Конспект урока
Наташа Ростова – любимая героиня и идеал Л.Н.Толстого
(по роману "Война и мир")
Цель: показать, как Толстой понимает истинную любовь и красоту, подчеркнуть богатство духовной жизни любимой героини Толстого.
Работать над мыслительной деятельностью, над развитием речи учащихся. Развивать умение вести спор, отстаивать свою точку зрения. Вырабатывать умение работать с текстом, выделять главное. Формировать умение анализировать и синтезировать.
Воспитывать нравственную личность на примере героев романа, на сравнении их образов с нашей жизнью. Роль классической литературы в воспитании учеников.
Ход урока
- Вспомните, о ком из главных героев романа шла речь на прошлом уроке? (о Пьере Безухове и Андрее Болконском).
- И вот эти два мужчины будут любить одну девушку – Наташу Ростову. Наташу любил и сам Л.Н. Толстой. Тема нашего урока "Наташа Ростова – любимая героиня, идеал самого автора".
- На протяжении романа автор сталкивает свою героиню с различными мужчинами. Вот их отзывы о Наташе.
(Чтение эпиграфов):
Я не жил прежде.
Теперь только живу…
(Андрей)
У неё характер плохой,
и ума нет, и эдакое...
(Берг)
Эта девушка такое сокровище...
это редкая девушка.
(Пьер)
...кроме блуда, не чувствовал ничего.
(Анатоль)
- Как вы думаете, кому принадлежит каждый отзыв о Наташе?
- С чьим отзывом совпадает мнение Л.Н. Толстого? (с отзывом Пьера).
- А какое ваше мнение о Наташе?
- За что автор любит Наташу? (за её непосредственность, живость, естественность, доброту, Наташа – часть природы).
- Вспомните сцены, где Толстой любуется Наташей.
1. На именинах (спрашивает о десерте, всех дёргает, когда папа танцует с Марьей Дмитриевной).
2. Наташа любуется ночью в Отрадном.
3. Наташа собирается на бал.
4. Наташа танцует с Андреем Болконским на балу.
5. Наташа на охоте.
6. Наташа в гостях у дядюшки.
7. Наташа в эпилоге.
- Какова сущность души Наташи? (готовность любить другого человека, она любит всех людей). "Жить для других" – вот главная черта Наташи. Это самый главный критерий человеческой души для Толстого.
- Какой стереотип создался у вас, когда вы читали о Наташе? Какая она?
- А почему же тогда Толстой "заставляет" Наташу совершить такой неблаговидный поступок, как попытка сбежать с Анатолем Курагиным?
- Кто виноват в этом? Давайте обратимся к тексту (т.II, ч.3, гл.23, стр. 585). В Андрее силён разум, он знает, что отец против этого брака, понял, почему тот против, и всё же решил послушаться отца.
- А в любви можно, кого-нибудь слушаться? (Только себя и своё сердце). А он и потом не послушался своего и её вещего сердца, когда она плакала и не могла понять, зачем этот год, а он стал объяснять ей причины. И даже потом, когда она попросила его: "Не уезжайте" таким голосом, что он задумался, "не нужно ли ему действительно остаться", он всё-таки уезжает. И теряет её. Теряет единственную свою любовь, навсегда, и в этом он сам виноват.
Чтение стихотворения А. Кочеткова "Баллада о прокуренном вагоне"
(читают по ролям подготовленные юноша и девушка_
Как больно, милая, как странно!
Сродняясь в земле, сплетясь ветвями, -
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой!
Не зарастет на сердце рана –
Прольемся чистыми слезами.
Не зарастет на сердце рана –
Прольется пламенной смолой.
Пока жива, с тобой я буду –
Душа и кровь нераздвоимы.
Пока жива, с тобой я буду –
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду,
Не забывай меня, любимый!
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.
Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой?
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый!
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба – я и ты.
Но если я безвестно кану –
Короткий свет луча дневного?
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал…
Нечеловеческая сила
В одной давильне всех давила,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них –
И каждый раз навек прощайтесь.
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь,
Когда уходите на миг!..
- Что у этого стихотворения общего с романом "Война и мир"? Да... Самое лучшее – это не расставаться со своими любимыми, иначе потом придётся жалеть об этом.
- Давайте проследим, как Наташа ведёт себя в ожидании князя Андрея. Представьте себя на месте Наташи. 17 лет, так хочется, чтобы тебя любили, так хочется самой любить! А тут ты должна ждать своего "теоретического" жениха.
- Сначала Наташа принимает разлуку как должное (две недели переживала, а потом привыкла).
- И вот, когда в душе Наташи наступил кризис, на её пути встаёт Анатоль Курагин.
- Где Наташа познакомилась с ним? (в театре)
- Почему же Наташа забывает о своей любви к Андрею Болконскому? (Ей кажется, что её любят, ею восхищаются, ей говорят комплименты, на неё обращают внимание посторонние люди).
- Прочитайте описание состояния Наташи после встречи с Курагиным
Том 2, часть 3, глава XXIV, стр. 592
- Почему Наташа так переживает? (она ждёт Андрея, любит его)
- Какую цель ставит перед собой А. Курагин? (приволокнуться за Наташей, стр. 697)
- Кого он к этому заговору подключает? (Элен).
- Ведь где Элен – там разврат. Её эта мысль забавляла.
- Почему Наташа попалась на удочку Элен? (очень молода, неопытна, тщеславие победило, тоска по жениху, желание любить и быть любимой.) см. 2 – 4 – XIII – 701
- Прочитайте описание состояния Наташи после первого поцелуя с Анатолем. см. 2 – 4 – XIII – 704
- Проанализируйте размышления Наташи. (она просто глупенькая, маленькая девочка, ничего не понимающая в любви. А с другой стороны, Толстой показывает нравственную неиспорченность Наташи, её естественность, незнание ею жизни).
- А как бы Элен отреагировала на всё это? (приняла как должное.. Она более умудрённая житейским опытом).
- Почему Наташа никого не хочет слушать?
1. Она Наташа РОСТОВА! Она живёт чувствами и сердцем.
2. Она максималистка – эта черта, присущая всем молодым людям.
- Любит ли на самом деле Наташа Анатоля? (это, скорее, влюблённость. Ей оказывает знаки внимания такой красавец! Кто же устоит перед ним? А ещё Анатоль – рядом, а князь Андрей – далеко. Вот Наташа и не устояла).
- Согласны ли Вы с поведением Андрея после возвращения?
- А как бы поступили Вы?
- А почему князь Андрей не хочет встречаться с Наташей? (он очень переживает, но он гордый, он БОЛКОНСКИЙ, он человек неба, а не земли).
- Итак, послушаем ваше мнение о поведении Наташи и Андрея Болконского.
- На чьей стороне Толстой? (наверное, на стороне Наташи).
-А Вы?
- А почему? (она его любимая героиня, идеал женщины).
- А была ли измена? (нет).
- Толстой опять сталкивает горячее сердце и чувства Ростовых с умным умом – разумом Болконских.
- Как у Юрия Кузнецова: "…дыханий наших встретятся клубы – и молния ударит между нами: тут и связь – и невозможность связи".
- А почему Толстой восхищается своей любимой героиней при отъезде из Москвы во время войны? (она проявляет чувство патриотизма, гуманности, жить для других, а не для себя – вот девиз Наташи и Толстого. - Как горят её глаза, когда она видит, что раненые заняли подводы! Вот идеал Толстого.
- А как Вы думаете, Наташа правильно поступает?
- Да, по-Ростовски, "чтобы другим было хорошо".
- А Наташа как будто чувствовала, что где-то её Андрей тоже может быть ранен, что ему тоже нужна помощь, а он был совсем рядом. И вот одна из самых сильных сцен романа "Наташа у изголовья смертельно раненого Андрея Болконского". (том 4, ч. 1, гл. 14, стр. 473).
- И вот здесь-то соединяются мысли князя Андрея и Наташи: смысл жизни – любовь.
- Почему же умирает Болконский. (они с Наташей из разных миров, князь Андрей – неземной человек, он не способен жить среди этих людей, а Наташа – вся с людьми).
- Как Вы понимаете слова Толстого: "Сущность её жизни – любовь"? (она любит всех и вся и хочет, чтобы её тоже любили).
- Она – путеводная звезда, она идеал женщины для Толстого.
Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя,
Не потому, что я её любил,
А потому, что я томлюсь с другими
И если сомненье тяжело,
Я у неё одной молю ответа,
Не потому, что от неё светло,
А потому, что с ней не надо света,
- писал русский поэт Иннокентий Анненский.
- Вот такой звездой была для Толстого Наташа.
- А кто из девушек хотел бы быть похожим на Наташу?
-А как мальчишки как относятся к Наташе?
- Давайте подведём итог работы над образом Наташи Ростовой.
- За что же Толстой любит свою героиню и что нам в ней нравится? 1.Готовность любить других, она любит всех, живёт для других, гуманизм.
2.Хочет, чтобы её любили.
3.Национальный характер.
4.Нравственная неиспорченность.
5.Естественность.
6.Живёт чувствами.
7.Чувство патриотизма.
8.Наташа – путеводная звезда.
- А ещё и идеал жены (об этом мы будем говорить позже).
Примечание.
Когда речь пойдет о Наташе – жене, матери, можно предложить ребятам поразмышлять об образе Наташи, используя следующее стихотворение:
Наташа
Ясным утром морозным,
Сбросив с себя одеяло,
Встала к потухшим звёздам,
И вдруг себя не узнала.
В стеклах зеркал блестящих
Лик её отразился.
″Так вот чему Васька Денисов,
Увидев меня, поразился!″
Будто всё, как прежде,
Не к чему и придраться,
Только глаза, как вишни,
Перестали совсем удивляться.
Мужа вмиг растолкала,
Вскочила проворнее лани.
"Эй, кто там, Фроська, Анисья,
Велите закладывать в сани!″
Закутавшись, сели в сани,
Звенит колокольчик звонко,
И под гору, навстречу солнцу,
Понеслась удалая тройка.
″Эй, залётные, звонко, вихристо
Завилась от саней дорожка,
Словно лунной ночью когда-то
Она вылетела из окошка.
Пьер радостно улыбнулся,
Пьер стал совершенно новым.
Наташа же стала Наташей,
Опять Наташей Ростовой.″
Мы сознательно дали два противоположных мнения о том, как показана Наташа Ростова в эпилоге. Такие споры идут иногда в классе. Но что значит, ″верно″ или ″не верно″ показал Л.Н. Толстой Наташу в эпилоге? Он, автор, считал, что она должна стать такой, она ведь всегда жила любовью, полностью отдавалась любви. Вот и теперь, она вся – в любви, в любви к детям, к Пьеру, мужу своему. Так что логика образа Наташи автором не нарушена. А слово ″самка″, конечно, неприятное, но это, я думаю, Л.Н. Толстой в полемическом задоре: он ведь спорит здесь с Чернышевским, с его представлением о роли женщины.