Конспект урока по русскому языку 4 клас "Толковый словарь. Устойчивые сочетания слов".

Про матеріал

Тема. Толковый словарь. Устойчивые сочетания слов.

Цели:

- углублять знания учащихся об устойчивых сочетаниях слов, их роли в речи;ознакомить со стилистическими возможностями использования устойчивых выражений;

- развивать умение находить нужные словарные статьи в словарях различных типов, извлекая необходимую информацию; совершенствовать умение определять значение устойчивых сочетаний слов; формировать способность отличать фразеологизм от свободного словосочетания;

- воспитывать самостоятельность в подборе устойчивых выражений и определения смысла устойчивых выражений.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Приёмы обучения: беседа, рассказ, иллюстрация, тестирование.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Класс: 4.

Оборудование: учебник «Русский язык» (А.Н.Рудяков, И.Л.Челышева), словари, иллюстрации, ТСО.

Ключевые понятия темы: основные термины (фразеологизм).

Перегляд файлу

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Учебник «Русский язык» Рудяков, Челышева 4 клас

Тема. Толковый словарь. Устойчивые сочетания слов.

Цели: -     углублять знания учащихся об устойчивых сочетаниях слов, их роли в речи; ознакомить со стилистическими возможностями использования устойчивых выражений;

-  развивать умение находить нужные словарные статьи в словарях различных типов, извлекая необходимую информацию; совершенствовать умение определять значение устойчивых сочетаний слов; формировать способность отличать фразеологизм от свободного словосочетания;

- воспитывать самостоятельность в подборе устойчивых выражений и определения смысла устойчивых выражений.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Приёмы обучения: беседа, рассказ, иллюстрация, тестирование.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Класс: 4.

Оборудование: учебник «Русский язык» (А.Н.Рудяков, И.Л.Челышева), словари, иллюстрации, ТСО.

Ключевые понятия темы: основные термины (фразеологизм).

 

ХОД УРОКА

 

  1. ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ УЧЕНИКОВ К УРОКУ.

– Дети, проверьте наличие на парте обходимых школьных принадлежностей (дневника, учебника, тетради, ручки, карандаша).

 

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Беседа.

  1. Какие выражения мы можем назвать «устойчивыми»?

Задания:

  1. Наведите примеры?
  2. Доведите правильность своего мнения.

 

Упражнение 1(упр. 86 с.53-54) (устно)

Цель: формировать умение находить нужные словарные статьи в словарях различных типов, извлекая необходимую информацию.

Задания:

  1.          Что такое словарь? Какие словари тебе известны? Какие словари есть в учебнике? Как часто ты ими пользуешься? Чем толковый словарь отличается от орфографического?
  2.          Выпиши из Толкового словаря учебника одно однозначное и одно многозначное слово вместе с их толкованием. Учти, что значения многозначного слова даются под номерами: сколько номеров, столько и значений.
  3.          Прочитай предложения. В каком из них выделенные слова употребляются в прямом значении, в каком – в переносном? Ознакомься со значениями выделенного существительного в Толковом словаре учебника.

Мой пёс не подарок: он абсолютно не слушается.

Книга – это не просто подарок, а драгоценный клад.

  1.          Рассмотри рисунки. Какой из них подходит к первому предложению, какой – ко второму?

 

 

 

  1. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Упражнение 1 (упр. 86/5 с.53-54) (устно, работа в парах)

Цель: обогащение речи учеников, наблюдение за речевым материалом, развивать орфографическую зоркость, креативное мышление учеников.

Задание:

  1.          Разыграйте ситуацию: вы пришли на день рождения к другу(подруге) с книгой. Как вы вручите подарок? Что скажете о книге? Что пожелаете другу (подруге)? Что он (она) ответит? Как поступить с подарком?

 

Упражнение 2. (работа с загадками)

Цель: выделять основные признаки предмета, формировать умение анализировать результат выполненной работы.

Задание:

Как назвать одним словом: слива, яблоко, груша.

Фрукты

Она появляется после дождя и семицветная.

Радуга

Ледяная глыба, которая плавает в море.

Айсберг

Их у человека 32.

Зуб

Главный герой сказки «По щучьему велению».

Емеля

Зима, весна, лето…

Осень

Царь зверей.

Лев

Что плывёт по небу?

Облако

В нём 12 месяцев.

Год

Без неё нельзя пришить пуговицу.

Иголка

Полосатая лошадь.

Зебра

Его даёт корова.

Молоко

Вторая буква в слове «сЫр».

Ы

 Найдите значение слова фразеологизм в Толковом словаре.

 

  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

Тема. Толковый словарь. Устойчивые сочетания слов.

Цель.

Знать: основные термины (фразеологизм).

Уметь: находить нужные обозначения слов в словаре;

 определять значение устойчивых сочетаний слов;

 подбирать подходящее по смыслу значение фразеологизма;

 отличать фразеологизм от свободного словосочетания;

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Рассказ учителя.

Многие устойчивые выражения обогащают книжную, газетную, не говоря уже о разговорной речи. Такие выражения нельзя буквально перевести на другой язык, так как их значение не складывается из смысла отдельных слов. С одним только, словом НОС их более 10.

– Какие вы помните?

Послушайте, какие еще есть.

Водить за нос - обманывать, вводить в заблуждение (В не столь давние времена по деревням ходили цыгане с медведями и устраивали различные представления. Медведей они водили на поводке, привязанном к кольцу, продетом в нос. Такое кольцо позволяло держать медведей в повиновении и заставляло их выполнять различные трюки. Во время представлений цыгане показывали различные фокусы, ловко обманывая зрителей. 
Зарубить себе на носу - означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. 
Слово «нос» тут не обозначает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку или бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и делали на них всевозможные заметки (зарубки) на память.

Задирать нос - загордиться, задаваться 

Оставить с носом - обмануть 

Повесить нос - огорчиться 

Утереть нос - превзойти, в чём - либо 

Клевать носом – засыпать

 

Упражнение 1 (упр.87 с. 54-55)(ч.1 – устно).

Цель: совершенствовать умение анализировать прочитанное, наблюдение за речевым материалом.

Задание:

Прочитайте текст. О чём в нем сообщается? Договоритесь: кто будет пересказывать текст, кто – задавать вопросы к тексту.

 

 

Минутка чистописания.

Фр ра аз зе ео ол ло ог ги из зм мы

 

Упражнение 2. (упр.87 с. 55) (ч.2 – письменно).

Цель: закреплять умение чистописания, подбора необходимого правила.

Задание:

Спишите первый абзац, вставляя пропущеные буквы. Какое правило нужно повторить?

 

Упражнение 3. (тетрадь с печатной основой упр.1 с.24).

Цель: наблюдение за речевым материалом, формирование умения подбирать фразеологизмы, обьяснять правильность выбора.

Задание:

Замените выделенные слова близкими по смыслу устойчивыми выражениями. Запишите их в скобках. Используйте слова для справки.

Ребенок растет (_____________________________________________________)

Рассказать сбивчиво (_________________________________________________)

Прочитать книгу от начала до конца (___________________________________)

Держать в строгости (_______________________________________________)

Встречаться изредка (________________________________________________)

Работы много (______________________________________________________)

Слова для справки: с пятого на десятое; непочатый край; не по дням, а по часам; в ежовых рукавицах; от корки до корки; от случая к случаю.

 

Упражнение 4. Игра «Найди фразеологизмы» (устно).

Цель: наблюдение за речевым материалом, формирование умения подбирать фразеологизмы, обьяснять значение фразеологизма.

Задание:

Ученики делятся на 2 команды. Каждой команде дается текст. Необходимо найти 10 фразеологизмов. Объяснить значения фразеологизмов.

 

Попались на удочку

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом съел». Не знаю, каких собак он съел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тетке.

- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.

- Вот пустомеля, - возмутился дед, - все время кому-нибудь голову морочит.

У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдете.

И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

Кашу маслом не испортишь

- Саша, не стучи: поздно уже, соседи спят, - сказала мама.

А Саша стучит.

- Прекрати стук! – сказал папа.

А Саша стучит…

- Как об стенку горох, - говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши, а он все свое… Отберу молоток!..

Стучит…

- Сказано – сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

- Отдай!

- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Саша заплакал.

- Я машину чиню…

А бабушка:

- Всему свое время.

- Зачем молоток унесла?

- Ему про Фому, а он про Ерему. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

- Не все: мы не спим.

- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал:

- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.

А бабушка говорит:

- Кашу маслом не испортишь.

 

Упражение 5. (тетрадь с печатной основой упр.2 с.24)

Цель: наблюдение над различием между словом и фразеологизмом.; знакомство со стилистическими возможностями использования устойчивых выражений.

Задание:

Объясните значения устойчивых выражений с помощью отдельных слов.

Пошевелить мозгами - _________________________________________________

Повесить голову - _____________________________________________________

Дать стрекача - _______________________________________________________

Ни в зуб ногой - _______________________________________________________

В сорочке родился - ___________________________________________________

Найти общий язык - ___________________________________________________

Беседа.

– Русский язык очень богат устойчивыми выражениями. Как вы думаете, откуда они возникли? 

(Из фольклора: пословицы, поговорки, меткие выражения, ставшие крылатыми. Из мифологии – “Сизифов труд”, связаны с реальными историческими событиями – “Пусто, словно Мамай прошел”. Из литературных произведений).

 

Упражнение 6. (тетрадь с печатной основой упр. 3 с.25) (письменно).

Цель: наблюдение за речевым различием, подбор подходящих по смыслу фразеологизмов.

Задание:

Вместе с соседом по парте подберите к украинским устойчивым выражениям их русские соответствия. Запишите их.

По-украински

По-русски

Звертати увагу

 

Гидке каченя

 

Втрачати голову

 

Промінь надії

 

Бити на сполох

 

Брати приклад

 

 

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

Упражнение 1.Игра «Доскажи словечко» (устно).

Задание:


Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо!

Ведь этим ты другу окажешь ...(медвежью услугу)

 

 

Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес... (кто по дрова)

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши...(вянут)

 

 

 

Глеб у доски повесил...(нос)

Краснеет до корней...(волос)

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь... (землю провалиться)

О чём же думал он вчера,

Когда баклуши... (бил) с утра.


Упражнение 2. (упр.88 с.55) (письменно).

Цель: наблюдение над различием между словом и фразеологизмом.; знакомство со стилистическими возможностями использования устойчивых выражений.

Задания:

1. Прочитайте предложения. Объясните, как вы понимаете выделенные устойчивые словосочетания. В каких ситуациях вы их используете?

1. Не устал ни капельки. 2. Мы нашли общий язык с ребятами из 4-Б. 3. Все работают, а он лодыря гоняет. 4. Вася бежит сломя голову.

2. Спишите предложения, записывая рядом с устойчивым выражением в скобках синоним из справки.

Справка: быстро, бездельничает, договорились, ничуть.

 

Упражнение 3. (тетрадь с печатной основой упр.4 с.25) (письменно).

Цель: формировать умение подбирать необходимые по смыслу фразеологизмы, использовать их в речи.

Задание:

Узнайте устойчивые сочетания слов по рисункам. Запишите их.

 

Упражнение 4. (тетрадь с печатной основой упр.5 с.26) (письменно).

Цель: наблюдение за речевым материалом, обогащение речи учеников.

Задание:

Продолжите русские пословицы. Если считаешь, что одному тебе не справиться, выполняйте задание вместе с соседом по парте.

Какова пряха, ________________________________________________________

Сколько голов,________________________________________________________

На чужой роток______________________________________________________

С миру по нитке – _____________________________________________________

 

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

1.Устно

Беседа

1.Что такое фразеологизмы?

2.Для чего они необходимы в нашей речи?

3.Откуда возникли фразеологизмы?

2.Письменно

Самостоятельная работа (выполнение тестовых заданий).

 

Тестовые задания

І вариант

1. Отметь однозначное слово.

а) бумага;

б) торт;

в) волнение;

г) гребень.

2. Что означает фразеологический оборот «дать берёзовой каши»?

а) поблагодарить;

б) наказать;

в) угостить;

г) похвалить.

3. В каком словосочетании слово «золотой» употреблено в переносном значении?

а) золотая цепочка ;

б) золотой браслет;

в) золотые руки;

г) золотое колье.

4. Какое значение имеет слово «околесица» в выражении «городить околесицу»?

а) бессмыслица;

б) мудрость;

в) колесница;

г) изгородь.

5. Какой фразеологизм имеет значение «неловкая помощь, причиняющая вред»?

а) медвежья услуга;

б) мартышкин труд;

в) филькина грамота;

г) Сизифов труд.

6. Найди лишний фразеологизм.

п) на краю света

с) за тридевять земель

т) не ближний свет

а) рукой подать

7. Найди лишний фразеологизм

е) на всех парусах

ж) в мгновение ока

в) черепашьим шагом

з) во весь дух

 

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Задания:

  1. Учебник – упр. 89 с.55.
  2. Тетрадь с печатной основой – упр.6 с.26.
  3. Объяснить происхождение одного фразеологизма (из упражнений) и сделать к нему рисунок.

 

 

 

ДОДАТКИ

Пример оформления доски

Двадцать первое мая

Классная робота

Тема. Устойчивые выражения – фразеологизмы.

Фр ра аз зе ео ол ло ог ги из зм мы

Знать:        Уметь:

- фразеологизмы -находить нужные обозначения слов в словаре;

 - определять значение устойчивых сочетаний слов;

 - подбирать подходящее по смыслу значение фразеологизма;

 

Пример оформления страницы тетради ученика

Двадцать первое мая

Классная работа

Устойчивые выражения – фразеологизмы.

Фр ра аз зе ео ол ог ги из зм мы

Упражнение  87

В русском языке существуют устойчивые сочитания слов (фразеологизмы). Их можно сравнить со старинными, украшеными национальным орнаментом костюмами. Устойчивым выражение называется потому, что в нём нельзя менять порядок слов, заменять одни слова другими. Значение имеет всё выражение . Например, выражение бить баклуши обозначает «бездельничать», опустить руки – «впасть в уныние, отчаяться», водить за нос – «обманывать».

 

Упражнение 88

Не устал ни капельки (ничуть). 2. Мы нашли общий язык (договорились) с ребятами из 4-Б. 3. Все работают, а он лодыря гоняет (бездельничает). 4. Вася бежит сломя голову (быстро).

 

Образец физкультминутки

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок. (Потягивания, руки вверх.)

Руки в стороны раздвинем,

Будто листики раскинем, ( Руки в стороны, встряхивания кистями.)

Руки резко вверх поднимем,

Раз-два, три-четыре.

Машем крыльями, как гуси.

А потом быстрей опустим. ( Поднять прямые руки через стороны, затем опустить.)

Будто в классики, немножко (Прыгаем на правой ножке.)

А теперь на левой тоже.

Сколько продержаться сможем? (Прыжки на одной ножке.)

 

Образец минутки отдыха

http://razvitiedetei.info/wp-content/uploads/2014/10/uprazneniy-dly-glaz1.jpghttp://razvitiedetei.info/wp-content/uploads/2014/10/uprazneniy-dly-glaz1.jpg

docx
Додано
18 серпня 2018
Переглядів
2432
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку