Цель мероприятия: дать понятие о смехе и улыбке, показать их значение в жизни человека
Задачи:
- обучать приёмам саморегуляции;
- развивать положительные эмоции;
- тренировать доброжелательное отношение к людям;
- научить детей улыбаться.
Конспект внеклассного мероприятия ко Дню смеха
Цель мероприятия: дать понятие о смехе и улыбке, показать их значение в жизни человека
Задачи:
- обучать приёмам саморегуляции;
- развивать положительные эмоции;
- тренировать доброжелательное отношение к людям;
- научить детей улыбаться.
Оборудование урока: карточки с пословицами, словами, иллюстрации, название урока, «Ордена улыбки»
Гонкур
Смех есть веселость ума, улыбка - веселость сердца.
Хорошо смеется человек – значит хороший человек. Ф.М. Достоевский.
Засмеяться добрым, светлым смехом может только глубокая добрая душа. Н.В.Гоголь.
Юмор – большая сила. Ничто так не сближает людей, как хороший, безобидный смех. Л.Н.Толстой.
Смех – это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица. В.Гюго.
Веселый человек создает себе веселый мир, мрачный человек создает себе мрачный. С.Смайлс.
Улыбка всегда хороша, ибо она приоткрывает простой внутренний мир человека. Н.И.Новиков.
Вступление: Некоторые древние мыслители считали, что человека можно определить как “животное, умеющее смеяться”. И, думается, в какой-то степени были правы, ибо не только умение ходить на двух ногах и трудовая деятельность выделяли людей из животного мира, помогли выжить и пройти через все мыслимые и немыслимые испытания многотысячелетней истории, но и способность смеяться. Потому-то умевшие рассмешить пользовались популярностью во все века и у всех народов. В старые времена рыбаки брали с собой в море на промысел шутников, юмористов, песенников. Выделяли им такой же пай, как и всем рыбакам, хотя рыбу они не ловили. Они развлекали рыбаков в их тяжелой, опасной, однообразной и психически напряженной жизни на тесном судне и предотвращали тем самым ссоры и даже душевные заболевания. Таких людей называли «Человек — праздник». Оказывается, юмор рождает ощущение жизненных сил, помогает расти оптимистом. Трудно представить себе мир без смеха и веселья.
Знаете ли вы, что смех и улыбка серьёзно влияют на здоровье человека? Как вы думаете, каким образом? (Человек становится жизнерадостным, энергичным, даже есть такое выражение: «Смех продлевает жизнь»)
Врач-учёный: Правильно, смех сам по себе - неплохой массаж, ведь он встряхивает кровеносные сосуды и мышцы нашего лица и тела, в том числе и внутренние, которые управляют работой внутренних органов. Также в кровь поступают вещества, противостоящие болезнетворным бактериям. Учёные даже заметили, что жизнерадостные люди реже болеют, а дети, которые не грустят, быстрее выздоравливают. Смех - это определённая реакция организма, при которой мышцы лица непроизвольно сокращаются, учащается сердцебиение, меняется давление крови. Смех вызывает не очень резкую, но глубокую встряску организма, что приводит к расслаблению мышц и снимает напряжение, вызванное стрессом. Углубляется дыхание, кровь обогащается кислородом, успокаивается ритм сердца, снижается артериальное давление, организм освобождается от гормона стресса — адреналина. Известный индийский гуру — смехотерапевт Мадан Катария убежден, что смех помогает при депрессии, бронхолегочных и сосудистых заболеваниях, не говоря уже о профилактике простуды. Смехотерапия нынче в моде не только в Индии. В некоторых больницах США есть специальные комнаты юмора и смеха. В них больным, в том числе и безнадежным, каждый день в течение нескольких часов проигрывают аудиокассеты с концертами известных юмористов и показывают классические комедии. Порой подобная смехотерапия позволяет переломить ход, казалось бы, безнадежной болезни.
Существует даже специальная наука — гелотология (от греч. «гелос» — смех), наука о смехе. Начиная с 1996 г. в Базеле ежегодно проходит международный конгресс гелотологов, где врачи рассказывают об исследованиях в области смехотерапии, о воздействии смеха на организм и эффективности лечения различных заболеваний. Доказано, что в процессе смеха в положительную сторону изменяется биохимический состав крови, причем этот положительный эффект сохраняется в течение суток после просмотра хорошей комедии или веселого вечера в кругу друзей. (Вырабатывается эндоморфин, который, в частности, отвечает за хорошее настроение на гормональном уровне и оказывает успокаивающее воздействие.) Во время смеха стимулируется деятельность диафрагмы, что в свою очередь активизирует деятельность пищеварительной и дыхательной систем и т.д. Кроме того, смех обладает обезболивающим действием: 10 минут смеха заменяют укол морфия.
Замечено, что продолжительность жизни у веселых людей больше, чем у тех, кто замкнут и угрюм, кто вечно ворчит и всем недоволен. «Смеха побольше — жизни подольше». Недаром говорят, что юмор «и продлевает годы жизни, и придает жизнь годам». «Хотите жить долго — почаще умирайте от смеха». Бернард Шоу утверждал, что 5 ми нут смеха удлиняют жизнь на 1 год. Этот умнейший человек и выдающийся юморист своего времени прожил до 94 лет, и ему можно верить.Если вы хотите долго жить и как можно меньше болеть, следуйте главным правилам жизни: «Почаще улыбайтесь, смейтесь на здоровье, будьте жизнерадостными, а в общении больше шутите, будьте добры и искренни, не допускайте стрессов».
Психолог: 80% успеха в жизни зависит от умения правильно общаться с другими людьми. Очень важно уметь улыбаться, это помогает доброжелательно относиться к людям, добиваться их расположения. С помощью улыбки можно улучшить и своё настроение. Когда мы улыбаемся, в кровь поступает специальное вещество - гормон удовольствия, который успокаивает и повышает настроение.
Радостный смех прекрасно лечит душу, «прополаскивает» ее и очищает.
Наряду с удивительными видами лечения психических недомоганий: водотерапией, мелотерапией (лечение пением и музыкой), графотерапией, сказкотерапией, арттерапией, комплиментотерапией, самое эффективное — смехотерапия (шуткотерапия).
Одним из наиболее доступных способов улучшения эмоционального состояния является терапия смехом. В Индии, например, существует более 150 клубов смеха. Участники этих клубов ежедневно собираются вместе и начинают смеяться хором. Сначала немного напрягаясь для этого, а потом вполне естественно и очень заразительно. Особенно актуален юмор теперь, в условиях прессов, которые преподносит нам непростая жизнь. Стрессы, вызванные крушением планов, после сеанса хорошего смеха сменяются надежной, а затем и уверенностью в победе. Так, Дмитрий Сергеевич Лихачев вспоминал, что юмор на Соловках (там были сплошные стрессы!) помог многим выжить.
Юмор и смех отвлекают от мрачных мыслей. По крайней мере, полезно научиться «выпускать пар» И с юмором, без лишнего драматизма принимать несовершенство человеческой натуры, в том числе и свои ошибки и слабости. Это большая мудрость.
Способность человека смеяться — это показатель его душевного здоровья. Однажды американский психиатр А. Гудхарт предложил очень мнительной даме записать, что ее беспокоит. Список оказался значительным.
— Теперь прочитайте все пункты и после каждого говорите: «Ха-ха, всего то!».
Женщина нахмурилась, но стала выполнять задание и вскоре не удержалась от улыбки.
А закончив чтение, от души посмеялась.
Советую и вам попробовать.
Артист-юморист: Юмор, шутки — это составляющие общения. Пожалуй, даже одно из важных правил общения. Человек с чувством юмора, как правило, добрый человек. С помощью юмора люди передают друг другу хорошее настроение, показывая тем самым, что они хорошо относятся друг к другу. В идеале от хорошей шутки должно быть хорошо и тому, кто шутит, и тому, над кем шутят. С помощью юмора и шутки можно быстро восстановить хорошее настроение в коллективе. Среди людей, обладающих чувством юмора, это достигается с легкостью, но практически невозможно в среде людей, лишенных чувства юмора. Человек, умеющий вовремя пошутить (при этом, разумеется, сам находящийся в тонусе), может разрядить психологическую обстановку, успокоить человека, избавить от чувства безысходности, сделать людей жизнерадостными, и, что особенно замечательно, его собственное состояние передается окружающим.
— Ваша профессия?
— Я солист!
— А что вы поете?
— Я не пою, я капусту солю!
Юмор и шутки создают хороший микроклимат в коллективе, а хороший микроклимат повышает производительность труда и лечит души.
А на концертах у наших знаменитых юмористов зрите¬ли смеются часами, значит, жить им века, а юмористов можно назвать борцами со старением Так, например, английская королева-мать в столетнем возрасте обладала великолепным чувством юмора.
Учитель:
Ребята, но мы должны с вами уметь правильно улыбаться и смеяться. Ведь улыбка бывает разной: и язвительной, и грустной, и весёлой. Только человек с открытым сердцем может ИСКРЕННЕ смеяться и веселиться. Какие правила улыбки мы должны знать? В этом нам помогут пословицы.
Веселье лучше богатства.
Кто в радости живёт, того и кручина неймёт.
Как вы их понимаете?
-Первое правило: Улыбка поможет в общении.
-Второе: Старайся чаше улыбаться друзьям, родителям, учителю.
Кто людей веселит, за того весь свет стоит.
-Правило третье: Смейся заразительно, но знай, где и как смеяться.
Нет лучше шутки, как над собою.
За шутку не сердись, в обиду не вдавайся.
-Четвёртое: Умей смеяться над собой.
Тебе смешно, а мне до сердца дошло.
-Правило пятое: не смейся над чужим горем или физическим недостатком.
-Вот какие правила у нас получились.
Правила улыбки:
1.Улыбка поможет в общении.
2.Старайся чаше улыбаться друзьям, родителям, учителю.
3.Смейся заразительно, но знай, где и как смеяться.
4.Умей смеяться над собой.
5.Не смейся над чужим горем или физическим недостатком.
Учитель: Добрый, веселый смех — это чудесный витамин для всех, самый могущественный и бесценный эликсир жизни. И он тем более ценен, что этот витамин не стоит вам ни копейки. Говорят, что 1 минута смеха по своей“калорийности” заменяет стакан сметаны.Смейтесь – и будьте здоровы! Смеяться можно — даже в наше время — пока еще совершенно бесплатно. А у нас на вечере, более того, за это вы еще можете получить приз. Также совершенно бесплатно, и даже с прибылью для себя, вы можете сегодня хохотать! Продолжим вереницу слов-синонимов, обозначающих это прекрасное…нет, не действие — состояние человеческой души.
1) И наш первый конкурс-аукцион синонимов к слову «смеяться». Кто назовёт последний синоним. (Возможные слова: хихикать, ухмыляться, гоготать, ржать, заливаться, покатываться и т. д.)
2) Когда-то дети играли в игру «Море волнуется раз…» И сейчас вам предлагается создать скульптуры на афоризмы:
Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.
Худший из недугов - быть привязанным к своим недугам.
Кто крепок телом, может терпеть и жару и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства.
Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
льного
Дадим экипажам несколько минут на обдумывание своей композиции. А пока послушаем юмористическое стихотворение-сценку.
Ученик: Стихотворение-сценка Петра Синявского“Штранная иштория”
Встретил жук в одном лесу
Симпатичную осу:
– Ах, какая модница!
Пожвольте пожнакомиться.
– Увазаемый прохозый,
Ну, на что это похозэ?!
Вы не представляете,
Как вы сепелявите, –
И красавица оса улетела в небеса.
– Штранная гражданка...
Наверно, иноштранка.
Жук с досады кренделями
По поляне носится:
– Это ж надо было так
Опроштоволоситься!
Как бы вновь не окажаться
В положении таком?
Нужно шрочно жаниматься
Иноштранным яжиком!
Учитель: Сейчас мы с вами откроем “тайну смеющихся слов” писателя М. Зощенко. М.Горький сказал ему однажды: “Отличный язык выработали Вы, Михаил Михайлович, и замечательно владеете им. Юмор у Вас очень свой”.Это действительно так. Зощенко был наделён абсолютным слухом и блестящей памятью. Он сумел проникнуть в тайну языка простых людей и заговорить на их повседневном, понятном им языке. Автор заговорил на неизвестном литературе русском языке, живом, не придуманном, пусть неправильном по литературным меркам, но всё-таки– тоже! – русском языке. Не сумей он заговорить на этом языке масс, не знали бы мы сегодня такого писателя, про которого читатели говорили:“грамотно пишет, не умничает”, “все чисто русские”, “натуральные, понятные слова у него”.
Послушаем Зощенко?
НЕ НАДО ВРАТЬ
Я учился очень давно. Тогда ещё были гимназии. И учителя тогда ставили в дневнике отметки за каждый спрошенный урок. Они ставили какой-нибудь балл — от пятёрки до единицы включительно.
А я был очень маленький, когда поступил в гимназию, в приготовительный класс. Мне было всего семь лет.
И я ничего ещё не знал, что бывает в гимназиях. И первые три месяца ходил буквально как в тумане.
И вот однажды учитель велел нам выучить наизусть стихотворение:
Весело сияет месяц над селом, |
А я этого стихотворения не выучил. Я не слышал, что сказал учитель. Я не слышал потому, что мальчики, которые сидели позади, то шлёпали меня книгой по затылку, то мазали мне ухо чернилами, то дёргали меня за волосы и, когда я от неожиданности вскакивал — подкладывали под меня карандаш или вставочку. И по этой причине я сидел в классе перепуганный и даже обалдевший и всё время прислушивался, что ещё замыслили против меня сидевшие позади мальчики.
А на другой день учитель, как назло, вызвал меня и велел прочитать наизусть заданное стихотворение.
А я не только не знал его, но даже и не подозревал, что на свете есть такие стихотворения. Но от робости я не посмел сказать учителю, что не знаю этих стихов. И совершенно ошеломлённый стоял за своей партой, не произнося ни слова.
Но тут мальчишки стали подсказывать мне эти стихи. И благодаря этому я стал лепетать то, что они мне шептали.
А в это время у меня был хронический насморк, и я плохо слышал одним ухом и поэтому с трудом разбирал то, что они мне подсказывали.
Ещё первые строчки я кое-как произнёс. Но когда дело дошло до фразы: «Крест под облаками как свеча горит», я сказал: «Треск под сапогами как свеча болит».
Тут раздался хохот среди учеников. И учитель тоже засмеялся. Он сказал:
— А ну-ка, дай сюда свой дневник! Я тебе туда единицу поставлю.
И я заплакал, потому что это была моя первая единица и я ещё не знал, что за это бывает.
После уроков моя сестрёнка Леля зашла за мной, чтобы вместе идти домой.
По дороге я достал из ранца дневник, развернул его на той странице, где была поставлена единица, и сказал Леле:
— Леля, погляди, что это такое? Это мне учитель поставил за стихотворение «Весело сияет месяц над селом».
Леля поглядела и засмеялась. Она сказала:
— Минька, это плохо! Это тебе учитель влепил единицу по русскому языку. Это до того плохо, что я сомневаюсь, что папа тебе подарит фотографический аппаратик к твоим именинам, которые будут через две недели.
Я сказал:
- А что же делать?
Леля сказала:
— Одна наша ученица взяла и заклеила две страницы в своём дневнике, там, где у неё была единица. Её папа послюнил пальцы, но отклеить не мог и так и не увидел, что там было.
Я сказал:
— Леля, это нехорошо — обманывать родителей!
Леля засмеялась и пошла домой. А я в грустном настроении зашёл в городской сад, сел там на скамейку и, развернув дневник, с ужасом глядел на единицу.
Я долго сидел в саду. Потом пошёл домой. Но когда подходил к дому, вдруг вспомнил, что оставил свой дневник на скамейке в саду. Я побежал назад. Но в саду на скамейке уже не было моего дневника. Я сначала испугался, а потом обрадовался, что теперь нет со мной дневника с этой ужасной единицей.
Я пришёл домой и сказал отцу, что потерял свой дневник. И Леля засмеялась и подмигнула мне, когда услышала эти мои слова.
На другой день учитель, узнав, что я потерял дневник, выдал мне новый.
Я развернул этот новый дневник с надеждой, что на этот раз там ничего плохого нету, но там против русского языка снова стояла единица, ещё более жирная, чем раньше.
И тогда я почувствовал такую досаду и так рассердился, что бросил этот дневник за книжный шкаф, который стоял у нас в классе.
Через два дня учитель, узнав, что у меня нету и этого дневника, заполнил новый. И, кроме единицы по русскому языку, он там вывел мне двойку по поведению. И сказал, чтоб мой отец непременно посмотрел мой дневник.
Когда я встретился с Лелей после уроков, она мне сказала:
— Это не будет вранье, если мы временно заклеим страницу. И через неделю после твоих именин, когда ты получишь фотоаппаратик, мы отклеим её и покажем папе, что там было.
Мне очень хотелось получить фотографический аппарат, и я с Лелей заклеил уголки злополучной страницы дневника.
Вечером папа сказал:
— Ну-ка, покажи свой дневник! Интересно знать, не нахватал ли ты единиц?
Папа стал смотреть дневник, но ничего плохого там не увидел, потому что страница была заклеена.
И когда папа рассматривал мой дневник, на лестнице вдруг кто-то позвонил.
Пришла какая-то женщина и сказала:
— На днях я гуляла в городском саду и там на скамейке нашла дневник. По фамилии я узнала адрес и вот принесла его вам, чтобы вы сказали, не потерял ли этот дневник ваш сын.
Папа посмотрел дневник и, увидев там единицу, всё понял.
Он не стал на меня кричать. Он только тихо сказал:
— Люди, которые идут на враньё и обман, смешны и комичны, потому что рано или поздно их враньё всегда обнаружится. И не было на свете случая, чтоб что-нибудь из вранья осталось неизвестным.
Я, красный как рак, стоял перед папой, и мне было совестно от его тихих слов.
Я сказал:
— Вот что: ещё один мой, третий, дневник с единицей я бросил в школе за книжный шкаф.
Вместо того чтоб на меня рассердиться ещё больше, папа улыбнулся и просиял. Он схватил меня на руки и стал меня целовать.
Он сказал:
— То, что ты в этом сознался, меня исключительно обрадовало. Ты сознался в том, что могло долгое время остаться неизвестным. И это мне даёт надежду, что ты больше не будешь врать. И вот за это я тебе подарю фотоаппаратик.
Когда Леля услышала эти слова, она подумала, что папа свихнулся в своём уме и теперь всем дарит подарки не за пятёрки, а за единицы.
И тогда Леля подошла к папе и сказала:
— Папочка, я тоже сегодня получила двойку по физике, потому что не выучила урока.
Но ожидания Лели не оправдались. Папа рассердился на неё, выгнал её из своей комнаты и велел ей немедленно сесть за книги.
И вот вечером, когда мы ложились спать, неожиданно раздался звонок.
Это к папе пришёл мой учитель. И сказал ему:
— Сегодня у нас в классе была уборка, и за книжным шкафом мы нашли дневник вашего сына. Как вам нравится этот маленький врун и обманщик, бросивший свой дневник, с тем чтобы вы его не увидели?
Папа сказал:
— Об этом дневнике я уже лично слышал от моего сына. Он сам признался мне в этом поступке. Так что нет причин думать, что мой сын неисправимый врун и обманщик.
Учитель сказал папе:
— Ах, вот как. Вы уже знаете об этом. В таком случае — это недоразумение. Извините. Покойной ночи.
И я, лежа в своей постели, услышав эти слова, горько заплакал. И дал себе слово говорить всегда правду.
И я действительно так всегда и теперь поступаю.
Ах, это иногда бывает очень трудно, но зато у меня на сердце весело и спокойно.
3)Конкурс загадок со словами настроения
Ах:
Купи, не жалей -
Будет ехать веселей.
(Колокольчик)
Ох:
Ежегодно приходят к нам гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.
(Времена года)
Ах:
Вдоль нашего села
Бежит лошадка весела,
Под конец хвоста
Висит полон кошель овса,
Бежит да потряхивает.
(Метель, вьюга)
Ох:
В болоте плачет,
А из болота не идет.
(Кулик)
Ах:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Дерево)
Ох:
Сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
Ах:
Дяденька смеется,
На нем шубонька трясется.
(Кисель)
Ох:
Бьют Ермилку
Что есть сил по затылку,
А он не плачет,
Только ножку прячет.
(Гвоздь)
Ах:
Стоят кони на приколе,
Не пьют, не едят,
А веселые стоят.
(Окна)
Ох:
В лесу вырос,
На стене вывес,
На руках плачет,
Кто слушает - скачет.
(Гудок)
4) А теперь я начну, а вы продолжайте:
Кто в радости живет, того... (кручина неймет).
Есть нечего, да жить ... (весело).
Радость не вечна, печаль ... (не бесконечна).
Мешай дело с бездельем, проводи время... (с весельем).
Шутку шутить, ... (всех веселить).
Кто людей веселит, ...(за того весь свет стоит).
Боярин шуту рад,... (да с ним не ходит в ряд).
Кто весел, а кто и нос ... (повесил).
Горько плачет, а вприсядку ... (пляшет).
За шутку не сердись, а в обиду ... (не давайся).
Сердце веселится, а лицо ... (цветет).
Красивый на грех, а дурной ... (на смех).
5) Объявляю новый конкурс «Скороговорки». Приглашаю по два представителя от команды. (Ребятам предлагается жеребьевкой выбрать себе скороговорку.)
Шутил, шутил, да и вышутил.
Точить балы, точить балясы, белентрясы.
Шутку сшутить, людей посмешить.
Не выслужишь, так вышутишь.
Шутки ходят в шубках.
Шут не шут, а хороший шпынь.
Не шути шутом: проткнет и щупом.
Смешки хороши, да каковы-то будут насмешки.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха!
Шут полосатый, выворотной, гороховый, подновинский.
Танцуй, душа, без кунтуша, ищи пана без жупана.
6) Вам предлагается узнать пословицы, которые“перевернуты” с помощью антонимов. Ребятам предлагаются пословицы: петуха песнями да поят (на самом деле пословица звучит так: соловья баснями не кормят), с бездельем утопишь слона в поле (без труда не выловишь и рыбку из пруда), потеряй одну копейку и не потеряешь одного врага (не имей с то рублей, а имей сто друзей), идет юноша из светлицы и хвост под домом(сидит девица в темнице, а коса на улице).
7) А в это время все остальные члены команд сыграют во фразеологическое лото. Смысл игры заключается в следующем: в одной коробке находятся записанные на бумаге начала известных фразеологических оборотов, а в другой коробке –их концы.
В первой: зуб, в колесе, сказка про, колено, негде упасть, с собакой, зарубить, аппетит, со смеху, ни к селу.
Во второй: море по, белого бычка, как белка,яблоку, ни к городу, себе на носу, как кошка,кататься, волчий, на один. Ваша задача –правильно соединить начало и конец
Ведущий: Пока жюри подводит итог конкурса, я предлагаю всем поиграть в игру «Хорошее настроение». Начиная с соседа справа, по цепочке говорим комплимент, обязательно с улыбкой, а особо веселые могут скорчить привлекательные рожицы.
А сейчас послушаем стихотворение:
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи! (В.Хлебников)
Будь весел, чтоб радостней стало
Тому, с кем подружишься ты.
–