Тема. Толковый словарь. Устойчивые сочетания слов.
Цели:
- углублять знания учащихся об устойчивых сочетаниях слов, их роли в речи;ознакомить со стилистическими возможностями использования устойчивых выражений;
- развивать умение находить нужные словарные статьи в словарях различных типов, извлекая необходимую информацию; совершенствовать умение определять значение устойчивых сочетаний слов; формировать способность отличать фразеологизм от свободного словосочетания;
- воспитывать самостоятельность в подборе устойчивых выражений и определения смысла устойчивых выражений.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Приёмы обучения: беседа, рассказ, иллюстрация, тестирование.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Класс: 4.
Оборудование: учебник «Русский язык» (А.Н.Рудяков, И.Л.Челышева), словари, иллюстрации, ТСО.
Ключевые понятия темы: основные термины (фразеологизм).
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Учебник «Русский язык» Рудяков, Челышева 4 клас
Тема. Толковый словарь. Устойчивые сочетания слов.
Цели: - углублять знания учащихся об устойчивых сочетаниях слов, их роли в речи; ознакомить со стилистическими возможностями использования устойчивых выражений;
- развивать умение находить нужные словарные статьи в словарях различных типов, извлекая необходимую информацию; совершенствовать умение определять значение устойчивых сочетаний слов; формировать способность отличать фразеологизм от свободного словосочетания;
- воспитывать самостоятельность в подборе устойчивых выражений и определения смысла устойчивых выражений.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Приёмы обучения: беседа, рассказ, иллюстрация, тестирование.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Класс: 4.
Оборудование: учебник «Русский язык» (А.Н.Рудяков, И.Л.Челышева), словари, иллюстрации, ТСО.
Ключевые понятия темы: основные термины (фразеологизм).
ХОД УРОКА
– Дети, проверьте наличие на парте обходимых школьных принадлежностей (дневника, учебника, тетради, ручки, карандаша).
Беседа.
Задания:
Упражнение 1(упр. 86 с.53-54) (устно)
Цель: формировать умение находить нужные словарные статьи в словарях различных типов, извлекая необходимую информацию.
Задания:
Мой пёс не подарок: он абсолютно не слушается.
Книга – это не просто подарок, а драгоценный клад.
Упражнение 1 (упр. 86/5 с.53-54) (устно, работа в парах)
Цель: обогащение речи учеников, наблюдение за речевым материалом, развивать орфографическую зоркость, креативное мышление учеников.
Задание:
Упражнение 2. (работа с загадками)
Цель: выделять основные признаки предмета, формировать умение анализировать результат выполненной работы.
Задание:
Как назвать одним словом: слива, яблоко, груша. |
Фрукты |
Она появляется после дождя и семицветная. |
Радуга |
Ледяная глыба, которая плавает в море. |
Айсберг |
Их у человека 32. |
Зуб |
Главный герой сказки «По щучьему велению». |
Емеля |
Зима, весна, лето… |
Осень |
Царь зверей. |
Лев |
Что плывёт по небу? |
Облако |
В нём 12 месяцев. |
Год |
Без неё нельзя пришить пуговицу. |
Иголка |
Полосатая лошадь. |
Зебра |
Его даёт корова. |
Молоко |
Вторая буква в слове «сЫр». |
Ы |
Найдите значение слова фразеологизм в Толковом словаре.
Тема. Толковый словарь. Устойчивые сочетания слов.
Цель.
Знать: основные термины (фразеологизм).
Уметь: находить нужные обозначения слов в словаре;
определять значение устойчивых сочетаний слов;
подбирать подходящее по смыслу значение фразеологизма;
отличать фразеологизм от свободного словосочетания;
Рассказ учителя.
Многие устойчивые выражения обогащают книжную, газетную, не говоря уже о разговорной речи. Такие выражения нельзя буквально перевести на другой язык, так как их значение не складывается из смысла отдельных слов. С одним только, словом НОС их более 10.
– Какие вы помните?
Послушайте, какие еще есть.
Водить за нос - обманывать, вводить в заблуждение (В не столь давние времена по деревням ходили цыгане с медведями и устраивали различные представления. Медведей они водили на поводке, привязанном к кольцу, продетом в нос. Такое кольцо позволяло держать медведей в повиновении и заставляло их выполнять различные трюки. Во время представлений цыгане показывали различные фокусы, ловко обманывая зрителей.
Зарубить себе на носу - означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.
Слово «нос» тут не обозначает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку или бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и делали на них всевозможные заметки (зарубки) на память.
Задирать нос - загордиться, задаваться
Оставить с носом - обмануть
Повесить нос - огорчиться
Утереть нос - превзойти, в чём - либо
Клевать носом – засыпать
Упражнение 1 (упр.87 с. 54-55)(ч.1 – устно).
Цель: совершенствовать умение анализировать прочитанное, наблюдение за речевым материалом.
Задание:
Прочитайте текст. О чём в нем сообщается? Договоритесь: кто будет пересказывать текст, кто – задавать вопросы к тексту.
Минутка чистописания.
Фр ра аз зе ео ол ло ог ги из зм мы
Упражнение 2. (упр.87 с. 55) (ч.2 – письменно).
Цель: закреплять умение чистописания, подбора необходимого правила.
Задание:
Спишите первый абзац, вставляя пропущеные буквы. Какое правило нужно повторить?
Упражнение 3. (тетрадь с печатной основой упр.1 с.24).
Цель: наблюдение за речевым материалом, формирование умения подбирать фразеологизмы, обьяснять правильность выбора.
Задание:
Замените выделенные слова близкими по смыслу устойчивыми выражениями. Запишите их в скобках. Используйте слова для справки.
Ребенок растет (_____________________________________________________)
Рассказать сбивчиво (_________________________________________________)
Прочитать книгу от начала до конца (___________________________________)
Держать в строгости (_______________________________________________)
Встречаться изредка (________________________________________________)
Работы много (______________________________________________________)
Слова для справки: с пятого на десятое; непочатый край; не по дням, а по часам; в ежовых рукавицах; от корки до корки; от случая к случаю.
Упражнение 4. Игра «Найди фразеологизмы» (устно).
Цель: наблюдение за речевым материалом, формирование умения подбирать фразеологизмы, обьяснять значение фразеологизма.
Задание:
Ученики делятся на 2 команды. Каждой команде дается текст. Необходимо найти 10 фразеологизмов. Объяснить значения фразеологизмов.
Попались на удочку
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом съел». Не знаю, каких собак он съел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тетке.
- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.
- Вот пустомеля, - возмутился дед, - все время кому-нибудь голову морочит.
У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдете.
И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
Кашу маслом не испортишь
- Саша, не стучи: поздно уже, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит…
- Как об стенку горох, - говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши, а он все свое… Отберу молоток!..
Стучит…
- Сказано – сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал.
- Я машину чиню…
А бабушка:
- Всему свое время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Фому, а он про Ерему. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
- Не все: мы не спим.
- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
Упражение 5. (тетрадь с печатной основой упр.2 с.24)
Цель: наблюдение над различием между словом и фразеологизмом.; знакомство со стилистическими возможностями использования устойчивых выражений.
Задание:
Объясните значения устойчивых выражений с помощью отдельных слов.
Пошевелить мозгами - _________________________________________________
Повесить голову - _____________________________________________________
Дать стрекача - _______________________________________________________
Ни в зуб ногой - _______________________________________________________
В сорочке родился - ___________________________________________________
Найти общий язык - ___________________________________________________
Беседа.
– Русский язык очень богат устойчивыми выражениями. Как вы думаете, откуда они возникли?
(Из фольклора: пословицы, поговорки, меткие выражения, ставшие крылатыми. Из мифологии – “Сизифов труд”, связаны с реальными историческими событиями – “Пусто, словно Мамай прошел”. Из литературных произведений).
Упражнение 6. (тетрадь с печатной основой упр. 3 с.25) (письменно).
Цель: наблюдение за речевым различием, подбор подходящих по смыслу фразеологизмов.
Задание:
Вместе с соседом по парте подберите к украинским устойчивым выражениям их русские соответствия. Запишите их.
По-украински |
По-русски |
Звертати увагу |
|
Гидке каченя |
|
Втрачати голову |
|
Промінь надії |
|
Бити на сполох |
|
Брати приклад |
|
Упражнение 1.Игра «Доскажи словечко» (устно).
Задание:
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо!
Ведь этим ты другу окажешь ...(медвежью услугу)
Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес... (кто по дрова)
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши...(вянут)
Глеб у доски повесил...(нос)
Краснеет до корней...(волос)
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь... (землю провалиться)
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши... (бил) с утра.
Упражнение 2. (упр.88 с.55) (письменно).
Цель: наблюдение над различием между словом и фразеологизмом.; знакомство со стилистическими возможностями использования устойчивых выражений.
Задания:
1. Прочитайте предложения. Объясните, как вы понимаете выделенные устойчивые словосочетания. В каких ситуациях вы их используете?
1. Не устал ни капельки. 2. Мы нашли общий язык с ребятами из 4-Б. 3. Все работают, а он лодыря гоняет. 4. Вася бежит сломя голову.
2. Спишите предложения, записывая рядом с устойчивым выражением в скобках синоним из справки.
Справка: быстро, бездельничает, договорились, ничуть.
Упражнение 3. (тетрадь с печатной основой упр.4 с.25) (письменно).
Цель: формировать умение подбирать необходимые по смыслу фразеологизмы, использовать их в речи.
Задание:
Узнайте устойчивые сочетания слов по рисункам. Запишите их.
Упражнение 4. (тетрадь с печатной основой упр.5 с.26) (письменно).
Цель: наблюдение за речевым материалом, обогащение речи учеников.
Задание:
Продолжите русские пословицы. Если считаешь, что одному тебе не справиться, выполняйте задание вместе с соседом по парте.
Какова пряха, ________________________________________________________
Сколько голов,________________________________________________________
На чужой роток______________________________________________________
С миру по нитке – _____________________________________________________
1.Устно
Беседа
1.Что такое фразеологизмы?
2.Для чего они необходимы в нашей речи?
3.Откуда возникли фразеологизмы?
2.Письменно
Самостоятельная работа (выполнение тестовых заданий).
Тестовые задания
І вариант
1. Отметь однозначное слово.
а) бумага;
б) торт;
в) волнение;
г) гребень.
2. Что означает фразеологический оборот «дать берёзовой каши»?
а) поблагодарить;
б) наказать;
в) угостить;
г) похвалить.
3. В каком словосочетании слово «золотой» употреблено в переносном значении?
а) золотая цепочка ;
б) золотой браслет;
в) золотые руки;
г) золотое колье.
4. Какое значение имеет слово «околесица» в выражении «городить околесицу»?
а) бессмыслица;
б) мудрость;
в) колесница;
г) изгородь.
5. Какой фразеологизм имеет значение «неловкая помощь, причиняющая вред»?
а) медвежья услуга;
б) мартышкин труд;
в) филькина грамота;
г) Сизифов труд.
6. Найди лишний фразеологизм.
п) на краю света
с) за тридевять земель
т) не ближний свет
а) рукой подать
7. Найди лишний фразеологизм
е) на всех парусах
ж) в мгновение ока
в) черепашьим шагом
з) во весь дух
Задания:
ДОДАТКИ
Пример оформления доски
Двадцать первое мая
Классная робота
Тема. Устойчивые выражения – фразеологизмы.
Фр ра аз зе ео ол ло ог ги из зм мы
Знать: Уметь:
- фразеологизмы -находить нужные обозначения слов в словаре;
- определять значение устойчивых сочетаний слов;
- подбирать подходящее по смыслу значение фразеологизма;
Пример оформления страницы тетради ученика
Двадцать первое мая
Классная работа
Устойчивые выражения – фразеологизмы.
Фр ра аз зе ео ол ог ги из зм мы
Упражнение 87
В русском языке существуют устойчивые сочитания слов (фразеологизмы). Их можно сравнить со старинными, украшеными национальным орнаментом костюмами. Устойчивым выражение называется потому, что в нём нельзя менять порядок слов, заменять одни слова другими. Значение имеет всё выражение . Например, выражение бить баклуши обозначает «бездельничать», опустить руки – «впасть в уныние, отчаяться», водить за нос – «обманывать».
Упражнение 88
Не устал ни капельки (ничуть). 2. Мы нашли общий язык (договорились) с ребятами из 4-Б. 3. Все работают, а он лодыря гоняет (бездельничает). 4. Вася бежит сломя голову (быстро).
Образец физкультминутки
Руки тянем в потолок,
Будто к солнышку цветок. (Потягивания, руки вверх.)
Руки в стороны раздвинем,
Будто листики раскинем, ( Руки в стороны, встряхивания кистями.)
Руки резко вверх поднимем,
Раз-два, три-четыре.
Машем крыльями, как гуси.
А потом быстрей опустим. ( Поднять прямые руки через стороны, затем опустить.)
Будто в классики, немножко (Прыгаем на правой ножке.)
А теперь на левой тоже.
Сколько продержаться сможем? (Прыжки на одной ножке.)
Образец минутки отдыха