Конспект уроку із зарубіжної літератури 10 клас "Ф.М. Достоевский. Роман "Преступление и наказание". Р. Раскольников - преступник или жертва?"

Про матеріал

Конспект уроку із зарубіжної літератури для 10 класу "Ф.М. Достоевский. Роман "Преступление и наказание". Р. Раскольников - преступник или жертва?"

Перегляд файлу

Тема: Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

           Р. Раскольников – преступник или жертва?

 

Цель: показать, что бескомпромиссный поиск истины, боль за человека – основа позиции Ф. Достоевского; научить вдумчиво и внимательно работать над художественным текстом; помогать учащимся правильно вести дискуссию; вырабатывать  умение быть человечными, формировать принципы гуманного поведения.

 

Эпиграфы к уроку (афиши-эпиграфы):

1. «Свойства палача в зародыше находятся почти в каждом современном человеке»

Ф. М. Достоевский

2. «Добро останется  всегда, потому что оно есть потребность личности»

3. «… найти в человеке человека»

 

Эпиграф к уроку (запись на доске):

                                                             Мы – источник веселья и скорби рудник,

                                                                 Мы-вместилище скверны и чистый родник,

                                                     Человек, как в зеркале мир, многолик,

                                                        Он ничтожен, и он же безмерно велик.

О. Хайям

 

ХОД УРОКА

 

I. Сообщение темы и цели урока:

 

Слово учителя:

Гигантская «тень будущего» падает из нашего времени на последнюю треть ХІХ века, когда писалось «Преступление и наказание». Нельзя не увидеть, как ярко отразились наиболее острые и «больные» проблемы современной нашей жизни в романе Достоевского. Он написан словно бы для нашего времени, а не только для того времени. Каждая эпоха находит в великих книгах какое-то свое, только к ней обращенное послание.

 Вот сегодня мы с вами перечитаем это послание и продолжим разговор о сложном и противоречивом образе Родиона Раскольникова, пойдем с ним дальше по извилистой и трудной дороге постижения истины, дороге, которую каждый из нас проходит сам.

 Проблема преступного самосознания выдвинута впервые совсем не Достоевским. Это одна из вечных тем мировой литературы. Её решали Софокл и Данте, Шекспир и Пушкин. Вспомним из «Макбета»:

Кровь лили и тогда, когда закон

Ещё не правил этим древним миром ;

И позже леденящие нам слух

Убийства совершались…»

«Гений и злодейство… две вещи несовместимы». Вот и Достоевский своим романом доказывает , что в человеке борются не «хорошие» и «плохие» мотивы преступления, а мотивы «за» и «против» самого преступления.

(Ученики в тетради записывают число, тему.)

 

II. Актуализация мыслительной деятельности учащихся.

 

Выходит ученик – Р. Раскольников:

«…Люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Первые послушны, благоговеют перед законом, вторые могут преступить закон во имя своей идеи. Они, если потребуется, могут дать себе разрешение перешагнуть через кровь. В глазах необыкновенного человека такое преступление  - не преступление. Давно такое зреет в моем мозгу, великая идея: во имя справедливости, прогресса, кровь по совести может быть определена: « В бессонные ночи и в исступлении она замышлялась, … с подыманием и стуканьем сердца, с энтузиазмом подавленным...»

(Схема-таблица «Теория Раскольникова» стр. 26 журнал «Зарубіжна  література» №2 2001 г.)

 

Слово учителя: Идея родилась…

- Назовите мне причину возникновения теории Раскольникова?

     (ответы учащихся):

а) жизнь Раскольникова;

б) рассказ Мармеладова о своей семье;

в) письмо матери;

г) разговор студента и молодого офицера.

 

Слово учителя:

Слово породило расчет: убив зло, создать «всеобщее счастье».

- В результате своих размышлений к какому разряду людей он себя относит?

- Раскольников убил, уподобился «хозяевам жизни», для которых обычные люди  - «твари». Почему он тогда не получил то, к чему стремился?

     (ответы учащихся с использованием текста)

Крушение теории:

а) приносит страдание матери и сестре;

б) убивает беззащитную и смиренную Елизавету;

в) едва ли не является причиной гибели маляра Миколки.

 

Вывод: «Я себя убил, а не старушонку». Он понял, что Наполеоном ему не быть.

 

Слово учителя: 

Ах! чувствую: ничто не может нас

Среди мирских печалей успокоить;

Ничто, ничто... едина разве совесть.

Так, здравая, она восторжествует

Над злобою, над темной клеветою. —

Но если в ней единое пятно,

Единое, случайно завелося,

Тогда — беда! как язвой моровой

Душа сгорит, нальется сердце ядом,

Как молотком стучит в ушах упрек,

И всe тошнит, и голова кружится,

И мальчики кровавые в глазах...

И рад бежать, да некуда... ужасно!

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

Раскольников страдал от того, что в нем совесть нечиста.

- Так, кто же пред нами, ребята, преступник или жертва?

(ответы учащихся). Дискуссия.

- Какие истины постигает Раскольников?

1. «В человеке человек» без людей невозможен.

2. Разрешить злодейство по совести невозможно.

3. Стремиться к личной неограниченной власти  - глупо.

4. Раскольников мертв до тех пор, пока не осознает античеловеческий смысл своей теории. (Вопрос:  Когда он это понимает?)

5. Он осознает, что сильная воля не может реализовываться без веры. («Не убий» - слово-расчет-дело – Спасёт вера).

 

III. Итог урока:

 

Слово учителя: 

У человечества не так уж много истин, но добываются они каждый раз заново и невероятно дорогой ценой, зато необходимы и спасительны, как хлеб, как вода, как воздух. Эти истины заключены в нравственных законах человечества: «Не убий!», «Возлюби ближнего», «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».

И о тебе эта история – как бы говорит Достоевский читателю – о тебе, если несправедливую, неправедную цель пытаешься прикрыть благородными намерениями, если ты с презрением относишься к людям и считаешь себя выше их. У тебя могут быть своя старуха-процентщица, своя Лизавета, могут быть, даже если ты  не убивал их в буквальном понимании этих слов.

Будущее бросает на нас свою тень, и мы пытаемся разглядеть её, оборачиваясь в прошлое. Прислушаться к Достоевскому. Его пророчества слишком точно сбываются, чтобы мы могли ими пренебречь.

 

 

Ученица читает стихотворение Ирины Ратушинской: 

 

Под соборными сводами вечными,

Босиком по пыльным дорогам,

С обнажённо дрожащими свечками

Люди ищут доброго Бога.

 

Чтобы Он пожалел и понял

Сквозь убийства, бред и обманы,

Чтобы Он положил ладони

На висок, как на злую рану,

 

Чтоб увидел кричащие лица,

Темень душ и глаза без света,

Чтоб простил дурака и блудницу,

И священника, и поэта.

 

Чтобы спас беглеца от погони,

Чтобы дал голодающим хлеба…

Может, Бог — это крест на ладони?

Может, Бог — это тёмное небо?

 

Как к Нему отыскать дорогу?

Чем надежду и боль измерить?

Люди ищут доброго Бога.

Дай им Бог найти и поверить.

 

IV. Домашнее задание

 Наизусть «Страницы, которые взволновали меня».

 

docx
Додано
5 грудня 2019
Переглядів
1073
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку