Зберігаємо спокій. Віримо в ЗСУ. Разом до перемоги! 🇺🇦

Конспект уроку з російської мови для 7 класу на тему "Деепричастие как особая форма глагола".

Про матеріал
Тема урока. Деепричастие как особая форма глагола. Цель урока: ― ознакомить учащихся с лексическим и грамматическим значением деепричастий, синтаксической ролью; ― формировать умение выделять деепричастие в тексте; ― развивать мышление, внимание, умение сравнивать; ― воспитывать толерантное отношение друг к другу. Тип урока: объяснение нового материала.
Перегляд файлу

Тема урока. Деепричастие как особая форма глагола.

Цель урока:

  • ознакомить учащихся с лексическим и грамматическим значением деепричастий, синтаксической ролью;
  • формировать умение выделять деепричастие в тексте;
  • развивать мышление, внимание, умение сравнивать;
  • воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Тип урока: объяснение нового материала.

 

 

Ход урока

 

Друзей приобретай не спеша,

а приобретенных не отвергай.

(Соломон)

 

І. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, дети! У нас сегодня необычный урок. Сегодня 14 февраля – день влюбленных, но любви без искренней улыбки и дружбы не бывает! Поэтому сегодня на уроке мы будем говорить о настоящей дружбе. (Звучит музыка: группа  «Барбарики» песенка «О дружбе»)

Я передаю вам свою дружбу (учитель пожимает руку первому ученику), и она идет от меня к Саше, Ане и т.д. (дети передают рукопожатия друг другу). Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый добавил чуточку своей. Пусть дружба не покидает нас на протяжении всего урока.

Словарная работа

  • Что означает это слово? Ученик-литературовед сообщает:

«Дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Доверие и терпение – обязательные признаки. Классический пример настоящей дружбы – герои романа Дюма «Три мушкетера»».

 

ІІ. Актуализация опорных знаний.

Беседа.

  • Прочитайте эпиграф урока. Как вы понимаете данное высказывание?
  • Определите части речи.
  • Что называется причастием?
  • Почему в слове «приобретенных» две –нн- ?

 

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

Мы не смогли определить в эпиграфе только одно слово (не спеша). Наша задача: на любом этапе урока узнать его. В этом нам поможет дружба и улыбка.

 

ІV.Объявляется тема и цели урока.

 

V. Изучение нового материала.

Учитель.

Настоящих друзей немного. Дружат двое. А что нужно для того, чтобы найти хорошего друга? (Уметь выбирать, сравнивать, анализировать). Сейчас эти навыки нам понадобятся.

  1. Анализ предложений. (Поисковый метод).

Задание.

Определить грамматическую основу предложений, проанализировать слова, обозначающие действие.

На доске:

Мальчик рассказывает о друге и улыбается.

Мальчик, улыбаясь, рассказывает о друге.

Вывод.

В первом предложении глагол – сказуемое выполняет основное действие, «рассказывает и улыбается» являются однородными членами предложения. А во втором предложении глагол – сказуемое обозначает действие, а слово «улыбаясь» - добавочное. (Запись в тетрадях).

На мультимедийной доске:

Слова, обозначающие добавочное действие при основном, называются деепричастием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Ознакомление с лексическим и грамматическим значением.
  • А как же зовут друзей нашего деепричастия?

Опережающее задание: подготовленные учащиеся рассказывают о признаках глагола и наречия, которые есть у деепричастия. (Опорный конспект).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У доски учащийся.

Задание: выписать деепричастие из предложения, определить от какого слова оно образовано и какие морфологические признаки имеет.

Мальчик, улыбаясь, рассказывает о друге.

 

Продолжаем исследовать деепричастие.

На мультимедийной доске.

Задание: с какой целью употребляются деепричастия в предложении? Сравните предложения, выделите грамматическую основу.

Мальчик рассказывает о друге.

Мальчик, рисуя, рассказывает о друге.

Мальчик, улыбаясь, рассказывает о друге.

Вывод: для того, чтобы дорисовать, уточнить основное действие.

Итак, мы нашли друзей деепричастия, тщательно их изучили.

  • Кто же эти друзья? (глагол, наречие).
  • Каковы их признаки? (пользуемся опорной таблицей).
  • Как назвать неузнанную форму глагола в эпиграфе? (деепричастие).

VІ. Закрепление материала.

Физкультминутка.

Мы, друзья, хорошо поработали, давайте минутку отдохнем! Встали!

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Наклонись и улыбнись!

Работа с учебником. Ознакомление с теоретическим материалом, сравнение с уже полученными знаниями. С. 192-193.

Работа класса с текстом.

У вас на партах текст. О чем он, как вы думаете? (о дружбе).

Задание.

  • Прочитайте текст.
  • Определите тему, идею текста.
  • Определите тип и стиль речи.
  • Выпишите деепричастия, которые уточняют основное действие.
  • Назовите имена прилагательные, характеризующие настоящего друга.
  • Подберите синоним к словам: добрый, терпимый, внимательный (толерантный).
  • Объясните его лексическое значение.

(Толерантный – толерантность – лат. терпение, выносливость. Это социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности).

Настоящий друг.

Высунув голову из гнезда, орленок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал. – Мама, что это за птицы? – спросил он.

- Наши друзья, - ответила орлица сыну. – Орел живет в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе, какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, - наши верные друзья.

Удовлетворенный маминым разъяснением орленок продолжал с интересом наблюдать за полетом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

- Ай-ай, они украли у нас еду!

- Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орел ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.

Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

 

Словарная работа.

Притча – это короткий рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение.

Учитель. Дружба невозможна без совместных прогулок, походов, встреч. Представим прогулку в лес за грибами вместе с настоящими друзьями. Не будем забывать о бережном отношении к природе.

 

Групповая работа.

Правила работы в группе (памятка).

  1. Выбрать лидера, секунданта.
  2. Работать так, чтобы не мешать другим.
  3. Внимательно читать задания.
  4. Выслушать мнение каждого члена группы.
  5. Придерживаться отведенного времени.
  6. Презентацию работы имеет право делать каждый член группы.
  7. Соблюдать правило поднятой руки.

 

Задание.

Выразительно прочитайте предложение. Выпишите глаголы и уточняющие его деепричастия. Какова роль деепричастий?

Ежась от свежего ветерка, чуть посинев, крепыши маслята, взявшись за руки как ребята, топают, греясь, вокруг пенька.

(Учитель дает вырезанный из бумаги пенек и четыре грибочка – это подсказка, что в тексте один глагол – «пенек» и четыре деепричастия «грибочка»).

- А как нужно собирать грибы, чтобы они здесь же выросли? (срезать).

(Проверка: ответы на мультимедийной доске). 

(Приложение №1).

Индивидуальная работа.

Задание.

Объясни значение пословицы. Найди деепричастие, укажи его синтаксическую роль.

Уважая человека, уважаешь себя.

Признавая достоинства друга, не закрывай глаза на его недостатки.

Методические рекомендации.

Сначала проверяется работа класса с текстом, комментируются оценки учителем, ответы учащихся рецензируются учениками. Индивидуальная работа проверяется учащимися с высоким уровнем обучения. Учитель контролирует оценивание.

 

VІІ. Обобщение изученного.

Учитель.

- А теперь вспомним песенку «О дружбе» группы «Барбарики», которая звучала в самом начале урока. Но теперь вы должны, еще раз ее прослушав, назвать деепричастие, прозвучавшее в ней.

 

 

VІІІ. Подведение итогов.

Задание.

Продолжи предложение.

  • Я узнал …   .
  • Я буду применять …    .
  • Деепричастия делают нашу речь …    .

Учитель.

- Сегодня весь наш урок согревала дружба и улыбки. Мы учились быть толерантными. Я благодарю вас за сотрудничество и дарю каждому «улыбку» (учитель подготовил каждому ребенку вырезанную из красной бумаги улыбку с добрыми пожеланиями) как воспоминание о нашей дружной работе.

ІХ. Домашнее задание.

На мультимедийной доске.

- Высокий уровень: написать диалог на тему «Каким должен быть настоящий друг» (7-8 реплик).

- Достаточный уровень: упражнение 397.

- Средний уровень: упражнение 395.


 

docx
Додано
23 листопада 2020
Переглядів
387
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку