Классный час в 9 классе в рамках "Декады правового воспитания" на тему: "Мои права и обязанности". Прилагается и мультимедийное оформление (слайд-презентация). В конце урока учитель может раздать учащимся памятки (прилагаются).
Классный час 9 класс «Декада правового воспитания»
Тема: «Мои права и обязанности»
Цель: обобщить знания учащихся об основных правах ребенка; изучить понятия “права” и “обязанности”, показать единство прав и обязанностей для детей-подростков; ознакомить учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленными в Конституции Украины и Конвенции ООН о правах ребенка повышать социально-правовую компетентность старшеклассников; воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам; акцентировать внимание детей-подростков на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей.
Оборудование: высказывания о правах и обязанностях, слайд-презентация, проектор, календарь правовых дат, конституция Украины, Конвенция ООН, памятки, кроссворд.
ХОД УРОКА
І. Организационный момент урока
Вы все знаете, что с 2 по 13 октября у нас в школе проходит «Декада правового воспитания». Наш классный час я хочу начать с двух важных правил. Надеюсь, что после сегодняшнего нашего урока вы обязательно унесете их с собой и будете помнить всю свою жизнь.
Памятка «Важные правила»
(Слайд 1)1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.
(Слайд 2)2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.
(Слайд 3)Тема нашего классного часа «Мои права и обязанности». Мы должны рассмотреть с вами, что они означают и в чем состоит их отличие друг от друга? А также ознакомимся с важными документами по защите прав человека Конституцией Украины и «Конвенцией ООН о правах ребенка».
ІІ. Актуализация опорных знаний
Прежде чем мы начнем знакомство с основными правами и обязанностями давайте же выясним, что же означают понятия «права» и «обязанности»?
Что же такое право?
(Слайд 4) Право – это система общеобязательных социальных норм, устанавливаемых и охраняемых государством.
- Что такое, например, право на жизнь?
(Это означает, что человек свободен располагать своей жизнью, что никто из ближних не должен ему в этом препятствовать; оно означает, что человек свободен жить в мире внешнем и что все прочие люди должны уважать эту свобод.)
Теперь давайте представим себе, что свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее сдерживающих. Понятно, что при таком порядке вещей не может быть речи о праве. Если каждому человеку принадлежит безграничная свобода распоряжаться чужой жизнью, то это значит, что никто не имеет права на жизнь; если нет правила, ограничивающего его свободу захватывать все те вещи, которые он желает, отнимать их у соседей, то это значит, что ни у кого нет права собственности. Если нет никаких правил, ограничивающих мою свободу принуждать ближних к тем или другим действиям в мою пользу, если я могу бить, оскорблять и обращать их в орудия моей прихоти, то это значит, что никто не имеет никаких личных прав. Следовательно, где свобода отдельного лица не ограничена никакими правилами, никакими предписаниями, там нет вообще никакого права. Поэтому существуют «обязанности»!
Что же такое «обязанности»?
(Слайд 5)Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.
- Ребята! В чем отличие прав и обязанностей?
(Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.)
ІІІ. Ознакомление с материалом урока
Существует перечень документов, в которых прописаны наши права.
С первым из них вы познакомились на уроках всемирной истории. Давайте вспомним, какой документ был принят в ходе Великой Французской революции в 1789 г.
(Слайд 6) 1789 г. – Декларация прав человека и гражданина принята во Франции
Что вы помните об условиях Декларации прав человека и гражданина?
(В ней провозглашалось, что люди рождаются свободными и равными в правах. Свободу они понимали как возможность «делать все, что не причиняет вреда другим».)
Декларация это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы. Это просто документ, который защищает наши права.
Как вы думаете, как будет называться следующий документ, который защищает наши права. (Конституция) Конечно же, это конституция – основной закон нашего государства.
(Слайд 7) Когда была принята Конституция Украины? (28 июня 1996 г.)
У вас на партах лежат конституции, откройте содержание. Какой раздел конституции посвящен правам и обязанностям человека, прочитайте его полное название. (Раздел 2, права, свободы и обязанности гражданина)
Данный раздел состоит из 47 статей и все они посвящены правам и обязанностям. Давайте рассмотрим их. (Слайд-презентация). (Слайд 8-27)
Очень часто вы вспоминаете свои права и совсем забываете о существовании и ряда обязанностей, которые тоже закреплены в Конституции Украины. (Слайд 28-29)
Обязательно помните, что незнание законов не освобождает вас от ответственности.
Но прежде всего, о вас проявляет беспокойство, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права - это ваши родители, семья. Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после второй мировой войны. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война - самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию - ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире. Был создан специальный Комитет ООН по правам ребенка. Его главная задача - защита детей.
(Слайд 30). В 1989 году ООН приняла особый документ – “Конвенцию о правах ребенка”. Наша страна подписалась под этим документом (27 сентября 1991 г.), значит, пообещала всему миру заботиться о своем подрастающем поколении, о вас – молодых гражданах Украины. Ваша семья, ваши папа и мама дали вам жизнь. Главное право каждого человека – это право на жизнь, это первое, что записано в Конвенции. Просмотрим презентацию. (Слайд 31-34)
Давайте обратимся к нашему календарю правовых дат. (Слайд 35-36) Эти даты были установлены согласно «Конвенцией ООН о правах ребенка»
XXI век – век ребенка
2001–2010 годы – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты;
1 июня – Международный день защиты детей.
4 июня – Международный день детей – жертв агрессии.
20 ноября – Всемирный день прав ребенка.
10 декабря – День прав человека.
28 июня – День Конституции Украины
ІV. Обобщение и систематизация
Давайте с вами выполним упражнение «Я имею право!» (Слайд 37) Найдите все слова, которые «спрятались» в этом кроссворде. Слова могут быть изогнуты змейкой.
ж |
и |
О |
б |
р |
о |
в |
а |
И |
З |
Н |
Ь |
А |
З |
З |
Н |
Н |
Д |
И |
У |
Ж |
Е |
А |
И |
Х |
И |
М |
В |
А |
Н |
Б |
Е |
Ы |
В |
Я |
С |
У |
И |
О |
Т |
Д |
И |
Д |
О |
Г |
Е |
Х |
У |
Т |
Д |
Л |
Ь |
С |
Т |
Ы |
О |
О |
У |
А |
Н |
О |
Ь |
Д |
Т |
ж |
и |
О |
б |
р |
о |
в |
а |
И |
З |
Н |
Ь |
А |
З |
З |
Н |
Н |
Д |
И |
У |
Ж |
Е |
А |
И |
Х |
И |
М |
В |
А |
Н |
Б |
Е |
Ы |
В |
Я |
С |
У |
И |
О |
Т |
Д |
И |
Д |
О |
Г |
Е |
Х |
У |
Т |
Д |
Л |
Ь |
С |
Т |
Ы |
О |
О |
У |
А |
Н |
О |
Ь |
Д |
Т |
Правильный ответ:
Упражнение «Право в сказках». (Слайд 38) Все вы в детстве любили читать сказки. И наверное вы заметили, что очень часто в сказках нарушаются права героев. Давайте вспомним…
1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
ОТВЕТ - «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Гуси- лебеди»
2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища?
ОТВЕТ - «Заюшкина избушка», «Три поросенка»
3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?
ОТВЕТ - «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
4. В какой сказке героиня пренебрегает своими обязанностями, и из-за этого происходит много неприятностей.
ОТВЕТ - «Гуси- лебеди»
5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом?
ОТВЕТ - «Айболит»
6. В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии?
ОТВЕТ – «По щучьему велению, по моему хотенью»
7. В какой сказке нарушены права, охраняющие материнство и детство?
ОТВЕТ – «Сказка о царе Салтане»
8. В какой сказке главный герой отказался воспользоваться своим правом на получение образования?
ОТВЕТ – «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Каждому из вас я подготовила памятку, куда вписала основные права и обязанности учащегося. Обязательно прочтите их, запомните и не забывайте соблюдать.
Права - на имя, отчество и фамилию; - знать своих родителей, совместно с ними проживать; - на заботу и воспитание; - на общение со своими родителями; - на защиту и воспитание; - выражать своё мнение; - право на уважение человеческого достоинства; - право на защиту своих прав и законных интересов; - право на личное имущество.
|
Я должен, я обязан - добросовестно учиться; - соблюдать правила поведения; - бережно относиться к имуществу школы; - уважать старших; - заботиться о красоте родной речи; - быть всегда чистым и опрятным; - не курить, не употреблять спиртные напитки…
|
IV. Подведение итогов урока
Мы сегодня говорили о правах и обязанностях. Рассмотрели и определили смысл и действительную необходимость прав человека-гражданина по Конституции Украины и Конвенции ООН о правах ребенка. Вы узнали о правах которые являются основополагающими для каждого гражданина любой страны мира как взрослого, так и ребенка.
(Слайд 39) Ну, а классный час я закончу словами известного римского философа Сенека «Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены»
Права - на имя, отчество и фамилию; - знать своих родителей, совместно с ними проживать; - на заботу и воспитание; - на общение со своими родителями; - на защиту и воспитание; - выражать своё мнение; - право на уважение человеческого достоинства; - право на защиту своих прав и законных интересов; - право на личное имущество.
|
Я должен, я обязан - добросовестно учиться; - соблюдать правила поведения; - бережно относиться к имуществу школы; - уважать старших; - заботиться о красоте родной речи; - быть всегда чистым и опрятным; - не курить, не употреблять спиртные напитки…
|