Конспект
урока природоведения
в 3 классе.
Тема. Почему бактерии называют
и друзьями, и врагами человека?
Подготовила
Мирчева Л. А.,
учитель начальных классов
КЗ «Общеобразовательная
школа № 2 І – ІІІ ст.
г.Приморск»
Цели урока: расширить знания о бактериях, выяснить значение бактерий в природе и жизни человека, сформировать умение характеризовать вред и пользу, которые разные бактерии приносят человеку, а так же умение использовать знания о бактериях при соблюдении правил повседневной гигиены; способствовать развитию грамотной речи, произвольного внимания, логического мышления; содействовать воспитанию бережного отношения к природе.
Тип урока – изучение нового материала.
Формы работы учащихся – фронтальный опрос, поисковая деятельность
Оборудование: электронная презентация, телевизор, ноутбук, карточки для индивидуальной работы, таблица «Значение бактерий в природе и жизни человека»
ХОД УРОКА
Слайд 1
Психологический настрой
Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работой своей довольны остались.
Давайте урок поскорее начнем,
Исследуя мир, в котором живём.
Уж очень интересно
Все то, что неизвестно!
Но мы эти тайны должны разгадать
И то, что неизвестно попробуем узнать!
ІІ. Актуализация опорных знаний
- Хочу проверить вашу наблюдательность.
- Вот и перелистывает наш календарь листы первого месяца весны. Как называется этот месяц?
- От какого слова пошло это название? Знает кто-нибудь ответ на вопрос?
- Вы внимательно послушайте и скажите, как назывался этот месяц после реформы календаря древних римлян. Договорились?
(Выступление ученика, который выполнял дополнительное задание)
В календаре древних римлян за начало года был принят месяц, на который приходился день весеннего равноденствия. Он назывался примидилисом («прима» — первый). После реформы этого календаря первый месяц года и весны стал мартусом — в честь бога войны и ремесел Марса.
- Спасибо!
- А вас прошу ответить. Как назывался этот месяц.
- Мы продолжаем работу, и наступило время теперь послушать сообщение синоптика о погоде. Синоптик рассказывает, а мы работаем с календарями. Слушаем и отмечаем.
(Сообщение дежурного о состоянии неба, температуре, силе ветра, осадках.)
- Дети, какие изменения произошли с приходом весны в неживой природе?
- А какие изменения в живой природе?
- Какую работу выполняют люди на полях, в садах, на огородах?
- Молодцы, вижу, что вы умеете наблюдать. Наблюдательность – хорошая черта. Она поможет лучше узнать окружающий мир.
Слайд 4
- Проведем самоанализ выполненной работы, сверим правильность ответов.
- Есть ли среди вас те, кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы.
- А можете ли вы доказать, что бактерии размножаются очень быстро? (да, я могу доказать. Я читал, что бактерии размножаются делением на двое каждые 15 минут, если благоприятные условия)
- И с этим заданием вы справились.
- Предлагаю отдохнуть и сделать зарядку.
Слайд 5, 6
Физкультминутка.
- Спасибо! Садитесь.
ІІІ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Но вы ребята у меня труженики – хотите много знать, уметь. Бездействие нам не к лицу.
Отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить великой науки.
Раскроим сегодня бактерий секреты –
Они ведь у нас санитары планеты! Слайд 7
- Еще на прошлом уроке мы выяснили, что бактерии распространенны практически повсеместно, а в некоторых средах они могут встречаться в огромном количестве. Что же у нас получается? Да бактерии есть везде: в воздухе, воде, почве. При этом они настолько малы, что мы их не видим. Не понятно… Зачем вообще нужны эти бактерии? Пользу или вред они приносят? Возникает вопрос: заметим ли мы вообще, если они исчезнут с лица Земли?
- Ребята, как вы считаете, вредны бактерии или полезны? Слайд 8
- Мнения разделились.
- Две группы ребят нашего класса получили задание подготовить небольшой проект «Бактерии – друзья или враги?». И сегодня мы получим ответы на этот вопрос. А так же вспомним, как можно защититься от бактерий, которые опасны для здоровья?
- Всё, что мы узнаем новое о бактериях, занесём в таблицы, которые у вас на парте.
- Вам понятно?
- Ну, тогда приглашаю к разговору участника проекта ---------.
ІV. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
(Выступление 1 группы)
1 ученик. У меня в группе 7 человек. (представляет участников группы)
Слайд 9, 10
Приступив к работе над проектом, мы предположили, что бактерии могут быть как вредными для человека, так и полезными.
Цель нашего проекта: подтвердить или опровергнуть это предположение.
В ходе работы мы поставили следующие задачи:
2 ученик. Слайд 11, 12, 13
Мы знаем, что приходит время и опадают листья, отмирают травы, погибают животные. Бактерии вызывают гниение погибших растений и животных.
Всё это постепенно превращается в перегной. Почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества, которые поглощают растений.
(Заполнение таблицы)
Слайд 14
3 ученик. Бактерии необходимы и для поддержания жизни. Азотсодержащие бактерии живут в почве и помогают превратить азот в вещества, которые нужны растениям.
Эти бактерии живут в корнях бобовых растений. Благодаря этой «дружбе» с бактериями горох и фасоль обогащают почву азотом, чем повышают урожай.
Слайд 15.
- А теперь мне хочется проверить, что вы запомнили.
- Куда же деваются отмершие растения и животные? (перегнивают)
- Какие растения обогащают почву азотом?
(Заполнение таблицы)
- Мы продолжаем работу, и к разговору приглашаются ------------.
- Вы внимательно слушайте и постарайтесь ответить, могут ли бактерии сделать человека умнее?
4 ученик. Слайды 16, 17, 18, 19, 20
Тысячелетиями человек использовал молочнокислые бактерии для изготовления сыра, йогурта, кефира, уксуса, а также квашения.
Молоко – удивительное изобретение природы. Из молока стали производить йогурт, кефир, ряженку, сметану, творог, масло.
Наиболее полезными ученые – медики считают кефир и йогурт. Их широко используют не только как продукты питания, но и как медицинские и косметические препараты.
А вы знаете, что бактерия Helicobacter pylori считается причиной язвенной болезни. Ученые из Тайваня предложили использовать для лечения язвы йогурт, содержащий бифидо - и лактобактерии.
5 ученик. Слайд 21
Нами был проведен опрос учащихся 2 и 3 классов на предмет употребления кисломолочных продуктов. В опросе приняли участие 62 ученика.
Вот результаты исследования. Больше всего детей употребляют сметану (41 ученик), на втором месте – употребление кефира (38 детей), на третьем – творога, а на четвёртом йогурта.
Изучив данные анкет, мы пришли к выводу, что учащиеся систематически употребляют разнообразные кисломолочные продукты. А это положительно влияет на их здоровье.
И мы задумались: могут ли молочнокислые бактерии делать нас более умными? После долгих поисков мы обнаружили статью в интернете. Учёные из Ирландии выяснили, что молочнокислые бактерии прибавляют ума.
- Ну, а теперь ответьте, так могут ли бактерии сделать нас умнее?
- Так что употребляйте побольше кисломолочных продуктов.
(Заполнение таблицы)
-А мы снова за работу. И я приглашаю к разговору ----------.
6 ученик. Слайд 22
В кишечнике человека живут бактерии (к примеру, кишечная палочка), которые помогают процессам переваривания пищи. В то же время они вырабатывают витамины, белки, углеводы.
Бактерии, живущие в толстом кишечнике человека, питаются непереваренными остатками пищи и при этом вырабатывают огромное количество тепла. Тепло передается окружающим органам и разносится с кровью по всему организму.
В кишечнике домашних жвачных животных (коров, коз, овец) также живут бактерии. Эти животные употребляют растительную пищу, а бактерии помогают им её переваривать.
- Спасибо! Очень интересное сообщение.
(Заполнение таблицы)
- Так какой же вывод ваша группа сделала в результате исследований.
Слайд 23
7 ученик.
Итак, мы можем сделать вывод:
Учитель. Если бактерии такие хорошие, то откуда берутся инфекционные болезни (например, холера, дифтерия, брюшной тиф)?
А на этот вопрос нам приготовили сообщение участники второй группы.
(Выступление 2 группы)
1 ученик. В моей группе работало 4 человека. (представляет группу)
Слайд 24
В результате исследований наша группа узнала, что бактерии приносят не только пользу, но и вред.
Так, например, есть бактерии, которые портят рыболовные сети, редчайшие книги в книгохранилищах, сено в стогах, если оно плохо высушено. И этим самым наносят вред.
Слайд 25.
2 ученик.
Я узнал, что бактерии размножаются в пищевых продуктах, вызывая тем самым их порчу. Чтобы приостановить размножение, продукты пастеризуют (выдерживают полчаса при температуре 61–63°), хранят на холоде, вялят или коптят, солят или маринуют.
(Заполнение таблицы)
Слайды 26, 27, 28
3 ученик. Бактерии вызывают тяжёлые заболевания у человека (например, ангину, пищевые отравления), а так же у животных. Они проникают в организм воздушно-капельным путем, через раны, пищеварительный тракт.
Люди и животные заболевает, потому что на них действуют яды, которые вырабатывают вредные бактерии.
Заболевание от бактерий может быть и у растений (например, бактериальный ожог яблонь).
Слайд 29
4 ученик.
В результате нашего исследования мы обнаружили большое количество различных бактерий на поверхности грязных рук, книгах, мобильных телефонах.
Из результатов нашего исследования мы предлагаем:
1. Проветривать класс.
2. Протирать предметы пользования (книги, тетради, ручки…)
3. Чаще мыть руки.
4. Иметь в классе и дома комнатные цветы.
5. Хранить продукты в рекомендуемых для них условиях.
6. Питаться здоровой и полезной пищей.
Слайд 30.
- Итак, работая над проектом, вы узнали, что бактерии обитают повсюду. Они наши друзья. Но, к сожалению, бактерии могут быть и врагами, вызывая заболевания у растений, животных и людей.
Работа с учебником.
- Чтобы обобщить знания по теме сегодняшнего урока, предлагаю обратиться к статье учебника на стр. 127. После знакомства со статьёй, прошу ответить на вопрос, какие продукты питания «подарили» нам бактерии?
Давайте немного пофантазируем и предположим, основываясь на нашей таблице, что все-таки случится на Земле, если вдруг пропадут все бактерии (снизится плодородие почвы, земля будет покрыта трупами животных, погибшими растениями; без молочнокислых бактерий у человека и животных будут проблемы с пищеварением.).
- Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни? (да)
- Как именно? (Знания о бактериях помогут использовать полезные бактерии и защищаться от вредных бактерий).
- Могут ли пригодиться полученные на уроке знания и умения в освоении других предметов? (Основы здоровья)
VІ. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Слайд 32
Итак, подведём итоги. Что мы выяснили?
(Человек и бактерии неразлучны. Бактерии могут быть как врагами, так и друзьями. В воздухе промышленных городов вместе с пылью находятся миллионы микроорганизмов. За сутки мы вдыхаем огромное количество опасных и не опасных микробов. Для того, чтобы бактерии были нашими друзьями, а не врагами надо: мыть руки с мылом, умываться, чистить зубы, мыть овощи и фрукты, сажать много деревьев. Беречь нашу планету, соблюдать чистоту, дышать свежим воздухом).
Посмотрите внимательно на слайд – сформулируйте, к какому итогу своей работы каждый из вас пришел.
Сегодня на уроке:
Я узнал (а), что …
Я был (а) удивлён (удивлена), когда узнала …
Мне было интересно …
Я даже не мог (могла) себе представить, что …
- А теперь давайте улыбнёмся и тем самым поблагодарим друг друга за урок.
VІІ. ОЦЕНИВАНИЕ.
VІІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Слайд 33
Повторить изученный на уроке материал, а для того, чтобы сделать это было проще, на память о сегодняшнем уроке я оставлю каждому из вас, составленную таблицу о вреде и пользе бактерий.
І группа. Проработать раздел в учебнике на стр. 127, разработать правила профилактики заболеваний.
ІІ группа. Проработать раздел в учебнике на стр. 127.
Слайд 44
- Вот и закончилось ещё одно наше путешествие в мир природы. Я благодарю всех за урок.
Таблица
Значение бактерий в природе и жизни человека
Бактерии |
Значение |
Среда обитания |
|
Положительное |
Отрицательное |
||
Гниения |
Перерабатывают растения, трупы животных в перегной, повышают плодородие почвы. |
Портят продукты, книги, сети |
Повсеместно |
Почвенные |
Превращают перегной в минеральные вещества, необходимые растениям, повышают плодородие почвы. |
- |
Почва |
Азотосодержа-щие |
Превращают азот в вещества необходимые растениям, повышают плодородие почвы. |
- |
На корнях бобовых растений, в почве |
Молочнокислые |
Бактерии-кулинары. Используются в изготовлении продуктов питания, кормов. |
|
В различных веществах |
Кишечная палочка |
Способствует перевариванию пищи. |
- |
В кишечнике |
Болезнетворные |
- |
Вызывают заболевания у человека, животных и растений. |
В организмах |
1