Конспект уроку з природознавства "Які океани і материки є на Землі"

Про матеріал
Розробка уроку з природознавства для 4 класу "Які океани і материки є на Землі"
Перегляд файлу

 

Тема: Материки и океаны

Цель: закрепить представление о форме нашей планеты; ввести понятие «карта полушарий»; познакомить учащихся с материками, островами и океанами Земли, научить показывать их на карте.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать умение работать с картой полушарий;
  • выявить общие и отличительные черты глобуса и карты

Развивающие:

  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
  • развивать внимание, активность
  • развивать пространственное воображение, мышление, речь

Воспитательные:

  • закреплять умение работать в паре, группе;
  • воспитывать чувство взаимопомощи;
  • учить уважительно относиться друг к другу

Оборудование: карта полушарий, глобус.

Ход урока

1. Организационный момент.

1.Эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Но сначала повернись, друг другу улыбнись,

Улыбнитесь мне, гостям и садитесь по местам!

 

Правила учебного сотрудничества:

  • говорит только один
  • правило поднятой руки
  • слушать своего товарища
  • уважать друг друга
  • работать дружно

 

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Вы готовы разгадать?

3. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус?
Я держу руками …(глобус)

- Итак, что же такое глобус?

- Глобус – это модель Земли.

- Почему глобус имеет форму шара и вращается?

- Наша Земля имеет форму шара и вращается вокруг своей воображаемой оси.

- Самая северная точка земного шара – Северный полюс.

- Самая южная точка – Южный полюс.

-Условная линия, которая одинаково удалена от полюсов – экватор (его длина: 40 000км).

- Что можно увидеть на глобусе?

- Моря, реки, горы, равнины, города и т.д.

- Что на глобусе изображено голубым цветом?

- Океаны, моря, реки, озера

- Каким цветом на глобусе показаны участки суши?

- Зеленым, желтым, коричневым.

- Удобно ли глобус брать с собой в путешествие? Видна ли на глобусе вся поверхность?

- Какой выход нашли учёные? 

3. Сообщение темы урока.

- Учёные-картографы условно разделили поверхность земного шара на два полушария: восточное и западное и изобразили их на бумаге. Получилась карта полушарий, на которой можно сразу увидеть всю поверхность нашей планеты.

-Сегодня я предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие, взяв собой карту полушарий. Именно она поможет нам в путешествии Как вы думаете, какой транспорт мы выберем? Почему?

- Корабль, т.к. почти все пространство нашей планеты занимает вода.

В любом плавании принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что встретилось на пути. Такой журнал я буду вести на доске, а вы мне помогать. Будем двигаться влево, начиная с западного полушария.

4. Изучение нового материала.

 

- (мелодия-шум моря, чайки)

 

- В 1519 году из испанского порта Севилья на 5 каравеллах отправилась экспедиция Фернанда Магеллана с экипажем 265 человек.

Путешествие продолжалось три года. Суда пересекли океан, преодолев расстояние в 18000 км. Спустя три недели плавания через пролив эскадра вышла в Тихий океан. Три месяца и двадцать дней, пока корабли плыли по океану, он был спокоен, и потому Магеллан назвал его Тихим. В результате плавания Магеллана была подтверждена идея шарообразности Земли, доказано, что между Азией и Америкой лежит огромное водное пространство — Тихий океан, что большая часть земного шара занята водой, а не сушей, Магеллан осуществил мечту своей жизни, но погиб в стычке с местными жителями. Лишь корабль «Виктория», обогнув Африку, 6 сентября 1522 г возвратился в Испанию.


Отправляемся по маршруту Фернанда Магеллана, который первым совершил кругосветное путешествие. 

 

Мы обнаружили Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку.

- Теперь двигаемся по восточному полушарию.

- Мы обнаружили Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку. (Названия появляются на доске)

 

 

 

3. Постановка проблемы.

- На какие две группы можно разделить увиденное и почему?

Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка.

Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан. (На доске меняются местами слова)

- Опишите увиденные вами участки воды. Что общего в них?

-Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.

- Какое общее название они имеют? ( океаны)

- Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего?

- Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.

- Какое общее название они имеют? (материки)

- Мы будем знакомиться с названиями огромных участков суши и воды.

- Правильно. Тема урока: «Материки и океаны».

- Сколько океанов? - 4

- Назовите их. (Индийский океан, Атлантический океан, Тихий океан, Северный Ледовитый океан)

- Сколько материков на Земле? - 6

- Назовите их. (Австралия, Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида)

- Какой материк самый большой?

- Евразия.

- Где он находится? (Восточное полушарие.)

Какой материк самый маленький?

- Австралия.

- В каком полушарии он находится?

- Восточное полушарие.

- Как вы думаете, какой материк самый жаркий?

- Африка.

- Проплыли вдоль побережья Африки и оказались в Западном полушарии. Какие материки там расположены?

- Северная Америка и Южная Америка.

- Все ли материки мы встретили на своем пути? Какой материк мы не увидели?

- Антарктиду.

- Антарктида – самый холодный материк. Морозы там достигают до – 80 градусов.

- Наши корабли от материка к материку плыли по океанам.

- Какие океаны пересекли мы во время плавания?

- Индийский океан, Атлантический океан, Тихий океан.

- По какому океану мы не плыли?

- Северный Ледовитый океан.

- Покажите на карте самый большой и самый маленький океаны.

- Самый большой – Тихий океан, самый маленький – Северный Ледовитый.

- Какие материки омывает Северный Ледовитый океан?

- Евразию и Северную Америку.

- Какой океан омывает сразу 4 материка?

- Индийский (Африка, Евразия, Австралия и Антарктида)

- В каком полушарии можно встретить все океаны сразу?

- В восточном полушарии.

- Вы обратили внимание, что во время нашего путешествия по океанским просторам нам встречались не только большие участки суши, но и маленькие? Кто знает, как называются маленькие участки суши, которые со всех сторон омываются водой?

- Правильно, острова.

- Далеко ли от материков находятся острова?

- Нет.

- Покажите на карте полушарий острова.

- Наше кругосветное путешествие подходит к концу.

4. Игра «Узнай материк»

До наших дней сохранился бортовой журнал, в который мореплаватели записывали все об увиденных землях. По их записям мы сейчас попробуем догадаться, какие материки встретились на их пути. ( капитаны кораблей по очереди читают запись из бортового журнала, все ребята узнают материк)
 

Это самый высокий материк Земли. Почти вся его поверхность покрыта ледяным панцирем. С берегов материка медленно сползают ледники, плавучие ледяные горы – айсберги. Это самый холодный материк. Зимой, в июле, температура достигает минус 88 градусов. Здесь на многие сотни километров простираются снежные равнины. Часто дают ураганные ветры. Белый цвет снегов и голубоватый цвет льда властвуют здесь повсюду. Но на высоких скалах летом появляются мхи, лишайники, водоросли. Тишина материка иногда прерывается криками птиц – альбатросов, чаек и пингвинов. Здесь нет насекомых. В прибрежных водах этого материка много морских животных. Крупнейшие из них – киты, тюлени, морские львы.

 

Это самый маленький материк, почти в 4 раза меньше Африки. Расположен в южном полушарии, на большом удалении от других материков. Вблизи материка располагается огромное количество больших и малых островов. Это самый засушливый материк. Здесь много таких животных и растений, которые не встречаются больше нигде на Земле, например, чудо – дерево – эвкалипт, коала, утконос, ехидна, муравьед. Но самое знаменитое животное этого материка – кенгуру.

 

Это самый жаркий материк. Второй после Евразии по величине материк. Почти посередине пересекает экватор. Здесь протекает самая длинная река в мире – Нил. На этом материке находится величайшая пустыня мира – Сахара. Живая природа поражает богатством и изобилием. Обитает самое высокое животное – жираф, быстроногие гепарды, антилопы и страусы, громадные бегемоты и гориллы.


 

Это величайший материк на Земле. Занимает 1/3 всей суши. Самый густонаселенный материк. Трое из каждых четырех жителей планеты живут на этом материке. Благодаря громадным размерам материка в разных его уголках сложились разные условия жизни. Например, на севере материка летом и зимой ходят в меховых одеждах, а на крайнем юге круглый год ходят в лёгких одеждах.

5. Игра «Узнай материк по контуру»

 

 

6. Кроссворд

 

D:\Tranzit\НАТАША\Работа 71 школа 4 класс\Атестація 2019-2020\Урок материки и океаны Земли\images.png
1. Самый жаркий материк. Его почти посередине пересекает экватор.

2. Самый большой материк, на котором мы живём.

3. Материк, который находится в западном полушарии, в южной части.

4. Почти вся поверхность этого материка покрыта ледяным панцирем.

5. Самый маленький материк, на котором живут кенгуру.

6. Материк, который находится в западном полушарии, в северной части.

 

Итог урока.

- Итак, наше кругосветное путешествие подошло к концу. Что помогло нам его совершить?

- Карта полушарий.

- Чем карта отличается от глобуса? Что у них общего?

- Какие материки увидели во время плавания?

- Чем сходны и чем различаются материк и остров?

- Какие океаны пересекли?

 

Закончить наше путешествие я хочу стихотворением.

Смотрю на глобус– шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.

 

docx
Пов’язані теми
Природознавство, Розробки уроків
НУШ
Додано
25 листопада 2019
Переглядів
1227
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку