КЛАССНЫЙ ЧАС
«ДРУЖБА»
Подготовила
Скидан Светлана Павловна
кл.рук. 7 – Б класса
ЦЕЛИ:
- развивать направление коммуникативных компетенций детей
через общение, игровую деятельность;
- познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями;
- расширить знания детей о взаимоотношениях людей;
- практиковать навыки решения проблемных задач;
- развивать стремление быть терпимым в обществе людей.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
- познакомить с правилами ведения дискуссии, законами дружбы;
- сформировать у детей понятие «дружба», позитивное отношение
к товарищам;
- уточнить приметы настоящего друга.
Развивающие:
- развивать мышление, речь, память учащихся, творческий потенциал;
- воспитывать доброжелательность и доверительность;
- совершенствовать навыки общения, необходимые для формирования дружбы и коллективизма.
Воспитывающие:
- формировать морально–психологические качества, побуждающие
к позитивным действиям;
- воспитывать гражданские качества: доброту, взаимопомощь,
чуткость, толерантность;
- поддерживать интерес к дружбе;
- способствовать сплочению коллектива учащихся;
- формировать дружеские отношения между детьми в группе.
ПРИЁМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ:
проблемный, информационный, частично–поисковый, игровой.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
фронтальная, групповая.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Коммуникативная компетенция:
- умение устанавливать контакты, обосновывать своё решение, обмениваться информацией;
Информационная компетентность:
- умение анализировать, обобщать и делать выводы.
Учебно-познавательная компетенция:
- умение устанавливать связи, применять усвоенные знания.
КОМПЕТЕНЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ:
- умение оказать взаимную помощь и поддержку в трудных ситуациях; - умение анализировать свои достижения и ошибки.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- мультимедийная доска для презентации;
- раздаточный материал (смайлики, наборы пословиц, тексты
диктантов, психологический тест);
- бумага А4, ножницы.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
УКРАШЕНИЕ ЗАЛА:
- воздушные шарики;
- тематические картинки;
- мудрые мысли о дружбе.
Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, дорогие ребята!
Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что этот день принесёт нам радость общения друг с другом. Вы у меня умные, способные, находчивые, поэтому не волнуйтесь, а лучше улыбнитесь, подарите улыбку товарищу. Улыбка ничего не стоит, но многое даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остаётся навсегда. Она создаёт счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых отношениях и служит паролем для друзей.
Ребята! Сегодняшнее мероприятие мы проведём в форме часа общения, и я решила пригласить вас к разговору, который, на мой взгляд, очень актуален в целом и для нашего класса в том числе.
Вот мы все такие разные, но живём в одном классе, в одном коллективе. А можно ли назвать его дружным? Как вы думаете, без дружбы в классе будет ли он дружным? Какими же должны быть отношения в коллективе?
Обратимся к эпиграфу урока:
«Без дружбы никакое общение между
людьми не имеет ценности».
Так сказал великий древнегреческий философ, учёный Сократ.
(Прослушать песню «Землю обмотали тоненькие нити»)
- Думаю, вы понимаете, что отношения в коллективе должны быть дружескими, товарищескими, от этого зависит успех любого дела.
Кстати, современные бизнесмены недаром тратят большие деньги, чтобы сдружить своих сотрудников: они устраивают совместные вечера, собрания, праздники. Бизнес у них от этого только выигрывает.
И в нашем маленьком классном коллективе будет намного легче жить и интересней учиться, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества, так называемый тёплый микроклимат.
Для того мы и собрались с вами, чтобы поговорить и понять, что же такое ДРУЖБА. Узнать, какими качествами должен обладать настоящий друг. Будем учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях. Выведем законы дружбы. Будем для этого высказывать своё мнение, дискутировать. Вспомним основные правила ведения дискуссии.
ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ
- Придерживайтесь дружелюбного тона.
- Думайте прежде, чем сказать.
- Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано.
- С уважением относитесь к мнению другого человека.
- Надеюсь, что же такое ДРУЖБА, каждый знает.
Может быть и спрашивать смешно.
Ну, а всё же, что обозначает это слово?
Значит что оно?
В толковом словаре Даля даётся такое определение: «Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
Мальчики продолжат эту мысль, расшифруют шире это понятие.
Дружба–это если друг твой болен
И не может в школу приходить. –
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять задания.
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё внимание,
Дни, недели, месяц или год…
Дружба-в радости, и дружба в горе.
Друг всегда последнее отдаст.
Друг не тот, кто льстит,
А тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
- А сейчас мы поиграем в игру «ДА–НЕТ», из которой станет ясно, кто как понимает дружеские отношения (учитель читает предложения, вы думаете, отвечать можно хором ).
- В любую минуту придёт на помощь.
- В лицо говорит одно, а за спиной другое.
- Отдаст последний кусочек хлеба.
- Будет драться за место за партой.
- Если болеешь, будет навещать, звонить, беспокоиться.
- Если ты получил хорошую отметку, будет завидовать.
- Если тебя кто–то обижает, будет защищать.
- Если у тебя неприятности, будет радоваться.
Молодцы, ребята. Хорошо разбираетесь в дружеских отношениях.
А девочки подтвердят это.
Кто верит в дружбу горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт.
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку.
- Ребята, вы с этим согласны?
Давайте выполним несложное задание из области русского языка.
- Определите, какой корень в слове дружба.
Наверное, это слово тоже с кем–то дружит. Подберите к нему родственные (однокоренные) слова.
(Приложение)
Думаю, вы и песни о дружбе знаете. Давайте споём песню
«Дружба крепкая».
Так вот, чтобы ваша дружба была крепкой, нужно строго соблюдать её законы. Сейчас мы вместе их и составим. Каждый желающий предлагает свой пункт.
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ
- Уважать внутренний мир друг друга.
- Будь честным и искренним.
- Учись забывать о себе ради друга.
- Признавай свои ошибки.
- Не оставляй друга в беде.
- Поддерживай и помогай друга в решении трудных жизненных
проблем.
- Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.
- К друзьям нужно относиться терпимо.
- Не смейся над недостатками друга.
- Надо беречь дружбу от насмешек, зависти, злости, обмана.
- Останови друга, если он делает что-то плохое.
- Нужно быть верным и бескорыстным.
- Не выдавай чужие секреты.
- Не ябедничай.
- Не жадничай.
- Не бойся просить прощения.
- Не груби.
- Не злись и не будь злопамятным.
Учитель: Вы знаете, посетил вопрос мою голову вдруг:
«Кто же такой настоящий друг?»
- Вы сейчас поработаете в своих группах (задание «Выборочный
диктант»): выберете только те качества, которыми обладает настоящий
друг.
ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ
Скромный, честный, хвастливый, злой, добрый, отзывчивый, жадный,
терпимый, завистливый, доброжелательный, общительный, равнодушный, вежливый, лживый.
- Можно и свои добавить качества (по желанию детей).
- Да, ребята, друг–это что-то святое,
Светлое и очень родное.
Ученик: Жить без друзей – это глупо,
Мимо проходят и вечер, и день, и утро.
Друг – это тот, кто поможет всегда.
Неважно, радость у тебя или беда.
Он примчится к тебе, оставив свои дела.
Ведь ему дружба с тобой так дорога.
Учитель: - Хочу предложить вам для размышления рассказ «Дружба», а потом услышать ваше мнение.
ДРУЖБА
Однажды Саша принёс в школу электронную игру «Футбол».
К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Давай играть вместе. Мы же с тобой друзья!» - Саша согласился. Максим гордо заслонил от других ребят игру со словами: « Я – Сашин друг. Я буду с ним играть».
На другой день Денис принёс в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим. «Я твой друг. Будем вместе играть!» Но тут подошёл Саша. – « И меня примите!»
« Нет, не примем», - сказал Максим.« Почему? – удивился Саша. - Вчера ты же сам говорил, что ты мой друг».
« То вчера, - объяснил Максим. - А сегодня я дружу с Денисом: у него же роботы.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
«Можно ли считать Максима настоящим другом? Почему?» (ответы детей).
Учитель: - Совершенно верно. Некоторые дети склонны к дружбе только с теми, от которых можно что–то заполучить: игрушки, марки, книги, конфеты. Эти ребята живут по правилу: «Ты мне – я тебе».
А ведь дружить нужно не для того, чтобы тебе кто – то (друг) что–либо хорошее сделал. Не потому, что это выгодно, а потому, что человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, увлечения, внутренний мир.
Сейчас мы с вами будем решать такой проблемный вопрос: какой же он, настоящий друг? Составим ряд ваших ассоциаций. (Предполагаемые ответы учеников: он защищает, помогает, уважает, доверяет, говорит правду, не дерётся, бескорыстный, поддерживает в беде, откровенный, ответственный).
- Давайте решим ещё один проблемный вопрос. Представьте себе, что ваш друг получил плохую отметку и очень расстроился из–за этого.
- Как вы поступите в такой ситуации?
( Предполагаемые ответы: будем успокаивать, утешать ).
- Другими словами: будете сочувствовать своему другу.
У слова «сочувствие» есть очень близкое по значению другое слово.
Это слово «толерантность». Что же оно означает?
- Терпение, терпимость, понимание, уважение, принятие чужого мнения, снисходительность.
Ученица:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого–то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому–то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Будь счастлив, что день
Не напрасно твой прожит.
На свете живёшь ты не зря!
- Кстати, даже герои мультфильмов дружат.
А вы их знаете? Поиграем в «Доскажи словечко». Назовите пару:
ЧИП и …
БУРАТИНО и …
КРОКОДИЛ ГЕНА и …
МАЛЫШ и …
ВИННИ ПУХ и …
БЕЛОСНЕЖКА и …
Молодцы, и с этим заданием справились.
А вот известная поговорка гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Важно не только, есть ли у тебя друзья, но и то, каким
другом являешься ты. В этом вам поможет тест.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
- возьмите свои листочки с тестами;
- отмечайте по каждому вопросу одну только букву;
- потом поставьте рядом соответствующую вашему ответу цифру;
- сосчитайте свои баллы.
«ХОРОШИЙ ЛИ ТЫ ДРУГ?»
ТЕСТЫ
1.При обращении к ребятам ты используешь в основном:
а) фамилию;
б) кличку;
в) имя.
2.Если кого–то из ребят незаслуженно обвинили, ты - :
а) молчишь;
б) заступаешься;
в) радуешься чужому несчастью.
3.Если ты хотел идти домой, а друг попросил тебя подежурить
за него в классе, ты - :
а) идёшь домой;
б) идёшь дежурить;
в) говоришь, что очень занят.
4.Если у твоего друга плохое настроение:
а) не обращаешь на это внимание;
б) стараешься утешить его;
в) хочешь отомстить его обидчику.
5.Во время ссоры ты - :
а) стараешься говорить по существу вопроса;
б) обзываешься и обижаешь собеседника;
в) прибегаешь к помощи окружающих: кто прав,
а кто виноват.
6.Если друг не поздравил тебя с днём рождения, ты - :
а) будешь напоминать ему об этом постоянно;
б) не поздравишь его с днём рождения тоже;
в) простишь его забывчивость.
( Баллы представлены в таблице )
- А теперь прослушайте прогноз о себе, как о друге:
*Если ты набрал 6 – 9 баллов, твои друзья могут сказать, что ты настоящий друг и на тебя можно положиться в любой ситуации.
Ты заботливый, чуткий и внимательный товарищ.
*Если у тебя 10 – 14 баллов, то стоит немного присмотреться к себе,
т.к. в трудной ситуации есть вероятность, что ты останешься в одино-
честве. Не следует замыкаться на себе любимом. Нужно помнить о том,
что доброе слово – половина счастья, и к доброму другу дорога не
бывает длинной.
*Если у тебя 15 – 18 баллов то всё зависит только от тебя, если ты хо –
чешь измениться. Стоит научиться прощать и не забывать, что с другими
нужно поступать так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. В жизни
надо придерживаться принципа: «Нет друга – ищи, а нашёл – береги».
Люди всегда старались поступать и говорить мудро. И другим это
советовали.
- А вы знаете пословицы о дружбе? Сейчас проверим.
Конкурс «Собери пословицы» (работа в группах ). Каждая группа получает свой конверт с заданием – соединить две части в пословицу.
Прочитайте, результаты вашей работы.
- Мы много узнали по нашей теме занятия, время уже и самим
показать свои знания.
- Дайте характеристику слова «дружба» так, как вы это понимаете.
Д -
Р -
У -
Ж -
Б -
А -
Учитель: - Ребята! Наш разговор о дружбе можно продолжать и про-
жать. Но и он подходит к концу. Очень бы хотелось, чтобы в нашей груп- пе, в нашей маленькой семье всегда царили доброта, понимание, уважение, внимание, терпимость.
Возьмите лист подготовленной бумаги, обведите свою руку, вырежьте, напишите на ней свои положительные качества и прикрепите эти «ладошки» на доску вокруг «цветка дружбы».
Давайте сделаем жизнь в нашей группе дружной, будем помогать друг другу в трудную минуту, чтобы каждого можно был назвать хорошим другом, верным товарищем. Давайте никогда не ссориться и скажем друг другу: «Ребята, давайте жить дружно!»
Учитель:
БЕРЕГИТЕ ДРУЗЕЙ
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать повсюду не спеши.
Может друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг – и повинился –
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей!
Р. Гамзатов
Я желаю каждому из вас иметь верного, настоящего друга,
уметь дорожить дружбой.
Давайте будем чаще улыбаться друг другу. Обменяйтесь
смайликами.
И на прощание послушаем замечательную песенку о дружбе в исполнении детского коллектива «Барбарики».
ЛИТЕРАТУРА
http://festival.1september.ru/articles/622142/
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/konspekt-klassnogo-chasa-na-temu-druzhba
http://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-v-5-8-
klasah/klasnyi-chas-v-5-klase-o-druzhbe.html