Конспект урока русского. 8 класс "Это необычное безличное предложение"

Про матеріал
Разработка урока русского языка в 8 классе "Это необычное безличное предложение". На уроке используется интерактивная доска SMART Board, представлены разнообразные формы работы.
Перегляд файлу

Это необычное безличное предложение.

Урок русского языка. 8 класс.

Цели:  расширить   знания   учащихся   о   видах  односоставных   предложений   с главным  членом  сказуемым,  учить  применять  полученные  знания  в  комплексе, перенося их в новые условия.                                                                                                                                                                                                               Задачи.      Образовательная:
1) повторение сведений об односоставных предложениях;
2) знакомство с  безличными  предложениями, их грамматическими особенностями и способами выражения сказуемого;
3) изучение практической направленности полученных знаний.
                    Развивающая:
1) способствовать развитию умения наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы и предположения;
2)  развитие умения выражать результаты собственной мыслительной деятельности с помощью схемы и устной речи;                                                                           3) развивать навыки работы в парах и группах.
                  Воспитательная:
1)  способствовать формированию научного мировоззрения;
2) воспитывать интерес к изучению русского языка через использование ИКТ;
4) формирование навыков уместного употребления односоставных предложений в речи.                                                                                                                                                                               Тип урока:  изучение нового материала.                                                                                                                Метод: проблемный.                                                                                                                                                               Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.                Обеспечение:  интерактивная доска SMART Board,  презентация в PowerPoint, карточки, тестовые задания, компьютерный тест.

План  урока.

1. Организационный момент.

 Вступительное слово учителя.                       Слайд №1

Здравствуйте, ребята. Начнём наш урок. Как часто мы произносим эти слова. А какова особенность этого предложения? (Односоставное, не имеет подлежащего) Да, действительно, оно односоставное. И сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с видами односоставных предложений. Но для начала небольшая орфографическая разминка.

2. Актуализация опорных знаний.   

1). Орфографическая разминка.     (Работа у доски и в тетрадях)

 Объясни орфограмму, определи лицо и число глаголов       Слайд №2

  Вид…т,  раду…мся ,  (не)встретиш…, (не)навижу,  дремл..т..ся, встретит…ся.

2). Учитель. А теперь давайте проверим, что вы знаете об односоставных                предложениях.  Закончите  определения

(письменно)  одним словом. (Взаимопроверка)          Слайды № 3, 4, 5

1

Предложения с одним главным членом называются …    

 односоставными

2

Определённо-личные, неопределённо-личные, обоб- щённо-личные предложения имеют главный член ……                                                                  

сказуемое

3

Сказуемое выражается глаголом в форме 1 или 2 лица единственного и множественного числа в …………

 определённо-лич-ных предложениях

4

Сказуемое выражается глаголом в форме 3 лица мно- жественного числа настоящего или будущего времени или в форме прошедшего времени множественного числа в …..

неопределённо-личных предложения

 

5

Предложения со сказуемым в форме  2-л единственного числа или 3-го лица множественного числа  с обобщённым значением называются …….

обобщённо-личными

 

 

3). Давайте вспомним… 

   - Как определяли вид односоставного предложения?       (По виду сказуемого)

- Как можно проверить себя?   (Подобрать соответствующее местоимение)

Определите вид предложения.  Карточки             Слайд № 6, 7

1. Пришёл декабрь, и белоснежная зима сменила тоскливую осень. (сложн. двус.)

2. Идёшь по зимнему лесу и  любуешься его красотой.     (опр/л)

3. Намело сугробы.                        ………

4. Зимой льдом не дорожат.         (обобщ/л.)

5. Зовут домой.                              (неоп/л)

6. Возвращаюсь домой.                (опр/л)

(Проверка: 2 – опред/л; 4 – обобщ/л; 5 – неопр/л: 6 – опред/л) 

 

Работа с 1 и 2 предложениями на интерактивной доске.

1. Обратить внимание на 1 и 2 предложения – почему в одном предложении есть  запятая, а в другом – нет?)    

2. Какие предложения не смогли отнести ни к какой группе?   (1, 3) Почему?

   (1 предложение сложное, состоит из 2-х частей, обе части двусоставные)

3. Какое предложение вызвало затруднение? (3)   Намело сугробы.  Слайд №8

3. Погружение в тему урока.  Постанова целей и задачей урока.                          

1). Беседа по вопросам.

1. Начнём с определения грамматической формы сказуемого.

    (Прош. вр., ед. ч., ср.р.)

2. Можем ли отнести к определённо-личным  или неопределённо-личным? (Нет)                                                                                         

3. Можем ли определить лицо, совершившее действие?

    (Нет. Действие произошло само по себе)

 4. Как бы вы назвали такие предложения?  (Мозговой штурм) 

      Они называются «БЕЗЛИЧНЫМИ» (Запись темы на доске)  Слайд №9

 5. На что обычно указывает приставка  БЕЗ?     (Отсутствие чего-либо)

 6. Что отсутствует в этих предложениях?    

     (Лицо. Нет и не может быть подлежащего)

4. Мотивация учащихся на деятельность.

Ребята, если я вам сейчас предложу составить и записать небольшой текст (4-5 предложений) на тему «Зимнее утро», используя только безличные предложения, вы сможете это сделать? (Учащиеся говорят о том, что у нас недостаточно знаний и умений для выполнения этого задания). А что нам для этого нужно знать и уметь?      

 Формулируются задачи урока. Слайд №10

  • научиться опознавать безличные предложения,
  • находить в них сказуемое, определять его вид,
  • строить безличные предложения.

5. Объяснение нового материала.

1). Работа в группах.                         Слайды №11, 12

Давайте проведём небольшую исследовательскую работу  и определим,  какими формами может выражаться  сказуемое в безличных предложения?   Групповая работа с карточками.  Ребята  обозначают  грамматические  основы, указывают, какой формой выражены сказуемые.

1 гр. Уже вечереет. Хорошо мечтается. Светало.     

Безличные глаголы. 3 л., ед.ч., наст. вр.;   ср. род, пр. вр.   

2 гр. Быть дождю. Молчать!       Неопределённая форма глагола.

3 гр. У меня нет вопросов. Изменений не будет.  Отрицательные слова «Нет», «Не будет»

4 гр. С этим городом много связано. На улице дождливо.                                      Кратким страдательным   причастием среднего рода или наречием.

5 гр. Определяет роль безличных предложений в речи.

2). Каждая группа представляет вой вывод, выбирает табличку с нужной формой глагола. На магнитной доске формируется своеобразный кластер.

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3). 5 группа делает вывод о  роли безличных предложений в речи.

Имеют различные значения.

    - состояние природы – Уже вечереет. На улице дождливо.

                 - состояние человека,  живых существ – Хорошо мечтается

    - приказ или необходимость действия – Молчать. Можно написать книгу.

Встречаются в описании природы. Придают речи выразительность. Передают неизбежность действия. Таинственность, неопределённость

6.  Обобщение и систематизация знаний.

Если позволяют возможности класса, есть компьютеры, то сильным учащимся предлагается компьютерный тест. Если такой возможности нет, то тест можно выполнить на интерактивной доске.

1). Физминутка.  «Полезное с приятным»              Слайды №13.1

Учащиеся хлопком в ладоши ин­формируют  о наличии безличного предложения.

1) В воздухе запахло свежей зеленью и прохладой.

2) Сегодня рисуем пейзаж.

3) Любишь кататься, люби и саночки возить.

4) В комнате было совершенно светло.

5) У меня нет времени на пустые разговоры.

6) Договорились о скорой встрече.

2. Найдите сказуемое, определите, чем выражено.   Слайды №13.2, 14

(Выполняется письменно. Выписываются только сказуемые. (Один человек работает у интерактивной доски)

1. Постепенно светает.      Безличное, 3 л., ед ч.

2. Нет ни звука.        Отрицательное слово «Нет».

3. На улице солнечно и морозно.  Наречия.

4. Радоваться нечему.   Неопредел. форма глагола

5. О вашем предложении стоит задуматься!  Неопределённая форма гл.  и безл. вспомог. гл. 

Дать синтаксическую  характеристику предложения.

   (Повеств., воскл.,  прост., односост., безличн., полн., распр., не усложн.)

 3. Перестройте личные предложения в безличные.       Слайд  №15                       Записать в тетрадь        Слайды №16, 17

1. Наступает рассвет.  (Светает)

2. На улице светит солнце и стоит сильный мороз.   

                           (На улице солнечно и  морозно)

3. Всё вокруг усыпал снег.        (Всё вокруг усыпано снегом)

4. Не слышим ни одного звука.  (Нет ни звука)                                                                         

5. Мы радуемся новому дню.     (Нам радостно)

- Можно ли эти предложения назвать текстом? (Да, есть общая тема)

- Какой бы заголовок вы подобрали к этому тексту?      («Зимнее утро»)

Учитель. Ребята, в начале урока я предлагала вам составить текст на тему «Зимнее утро», используя только безличные предложения. Вот мы и справились с тем заданием, которое не смогли сделать ранее. А справились потому, что познакомились с безличными предложениями.

7. Итог урока.

1. Игра «Да-нет-ка»

1). Безличное предложение – это односоставное предложение? (Да)

2). Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (Нет)

3). Сказуемое в безличном предложении выражено только безличным глаголом? (Нет)

4). Безличные предложения придают речи выразительность. (Да)

 2. Оценка деятельности учащихся.

 

8. Домашнее задание.                Слайды №18, 19

§18. Упражнение  №165  или составьте и запишите свой небольшой текст из  4-5  предложений на тему «В лесу», используя безличные предложения.

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Трьокіна Дар'я Сергіївна
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
doc
Додано
25 серпня 2019
Переглядів
3106
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку