Тема: Материки и океаны
Цель: закрепить представление о форме нашей планеты; ввести понятие «карта полушарий»; познакомить учащихся с материками, островами и океанами Земли, научить показывать их на карте.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: карта полушарий, глобус.
Ход урока
1. Организационный момент.
1.Эмоциональный настрой на урок.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Но сначала повернись, друг другу улыбнись,
Улыбнитесь мне, гостям и садитесь по местам!
Правила учебного сотрудничества:
Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Вы готовы разгадать?
3. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус?
Я держу руками …(глобус)
- Итак, что же такое глобус?
- Глобус – это модель Земли.
- Почему глобус имеет форму шара и вращается?
- Наша Земля имеет форму шара и вращается вокруг своей воображаемой оси.
- Самая северная точка земного шара – Северный полюс.
- Самая южная точка – Южный полюс.
-Условная линия, которая одинаково удалена от полюсов – экватор (его длина: 40 000км).
- Что можно увидеть на глобусе?
- Моря, реки, горы, равнины, города и т.д.
- Что на глобусе изображено голубым цветом?
- Океаны, моря, реки, озера
- Каким цветом на глобусе показаны участки суши?
- Зеленым, желтым, коричневым.
- Удобно ли глобус брать с собой в путешествие? Видна ли на глобусе вся поверхность?
- Какой выход нашли учёные?
3. Сообщение темы урока.
- Учёные-картографы условно разделили поверхность земного шара на два полушария: восточное и западное и изобразили их на бумаге. Получилась карта полушарий, на которой можно сразу увидеть всю поверхность нашей планеты.
-Сегодня я предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие, взяв собой карту полушарий. Именно она поможет нам в путешествии Как вы думаете, какой транспорт мы выберем? Почему?
- Корабль, т.к. почти все пространство нашей планеты занимает вода.
В любом плавании принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что встретилось на пути. Такой журнал я буду вести на доске, а вы мне помогать. Будем двигаться влево, начиная с западного полушария.
4. Изучение нового материала.
- (мелодия-шум моря, чайки)
- В 1519 году из испанского порта Севилья на 5 каравеллах отправилась экспедиция Фернанда Магеллана с экипажем 265 человек.
Путешествие продолжалось три года. Суда пересекли океан, преодолев расстояние в 18000 км. Спустя три недели плавания через пролив эскадра вышла в Тихий океан. Три месяца и двадцать дней, пока корабли плыли по океану, он был спокоен, и потому Магеллан назвал его Тихим. В результате плавания Магеллана была подтверждена идея шарообразности Земли, доказано, что между Азией и Америкой лежит огромное водное пространство — Тихий океан, что большая часть земного шара занята водой, а не сушей, Магеллан осуществил мечту своей жизни, но погиб в стычке с местными жителями. Лишь корабль «Виктория», обогнув Африку, 6 сентября 1522 г возвратился в Испанию.
Отправляемся по маршруту Фернанда Магеллана, который первым совершил кругосветное путешествие.
Мы обнаружили Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку.
- Теперь двигаемся по восточному полушарию.
- Мы обнаружили Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку. (Названия появляются на доске)
3. Постановка проблемы.
- На какие две группы можно разделить увиденное и почему?
Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка.
Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан. (На доске меняются местами слова)
- Опишите увиденные вами участки воды. Что общего в них?
-Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.
- Какое общее название они имеют? ( океаны)
- Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего?
- Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.
- Какое общее название они имеют? (материки)
- Мы будем знакомиться с названиями огромных участков суши и воды.
- Правильно. Тема урока: «Материки и океаны».
- Сколько океанов? - 4
- Назовите их. (Индийский океан, Атлантический океан, Тихий океан, Северный Ледовитый океан)
- Сколько материков на Земле? - 6
- Назовите их. (Австралия, Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида)
- Какой материк самый большой?
- Евразия.
- Где он находится? (Восточное полушарие.)
Какой материк самый маленький?
- Австралия.
- В каком полушарии он находится?
- Восточное полушарие.
- Как вы думаете, какой материк самый жаркий?
- Африка.
- Проплыли вдоль побережья Африки и оказались в Западном полушарии. Какие материки там расположены?
- Северная Америка и Южная Америка.
- Все ли материки мы встретили на своем пути? Какой материк мы не увидели?
- Антарктиду.
- Антарктида – самый холодный материк. Морозы там достигают до – 80 градусов.
- Наши корабли от материка к материку плыли по океанам.
- Какие океаны пересекли мы во время плавания?
- Индийский океан, Атлантический океан, Тихий океан.
- По какому океану мы не плыли?
- Северный Ледовитый океан.
- Покажите на карте самый большой и самый маленький океаны.
- Самый большой – Тихий океан, самый маленький – Северный Ледовитый.
- Какие материки омывает Северный Ледовитый океан?
- Евразию и Северную Америку.
- Какой океан омывает сразу 4 материка?
- Индийский (Африка, Евразия, Австралия и Антарктида)
- В каком полушарии можно встретить все океаны сразу?
- В восточном полушарии.
- Вы обратили внимание, что во время нашего путешествия по океанским просторам нам встречались не только большие участки суши, но и маленькие? Кто знает, как называются маленькие участки суши, которые со всех сторон омываются водой?
- Правильно, острова.
- Далеко ли от материков находятся острова?
- Нет.
- Покажите на карте полушарий острова.
- Наше кругосветное путешествие подходит к концу.
4. Игра «Узнай материк»
До наших дней сохранился бортовой журнал, в который мореплаватели записывали все об увиденных землях. По их записям мы сейчас попробуем догадаться, какие материки встретились на их пути. ( капитаны кораблей по очереди читают запись из бортового журнала, все ребята узнают материк)
Это самый высокий материк Земли. Почти вся его поверхность покрыта ледяным панцирем. С берегов материка медленно сползают ледники, плавучие ледяные горы – айсберги. Это самый холодный материк. Зимой, в июле, температура достигает минус 88 градусов. Здесь на многие сотни километров простираются снежные равнины. Часто дают ураганные ветры. Белый цвет снегов и голубоватый цвет льда властвуют здесь повсюду. Но на высоких скалах летом появляются мхи, лишайники, водоросли. Тишина материка иногда прерывается криками птиц – альбатросов, чаек и пингвинов. Здесь нет насекомых. В прибрежных водах этого материка много морских животных. Крупнейшие из них – киты, тюлени, морские львы.
Это самый маленький материк, почти в 4 раза меньше Африки. Расположен в южном полушарии, на большом удалении от других материков. Вблизи материка располагается огромное количество больших и малых островов. Это самый засушливый материк. Здесь много таких животных и растений, которые не встречаются больше нигде на Земле, например, чудо – дерево – эвкалипт, коала, утконос, ехидна, муравьед. Но самое знаменитое животное этого материка – кенгуру.
Это самый жаркий материк. Второй после Евразии по величине материк. Почти посередине пересекает экватор. Здесь протекает самая длинная река в мире – Нил. На этом материке находится величайшая пустыня мира – Сахара. Живая природа поражает богатством и изобилием. Обитает самое высокое животное – жираф, быстроногие гепарды, антилопы и страусы, громадные бегемоты и гориллы.
Это величайший материк на Земле. Занимает 1/3 всей суши. Самый густонаселенный материк. Трое из каждых четырех жителей планеты живут на этом материке. Благодаря громадным размерам материка в разных его уголках сложились разные условия жизни. Например, на севере материка летом и зимой ходят в меховых одеждах, а на крайнем юге круглый год ходят в лёгких одеждах.
5. Игра «Узнай материк по контуру»
6. Кроссворд
1. Самый жаркий материк. Его почти посередине пересекает экватор.
2. Самый большой материк, на котором мы живём.
3. Материк, который находится в западном полушарии, в южной части.
4. Почти вся поверхность этого материка покрыта ледяным панцирем.
5. Самый маленький материк, на котором живут кенгуру.
6. Материк, который находится в западном полушарии, в северной части.
Итог урока.
- Итак, наше кругосветное путешествие подошло к концу. Что помогло нам его совершить?
- Карта полушарий.
- Чем карта отличается от глобуса? Что у них общего?
- Какие материки увидели во время плавания?
- Чем сходны и чем различаются материк и остров?
- Какие океаны пересекли?
Закончить наше путешествие я хочу стихотворением.
Смотрю на глобус– шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.