Конспект урока природоведения в 3 классе. Тема. "Почему бактерии называют и друзьями, и врагами человека?"

Про матеріал
Конспект урока природоведения в 3 классе. Тема. "Почему бактерии называют и друзьями, и врагами человека?"
Перегляд файлу

 

 

 

Конспект

урока природоведения

в 3 классе.

Тема. Почему бактерии называют

и друзьями, и врагами человека?

 

 

                        Подготовила

                       Мирчева Л. А.,

                                                учитель начальных классов

                                             КЗ «Общеобразовательная

                                   школа № 2 І – ІІІ ст.

                       г.Приморск»

 

 

 

 

Цели урока: расширить знания о  бактериях, выяснить значение  бактерий в природе и жизни человека, сформировать умение характеризовать вред и пользу, которые разные бактерии приносят человеку,  а  так же умение использовать знания о бактериях при соблюдении правил повседневной гигиены; способствовать развитию грамотной речи, произвольного внимания, логического мышления; содействовать воспитанию бережного отношения к природе. 

Тип урокаизучение нового материала. 

Формы работы учащихся – фронтальный опрос, поисковая деятельность

Оборудование: электронная презентация,   телевизор, ноутбук, карточки для индивидуальной работы, таблица «Значение бактерий в природе и жизни человека»

 

ХОД УРОКА

  1.                      ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Слайд 1

Психологический настрой

 

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работой своей довольны остались.

Давайте урок поскорее начнем,

Исследуя мир, в котором живём.

 

Уж очень интересно

Все то, что неизвестно!

Но мы эти тайны должны разгадать

И то, что неизвестно попробуем узнать!

 

ІІ. Актуализация опорных знаний

  1. Минутка наблюдений. Слайд 2

- Хочу проверить вашу наблюдательность.

- Вот и перелистывает наш календарь листы первого месяца весны. Как называется этот месяц?

- От какого слова пошло это название? Знает кто-нибудь ответ на вопрос?

- Вы внимательно послушайте и скажите, как назывался этот месяц после реформы календаря древних римлян. Договорились?

 (Выступление ученика, который выполнял дополнительное задание)

В календаре древних римлян за начало года был принят месяц, на который приходился день весеннего равноденствия. Он назывался примидилисом («прима» — первый). После реформы этого календаря первый месяц года и весны стал мартусом — в честь бога войны и ремесел Марса.

 

- Спасибо!

- А вас прошу ответить. Как назывался этот месяц.

- Мы продолжаем работу, и наступило время  теперь послушать сообщение синоптика о погоде. Синоптик рассказывает, а мы работаем с календарями. Слушаем и отмечаем.

      (Сообщение дежурного о состоянии неба, температуре, силе ветра, осадках.)

 

- Дети, какие изменения произошли с приходом весны в неживой природе?

- А какие изменения в живой природе?

- Какую работу выполняют люди на полях, в садах, на огородах?

 

- Молодцы, вижу, что вы умеете наблюдать. Наблюдательность – хорошая черта. Она поможет лучше узнать окружающий мир.

 

2 Проверка домашнего задания. Слайд 3

- Ну, а теперь настало время проверить прочность ваших знаний по теме «Бактерии». Я приглашаю вас поучаствовать в тестировании. Согласны? Условия вы знаете.

Тесты

  1. Бактерии состоят из одной клетки
  2. Бактерии можно увидеть даже без микроскопа.
  3. Бактерии имеют разнообразную форму
  4. Бактерия в переводе с греческого – палочка.
  5. Зимой бактерий становится больше.
  6. Бактерии можно встретить даже среди вечных льдов.
  7. В сухое лето бактерий становится больше.
  8. Бактерии размножаются очень быстро.

Слайд 4

- Проведем самоанализ выполненной работы, сверим правильность ответов.

- Есть ли среди вас те, кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы.

- А можете ли вы доказать, что бактерии размножаются очень быстро? (да, я могу доказать. Я читал, что бактерии размножаются делением на двое каждые 15 минут, если благоприятные условия)

- И с этим заданием вы справились.

- Предлагаю отдохнуть и сделать зарядку.

Слайд 5, 6

Физкультминутка.

 

- Спасибо! Садитесь.

 

ІІІ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- Но вы ребята у меня труженики – хотите много знать, уметь. Бездействие нам не к лицу.

Отправимся в путь без сомнений и муки,

 Чтоб тайны освоить великой науки.

 Раскроим сегодня бактерий секреты –

 Они ведь у нас санитары планеты! Слайд 7

- Еще на прошлом уроке мы выяснили, что бактерии распространенны практически повсеместно, а в некоторых средах они могут встречаться в огромном количестве. Что же у нас получается? Да бактерии есть везде: в воздухе, воде, почве. При этом они настолько малы, что мы их не видим. Не понятно… Зачем вообще нужны эти бактерии? Пользу или вред они приносят? Возникает  вопрос: заметим ли мы вообще, если они исчезнут с лица Земли?

- Ребята, как вы считаете, вредны бактерии или полезны? Слайд 8

- Мнения разделились.

- Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо проделать большую работу. Скажите, какую цель нам нужно поставить перед собой, чтобы преодолеть наше затруднение? (узнать о бактериях и их роли в природе и для человека).

- Две группы ребят нашего класса получили задание подготовить небольшой проект «Бактерии – друзья или враги?». И сегодня мы получим ответы на этот вопрос. А так же вспомним, как можно защититься от бактерий, которые опасны для здоровья?

- Всё, что мы узнаем новое о бактериях, занесём в таблицы, которые у вас на парте.

- Вам понятно?

- Ну, тогда приглашаю к разговору участника проекта       ---------.

 

ІV. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

(Выступление 1 группы)

    1 ученик. У меня в группе 7 человек. (представляет участников группы)

Слайд 9, 10

Приступив к работе над проектом, мы предположили, что бактерии могут быть как вредными для человека, так и полезными.

   Цель нашего проекта: подтвердить или опровергнуть это предположение.

В ходе работы  мы поставили следующие задачи:

  •              изучить литературу по теме проекта
  •              провести мини - исследование
  •              создать видеоролик по теме

2 ученик. Слайд 11, 12, 13

Мы знаем, что приходит время и опадают листья, отмирают травы,  погибают животные. Бактерии вызывают гниение погибших растений и животных.

 Всё это постепенно превращается в перегной. Почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества, которые поглощают растений.

 

(Заполнение таблицы)

 

Слайд 14

3 ученик. Бактерии необходимы и для поддержания жизни. Азотсодержащие бактерии живут в почве и помогают превратить азот в вещества, которые нужны растениям.

Эти бактерии живут  в корнях бобовых растений. Благодаря этой «дружбе» с бактериями горох и фасоль  обогащают почву азотом, чем повышают урожай.

Слайд 15.

- А теперь мне хочется проверить, что вы запомнили.

- Куда же деваются отмершие растения и животные? (перегнивают)

- Какие растения обогащают почву азотом?

(Заполнение таблицы)

- Мы продолжаем работу, и к разговору приглашаются ------------.

-  Вы внимательно слушайте и постарайтесь ответить, могут ли бактерии сделать человека умнее?

4 ученик. Слайды 16, 17, 18, 19, 20

Тысячелетиями человек использовал молочнокислые бактерии для изготовления сыра, йогурта, кефира, уксуса, а также квашения.

Молоко – удивительное изобретение природы. Из молока стали производить йогурт, кефир, ряженку, сметану, творог, масло.

Наиболее полезными  ученые – медики считают кефир и йогурт. Их широко используют не только как  продукты питания, но и как медицинские и косметические препараты.

А вы знаете, что бактерия Helicobacter pylori считается  причиной язвенной болезни. Ученые из Тайваня предложили использовать для лечения язвы йогурт, содержащий бифидо - и лактобактерии.

 

5 ученик. Слайд 21

Нами был проведен опрос учащихся 2 и 3 классов на предмет употребления кисломолочных продуктов. В опросе приняли участие 62 ученика.

Вот  результаты исследования. Больше всего детей употребляют сметану (41 ученик), на втором месте – употребление кефира (38 детей), на третьем – творога, а на четвёртом йогурта.

Изучив  данные анкет, мы пришли к выводу, что учащиеся систематически употребляют разнообразные кисломолочные продукты. А это положительно влияет на их здоровье.

И мы задумались: могут ли молочнокислые бактерии делать нас более умными?  После долгих поисков мы обнаружили статью в интернете. Учёные из Ирландии выяснили, что молочнокислые бактерии прибавляют ума.

- Ну, а теперь ответьте, так могут ли бактерии сделать нас умнее?

- Так что употребляйте побольше кисломолочных продуктов.

 

(Заполнение таблицы)

 

-А мы снова за работу. И я приглашаю к разговору ----------.

 

6 ученик. Слайд 22

В кишечнике человека живут бактерии (к примеру, кишечная палочка), которые помогают процессам переваривания пищи. В то же время они вырабатывают витамины, белки, углеводы.

 Бактерии, живущие в толстом кишечнике человека, питаются непереваренными остатками пищи и при этом вырабатывают огромное количество тепла. Тепло передается окружающим органам  и  разносится с кровью по всему организму.

В кишечнике домашних жвачных животных (коров, коз, овец) также живут бактерии. Эти  животные употребляют растительную пищу, а бактерии помогают им её переваривать.

- Спасибо! Очень интересное сообщение.

 

(Заполнение таблицы)

 

- Так какой же вывод ваша группа сделала в результате исследований.

Слайд 23

7 ученик.

Итак, мы можем сделать вывод:

  •                 Бактерии полезные;
  •                 Они вокруг и внутри нас;
  •                 Они поддерживают наше здоровье разными способами;
  •                 Они нужны не только нам, но и растениям, животным.
  •                 Они помогают нам долго жить и процветать

 

Учитель. Если бактерии такие хорошие, то откуда берутся инфекционные болезни (например, холера, дифтерия, брюшной тиф)?

А на этот вопрос нам приготовили сообщение участники второй группы.

 

(Выступление 2 группы)

    1 ученик. В моей группе работало  4 человека. (представляет группу)

Слайд 24

В результате исследований наша группа узнала, что бактерии приносят не только пользу, но и вред.

Так, например, есть бактерии, которые портят рыболовные сети, редчайшие книги в книгохранилищах, сено в стогах, если оно плохо высушено.  И этим самым наносят вред.

 

Слайд 25.

    2 ученик.

Я узнал, что бактерии размножаются в пищевых продуктах, вызывая тем самым их порчу. Чтобы приостановить размножение, продукты пастеризуют (выдерживают полчаса при температуре 61–63°), хранят на холоде, вялят или коптят, солят или маринуют.

 

(Заполнение таблицы)

 

Слайды 26, 27, 28

    3 ученик. Бактерии вызывают тяжёлые заболевания у человека (например, ангину, пищевые отравления), а так же у животных. Они проникают в организм воздушно-капельным путем, через раны, пищеварительный тракт.

Люди и животные  заболевает, потому что на них действуют яды, которые вырабатывают вредные бактерии. 

 Заболевание от бактерий может быть и у растений (например, бактериальный ожог яблонь).

 

Слайд 29

4 ученик.     

 В результате нашего исследования мы обнаружили большое количество различных бактерий на поверхности грязных рук, книгах, мобильных телефонах.

Из результатов нашего исследования  мы предлагаем:

   1. Проветривать класс.

   2.  Протирать предметы пользования (книги, тетради, ручки…)

   3. Чаще мыть руки.

   4. Иметь в классе и дома комнатные цветы.

5. Хранить продукты в рекомендуемых для них условиях.

6. Питаться здоровой и полезной пищей.   

 

  1. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Слайд 30.

-  Итак, работая над проектом, вы узнали, что бактерии обитают повсюду. Они наши друзья. Но, к сожалению, бактерии могут быть и врагами, вызывая заболевания у растений, животных и людей.

Работа с учебником.

- Чтобы обобщить знания по теме сегодняшнего урока, предлагаю обратиться к статье учебника на стр. 127. После знакомства со статьёй, прошу ответить на вопрос, какие продукты питания «подарили» нам бактерии?

 

-Теперь информации о значении бактерий в природе и жизни человека достаточно и можно вернуться к вопросу, который вызвал затруднения в начале нашего урока.

 

Слайд 31.  И мы переходим к рубрике «Что было бы, если бы…». Как вы думаете,  что было бы, если бы бактерии исчезли с Земли?

Давайте немного пофантазируем и предположим, основываясь на нашей таблице, что все-таки случится на Земле, если вдруг пропадут все бактерии (снизится плодородие почвы, земля будет покрыта трупами животных, погибшими растениями;  без  молочнокислых бактерий у человека и животных будут проблемы с пищеварением.).

- Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни? (да)

- Как именно? (Знания о бактериях помогут использовать полезные бактерии  и защищаться от вредных бактерий).

- Могут ли пригодиться полученные на уроке знания и умения в освоении других предметов? (Основы здоровья)

 

VІ. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Слайд 32

Итак,  подведём итоги. Что мы выяснили?

(Человек и бактерии неразлучны. Бактерии  могут быть как врагами, так и друзьями. В воздухе промышленных городов вместе с пылью находятся миллионы микроорганизмов. За сутки мы вдыхаем огромное количество  опасных и не опасных микробов. Для того, чтобы бактерии были нашими друзьями, а не врагами надо: мыть руки с мылом, умываться, чистить зубы, мыть овощи и фрукты, сажать много деревьев. Беречь нашу планету, соблюдать чистоту, дышать свежим воздухом).

 

Посмотрите внимательно на слайд – сформулируйте, к какому итогу своей работы каждый из вас пришел.

Сегодня на уроке:

Я узнал (а), что …

Я был (а) удивлён (удивлена), когда узнала …

Мне было интересно …

Я даже не мог (могла)  себе представить, что …

- А теперь давайте улыбнёмся и тем самым поблагодарим друг друга за урок.

 

VІІ. ОЦЕНИВАНИЕ.

 

VІІІ.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Слайд 33

Повторить изученный на уроке материал, а для того, чтобы сделать это было проще, на память о сегодняшнем уроке я оставлю каждому из вас, составленную таблицу о вреде и пользе бактерий.

І группа. Проработать раздел в  учебнике на стр. 127, разработать правила профилактики заболеваний.

ІІ группа. Проработать раздел в  учебнике на стр. 127.

Слайд 44

- Вот и закончилось ещё одно наше путешествие в мир природы. Я благодарю всех за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

Значение бактерий в природе и жизни человека

Бактерии

Значение

Среда обитания

Положительное

Отрицательное

Гниения

Перерабатывают растения, трупы животных в перегной, повышают плодородие почвы.

Портят продукты, книги, сети

Повсеместно

Почвенные

Превращают  перегной в минеральные вещества, необходимые растениям, повышают плодородие почвы.

-

Почва

Азотосодержа-щие

Превращают азот в вещества необходимые растениям, повышают плодородие почвы.

-

На корнях бобовых растений, в почве

Молочнокислые

Бактерии-кулинары. Используются в изготовлении продуктов питания, кормов.

 

В различных веществах

Кишечная палочка

Способствует перевариванию пищи.

-

В кишечнике

Болезнетворные

-

Вызывают  заболевания у человека, животных и растений. 

В организмах

 

 

 

 

1

 

doc
Додано
28 липня
Переглядів
57
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку