. Рассказать о значении Солнца на Земле (учебник природоведения)
- Благодаря Солнцу происходит смена времен года, смена дня и ночи. И это называется сутками. Солнце греет Землю неодинаково. Сильнее в полдень. Вся природа делится на две группы. Какие? (живая и неживая природа). А Солнце, это объект какой природы? (неживой). Докажите.
4. Работа с ЛЕГО (каждый ответ – кирпичик)
- 1 и 2 группы – назвать положительные стороны Солнца (свет, тепло, смена дня и ночи, смена времен года, рост растений, витамин D укрепляет кости и зубы)
- 3 и 4 группы - назвать отрицательные стороны Солнца (ожоги, рак кожи, излучение ультрафиолетовых лучей, психические заболевания, пожары)
- Посмотрим, у какой группы башня выше.
IV. Физкультминутка (музыкальная «Солнышко лучистое»)
V. Закрепление изученного материала
1. Рассказать о влиянии Солнца на объект, который изображен на картинке, которую собрали дети (пазлы).
- Любят солнечное тепло и насекомые, и змеи, и ящерицы. От него они становятся подвижными и быстрыми. Солнечное тепло намного важнее животным, чем солнечный свет, так как многие животные живут в пещерах, под землей. И обходятся без света. А без тепла обойтись не могут. Растения растут, цветут и дают плоды и семена только в теплую погоду. Зимой они спят.
2. Результаты исследовательской работы.
- Мы с вами проводили исследовательскую работу. Давайте посмотрим, что произошло с луковицами. Почему? (Одна луковица росла на свету, вторую мы накрыли непрозрачной банкой). Почему луковица на свету - зеленая, а под банкой – желтая.
3. Дети, а хотелось ли вам когда-нибудь полететь в космос или стать космонавтом. А как вы думаете, можно ли долететь до Солнца? Что бы добраться до ближайшей звезды, надо 4 года и 3 месяца. Сколько это месяцев? (51). Но приблизившись к Солнцу, наш корабль сначала расплавится, потом превратится в пар и сгорит без следа. На автомобиле добраться до Солнца можно через 200 лет, а человек живет где-то 70 лет. На реактивном самолете за 20 лет. На сколько лет быстрее можно добраться на реактивном самолете, чем на автомобиле. (200-20=180). Во сколько раз меньше мы потратим времени на полет на реактивном самолете, чем на автомобиле (200:20=10).
4. Решение задачи
- Для 4 космонавтов использовали 32 метра разного материала для пошива скафандров. Сколько метров такого материала надо чтобы одеть экипаж одной нашей группы из 5 человек.
4 ч. – 32 м.
5 ч. - ? м.
- В старину люди преклонялись Солнцу, как Богу, приносили ему жертвы, молили о хорошей погоде, богатому урожаю. Понимали будет Солнце – будет и жизнь. Складывали песни о Солнце, пословицы и поговорки.
5. Задание группам. Собрать пословицы.
6. Дети, что у меня в руке? (свеча)
- Что дает нам свеча (свет и тепло).
- А что дают нам полезные ископаемые? Газ, уголь, нефть, торф. (Свет и тепло).
- Как вы считаете, полезные ископаемые исчерпаемые или неисчерпаемые. (Они когда-то закончатся).
- Подойдите ко мне. Мы зажжем свечу. И поднесем к пламени стекло. Что мы увидели на стекле? (копоть). Вот так использование полезных ископаемых приводит к тому, что мы загрязняем окружающую среду.
- Ученые давно задумались над вопросом, как найти новый источник энергии и сохранить окружающий мир. Как вы думаете, что они придумали? (солнечные батареи, электромобили, которые работают на солнечных батареях).
VI. Итог урока.
1. Какую энергию называют «зеленой», «чистой» (солнечную).
- Назовите преимущества использования солнечной энергии. Где люди используют энергию Солнца?
- Оцените свою работу (стикеры)
Урок полезен, все понятно
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудится
Да, трудно все-таки учиться.
2. Игра «Мозговой штурм».
- Солнце (источник света и тепла на Земле)
- Солнце влияет (на неживую и живую природу, на погоду)
- Без Солнечной энергии (не было бы жизни на Земле)
- Благодаря Солнцу, движутся тучи, идут дожди, появляется радуга, образуется. Солнце влияет на температуру воздуха. Но самое главное – Солнце обеспечивает жизнь на Земле.
VII. Домашнее задание.
Природоведение: стр. 65-67 (читать и пересказывать).
Математика: примеры 433.
1