Цель урока: повторить материал о стилях речи, расширить знания учащихся о публицистическом стиле, познакомить с жанром интервью, с его структурой и особенностями, формировать умения и навыки строить свои высказывания с учётом задач и условий общения; воспитывать культуру общения.
Цель урока: повторить материал о стилях речи, расширить знания учащихся о публицистическом стиле, познакомить с жанром интервью, с его структурой и особенностями, формировать умения и навыки строить свои высказывания с учётом задач и условий общения; воспитывать культуру общения.
Ход урока
Эпиграф
Что может быть интереснее и поучительнее беседы с бывалым человеком, участником или свидетелем происшествия? Уверен, что ничто.
В. Гиляровский.
І.Организационный момент. Мотивация урока.
Слово учителя:
Добрый день. Обычный класс, обычные дети. Но приглядимся к ним по-внимательнее, так ли они обычны. Вероятно, есть в них что-то особенное. Многие из них о чём-то мечтают и делают все возможное, чтобы их мечты сбылись. У каждого есть свои интересы, увлечения. Хочется узнать, такие ли они обычные дети.
- Скажи, пожалуйста, есть ли у тебя хобби?
- Кем ты хочешь быть? Почему?
- А чем ты хочешь заниматься во взрослой жизни?
- Как по-твоему, по каким критериям нужно выбирать профессию?
Спасибо. Не удивляйтесь такому началу урока. Я просто побывала в роли журналиста и взяла интервью у своих учеников. Моя беседа имеет прямое отношение к теме урока.
ІІ.Сообщение темы и цели урока. ( Запись числа и темы в тетрадь).
Актуализация знаний. Фронтальный опрос (проверка домашнего задания):
И последний стиль публицистический. Его название происходит от латинского слова publicus – общественный ( в нашем языке есть слово "публика", одно из значений которого – люди, народ).
ІІІ.Работа над новым материалом.
1.Слово учителя:
Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним жанром – интервью.
Слово "интервью" иностранного происхождения. Как вы понимаете его значение? (ответы учеников)
2.Словарная работа
Интервью (англ.) – интер – между, вью – взгляд. Обмен взглядами.
Это беседа журналиста с одним или несколькими лицами на какую-то определённую тему.
Интервью - предназначенная для распространения в печати, по радио и телевидению беседа в форме вопросов и ответов с каким- либо лицом по актуальным вопросам.
(Это журналист, он задает вопросы, и человек, который на эти вопросы отвечает).
3.Подберем к слову "интервью" однокоренные слова.
4.Работа с эпиграфом
5.Представление презентации
6.Слово учителя
Ребята, вы просмотрели презентацию. Назовите, пожалуйста, виды интервью. Запишем их в тетради.
Содержание интервью составляют ответы собеседника на вопросы журна-листа. В интервью изложение ведется от имени лица, мнение которого по поводу какого- либо события или вопроса представляет интерес для читателя или слушателя, благодаря тому, что этот человек либо сам является участником события, либо в силу опыта и знаний может интересно ответить на вопросы.
(Политический деятель, художник, актер, спортсмен и др.) И этот список можно продолжить.
Роль журналиста не сводится к записыванию ответов собеседника. Успех интервью зависит и от подготовки журналиста к беседе, и от умения располо-жить к этой беседе собеседника, и, что не менее важно, от умения руководить беседой.
Как должен подготовиться к интервью корреспондент?
Он должен предварительно познакомиться с будущим собеседником и, если это необходимо, - с событием, о котором пойдет речь, обязательно продумать вопросы и четко их сформулировать в соответствии с темой и задачей интервью.
Важно также помнить, что интервью имеет определенную структуру.
7.План (запись в тетради).
I часть. Вступление.
В начале интервью журналист представляет собеседника или собеседник по просьбе журналиста представляется слушателям.
.
II часть. Непосредственная беседа.
Обычно интервью строится в форме диалога. Иногда в беседе могут участвовать несколько человек. Героями беседы часто бывают интересные, неординарные люди.
8.Прочитаем по ролям интервью "Спасибо тебе, Алеша!" (чтение интервью по ролям)
Вчера в редакцию позвонили из посёлка Васильевка и рассказали о смелом поступке шестиклассника Алеши Хлопова. Во время телефонного разговора Алеша находился дома. Мы попросили его подойти к аппарату:
- Алеша, с тобой говорит корреспондент "Молодежной газеты". Расскажи, пожалуйста, поподробнее о случившемся.
- После уроков я пошел на речку лед посмотреть, чтобы знать, что уже по льду ходить или нет. Вдруг вижу: посреди течением несет что-то темное.
- Ты сразу понял, что это?
- Нет. Вижу: то нырнет, то появится: А пригляделся - понял: это человек. Сразу побежал вдоль берега, туда, где можно было по льду добраться до промоины. Пополз по краю, куда водой как раз человека прибило. Это был мальчик.
- Ты не боялся, что лед может обломиться?
- Я не думал об этом. Боялся только, чтобы мальчика под лед не унесло. Успел схватить его за руки, стал тянуть к себе. Он тяжелый такой был.
- Он помогал тебе?
- Нет, он был без сознания. Я дотащил его до берега, начал делать искусственное дыхание. Вижу: живой, приходит в себя, ну и побежал за помощью.
- А куда побежал?
- Людей звать. Он же замерз, его нужно было быстро в больницу. Тут вижу: машина милицейская. Остановил, рассказал все. Милиционеры посадили меня в машину, быстро поехали к берегу, взяли мальчика. Потом они остановили "скорую помощь" и переложили мальчика туда.
- Алеша, а ты сам- то умеешь плавать?
- Умею. Хожу в секцию парашютного многоборья. Занимаюсь плаваньем, стрельбой, бегом.
- А чем ты еще любишь заниматься?
- Читать, фильмы смотреть приключенческие.
- Почему именно приключенческие?
- Там люди смелые, решительные. На них всегда хочется быть похожими.
- А мальчика, которого ты спас, видел после этого?
- Да, я был у него в больнице, когда он начал поправляться. Он учится в первом классе. Его зовут Валера. Он рассказал мне, что хотел покататься на льдине и провалился. А я ему - как спасал.
- А если бы ты не умел плавать, ты бы бросился его спасать?
- Конечно, позвал бы взрослых, все равно бы помог!
9.Вопросы:
III часть. Заключение.
- Как лучше закончить интервью?
Журналист просит собеседника рассказать о своих планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за беседу.
Задание :У прочитанного интервью нет заключения. Закончите его.
ІV. Практическая часть. Формирование умений и навыков.
1.Интерактивная игра "Я – журналист"
1.1. Предлагаю вам составить вопросы и взять интервью у присутствующих на уроке одноклассников, при этом строго придерживаться структуры интервью.
1.2.Работа в парах
Задание усложняется. Надо взять интервью на месте события у свидетеля или участника этого события. Но так, как на данное время главное событие для нас это наш с вами открытый урок, то я прошу вас немножко включить воображение. Сейчас мы посмотрим коротенький фильм нашего земляка режиссёра Богуна Андрея Николаевича, который называется "Камень".
Представьте себе, что этот сюжет вы увидели воочию, вы - журналист, и вам необходимо рассказать о нём в газете или по радио. Работая в парах, самостоятельно распределите роли: кто из вас будет журналистом, а кто свидетелем. Подготовьте интервью.
V. Итог урока. Рефлексия. Оценивание.
Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему научились?
- Пригодятся ли вам эти знания и умения где-нибудь в дальнейшей жизни?
VІ. Домашнее задание: взять интервью у известного вам человека, оформить его в письменном виде.
Андрей Шептицький
Видатний український церковний, культурний та громадський діяч, митрополит УГКЦ (митрополит Галицький, архієпископ Львівський, єпископ Кам’янець-Подільський), граф. Народився у с.Прилбичі (тепер Яворівського р-ну Львівської обл.). При хрещенні отримав імена Роман, Олександр, Марія. Початкову та середню освіту здобув удома та в гімназії Св. Анни у місті Краків (Польща). Після закінчення у 1883 гімназії деякий час перебував на військовій службі, але через хворобу змушений був її залишити. Навчався на юридичному факультеті Краківського та Вроцлавського університетів. 19.05.1888 здобув науковий ступінь доктора права. У 1887 здійснив подорож в Україну та Росію, під час якої познайомився з філософом В. Соловйовим та істориком В. Антоновичем. 28.05.1888 вступив до монастиря отців Василіян у Добромилі. У чернецтві прийняв ім’я Андрей. Згодом студіював філософію та теологію у Кракові. Після закінчення навчання отримав наукові ступені доктора теології та доктора філософії. 22.08.1892 був висвячений на священника у Перемишлі, згодом – магістр Новиків (молодих ченців) у Добромилі (1892-1896), а з 20.06.1896 – ігумен монастиря святого Онуфрія у Львові. Деякий час був професором теології у Кристинополі (тепер Червоноград Львівської обл.).
У 1907році Шептицький добився призначення єпископа для США, а в 1912 і для українських поселенців у Канаді. У 1910 брав участь у євхаристійному конгресі у Монреалі. Шептицький був ініціатором Велеградських з’їздів (1907-1927), у Бельгії створив східну гілку ордену бенедиктинців. З жовтня 1918 член Української Національної Ради ЗУНР-ЗО УНР 1918-1919. Під час українсько-польської війни 1918-19 митрополит був інтернований польськими властями. 16.12.1920 здійснив поїздку до Риму. Звідти поїхав на візитацію українських поселень у північній та Південній Америці.
У своїх виступах обстоював ідею незалежності та соборності України, засуджував окупацію Польщею Галичини і ліквідація української державності у західноукраїнських землях. Після повернення у кін. вересня 1923 року в США Шептицького заарештовано та інтерновано у м. Познань. Лише після особистого звернення Римського Папи Пія ХІ його звільнили, і у січні 1924 року Шептицький повернуся до Львова. |