Конспект уроку з російської мови для 5 класу на тему " Омоніми"

Про матеріал
Урок проводиться у формі гри. Цікаві вправи з розвитку мовлення. Можна використати весь урок,так і окремі матеріали.
Перегляд файлу

Конспект урока  по русскому языку. 5класс.Учебник Л.В.Давидюк Русский язык. 5 класс(5-ый год изучения)

Тема. Омонимы.

Цель: дать понятие о лексических омонимах, научить отличать омонимы от многозначных слов, совершенствовать умение употреблять омонимы в речи, работать над развитием речи.

 Ход урока

I.Мотивация учебной деятельности.

Ребята, рада видеть вас таких нарядных, серьезных, веселых. Поэтому и тема урока сегодня у нас веселая и интересная.

II.Актуализация опорных знаний.

Но сначала давайте познакомимся с помощью антонимов:

-вы маленькие? – большие

-Вы злые? – добрые

-вы глупые? – умные

-вы плохие? – хорошие

-вы легкомысленные? – серьезные

-вы рассеянные? – сосредоточенные

- для вас уроки русского языка грустные? – веселые

-они скучные? – интересные

-Как называются слова, которые мы употребили в диалоге?(антонимы). Ответьте хором

Из диалога я поняла, что уроки русского языка для вас: занимательные, увлекательные, продолжите ряд (интересные, познавательные)

Вы сами дети серьезные, вдумчивые, продолжите (сосредоточенные, ответственные). Как же называются слова с похожим значением?(синонимы)

-Как вы думаете, чем похожи эти слова?

Греческий  корень «оним» - имя

 «син»- похожий

 

«анти» - против, «омос»  - одинаковый

Вот третий «оним» и будет темой нашего урока. Запишем в тетрадях дату, тему урока.

-Для кого эта тема не новая? Для всех. На украинском языке вы уже говорили об этом. По-украински она звучит так же – омонимы.

 

III. Р.р Начинаем нашу работу с чтения стихотворения. Стр. 143. Читают дети.

-Вам знаком автор? К чему призывает поэт?«Денискины рассказы».

Прочитайте, что обозначает слово «мир»?

-скажите, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слова?(Толковом)

IV. Объяснение нового материала.

1)Выпишите из стихотворения первое предложение.

-Каково значение слова «шар» в укр. языке?

-а в русском? Сравним.

Объяснение учителя: это межъязыковые омонимы – слова, которые в разных языках произносятся одинаково или приблизительно одинаково, но имеют разные значения. Межъязыковые омонимы при переводе часто преподносят неприятные сюрпризы для неопытных переводчиков.

2)Но главное – омонимы в русском языке. Чем больше мы вспомним или узнаем, тем богаче наш лексикон. Прочитаем шуточное стих. №149. Я читаю слова автора, мальчики хором слова суслика, девочки – Норки.

-Давайте выпишем омонимы. А как, парами? А смысл? Будут одинаковые слова. Значит надо писать словосочетания, чтобы было понятно. Выполним работу у доски. Вкусные лисички-лисички в зоопарке. Продолжим сами.

 

Физкульминутка

Наши руки высоко В самом центре новый клуб.

Нам до неба далеко  целых 5 в нем этажей

До земли нам близко  возле пола медный кран

Мы присели низко закрути его скорей

 

Мы представим дыма клуб Покажи мне слово ключ

Он растет, растет, растет, ключ дверной, обычный

Кран строительный покажем              ключ завитой скрипичный

Кирпичи он вверх несет                  ключ-родник среди камней

 Покажи мне поскорей.

-Теперь назовем омонимы

 

3)Вернемся к учебнику. Прочитаем теорию страницы 144,145

Упр. 145. Выпишем омонимы, чтобы стало понятно составляем словосочетания: например:есть у меня – есть кашу,острая пила – пила молоко, мой мяч – мой руки,

4) Работа в парах. Самостоятельно прочитайте анекдот( упр.146)

-Почему такие слова можно перепутать?

Такие слова называются омофоны –разные по значению и написанию , но совпадающие по произношению Попробуем составить и разыграть диалог (2 пары послушать)

5) Объяснение учителя. Омонимы надо отличать от многозначных слов. Посмотрим в учебник, стр.145

А)№147 устно

В) Творческое задание. Составьте и запишите 2 предложения, где слово      вылечу  употребляется в омонимичных формах(Я вылечу последним рейсом. Я обязательно вылечу больную кошку) На доске запишем.

V. Итог урока.

Ребята, хорошо мы поработали? Тогда поможем Вове понять, что он делает не так . Чтение стихотворения стр.161

-Прочитайте название стихотворения. Какие значения этого слова вы знаете?

Я надеюсь, таких Вов, как в стихотворении Б. Заходера , у нас нет. Сегодня вы молодцы.

Звездочки превращаются в оценки

Оценивание

VI. Дом. задание: №148.

docx
Додано
31 березня 2020
Переглядів
981
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку