Конспект уроку із зарубіжної літератури для 10 класу "Ф.М. Достоевский. Роман "Преступление и наказание". Р. Раскольников - преступник или жертва?"
Тема: Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
Р. Раскольников – преступник или жертва?
Цель: показать, что бескомпромиссный поиск истины, боль за человека – основа позиции Ф. Достоевского; научить вдумчиво и внимательно работать над художественным текстом; помогать учащимся правильно вести дискуссию; вырабатывать умение быть человечными, формировать принципы гуманного поведения.
Эпиграфы к уроку (афиши-эпиграфы):
1. «Свойства палача в зародыше находятся почти в каждом современном человеке»
Ф. М. Достоевский
2. «Добро останется всегда, потому что оно есть потребность личности»
3. «… найти в человеке человека»
Эпиграф к уроку (запись на доске):
Мы – источник веселья и скорби рудник,
Мы-вместилище скверны и чистый родник,
Человек, как в зеркале мир, многолик,
Он ничтожен, и он же безмерно велик.
О. Хайям
ХОД УРОКА
I. Сообщение темы и цели урока:
Слово учителя:
Гигантская «тень будущего» падает из нашего времени на последнюю треть ХІХ века, когда писалось «Преступление и наказание». Нельзя не увидеть, как ярко отразились наиболее острые и «больные» проблемы современной нашей жизни в романе Достоевского. Он написан словно бы для нашего времени, а не только для того времени. Каждая эпоха находит в великих книгах какое-то свое, только к ней обращенное послание.
Вот сегодня мы с вами перечитаем это послание и продолжим разговор о сложном и противоречивом образе Родиона Раскольникова, пойдем с ним дальше по извилистой и трудной дороге постижения истины, дороге, которую каждый из нас проходит сам.
Проблема преступного самосознания выдвинута впервые совсем не Достоевским. Это одна из вечных тем мировой литературы. Её решали Софокл и Данте, Шекспир и Пушкин. Вспомним из «Макбета»:
Кровь лили и тогда, когда закон
Ещё не правил этим древним миром ;
И позже леденящие нам слух
Убийства совершались…»
«Гений и злодейство… две вещи несовместимы». Вот и Достоевский своим романом доказывает , что в человеке борются не «хорошие» и «плохие» мотивы преступления, а мотивы «за» и «против» самого преступления.
(Ученики в тетради записывают число, тему.)
II. Актуализация мыслительной деятельности учащихся.
Выходит ученик – Р. Раскольников:
«…Люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Первые послушны, благоговеют перед законом, вторые могут преступить закон во имя своей идеи. Они, если потребуется, могут дать себе разрешение перешагнуть через кровь. В глазах необыкновенного человека такое преступление - не преступление. Давно такое зреет в моем мозгу, великая идея: во имя справедливости, прогресса, кровь по совести может быть определена: « В бессонные ночи и в исступлении она замышлялась, … с подыманием и стуканьем сердца, с энтузиазмом подавленным...»
(Схема-таблица «Теория Раскольникова» стр. 26 журнал «Зарубіжна література» №2 2001 г.)
Слово учителя: Идея родилась…
- Назовите мне причину возникновения теории Раскольникова?
(ответы учащихся):
а) жизнь Раскольникова;
б) рассказ Мармеладова о своей семье;
в) письмо матери;
г) разговор студента и молодого офицера.
Слово учителя:
Слово породило расчет: убив зло, создать «всеобщее счастье».
- В результате своих размышлений к какому разряду людей он себя относит?
- Раскольников убил, уподобился «хозяевам жизни», для которых обычные люди - «твари». Почему он тогда не получил то, к чему стремился?
(ответы учащихся с использованием текста)
Крушение теории:
а) приносит страдание матери и сестре;
б) убивает беззащитную и смиренную Елизавету;
в) едва ли не является причиной гибели маляра Миколки.
Вывод: «Я себя убил, а не старушонку». Он понял, что Наполеоном ему не быть.
Слово учителя:
Ах! чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто... едина разве совесть.
Так, здравая, она восторжествует
Над злобою, над темной клеветою. —
Но если в ней единое пятно,
Единое, случайно завелося,
Тогда — беда! как язвой моровой
Душа сгорит, нальется сердце ядом,
Как молотком стучит в ушах упрек,
И всe тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах...
И рад бежать, да некуда... ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
Раскольников страдал от того, что в нем совесть нечиста.
- Так, кто же пред нами, ребята, преступник или жертва?
(ответы учащихся). Дискуссия.
- Какие истины постигает Раскольников?
1. «В человеке человек» без людей невозможен.
2. Разрешить злодейство по совести невозможно.
3. Стремиться к личной неограниченной власти - глупо.
4. Раскольников мертв до тех пор, пока не осознает античеловеческий смысл своей теории. (Вопрос: Когда он это понимает?)
5. Он осознает, что сильная воля не может реализовываться без веры. («Не убий» - слово-расчет-дело – Спасёт вера).
III. Итог урока:
Слово учителя:
У человечества не так уж много истин, но добываются они каждый раз заново и невероятно дорогой ценой, зато необходимы и спасительны, как хлеб, как вода, как воздух. Эти истины заключены в нравственных законах человечества: «Не убий!», «Возлюби ближнего», «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».
И о тебе эта история – как бы говорит Достоевский читателю – о тебе, если несправедливую, неправедную цель пытаешься прикрыть благородными намерениями, если ты с презрением относишься к людям и считаешь себя выше их. У тебя могут быть своя старуха-процентщица, своя Лизавета, могут быть, даже если ты не убивал их в буквальном понимании этих слов.
Будущее бросает на нас свою тень, и мы пытаемся разглядеть её, оборачиваясь в прошлое. Прислушаться к Достоевскому. Его пророчества слишком точно сбываются, чтобы мы могли ими пренебречь.
Ученица читает стихотворение Ирины Ратушинской:
Под соборными сводами вечными,
Босиком по пыльным дорогам,
С обнажённо дрожащими свечками
Люди ищут доброго Бога.
Чтобы Он пожалел и понял
Сквозь убийства, бред и обманы,
Чтобы Он положил ладони
На висок, как на злую рану,
Чтоб увидел кричащие лица,
Темень душ и глаза без света,
Чтоб простил дурака и блудницу,
И священника, и поэта.
Чтобы спас беглеца от погони,
Чтобы дал голодающим хлеба…
Может, Бог — это крест на ладони?
Может, Бог — это тёмное небо?
Как к Нему отыскать дорогу?
Чем надежду и боль измерить?
Люди ищут доброго Бога.
Дай им Бог найти и поверить.
IV. Домашнее задание
Наизусть «Страницы, которые взволновали меня».