Обобщить знания учащихся о понятиях “доброта” и забота”; помочь детям научиться лучше понимать других людей; воспитать у детей чувство взаимопомощи, сострадания, взаимовыручки, отзывчивости; воспитать в учащихся этические нормы поведения в обществе, общения друг с другом, умение оценивать свои поступки и поступки товарищей.
И.А. Шмундыр,
учитель начальных классов,
«специалист высшей категории»
старший учитель
Классный час во 2- Б классе
Тема. «Человек начинается с добра»
Цели: обобщить знания учащихся о понятиях “доброта” и забота”; помочь детям научиться лучше понимать других людей; воспитать у детей чувство взаимопомощи, сострадания, взаимовыручки, отзывчивости; воспитать в учащихся этические нормы поведения в обществе, общения друг с другом, умение оценивать свои поступки и поступки товарищей.
Оборудование: плакат «Добрая земля», записи мелодий «Одинокий пастух», «В гостях у сказки», мультфильм «Просто так», видео «Доброта живёт с нами», конверты с заданиями командам.
Ход классного часа:
I. Вступительное слово
Cегодня мы поговорим о дружбе, доброте и отзывчивости - о тех качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком.
«Доброта – это солнце, которое согревает душу» (А. Грин)
- У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.
Как красит человека доброта!
И выглядит он с нею по-другому!
Свечение изнутри идёт, такая красота!
И руку хочется пожать такому.
Так хочется общаться с ним, дружить,
И вместе веселиться, и смеяться!
Подолгу с ним о разном говорить,
И даже нет желания прощаться.
Магнит какой-то тянет всё к нему,
Он обладает непонятной силой!
И люди ЛЮБЯТ добрых потому,
Чтоб доброта им радость приносила!
Побольше было б вот таких людей
И не было бы в мире столько зла...
Весь негатив закрыли добротой своей,
И столько стало б света и тепла!!!
Глядя на наш коллаж- понятно, что в нашем классе тоже живёт доброта. Посмотрим.
Видео «Доброта живёт с нами»
II. Доброта творит чудеса
- Доброта не только может согреть душу человека, она способна творить чудеса.
- «Золушка», «Морозко», «Волшебник Изумрудного города», «Царевна - лягушка». Что я сейчас назвала? - Какие герои могут быть в сказках?
1) Игра "Сказочный герой – добрый или злой"
- Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладошки, если злой – закрываете лицо ладошками. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, Баба Яга, Морозко, Мальвина)
- В этих сказках есть волшебство и в них волшебники творят добро. В чём же это выражается?
- А вы можете помочь доброму человеку? Как?
- А помешать злому? Как?
- Значит, и вы можете быть волшебниками, ведь главное волшебство - это доброта. Не случайно народная мудрость гласит: “Доброта что солнце”.
3) Восточная притча
(читает учитель под музыку «Одинокий пастух»)
“Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить.
Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”.
Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”
Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”
- Действительно все в наших руках. Добро, которое вы совершаете , принесет чудо, и нужно быть мудрым и не остаться в стороне.
4). Просмотр мультфильма «Просто так»
- Какими почувствовали себя герои сказки после подарка, который получили просто так? А каким вам показался медвежонок сначала? Что с ним потом произошло?
Продолжим наш разговор о доброте. А чтобы разговор получился интересным, проведём его в виде ринга между тремя командами.
Мы отправимся в необычное путешествие в мир Доброты.
1) Остров пословиц.
Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах. Достали из красных конвертов рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, наклеить ее на лист, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше мнение.
Доброе слово лечит, а злое - калечит.
Жизнь дана на добрые дела.
Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
Плохо тому, кто добра не делает никому.
Доброе слово и кошке приятно.
Добрые дела красят человека.
2) Город вежливости.
Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово. Поэтому мы отправляемся в Город вежливости.
Разминка. Игра:
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(здравствуйте)
-Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
-И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят… (до свидания)
А сейчас мы поиграем.
Игра “Вежливо — невежливо”. (цветовые сигналы)
Я буду задавать вопросы, а вы сигнальте зелёным – если –вежливо, красным – если невежливо)
• Поздороваться при встрече?
• Толкнуть и не извиниться?
• Помочь поднять упавшую вещь?
• Не снять шапку, когда заходишь в школу?
• Говорить “Спасибо” за подарок?
• Громко разговаривать?
• Поздороваться при встрече?
• Перебивать во время разговора?
• Обозвать обидным словом соседа?
• Извиниться за вынужденное опоздание?
• Уйти и не попрощаться?
• Помогать родителям?
• Не уступить место старшим в автобусе?
• Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?
Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этих ситуациях? Сейчас каждая команда откроет конверт голубой. Вы прочитайте ситуации, найдите ошибки, обсудите в группе и скажите, в чем дети были не правы.
Ситуация 1.
Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”
Права ли была девочка?
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)
Ситуация 2.
Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?”
Какие ошибки допустил мальчик?
1) надо было не кричать, а говорить; 2) Скажите, пожалуйста; 3) Правильнее говорить который час, а не сколько время
Ситуация 3.
В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка?
(Надо было сказать общее “Здравствуйте”)
4) Сказочная долина.
Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундучок. Нам нужно догадаться, о ком идёт речь. Создадим сказочную ситуацию (Сказочная мелодия, сундучок).
1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из» Цветика-семицветика» Катаева)
5. Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.
6. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни.
Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому.
-А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?
5) Добрая земля.
Благодаря вашим добрым мыслям, поступкам мы и приплыли к морю Доброты, добрались до Доброй земли.
Изготовление коллажа.
- Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Расправила свои лучи. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают всех. Для этого команды наклеят на лучи слова. Откройте зелёный конверт. Нужно выбрать из слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их как лучи.
Наглый, аккуратный,
вежливый, грубый, чуткий
Отзывчивый, часто ссорится,
вспыльчивый, скромный, ласковый.
Веселый, внимательный, жадный,
крикливый, добрый.
- Кто же населяет эту землю? Прочитаем.
- Ребята, а чего ещё не хватает на нашей Доброй земле? Радуги. Цвета на ней пронизаны вашими добрыми делами.
В прошлом году вы участвовали в проекте «Помоги птицам». Как вы помогали птицам?
III. Заключение
- Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми.
ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
Дети строятся у доски и рассказывают стихи
1-й ученик:
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
2-й ученик:
Только надо, надо добрым быть.
И в беде друг друга не забыть,
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать.
И словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы убеждались с вами.
А может, не слова - дела важны?
Слова- словами, а дела - делами.
4-й ученик:
Перед тем, как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется нам попрощаться,
Пожелав при этом вам:
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Расстаёмся мы сейчас,
В добрый путь вам! В добрый час!
Попробуй - и ты увидишь, какими теплыми, радостными станут твои отношения с людьми, какое удивительное чувство согреет твое сердце. Спешите делать добро! Ведь добро творит чудеса!