Конспект уроку в 7 класі на тему: "Односоставные и двусоставные члены предложения"

Про матеріал
Конспект уроку російської мови в 7 класі на тему: "Односоставные и двусоставные предложения" (3-й рік вивчення)
Перегляд файлу

 

Тема: Односоставные и двусоставные предложения

Составление диалога по заданной теме

Цель урока: научить различать односоставные и двусоставные предложения,

Отработать навык узнавания их в тексте; отрабатывать навыки выделения в предложении главных членов предложения; развивать и обогащать монологическую и диалогическую речь школьников; воспитывать прилежание, эстетический вкус, любовь и бережное отношение к природе,

содействовать формированию устойчивого интереса к русскому языку.

 

Ход урока:

 

І. Организационный момент.

 

II. Речевая разминка. Работа с эпиграфом.

«Любовь к родной стране начинается с любви к природе».

(К. Паустовский – русский писатель)

- Ребята, как вы понимаете слова, записанные на доске?

- Как вы думаете: почему я записала на доске именно эти слова? Какой будет речевая тема нашего урока? (любовь к природе)

- Скажите, какая это синтаксическая единица: слово, словосочетание или предложение? (предложение)

- А что является одним из главных признаков этой единицы синтаксиса? (наличие в нём подлежащего и сказуемого)

 

ІІІ. Сообщение темы урока.

- У вас на партах лежат листы с напечатанными строками из стихотворения великого русского поэта А.С. Пушкина:

Мороз и солнце! День чудесный!

Ещѐ ты дремлешь, друг прелестный!

Пора, красавица, проснись!

- Внимательно рассмотрите эти предложения и определите в них грамматические основы (подчеркните). Подумайте, как эти предложения можно разделить на две группы.

- По какому принципу вы их поделили?

(Принцип разделения – состав грамматической основы предложении. 1 и 2 предложения имеют только подлежащее. 3 – и подлежащее, и сказуемое.

4 – только сказуемое.)

- Из уроков украинского языка вам известно, что такие предложения называются… (односкладні і двоскладні). А в русском языке: односоставные и двусоставные.

- Итак, тема нашего урока: «Односоставные и двусоставные предложения». Запишите её в тетради.

- Как мы можем различить такие предложения?

Односоставное предложение имеет один главный член предложения.

Двусоставное – оба главных члена предложения.

  1. Находим грамматическую основу предложения.
  2. Определяем, двусоставное или односоставное предложение.
  3. Определяем чем выражены главные члены предложения.

-Исходя из темы, какие задачи вы поставите перед собой на сегодняшнем уроке? (записать на доске)

1. Хочу узнать о двусоставных и односоставных предложениях.

2. Хочу научиться отличать односоставные предложения от двусоставных.

3. Хочу получить оценку «8», «10» или «12».

 

ІV. Работа над темой урока.

- Ребята, посмотрите внимательно на иллюстрации, расположенные на доске. Перед вами природа во всей своей красоте в разное время года. Каждое из времён красиво по-своему. И к этому не могли оставаться равнодушными мастера слова – прозаики и поэты, такие как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Сергей Есенин, Михаил Пришвин и многие другие. И в этом мы сегодня убедимся.

 

1. Конструирование предложений.

- Ребята, сейчас вы разделитесь на три группы. Каждая получит на отдельных карточках слова, из которых состоит предложение. Ваша задача – собрать предложение и выстроиться у доски в таком порядке, в котором расположены слова. Каждый член предложения (ученик ) назовёт себя.

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М. Лермонтов)

На холмах Грузии лежит ночная мгла… (А. Пушкин)

Черёмуха душистая с весною расцвела (С. Есенин)

- Найдите грамматические основы предложений.

- Что вы заметили? (все предложения двусоставные)

 

 

 

2. Графический диктант. (3 ученика у доски)

- Ребята, я вам прочитаю предложения, а вы на доске графически изобразите их схемы.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Прощай же, море! Не забуду твоей торжественной красы.

- Какой следует вывод из наблюдений? (Односоставные предложения могут иметь или один главный член сказуемое, или подлежащее).

 

- По наличию второстепенных членов какими могут быть односоставные предложения?

(Распространенными или нераспространенными)

 

V. Закрепление материала.

1. Выборочное списывание.

- Выберите из текста и запишите два предложения с двумя главными членами и два предложения с одним главным членом.

 

Дело оказалось необыкновенной важности. Лето кончилось. Чудесный вечер. Янтарем и рубинами загорелись листья. Пусто стало на душе у Гришки. Меня снова потянуло к нему.

 

2. Превратите двусоставные предложения в односоставные

-Ребята, я читаю предложения, а вы записываете в тетрадь только односоставные предложения)

1. Вот и пришла зима. (Зима.)

2. Мороз усиливается. (Мороз. Морозит.)

3. Наступает вечер. (Вечер. Вечереет.)

4. Я не сплю. (Мне не спится.)

 

3. Игра «Ты мне - я тебе» (составление диалога по теме).

Учащиеся задают друг другу вопросы и отвечают.

 

VІ. Рефлексия. Выставление оценок.

-Подведѐм итоги урока. В начале урока мы поставили для себя цели (на доске). Продолжите предложения (1 ученик из группы).

- Я сегодня узнал…

- Я сегодня понял…

- Я сегодня научился…

 

- На какие же группы, по нашим наблюдениям, делятся предложения по строению грамматической основы?

(Односоставные и односоставные)

- В односоставных предложениях из чего может состоять грамматическая основа? (Подлежащее или сказуемое)

Сообщение оценок за урок.

 

VІІ. Домашнее задание.

- Молодцы. Все работали хорошо. Я вижу, что тема урока вами усвоена.

Дома напишите правила поведения для учащихся в школе, используя только односоставные предложения.

 

Урок окончен. Все свободны.

 

docx
Додано
28 березня 2019
Переглядів
2124
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку