Інтегрований урок з літератури та художньої культури в 10 класі "Пейзаж настрою" (за творчістю Ф.І.Тютчева та І.І.Левітана)

Про матеріал

Материал разработан с целью осуществления личностного приобщения школьников к художественной и поэтической культуре в контексте духовной культуры общества. Данный интегрированный урок формирует умения сопоставлять явления и факты, выделять главное, составлять из отдельных элементов целую картину, формулировать общую проблему, делать философские, экономические, политические, нравственные выводы; расширяет знания в области науки, искусства, культуры, реальной повседневной жизни.

Перегляд файлу

Інтегрований урок

з літератури та художньої культури в 10 класі

C:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\1 copy.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Якщо ми будемо навчати сьогодні так, як ми навчали вчора, то ми вкрадемо у дітей завтра»

Джон Дьюі, американський філософ, психолог, педагог

 

 

Автор: Мазченко Алла Олександрівна

вчитель Комарської загальноосвітньої школи І-ІІІ ст. Великоновосілківської районної ради Донецької області

 

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\pt_130.bmp

«Пейзаж настрою»

(творчість Ф.І.Тютчева та І.І.Левітана)

 

 

 

 

 

 

 

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\05S0237i.bmp

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Интегра́ция (от лат. integratio — «соединение») — процесс объединения разрозненных частей в единое целое. Интеграция в педагогике – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. 

Именно благодаря интеграции различных знаний у детей возникает целостное восприятие мира и формируется деятельностный подход в обучении. Становится актуальным формирование у учащихся единой научной картины мира, целостного представления о нём, гуманистического мировоззрения и диалектического мышления. В любом уроке присутствуют элементы интеграции знаний. Проблема в том, что сам учитель не всегда придает этому должное значение. Внутрипредметная интеграция четко прослеживается, например, при изучении сложноподчиненного предложения. На уроке необходимо активизировать знание морфологии (формы глагола, союзы, относительные и указательные местоименияи т. д.) и лексики. Более высокий уровень – межпредметная интеграция.

Целью данного урока является осуществление личностного приобщения школьников к художественной и поэтической культуре в контексте духовной культуры общества.

Задачи урока предполагают расширение представления учащихся о способах выражения чувств и переживаний авторов пейзажного жанра различных видов искусства; развитие творческих способностей учащихся, стимулирование их к собственному творчеству; развитие навыков устной монологической речи; коммуникативных умений; воспитание чуткого отношения к родному языку, любови к родной природе.

Проведение интегрированных уроков считается одной из новинок современной методики. Эта педагогическая технология смело вторгается в школьные программы и связывает, казалось бы, несовместимые предметы.


Тема:   "Пейзаж настроения" (по творчеству Ф.И. Тютчева и И.И. Левитана).

 

Цель: осуществить личностное приобщение школьников к художественной и поэтической культуре в контексте духовной культуры общества.

 

Задачи:

  • расширить представления учащихся о способах выражения чувств и переживаний авторов пейзажного жанра различных видов искусства;
  • глубже узнать законы поэтического языка и языка живописи;
  • развивать творческие способности учащихся, стимулировать их к собственному творчеству;
  • развивать навыки устной монологической речи;
  • развивать коммуникативные умения (работа в творческо-поисковой группе);
  • воспитывать чуткое отношение к родному языку, любовь к родной природе.

 

Оборудование: репродукции картин И.И. Левитана "Над вечным покоем", "Золотая осень"; аудиозаписи симфонического цикла П.И. Чайковского "Времена года".

Ожидаемые результаты:

  • умения сопоставлять явления и факты;
  • умения выделять главное;
  • умения составлять из отдельных элементов целую картину;
  • умения формулировать общую проблему;
  • умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы;
  • знания в области науки, искусства, культуры, реальной повседневной жизни.

 


ХОД УРОКА

І. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа.

  • Ребята, какое у вас сейчас настроение? Опишите.
  • Что же значит слово настроение? (настроение – внутреннее душевное состояние).
  • А теперь попробуйте описать свое настроение с помощью цвета, что получится? (высказывания учащихся).
  • Действительно, кому-то радостно, значит, ярко и светло, кому-то тревожно – туманно и серо. Грустно и сонно, значит, мрачно и темно. Вот и получилась у нас с вами картина нашего настроения.
  • А как вы думаете, есть ли настроение у окружающего нас мира? Может ил радоваться или грустить лес, улыбаться солнце, сердиться и бушевать дождь? (высказывания учащихся).
  • Знаете, сейчас каждый из вас выступил в роли воображаемого художника, получились великолепные полотна, достойные Эрмитажа или Третьяковской галереи. А какой художественный прием вы использовали, описывая свои воображаемые картины? (метафора, олицетворение).
  • И вы сами, не зная того, следовали завету великого русского художника И. Левитана: «Нужна романтика. Мотив… Настроение нужно. Природа вечно дышит. Всегда поет и песнь ее художественна. Земля ведь рай, и жизнь – тайна, прекрасная тайна. Прославляйте жизнь. Художник – тот же поэт».

ІІ. Изучение нового материала.

  1. Конструирование (моделирование).
  • Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока (выразительное чтение):

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

  • И вот именно о душе и духе родной природы писали два великих Художника: живописец Левитан и поэт Тютчев (слайд картины Левитана "Над вечным покоем", звучит пьеса "Октябрь" из цикла Чайковского "Времена года". Детям дается время на рефлексивное осмысление увиденного и услышанного).
  1. Раскрытие основных доминант урока учителями-предметниками.
  • А теперь я попрошу помочь мне рассказать о художественном мире Левитана и Тютчева моих экспертов, работавших в группах «Любителей живописи» и «Знатоков поэзии»(начинается этап контроля, учащиеся выполняли домашнее задание, работая в творческих группах).
  • «Любители живописи».

Умению вести «любовные беседы с природой» и мучиться невозможностью в совершенстве выразить ее таинственный язык Левитан остался верен до конца жизни. В красоте, разлитой в природе, художник черпал вдохновение и веру в свои силы. Но природа была и школой сомнений, которая раздвигала просторы творческого поиска. Левитан стремился перевести зрительское восприятие природы в сферу чувствований и философских раздумий, то есть приближал живопись к поэзии. Вглядитесь в картину «Над вечным покоем», написанную Левитаном в 1894 году.

  …Деревянная церквушка, близкая по очертаниям к простым крестьянским избам, вышла на крутой берег и замерла перед открывшимся простором, перед величием слияния «тишины земной» и «небесной». У художника рождается поэтический образ мироздания, и возникает элегическая грусть, краски спокойны и теплы. Полотно застыло, но оно дышит. И есть только вечный миг.

  • «Знатоки поэзии».

«Певец ночи», так называл Тютчева Тургенев, поэт космической бесконечности был близок Левитану и по ощущению и по элегическому настроению души в единстве с природой. Ведь элегия – это жанр лирики, описание печального, задумчивого или мечтательного настроения( с лат. – «жалобный напев флейты»)(чтение учащимися наизусть стихотворения «О чем ты воешь, ветр ночной?»).

  1. Беседа.
  •     О чем же воет ветр ночной? ("О непонятной муке", "про древний хаос")
  •     Что значит "древний хаос"? Вспомните мифологию.
  •     О чем просит лирический герой ветер? ("О, бурь заснувших не буди…")
  •     О чем мечтает лирический герой? ("Он с беспредельным жаждет слиться")
  •     С беспредельным? Подберите синоним (вечным, огромным).
  •     Можно ли назвать элегию Тютчева пейзажем? Что вы видите, похожа ли ваша воображаемая картина на полотно Левитана? Почему?
  •     Что же объединяет эти два пейзажа?( жажда вечности, жажда покоя)

 

 

ІІІ. Закрепление новых знаний.

 

  •     А вот еще один шедевр мировой поэзии "Есть в осени первоначальной…" Ф.И. Тютчева. Дома я просила Вас выучить стихотворение наизусть и мысленно его проиллюстрировать. Что же у вас получилось?
  •     Какую краску вы бы взяли, акварель или масло? Какую цветовую гамму выбрали бы для полотна?
  •     Какие художественные особенности текста помогают вам создать картину?( эпитеты "хрустальный, "чистый", "теплый").
  •     Каково настроение миниатюр? Какой запечатлел осень Ф.И. Тютчев? Можно ли определить настроение однозначно?
  •     А вот и шедевр Третьяковской галереи "Золотая осень" Левитана ( звучат "Времена года" Чайковского).
  •     Что общего между этими произведениями искусства? (Настроение!) (Учащиеся читают наизусть стихотворение "Есть в осени первоначальной…")
  •     Ребята, а какое настроение у вас сейчас? Что-то поменялось? Появилась одухотворенность! Попытайтесь сохранить ее и дома создать свой "пейзаж с настроением".


 

ІV. Домашнее задание.

  1. C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\з.jpgНаписать сочинение-миниатюру по картине И.И. Левитана "Золотая осень".

 

 


Использованная литература:

  1. Гін А. О. Прийоми педагогічної техніки. — Х.: Веста: Видавництво «Ранок», 2007. — 176 с.
  2. Художня культура. 10 клас: Тематичні розробки уроків. Рівень стандарту. Академічний рівень / Л. М. Масол, О. В. Гайдамака — Х.: Вид-во «Ранок», 2010. — 336 с. — (Майстер-клас).
  3. Мастер-класс нового поколения. Русский язык. Литература. 10–11 классы. Уровень стандарта. Академический уровень. Серия дисков издательства "Ранок" 
  4. Надозирная Т. В., Сулятицкая О. Л. Литература. 10 класс: Академический уровень: Разработки уроков. — Х.: Издательство «Ранок», 2011. — 384 с. — (Новый мастер-класс).

 

 


C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\l01092i.bmp

И.И. Левитан. «Над вечным покоем». 1894 г.

 

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\l_013i.bmp И.И. Левитан. «Вечерний звон». 1892 г.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\ch01003i.bmp

«П.И. Чайковский». Портрет работы Н.Д. Кузнецова. 1893 г.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\14349_w_226x308.jpeg

docx
Додано
24 жовтня 2018
Переглядів
689
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку