Учитель Субботина Ольга Алексеевна
ХСШ №109. класс 3-Б
Предмет: природоведение
Тема . Почему воду называют неутомимой труженицей.
Цель. Дать учащимся представление о неисчерпаемом источнике энергии – воде; донести сведения о важности использования энергии движущейся воды, вызвать интерес; расширить представление об использовании энергии воды человеком; развивать логическое мышление . речь; воспитывать бережное отношение к использованию энергии, интерес к историческому прошлому ; сохранять здоровье учащихся;
Тип урока: комбинированный урок
Формы работы : урок, рассказ – беседа.
Принципы работы: научность, последовательность, доступность.
Методы работы: репродуктивный, частично – поисковый.
Оборудование: мультимедийный проэктор, ноутбук, мультимедийная презентация, карточки с заданиям, водяное колесо (макет).
Ход урока
I. Организационный момент
Улыбнитесь друг другу
Улыбнитесь гостям
И природу – подругу
Позовём в гости к нам.
Всем желаю удачи!
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
- Что такое энергия и для чего нужна?
- Какие неисчерпаемые источники энергии уже знаете? (Выступление учащихся с докладами про солнечную энергию и энергию ветра)
III. Сообщение темы и цели урока.
Мотивация учебной деятельности.
Учитель. Сегодня на уроке узнаем ещё об одном источнике неисчерпаемой энергии.
И этот источник – вода!
Наш разговор будет посвящён использованию энергии воды.
- Озёра, реки, моря, океаны относятся к Мировому океану.
IV. Первичное восприятие и усвоение учебного материала.
1. Рассказ-беседа.
- Вода всегда двигается. Движущаяся вода имеет громадный запас энергии. Поэтому и говорят что вода труженица.
- Как происходит круговорот воды в природе вы знаете со 2 класса.
Солнечное излучение – это движущая сила круговорота воды в природе. Вода так же является мощным источником энергии. Почему вода неисчерпаемая?
- Объяснение учителя. Мультимедийная презентация.
Человек давно научился использовать энергию рек. Энергия воды, что падает вращая водяное колесо служило для размола зерна, распиливания древесины и производства ткани. В Египте, Китае, Индии водяные колёса поднимали воду на поля. Хотя эти приспособления были не очень эффективными и использовали лишь малую часть энергии водяного потока. Они значительно облегчали физический труд людей. Позже были созданы водяные турбины, которые заставляли работать станки и машины. Сейчас их применяют на гидроэлектростанциях.
2.Просмотр видео про, то как человек научился использовать силу воды .
3.Физкультминутка.
4.Работа с учебником стр. 74-75.
Слово учителя.
Обширным полем для исследования является энергия морей и океанов. Представьте, над поверхностью воды ветер дует почти постоянно ,а следовательно ,постоянно создаются волны. В них таится огромная энергия, которую мы можем «ловить» непосредственно на поверхности волны или используя давление колебаний под её поверхностью.
5.Работа в тетради стр. 27, задание №1, 2.
6.Выводы делают учащиеся.
- Энергия воды относится к неисчерпаемым источникам. Она является дешёвой, поскольку её производство не требует топлива.
- Электроэнергию вырабатывают на гидроэлектростанциях, которые строят на реках. По линиям электропередач энергия поступает к потребителям. Крупнейшая гидроэлектростанция Украины – Днепрогэс.
- Использование энергии воды не даёт вредных отходов и выбросов в воздух.
V. Обобщение и систематизация знаний учащихся.
1. Практическая работа. Работа в группах.
- Опыт. Образование энергии движения.
Учащиеся ,используя водяное колесо, воду, проводят опыт по образованию энергии движения воды.
Делают выводы. Энергия движения воды переходит в энергию вращения колеса, а энергия вращения колеса переходит в электроэнергию.
На уроках ИЗО мы с вами подготовились к проведению этой игры, изготовили солнышки и тучки. Они обозначают солнышко – да, тучка – нет. Если согласны – поднимаете солнышко, если нет – тучку.
- Промышленные предприятия воду не загрязняют ( Нет )
- Рыбы, лягушки, змеи, черепахи на холоде перестают двигаться потому что им не хватает световой энергии Солнца. ( Да )
- Вода находится в океанах, морях, реках, озёрах, а под землёй её нет. ( Нет )
- По размерам Солнце меньше Земли.( Нет )
- Без воды на Земле нет жизни. ( Да )
МОЛОДЦЫ!
Продолжи предложение используя слова из справки.
- Люди издавна используют -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Энергия воды помогает ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Движение воды в Мировом океане ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Справка: энергию движения воды; неисчерпаемый источник чистой энергии; вырабатывать дешёвую электроэнергию.
Оценивание.
Энергию приливов впервые начали использовать жители Лондона, которые испытали острую нехватку воды. Они построили водяные колёса на реке Темза. Вращаясь то в одну сторону то в другую приливами, они заставляли работать насосы, которые закачивали воду в трубы, по которым вода текла в город.
VI. Домашнее задание.
с. 74-75, задание №4.
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
- Почему энергия воды является чистой и неисчерпаемой?
- Что люди в древности называли “дыханием” океана?
- Какая гидроєлектростанция крупнейшая на Украине?
Молодцы, мне понравилось как вы работали на уроке. Я вас благодарю!