Як досягти в житті успіху?Метод проблемного навчання,який використовується на уроці,допомагає учням самовизначитися,сприяє формуванню особистості.
Конспект урока литературы в 8 классе
Тема урока: «Каждый делает свою судьбу…»
И.С.Тургенев.Основные сведения о жизни и творчестве писателя.
Цели урока:
познакомить учащихся с фактами биографии И.С.Тургенева,помочь понять Тургенева как человека и писателя;
развивать умение готовить сообщение на заданную тему,навыки работы в коллективе,навыки публичного выступления;развивать способность к обобщениям,умение выделять главное, развивать логическое мышление;
формировать самостоятельность,ответственность,воспитывать интерес к творчеству писателя,способствовать формированию культурного,интеллигентного человека,воспитывать грамотного читателя.
Ожидаемые результаты:учащиеся знают основные события жизни И.С.Тургенева,называют некоторые его произведения,умеют самостоятельно работать с материалом,структуировать полученную информацию,представляют свои проекты классу.
Оборудование:репродукции портретов Тургенева в разные периоды жизни,близких писателя,иллюстративный материал к уроку;выставка книг Тургенева;учебник «Интегрированный курс « Литература (русская и зарубежная)» для 8 класса под редакцией Е.А.Исаевой,Ж.В.Клименко,О.К.Быцько,А.О.Мельник;стенд «Тургенев и герои его книг»;раздаточный материал,игра «Ниточка», «План устного журнала «Аристократ литературы русской…», «Словесный портрет писателя(схема)»,мини-проекты(презентации).
Тип урока:урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.
Он был аристократ литературы русской…
Н.Рачков
План урока
I.Организационный момент.
Обмен пожеланиями,в которых было бы слово успех.
II.Актуализация опорных знаний.
1.Проверка домашнего задания осуществляется в ходе урока.
2. «Коммуникативная атака»(вызов к проблемному общению).
Беседа
-Важно ли в жизни быть успешным?
-Как сложилась судьба главного героя повести Н.В.Гоголя «Портрет»?
-В чем причина трагедии художника Чарткова?
III.Постановка цели и задач урока.Мотивация учебной деятельности.
-От чего зависит будущее человека?Сегодня мы будем говорить о реальном человеке.
Какие проблемы мы будем решать на уроке,вы узнаете,когда соедините концы в игре «Ниточка».
Игра «Ниточка».
Задание:надо найти пары и объединить их:
«Выяснить» жизненным уроком
«Создать» кто он
«Знакомство с жизнеописанием должно стать» образ Творца и Человека
IV.Восприятие нового материала.
1.Слово учителя.
Жизнь И.С.Тургенева охватывает значительную историческую эпоху.
«Я не мог дышать одним воздухом ,оставаться рядом с тем,что я возненавидел.Враг этот был –крепостное право.»
-Что это был за человек,который так ненавидел крепостное право?Обратимся к биографии писателя.
Вы получили домашнее задание :подготовить презентации,посвященные тому или иному этапу жизненного и творческого пути И.С.Тургенева.Объединив наши сообщения,мы создадим устный журнал о писателе под названием «Аристократ литературы русской..»
2.Работа с эпиграфом урока.
Словарь урока:аристократия,аристократ.
Проблемный вопрос.
-Почему же мы относим И.С.Тургенева к числу лучших представителей XIX века?
3.Представление мини-проектов.Презентации учащихся.
Устный журнал.
План
-Страницы жизни И.С.Тургенева(детство,годы учения,творчество).
-Поэзия Тургенева.
-Воспоминания современников.
-Интересные факты о Тургеневе.
4. «Я-редактор».
-Кто хочет стать автором пустой страницы журнала о писателе?
5.Составление словесного портрета писателя.
Задание:записать его основные качества и черты характера.
6.Ответ на проблемный вопрос(2).
V.Применение знаний,умений,навыков.
1.Ролевая игра «Интервью с писателем».
Моделируется ситуация пресс-конференции. «Журналисты» задают «писателю» вопросы о его жизни и творчестве, «писатель» отвечают на них.
2.Литературный диктант.
-Назовите место рождения(Орел)
-Имя матери Тургенева(Варвара Петровна)
-Назовите родовое имение писателя(Спасское-Лутовино)
-Назовите учебные заведения,где учился Тургенев?(Московский и Петербургский университеты)
-Какими иностранными языками владел писатель?(Французским,английским,немецким)
-Назовите любимые занятия Тургенева(философия,литература,охота)
-Какое произведение стало одной из причин ареста писателя?( «Записки охотника»)
-Почетным доктором какого университета был Тургенев?(Оксфордского университета)
-Главная любовь в жизни писателя (Полина Виардо)
-Что больше всего в жизни ненавидел Тургенев?(Крепостное право)
-В какой стране за границей жил писатель?(Во Франции)
-Учеником какого известного русского поэта считал себя И.С.Тургенев?(А.С.Пушкина)
3.Взаимопроверка.
VI.Подведение итогов урока.Рефлексия.
1.Обобщающее слово учителя.
У Тургенева,который считал себя учеником Пушкина,было «страстное желание»написать что-то хорошее и посвятить памяти Пушкина.
Конечно же,И.С.Тургенев недооценивал себя,но его смогли по достоинству оценить и современники,и потомки.
2.Интерактивное упражнение «Неоконченное предложение».
-Что значит «жить достойно»?
3.Анализ учебной деятельности учащихся на уроке.
VII.Домашнее задание.
1.I-II уровни.-Прочитать статью учебника о И.С.Тургеневе(стр.207-210).Составить ее план.
2.I-IV уровни.-Выписать в тетрадь определение понятия «стихотворение в прозе»(стр.212).Прочитать стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Воробей», «Порог», «Голуби». «Памяти Ю.П.Вревской».
3.III уровень.-Составить цитатник высказываний современников о писателе И.С.Тургеневе(по материалам учебника и Интернета).
4.IV уровень.-Подобрать материалы и составить кроссворд на тему «Люди,которые знали Тургенева».