Конспект урока по русскому языку для 5 класса "Домик в Простоквашино. Выборочное изложение"

Про матеріал

Конспект урока развития речи для 5 класса. Выборочное изложение художественного текста с элементами описания предмета "Домик в Простоквашино" Текст взят из произведения Э.Успенского «Дядя Федор, пёс и кот». Используются материалы пособия Т.Я. Фроловой «Мы пишем без ошибок» Ч.1, Симфирополь, 1998 г. (Технология интенсивного обучения навыкам грамотного письма)

Перегляд файлу

                                                 Урок развития речи.  5 класс.                                                                                                                                                                                                         Выборочное изложение художественного текста с элементами                                                  описания предмета «Домик  в Простоквашино»

Цель урока. Учить   связно  и   последовательно излагать мысли, составлять план,   выбирать  из  текста   материал  на   заданную тему, использовать в речи прилагательные, развивать внимание и речь учащихся.                                 Оборудование. Пособия Т.Я. Фроловой «Мы пишем без ошибок» Ч.1,   Симфирополь, 1998 г.; выставка книг Э.Успенского «Дядя Федор, пёс и кот»; рисунки к сказке.

Ход урока.

1. Актуализация опорных знаний: (беседа)

  • Какие стили речи знаете?
  • В каких случаях мы ими пользуемся?
  • Какие типы речи вами известны?
  • Как понимаете название темы, записанной на доске?

 

Словарная работа. Анализ лексических значений слов:  выборочное изложение,  художественный, описание

2. Постановка целей и задач урока.

3. Повторение правил работы над изложением.

4. Работа над темой урока.

1. Слово учителя: «Вы, ребята, читали повесть        Э. Успенского «Дядя Фёдор,
  пёс и кот» или смотрели мультфильм, снятый по этой книги. Вспомните, где
  жили герои, какой у них был дом? ... Послушайте, как автор описывает его».

2. Чтение учителем текста изложения (отрывок из повести Э.Успенского     «Дядя Фёдор, кот и пёс»).  Пособие Т.Я. Фроловой,  стр. 27, упр. №50.      

Выборочное изложение. Прочитайте отрывок из повести Э. Успенского "Дядя Фёдор, кот и пёс". Вставьте пропущенные буквы. Выделите  изу­ченные орфограммы. Каждый из героев повести по-своему описыва­ет один и тот же дом. Устно выберите все описания,  составьте из их рассказов описание дома в Простоквашино.

                                       Текст                                                                 Дядя Фёдор сказал:             

Сейчас будем дом выбирать. Пусть каждый

     по деревне пойдёт и посмотрит, чей дом лучше. 

Кот говорит: 

Я такой дом нашёл! Весь проконопаченный.

     И печка там тёплая! На полкухни! 

Шарик как засмеётся:

Что твоя печка! Чепуха! Разве это в доме главное?

Вот я дом нашёл – это дом!  Там такая бу...ка  собачь – загл...денье!...

Дядя Фёдор г…ворит:

Не о том вы оба думаете! Надо, чтобы в доме телевизор был обязательно. И окна б...льшие. Я как раз и нашёл такой дом. Крыша красная. И сад с ог...родом есть... Пошли его см...треть.

Как только подошли, Шарик кричит:

  Это же мой дом! Я про эту бу....ку говорил.

  И печка моя! — говорит кот. — Я о такой печке

      всю жизнь мечтал!

Осмотрели они дом и обрадовались. Всё в доме было.

И печка, и кровати, и телевизор в углу. Правда,

старенький. И котелочки разные на кухне были, чугунные. И в ог...роде всё было посажено. И картошка, и капуста. А в сарае удочка была.

3. Работа с текстом:

  •      дети негромко читают текст,
  •      вставляют пропущенные буквы,
  •      подчёркивают слова, правописания которых надо запомнить.

4. Лексико-орфографическая работа:

  •      выписать в тетрадь слова, в которые были вставлены буквы
  •      растолковать значение незнакомого слова «проконопаченный» (по толковому словарю Ожегова)

- списать с доски слова  капуста, картошка, телевизор, полкухни, кровать, котелочки, чугунный, огород, удочка.

 

5. Работа над планом изложения:

- перечитать текст, озаглавить;

(Дом мечты, Дом Дяди Фёдора)

- разделить на части;

- дать название пунктам плана (частям).

                                 Примерный план.

  1. Будем дом выбирать.
  2. Что в доме главное: (находка каждого.)

 а) печка там тёплая;

 б) будка собачья – загляденье;

                   в) чтобы телевизор был.

3. Всё в доме было.        

6. Пересказ текста с опорой на план, рисунки, вопросы.

 Одновременно из  текста вписываются опорные слова)

  • Зачем пошли по деревне Дядя Фёдор, Шарик и кот?
  • Что выбрал кот? Как это его характеризует?

                                 (Любит уют, тепло, хозяйственный)

  • Что понравилось Шарику?  
  • Почему?         (Надо дом охранять).

   - Что понравилось Дядя Фёдору? Что сможете сказать о нём?        

                                   (Предусмотрительный)            

  • Почему все обрадовались, когда подошли к дому с красной крышей?
  • На что обратил внимание Шарик?
  •          Что было в доме?

7. Пунктуационная  робота;

1) Всё в доме было: и печь, и кровать, и телевизор в углу.

2) Дядя Фёдор сказал: «Сейчас мы будем дом выбирать». А: « Пр. р.»

3) «Я такой дом нашел», говорит кот.  «Пр. р.»,- а.

(прямая речь перестраивается в предложение с косвенной речью.)

8. Проведение итогов урока.

  • Что должны написать? (Изложение)
  • Какое изложение? (Выборочное)
  • Какую информацию нужно выбрать? (Описание дом.)

Рекомендации:

                    - писать короткими предложениями;

                    - перестроить прямую речь в косвенную;

                    - проверить орфограммы;

                    - соблюдать абзацы. (3 абзаца)

 Записать в тетрадь заголовок, план. Если есть возможность провести два спаренных урока, то изложение лучше написать на  2-м уроке. Если такой возможности нет, то можно дать задание написать изложение на дом.

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 2
Оцінки та відгуки
  1. Анадруцька Світлана Іванівна
    Цікавий матеріал. Дякую))
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
  2. Гудим Галина Іванівна
    Дякуємо за цікаву роботу
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
Додано
12 січня 2018
Переглядів
5029
Оцінка розробки
5.0 (2 відгука)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку