Сценарий интеллектуальной игры "Путешествие в Лингвоград" будет интересен учителям русского языка при проведении недели русского языка, или при занятии на кружке. Дети любят командные соревнования, когда видны результаты, поэтому материал игры подобран таким образом, что дети повторяют и закрепляют изученный материал, общаясь друг с другом, развивая кругозор
Автор сценария учитель русского языка 1
и зарубежной литературы КОШ № 99
Лысякова Тамара Николаевна,
специалист высшей категории, старший
учитель
Игра «Путешествие в Лингвоград» в 5-А классе
Цели:
1. С помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения
программным материалом учащимися 5-го классу;
2. Развивать познавательный интерес к русскому языку;
3. Воспитывать чувство коллективизма и навык взаимодействия во время
игры в группе (команде).
ХОД ИГРЫ:
І. Учитель:
Ребята, освоить русский язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Сегодня мы проведём соревнование между двумя командами, которые мы создали из учащихся вашего класса. Оно поможет вам найти много чудесного и таинственного, что прячется в словосочетании «русский язык».
(выходят два ученика – ведущих, читают по очереди отрывок из стихотворения):
1. Вот начнется состязание сейчас,
Вот болельщики, а вот жюри,
Путь к победе труден, что ни говори,
2. Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
ІІ. Конкурсная программа. Конкурс 1 – Разминка.
Учитель: Я уверена, все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Сейчас, чтобы немного размяться, мы будем их вспоминать.
(Ведущие зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За
верный ответ - 1балл. Чётные вопросы читает первый ведущий ) 2
1 Что посеешь, … (то и пожнешь).
2 Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).
3 Кончил дело – … (гуляй смело).
4 Волков бояться – … (в лес не ходить).
5 С кем поведешься – … (от того и наберешься).
6 Как аукнется – … (так и откликнется).
7 За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).
8 Тяжело в учении – … (легко в бою)
9 Любишь кататься - …(люби и саночки возить)
10 Учение – свет, … ( а не ученье тьма)
Конкурс 2 «Фонетический»
1. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону?
2. В имени какого богатыря гласных больше, чем согласных?
Ведущий раздает карточки с заданием
(Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)
3. Продолжаем нашу фонетическую разминку.
Команде необходимо найти слово, в котором есть звук [ с ]
(просьба, сделать, косьба, слушать, сбивать)
Ответ: слушать.
Конкурс 3 «Остров Антиподов».
Мы попали на остров Антиподов. Здесь живут люди, которые говорят не так, как мы, а наоборот. Что это значит?
А вот что! Каждое слово они понимают с точностью до наоборот. Например, как вы думаете, что означает такая фраза: С бездельем утопишь слона в поле
.Оказывается, что так на острове Антиподов звучит известная пословица:
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Наши команды сейчас займутся переводом на русский язык известных фраз, пословиц или поговорок, а может и загадок.
(На карточках)
1 команде: 3
Потеряй 1 копейку и не потеряешь 1 врага.
(Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)
Идет юноша из светлицы и хвост под домом.
(Сидит девица в темнице, а коса на улице.)
2 команде:
Ненавидишь гулять пешком, и ненавидь и велосипед толкать.
(Любишь кататься – люби и саночки возить).
Упала тыква, можно выплюнуть.
(Висит груша, нельзя скушать.)
Конкурс 4 «СЛОВА-ЗМЕЙКИ».
1. На доске слова: 1-ой команде - КОМ, 2-ой команде - СОМ.
Члены команд (один за другим) подходят к доске записывают каждый по слову (существительные - единственного числа, именительного падежа), начинающемуся с последней буквы слова, написанного предыдущим учеником. Например: ком-мак-колба-…
Через 3 минуты жюри производит подсчет слов. Каждое слово – 1 балл.
На доске слова: 1-ой команде - КОЛ, 2-ой команде - СОК
2. Ваша задача состоит в том, чтобы быстрее написать по 5 слов, начинающихся с буквы, входящей в это слово.
С – сокол, сито, сосна, старик, сарай и т.д.
О – облако, осень и т. д.
К – кот
Л - лимон
Конкурс 5 «СОБЕРИ СЛОВА».
Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл
1-ой команде. (На карточках)
1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –в слове ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники)
2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание
– в слове ТРАВЫ (молодцы) 4
2-ой команде.
1) Приставка в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка)
2) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый)
Конкурс 6 «Словообразовательный»
1. От корня слов так же, как и от дерева, идут новые ростки – однокоренные слова. Чьё дерево ветвистее, та команда получает 2 очка
(Исходное слово: «говор»)
2. За 1 минуту запишите 10 однокоренных слов к слову «говор»
(ответ: разговор, приговор, заговор, наговор, переговоры, говорок, разговорчивый, разговорчики, поговорить, приговорить, наговорить, заговорить…)
(Победитель тот, у кого больше слов.)
3. Составьте самое длинное слово из букв: б а д у р з т к ь а в. (одну и ту же букву можно использовать в новом слове несколько раз)
(ответы: трубадур, дурак, базар, зарубка, рукав, барак…)
Конкурс 7 «Синтаксический»
Задание: Вы должны правильно написать слова и расставить знаки препинания.
1 команда 1. Язык (до) Киева (до) ведет.
2. Мой дру(к, г) (не) умеет говорить (не) правду.
3. Я побывал на каникулах в Киеве (,) а мой друг с (Ь.Ъ) ездил в Николаев.
2 команда 1. Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.
2. Под (Ь, Ъ) ёмный кран на стройке поднимает строител (ь)ный материал.
3. В корзине лежали малина (,) земляника (,) слива.
2. Составьте предложение, выполнив предварительные действия:
1. Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите
прилагательное. 5
2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».
3. Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите «осеннее»
слово.
4. Добавьте из предложения «Осень щедро одаривает леса краской» слово
«щедро».
5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу
разноцветный ковер».
6. Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное,
которое является обращением.
(ответ: Жёлтыми листьями осень щедро выстлала дороги)
Конкурс 6 «Блиц-опрос»
Команды по очереди отвечают на вопросы (за каждый правильный ответ – 1 балл )
1. Часть речи, обозначающая предмет (Существительное)
2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антонимы)
3. Он бывает между корнем и окончанием в слове (Суффикс)
4. Неопределённая форма глагола. (Инфинитив)
5. Изменение существительного по падежам. (Склонение)
6. Часть слова без окончания. (Основа)
7. Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что? (Существительное)
8. Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)
9. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика)
10. Сколько букв в русском алфавите? (33)
Вопросы для болельщиков
Пока команды выполняют задание, у болельщиков появилась возможность помочь своей команде. Предлагаем вам ответить на несколько вопросов:
· Как правильно сказать?
У рыб нет зуб.
У рыбов нет зубов.
У рыбей нет зубей. 6
Ответ: У рыб есть зубы.
· Какую строчку не может прочитать ни один учёный?
Ответ: Строчку, прошитую на швейной машине.
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
Ответ: Суббота
Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом?
Ответ: Именительный падеж
Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.)
Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)
Подведение итогов