Тема: Односоставные и двусоставные предложения
Составление диалога по заданной теме
Цель урока: научить различать односоставные и двусоставные предложения,
Отработать навык узнавания их в тексте; отрабатывать навыки выделения в предложении главных членов предложения; развивать и обогащать монологическую и диалогическую речь школьников; воспитывать прилежание, эстетический вкус, любовь и бережное отношение к природе,
содействовать формированию устойчивого интереса к русскому языку.
Ход урока:
І. Организационный момент.
II. Речевая разминка. Работа с эпиграфом.
«Любовь к родной стране начинается с любви к природе».
(К. Паустовский – русский писатель)
- Ребята, как вы понимаете слова, записанные на доске?
- Как вы думаете: почему я записала на доске именно эти слова? Какой будет речевая тема нашего урока? (любовь к природе)
- Скажите, какая это синтаксическая единица: слово, словосочетание или предложение? (предложение)
- А что является одним из главных признаков этой единицы синтаксиса? (наличие в нём подлежащего и сказуемого)
ІІІ. Сообщение темы урока.
- У вас на партах лежат листы с напечатанными строками из стихотворения великого русского поэта А.С. Пушкина:
Мороз и солнце! День чудесный!
Ещѐ ты дремлешь, друг прелестный!
Пора, красавица, проснись!
- Внимательно рассмотрите эти предложения и определите в них грамматические основы (подчеркните). Подумайте, как эти предложения можно разделить на две группы.
- По какому принципу вы их поделили?
(Принцип разделения – состав грамматической основы предложении. 1 и 2 предложения имеют только подлежащее. 3 – и подлежащее, и сказуемое.
4 – только сказуемое.)
- Из уроков украинского языка вам известно, что такие предложения называются… (односкладні і двоскладні). А в русском языке: односоставные и двусоставные.
- Итак, тема нашего урока: «Односоставные и двусоставные предложения». Запишите её в тетради.
- Как мы можем различить такие предложения?
Односоставное предложение имеет один главный член предложения.
Двусоставное – оба главных члена предложения.
-Исходя из темы, какие задачи вы поставите перед собой на сегодняшнем уроке? (записать на доске)
1. Хочу узнать о двусоставных и односоставных предложениях.
2. Хочу научиться отличать односоставные предложения от двусоставных.
3. Хочу получить оценку «8», «10» или «12».
ІV. Работа над темой урока.
- Ребята, посмотрите внимательно на иллюстрации, расположенные на доске. Перед вами природа во всей своей красоте в разное время года. Каждое из времён красиво по-своему. И к этому не могли оставаться равнодушными мастера слова – прозаики и поэты, такие как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Сергей Есенин, Михаил Пришвин и многие другие. И в этом мы сегодня убедимся.
1. Конструирование предложений.
- Ребята, сейчас вы разделитесь на три группы. Каждая получит на отдельных карточках слова, из которых состоит предложение. Ваша задача – собрать предложение и выстроиться у доски в таком порядке, в котором расположены слова. Каждый член предложения (ученик ) назовёт себя.
Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М. Лермонтов)
На холмах Грузии лежит ночная мгла… (А. Пушкин)
Черёмуха душистая с весною расцвела (С. Есенин)
- Найдите грамматические основы предложений.
- Что вы заметили? (все предложения двусоставные)
2. Графический диктант. (3 ученика у доски)
- Ребята, я вам прочитаю предложения, а вы на доске графически изобразите их схемы.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Прощай же, море! Не забуду твоей торжественной красы.
- Какой следует вывод из наблюдений? (Односоставные предложения могут иметь или один главный член сказуемое, или подлежащее).
- По наличию второстепенных членов какими могут быть односоставные предложения?
(Распространенными или нераспространенными)
V. Закрепление материала.
1. Выборочное списывание.
- Выберите из текста и запишите два предложения с двумя главными членами и два предложения с одним главным членом.
Дело оказалось необыкновенной важности. Лето кончилось. Чудесный вечер. Янтарем и рубинами загорелись листья. Пусто стало на душе у Гришки. Меня снова потянуло к нему.
2. Превратите двусоставные предложения в односоставные
-Ребята, я читаю предложения, а вы записываете в тетрадь только односоставные предложения)
1. Вот и пришла зима. (Зима.)
2. Мороз усиливается. (Мороз. Морозит.)
3. Наступает вечер. (Вечер. Вечереет.)
4. Я не сплю. (Мне не спится.)
3. Игра «Ты мне - я тебе» (составление диалога по теме).
Учащиеся задают друг другу вопросы и отвечают.
VІ. Рефлексия. Выставление оценок.
-Подведѐм итоги урока. В начале урока мы поставили для себя цели (на доске). Продолжите предложения (1 ученик из группы).
- Я сегодня узнал…
- Я сегодня понял…
- Я сегодня научился…
- На какие же группы, по нашим наблюдениям, делятся предложения по строению грамматической основы?
(Односоставные и односоставные)
- В односоставных предложениях из чего может состоять грамматическая основа? (Подлежащее или сказуемое)
Сообщение оценок за урок.
VІІ. Домашнее задание.
- Молодцы. Все работали хорошо. Я вижу, что тема урока вами усвоена.
Дома напишите правила поведения для учащихся в школе, используя только односоставные предложения.
Урок окончен. Все свободны.