Материал разработан с целью осуществления личностного приобщения школьников к художественной и поэтической культуре в контексте духовной культуры общества. Данный интегрированный урок формирует умения сопоставлять явления и факты, выделять главное, составлять из отдельных элементов целую картину, формулировать общую проблему, делать философские, экономические, политические, нравственные выводы; расширяет знания в области науки, искусства, культуры, реальной повседневной жизни.
Інтегрований урок
з літератури та художньої культури в 10 класі
«Якщо ми будемо навчати сьогодні так, як ми навчали вчора, то ми вкрадемо у дітей завтра»
Джон Дьюі, американський філософ, психолог, педагог
Автор: Мазченко Алла Олександрівна
вчитель Комарської загальноосвітньої школи І-ІІІ ст. Великоновосілківської районної ради Донецької області
«Пейзаж настрою»
(творчість Ф.І.Тютчева та І.І.Левітана)
Интегра́ция (от лат. integratio — «соединение») — процесс объединения разрозненных частей в единое целое. Интеграция в педагогике – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Именно благодаря интеграции различных знаний у детей возникает целостное восприятие мира и формируется деятельностный подход в обучении. Становится актуальным формирование у учащихся единой научной картины мира, целостного представления о нём, гуманистического мировоззрения и диалектического мышления. В любом уроке присутствуют элементы интеграции знаний. Проблема в том, что сам учитель не всегда придает этому должное значение. Внутрипредметная интеграция четко прослеживается, например, при изучении сложноподчиненного предложения. На уроке необходимо активизировать знание морфологии (формы глагола, союзы, относительные и указательные местоименияи т. д.) и лексики. Более высокий уровень – межпредметная интеграция.
Целью данного урока является осуществление личностного приобщения школьников к художественной и поэтической культуре в контексте духовной культуры общества.
Задачи урока предполагают расширение представления учащихся о способах выражения чувств и переживаний авторов пейзажного жанра различных видов искусства; развитие творческих способностей учащихся, стимулирование их к собственному творчеству; развитие навыков устной монологической речи; коммуникативных умений; воспитание чуткого отношения к родному языку, любови к родной природе.
Проведение интегрированных уроков считается одной из новинок современной методики. Эта педагогическая технология смело вторгается в школьные программы и связывает, казалось бы, несовместимые предметы.
Тема: "Пейзаж настроения" (по творчеству Ф.И. Тютчева и И.И. Левитана).
Цель: осуществить личностное приобщение школьников к художественной и поэтической культуре в контексте духовной культуры общества.
Задачи:
Оборудование: репродукции картин И.И. Левитана "Над вечным покоем", "Золотая осень"; аудиозаписи симфонического цикла П.И. Чайковского "Времена года".
Ожидаемые результаты:
ХОД УРОКА
І. Актуализация опорных знаний.
1. Беседа.
ІІ. Изучение нового материала.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Умению вести «любовные беседы с природой» и мучиться невозможностью в совершенстве выразить ее таинственный язык Левитан остался верен до конца жизни. В красоте, разлитой в природе, художник черпал вдохновение и веру в свои силы. Но природа была и школой сомнений, которая раздвигала просторы творческого поиска. Левитан стремился перевести зрительское восприятие природы в сферу чувствований и философских раздумий, то есть приближал живопись к поэзии. Вглядитесь в картину «Над вечным покоем», написанную Левитаном в 1894 году.
…Деревянная церквушка, близкая по очертаниям к простым крестьянским избам, вышла на крутой берег и замерла перед открывшимся простором, перед величием слияния «тишины земной» и «небесной». У художника рождается поэтический образ мироздания, и возникает элегическая грусть, краски спокойны и теплы. Полотно застыло, но оно дышит. И есть только вечный миг.
«Певец ночи», так называл Тютчева Тургенев, поэт космической бесконечности был близок Левитану и по ощущению и по элегическому настроению души в единстве с природой. Ведь элегия – это жанр лирики, описание печального, задумчивого или мечтательного настроения( с лат. – «жалобный напев флейты»)(чтение учащимися наизусть стихотворения «О чем ты воешь, ветр ночной?»).
ІІІ. Закрепление новых знаний.
ІV. Домашнее задание.
Использованная литература:
И.И. Левитан. «Над вечным покоем». 1894 г.
И.И. Левитан. «Вечерний звон». 1892 г.
«П.И. Чайковский». Портрет работы Н.Д. Кузнецова. 1893 г.