Матеріал гри "Щасливий випадок" буде цікавим для вчителів російської мови під час проведення тижня російської мови в закладі. Форма проведення - інтелектуальна гра, яка спрямована на розвиток інтелекту учнів 5-6-х класів. формування вмінь та навичок швидко знаходити відповідь на запитання.
-4-
Учитель русского языка и зарубежной
литературы
Лысякова Тамара Николаевна,
специалист высшей категории,
старший учитель
Интеллектуальная игра по русскому языку «Счастливый случай» в рамках «Недели русского языка в школе» в 5-А классе
Цели: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка на
уроках.
3. Воспитывать черты творческой личности, обогащать словарный
запас учащихся, формировать интеллект.
Оборудование: материалы, средства: бочонки от лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с заданиями.
Оформление доски:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса» И.С. Тургенев |
Счастливый случай
команда «Грамотеи» команда «Знатоки» |
“Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью”. А.Н.Толстой |
I. Вступительная часть
1. Учитель:
- Сегодня у нас необычный урок русского языка. Он проводится в рамках
недели русского языка в школе.
Русский язык – это богатство нашего народа. Язык – важнейшее средство общения людей друг с другом, это орудие мысли и культуры, это опора для каждого из нас в жизни. В языке каждого народа отражается его история, характер, особенности мышления и художественного творчества.
Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира. О его
-1-
достоинствах, возможностях говорили многие.
На доске написаны высказывания великих писателей о русском языке.
(Дети читают, объясняют смысл)
- Но нередко встречаются такие ситуации, одну из которых мы сейчас вам представим:
2. Сценка «Разговор двух приятелей» (разыгрывают учащиеся)
– Как живешь?
– Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь...
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
– Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!
3. Учитель: Важно не только говорить по-русски, но и владеть языком, используя как можно больше красивых, правильных слов, уметь точно выражать свои мысли, чтобы не быть похожим на этого мальчика!
И сегодня мы полистаем страницы нашего учебника по русскому языку,
проверим свои знания. И сделаем это в форме игры.
II. Основная часть. Игра «Счастливый случай»
1. Представление команд. ( Название, эмблема.)
Представление жюри
2. Первый гейм: « Дальше, дальше…»
Вопросы для первой команды
-2-
1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (Префикс)
3. Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
4. Сколько гласных звуков в нашем языке? (6)
5. Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3)
6. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Существительное)
7. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (Синонимы)
8. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)
9. Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека? (Черепаха)
10. Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (Текст)
11. Значок – обозначение звуков на письме. (Буква)
12. Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (Корень)
13. Пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё, я, ю. (Разделительный твердый знак)
14. Эта часть речи служит для связи слов в предложении (Предлог)
Вопросы для второй команды
1. Принятый порядок расположения букв в азбуке. (Алфавит)
2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).
3. В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)
4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10)
5. Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6)
6. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (Прилагательное)
7. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное? (Зебра)
-3-
8. Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2)
9. Как называются слова, противоположные по смыслу? (Антонимы)
10. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол)
11. Подберите синоним к слову верный. (Преданный).
12. Буквы мы пишем, а звуки … (слышим и произносим)
13. Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого.
(Словосочетание)
14. Сколько согласных в слове денёк? (3)
3. Второй гейм: «Ты – мне, я – тебе».
Дети задают друг другу вопросы, подготовленные заранее.
4. Третий гейм: «Заморочки» из бочки».
В ящичке лежат бочонки от лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6. Дети достают номер вопроса, учитель читает задание.
1. О чём идёт речь?
«Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша.)
2. О чем идёт речь?
Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников». (Яблоко)
3. Отгадайте шараду:
Мой первый слог – простой предлог,
Звериный рот – второй мой слог.
А если целое прочтёшь,
То сразу в бездну упадёшь. (Про-пасть)
4. “Фразеологический зверинец” Добавить недостающее слово – название животного.
Голоден, как … (волк) |
Болтлив, как …. (сорока) |
Здоров, как… (бык) |
Нем, как … (рыба) |
5. Составь из слов пословицу, объясни её смысл:
Умный человек слова на ветер не пустит
6. Из отдельных частей сложите пословицы и прочитайте их.
Каков разум, |
а плод сладок. |
Корень учения горек, |
а человек знанием. |
Красна птица оперением, |
таковы и речи. |
5. Четвёртый гейм: «Тёмная лошадка».
(Вопросы задаются поочерёдно каждой команде)
1. Угадай в каждом предложении известную пословицу. Запиши её:
1 команда - Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со своим предком. (Яблоко от яблони недалеко падает).
2 команда - По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений сжатыми пальцами передних конечностей. (После драки кулаками не машут).
2. С каждым из данных слов придумайте такое предложение, чтобы слово в нем использовалось дважды: в качестве одушевленного существительного и в качестве неодушевленного существительного:
1 команда – ласка
2 команда - гусеница
6. Пятый гейм: «Гонка за лидером».
Вопросы первой команде.
кусок льда» (Айсберг)
-5-
значении: мягкий характер или мягкий воск? (Мягкий характер).
хранением редких памятников истории, искусства. (Музей)
договоришься, никакого дела не сделаешь, с кем-либо. (Каши не
сваришь)
Вопросы второй команде.
7. Подведение итогов.
-6-