Конспект уроку "Походи монголів на Русь"

Про матеріал

Мета:: 1. Розкрити причини феодальної роздробленості Київської держави (Русі - України).

2. Сприяти розвитку просторової, інформаційної, хронологічної, комунікативної компетентностей.

3.Виховувати повагу до захисників Батьківщини, громадянську компетентність.

Тип уроку: урок вивчення нового матеріалу, урок - екскурсія до музею Бойової слави .

Перегляд файлу

 

 

 

 

 

Тема: «Походы монголов на Русь».

 

Конспект урока по истории Украины. 7 класс

 

 

 

 

Учитель высшей категории,

учитель-методист

Проценко Полина Ивановна

ООШ I-II ст. №13 г.Бердянска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема: «Походы монголов на Русь».

Цель: 1. Раскрыть причины и проявления ослабления Киевского  

государства.

Показать, каким горем для русских земель было монголо-татарское нашествие.

Объяснить роль отдельных деятелей и народных масс в борьбе с захватчиками.

2. Способствовать развитию пространственной, информационной , хронологической компетентностями.

3. Воспитывать уважение к защитникам Родины, гражданскую компетентность.

 

 

Умения и навыки, отрабатываемые на уроке:

  1. Работать с документами.
  2. Выбирать главное и правильно формулировать выводы.
  3. Отстаивать свою точку зрения.
  4. Применять полученные знания на практике (выполнение практических заданий).
  5. Развивать креативное мышление  учащихся.
  6. Развивать коммуникативную компетентность.

 

Оборудование: 1. Учебник.

2. Выставка книг «Не забывайте того, что знаете. А чего

    не знаете – научайтесь».

3. «Музейные экспонаты»: оружие монголо-татар,

    вооружение русских воинов.

4. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

 

Тип урока: урок изучения нового материала, урок-экскурсия в музей Боевой славы.

 

 

 

ХОД УРОКА.

 

                                                          Эпиграф: «Сыны мои, живите в любви  

                                                                             между собой, Бог будет в Вас и

                                                                             покорит вам врагов».

                                                                             Ярослав Мудрый

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас урок необычный: сегодня мы побываем в музее.

- Вы знаете, что такое музей?

- Какие музеи есть в нашем городе?

 

Я – руководитель музея. Наш музей – музей Боевой славы русских воинов.

 

- Что бы вам хотелось увидеть в нашем музее, какие впечатления получить?

( Ответы учащихся ).

Постараемся оправдать ваши надежды. А пока настроимся на получение новой информации, давайте вспомним (провожу викторину):

 

1.Как называлось государство, в котором жили восточные славяне?  

    (Киевская Русь)

2. Как называли правителей Киевской Руси? ( Князья)

3. Назовите имя князя – основателя Киевской Руси. ( Олег)

4. Кто из киевских князей до Владимира Великого были христианами?

    (Аскольд, Ольга)

5. В каком году князь Владимир крестил киевлян? ( В 988г.)

6. При каком князе были построены Золотые Ворота? ( При Ярославе

    Мудром)

7. Что было построено по приказу Ярослава Мудрого на том месте под

    Киевом, где он разбил печенегов? (Софийский собор)

8. В каком году? (В 1037г.)

9. Как назывался первый сборник законов, принятый Ярославом Мудрым?

    («Русская правда»)

10. В каком веке правил Ярослав Мудрый? (В 11 в.)

 

II. Объяснение нового материала.

 

Учитель: Князь Ярослав Мудрый, Чувствуя приближение смерти, завещал своим сыновьям жить в мире и согласии. Посмотрите на иллюстрацию «Наставления Ярослава сыновьям», а озвучит эту картину мой помощник   

 (ученик читает фрагмент  рассказа «Ярослав Мудрый» из книги Олеся «Княжа Україна»):

 

                 ...Перед смертю Ярослав

                 Всіх синів своїх покликав

                 І з любов’ю проказав:

                «Вас я , діти, покидаю,

                 Йду я в ліпшу сторону,

                 Але, діти, пам’ятайте

                 Мою заповідь одну:

                 Не сваріться,

                 Жийте в згоді:

                 Тільки мир збере усе,

                 А незгода, наче вітер,

                 Все по полю рознесе.

                 Як не будете всі разом

                 Йти до спільної мети,

                 Ви, державу зруйнувавши,

                 Подасьтеся у світи.

                 Ви розгубите ту землю,

                 Що придали вам батьки,

                 І тинятиметесь всюди

                 Як вигнанці й жебраки.

 

Учитель: Но после смерти отца сыновья начали борьбу между собой за власть и земли. Отсюда и появилось понятие «княжеские усобицы».

- Как вы думаете, почему Киевская Русь распалась на отдельные княжества?

- Что такое «период раздробленности»?

 

Сообщаю проблему урока: Послушайте наших экскурсоводов и ответьте на вопрос: « Как раздробленность повлияла на дальнейшую жизнь государства: ослабила его или укрепила?»

1-я экспозиция называется «Борьба Владимира Мономаха за объединение страны». Нашими экскурсоводами будут Северин Никита и Рафальская Настя. (Ребята используют во время рассказа слайды с  портретом В.Мономаха,  карту.  Приложение 1)

 

Учитель: Чем Владимир Мономах заслужил уважение и любовь современников? (Проверяем домашнее задание «Хвала князю»).

 

Учитель: Но в 20-е годы 13в. при внуках Владимира Мономаха Киевская Русь всё же распалась на княжества и стала добычей новых завоевателей – монголов. Наша 2-я экспозиция называется «Нашествие монголов на Русь». Предоставляю слово Одаренко Роме (во время рассказа ученик показывает оружие монголов, слайд  «Монгольский воин», карту. Приложение 2).

 

После выступления экскурсовода, работаем с документом «Битва на реке Калке в 1223г.»

 

Учитель: Слово предоставляю Клевцову Саше и Мартыненко Даше. А расскажут они о завоевании монголами города Киева (используем карту, вооружение русских воинов, слайд  Герб Киева. Приложение 3)

- Подумайте, ребята, почему монголам удалось захватить Киев?

- Давайте рассмотрим картину художника В.Шаталина «Оборона Киева в 1240г.» (слайд ):

 

- Что изображено на картине?

- Опишите, что изображено на картине, используя слова: слева, справа, на переднем плане, на заднем плане.

- Что на картине свидетельствует об:

а) ожесточённом сопротивлении киевлян захватчикам;

б) о преобладающих силах монголов над киевлянами?

- Какое сооружение города стало последним укреплением защитников? Кем и когда оно было построено?

- Почему монголам удалось захватить город Киев?

 

Мы видим, что завоевание русских земель монголами произошло из-за того, что Киевская Русь распалась на отдельные княжества.

 

III. Закрепление изученного.

1. Проверяем проблемное задание: Раздробленность ослабила или укрепила 

    Киевскую Русь?

 

Перед вами «Дерево решений». Если вы считаете, что раздробленность ослабила Русь, то прикрепляете к «Дереву» зелёные листочки и объясняете – почему?

Если же вы считаете, что укрепила, то прикрепляете розовые листочки и объясняете.

(На «Дереве» должны появиться зелёные листочки с ответами: Раздробленность ослабила Киевскую Русь, потому что

- княжества стали слабее из-за войн;

- их завоевали кочевники;

- многие города и сёла разрушены;

- погибли люди;

- разрушены церкви,

- монголы установили иго – зависимость русских земель;

- князья подчинялись хану;

- народ платил дань зерном, деньгами, скотом;

- на княжества нападают западные соседи – Польша, Венгрия, Литва;

- рядом с русскими княжествами находилась Золотая Орда – государство монголов . А также розовые листочки: раздробленность ускорила объединение княжеств в новые государства Украину, Россию, Белоруссию).

 

2. Предлагаю учащимся на отдельных листах выполнить задание:

- Чем В.Мономах заслужил уважение и любовь современников?

 

Подводим итог урока.

Учитель: В каждом музее есть книга отзывов и предложений. Что бы вы написали в нашу Книгу отзывов, что понравилось, что не совсем было понятно? (ответы учащихся)

 

IV. Домашнее задание: Прочитать отрывки из книги В.Мономаха «Поучение детям», ответить на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

 

Экскурсия 1: «Борьба В.Мономаха за объединение страны».

 

1А. Князь Мономах правил с 1113 по 1125гг. Он был сыном Всеволода Ярославича и дочери византийского императора Константина Мономаха. А значит по отцовской линии В.Мономах был внуком Ярослав Мудрого.

Правил Мономах Переяславским княжеством. Сюда часто совершали набеги половцы. Именно по этой причине князь Владимир очень хорошо знал, как тяжело защищаться от врагов в одиночку. Поэтому он приложил немало усилий для прекращения княжеских усобиц и сплочения сил для борьбы с кочевниками.

С этой целью он трижды собирал князей на съезды, где они присягали на Библии и целовали крест, обещая, что будут жить в согласии между собой.

Когда один из участников Любечского съезда князей волынский князь нарушил клятву, ослепил князя Василька. Владимир добился наказания для нарушителя: «Не бывало ещё на русской земле ни при наших дедах, ни при наших родителях такой беды. Идите и исправьте ту беду. Потому, что если этого не сделаем, то настанет ещё худшая беда и начнёт закалывать брат брата и погибнет наша земля, а наши враги половцы придут и возьмут её». Такие действия укрепили государство.

В.Мономаху удалось сосредоточить в своих руках власть над Киевщиной, Волынью, Турово – Пинским, Переяславским, Смоленским княжествами, Новгородской Землёй, Поволжьем. Только в Галицком княжестве правили другие князья.

 

1Б. В Киеве Владимир развернул большое строительство: построил мост через Днепр, новые храмы.

Киевская Русь укрепила связи с другими государствами. С 1103г. князь совершил 5 победоносных походов в половецкую землю. Потерпев поражение, половцы начали служить русским князьям.

С Русью искали союза Византия, скандинавские страны. Владимир был женат на английской принцессе Гите, его сын Мстислав – на шведской принцессе Кристине, дочь стала женой венгерского короля, сын Юрий женился на дочери половецкого хана.

Умер Владимир в 1125г. в возрасте 72 лет. Похоронили его в Софийском соборе в Киеве. Своим сыновьям он наказал жить честно, в согласии, чтобы развивался и крепнул их родной край.

В «Поучении детям» он написал: «Более всего имейте страх Божий. Не ленитесь. Уважайте старого мужчину, как отца, а молодого – как брата. Будьте справедливыми судьями, присяги не нарушайте. Гостей и послов угощайте, потому что они разнесут по чужим землям добрую и злую славу. Не забывайте того, что знаете. А чего не знаете – научайтесь».

 

Экскурсия 2: «Нашествие монголов на Русь».

 

Столетие раздробленности настолько ослабило когда-то могущественную державу, что она стала лёгкой добычей нового завоевателя – монголов.

Узнав о приближении 25-тысячной монгольской армии, половцы обратились к прежним своим врагам – древнерусским князьям – с просьбой оказать помощь: «Сегодня перебьют нас, а завтра – вас, если не поможете нам».

Первая битва состоялась в 1223г. на реке Калке возле Азовского моря. Против монголов выступили совместно древнерусские полки и половцы. Воины проявляли на поле боя чудеса смелости и мужества. Но среди князей не было единства в ведении боя. Это и привело к поражению объединённого войска. Пленных русских князей монголы связали, положили в ряд на землю, накрыли досками и устроили пир. Пили, ели, гуляли, пока князья не задохнулись.

Новый поход монголов на Русь начался в 1237г. Возглавил этот поход внук Чингизхана Батый. В марте 1239г. монгольское войско захватило Переяслав. Следующим был Чернигов. Обороной Чернигова руководил князь Мстислав Глебович. Летопись сообщает: «Побеждён был Мстислав, и множество воинов его побито было, и город взят и сожжён огнём».

Что же собой представляло монгольское войско? Почему монголы одерживали одну победу за другой?

На основании летописей и археологических находок могу сообщить следующее:

во 1-х, успех обеспечивало лучшее в мире оружие;

во 2-х, передовое военное искусство;

в 3-х, суровая дисциплина.

 

Степняки имели невзрачных, но выносливых и непритязательных скакунов. Они легко переносили морозы, умели добыть траву из-под снега. Рядовой воин имел 3 лошадей, на которых он поочерёдно ехал. За день армия проходила ок. 100 км. Каждый всадник имел еду – сухое молоко и сухое мясо.

   Другим «чудо – оружием» монголов был сложный лук. Несколько частей, изготовленных из разной древесины, костей и рогов пристраивали друг к другу и склеивали животным клеем. Это было оружие ни в чём не уступающее в точности и дальности будущему огнестрельному. Даже рядовой воин с расстояния 100 м мог пробить кольчугу противника. А стрелять на ходу монголы учились с 3-х лет.

Монголы овладели саблями мусульманских оружейников.

Окружив врага, лёгкая конница расстреливала его издали из луков. Командиры направляли бой, используя вымпелы и фонари. То налетая, то отступая, лучники изматывали врага и подводили его под удары тяжёлой конницы. Потом непременно снаряжалась погоня.

Я считаю, монголы воевали умением, слаженностью, суровой дисциплиной. Знаменитый британский военный теоретик Гарт писал, что «бронемашина или лёгкий танк – это прямые потомки монгольского всадника».

 

Экскурсия 3: «Оборона Киева в 1240г.»

 

3А. Осенью 1240г. огромное войско хана Батыя приблизилось к Киеву. Летописец сообщает о численности войска так: «Ничего не было слышно от скрипа телег его, рёва верблюдов и ржания коней его».

Обороной Киева руководил опытный и храбрый воевода Дмитрий. Но силы были неравны. Воины Батыя день и ночь били по укреплённым стенам Киева стенобитными машинами. Через несколько дней стены были проломлены и враг проник в город. Монголы тоже понесли большие потери. Батый дал своим воинам несколько дней для отдыха.

Бои возобновились. 6 декабря 1240г. было сломлено сопротивление последних защитников. Своды Десятинной церкви не выдержали массы людей и завалились.

Город был опустошён и разрушен. Летописец писал: «... татары взяли Киев и Софию Святую ограбили, и монастыри все, и иконы, и кресты, и всю церковную утварь взяли, а людей от мала до велика убили мечами».

Легенда рассказывает, будто раненого воеводу Дмитрия подвели к Батыю. Истекая кровью, он смотрел в глаза хану без страха и покорности. Поражённый мужеством воеводы, Батый даровал ему жизнь.

 

3Б. Монгольские орды, оставляя за собой пожарища и много убитых, прошли по Киевской, Волынской, Галицкой землям. Всюду встречали сопротивление.

Через территорию Галицко-Волынского княжества монголы вторглись в Польшу, Венгрию.

На завоёванных землях Киевской Руси Батый установил иго – зависимость от Золотой Орды – государства монголов. Зависимость проявлялась в выплате дани хлебом, скотом, деньгами. Кроме того, князья вынуждены были ездить в Сарай – столицу Золотой Орды – за ярлыком – грамотой на разрешение княжить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Борьба Киевской Руси с кочевниками.

Монголо-татарское нашествие».

 

Конспект урока по истории Украины. 5 класс

 

 

 

 

Учитель высшей категории,

учитель-методист

Проценко Полина Ивановна

ООШ I-II ст. №13 г.Бердянска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2007 год

doc
До підручника
Історія України 7 клас (Гупан Н.М., Смагін І.І., Пометун О.І.)
Додано
28 липня 2018
Переглядів
985
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку