Рабочая тетрадьпредназначена для учащихся 8 класса, изучающих курс за выбором «Херсонщина». Целью данного пособия является закрепление основных понятий и усвоение фактического материала по курсу. Включенные в рабочую тетрадь задания разнообразны по содержанию, форме фиксации результата, видам источников краеведческой информации. Задания рабочей тетради могут выполняться в классе под руководством учителя или самостоятельно учащимися, а также дома, обрабатывая тот или иной учебный материал, так как определенные задания предусматривают поисковый и творческий уровень деятельности школьников. Учителю это пособие поможет лучше организовать учебную деятельность школьников и правильно оценить результаты обучения. Выполнение некоторых заданий может потребовать использование дополнительного оборудования: атласа «Физическая география Украины. 8 класс», атласа Херсонской области, справочников и других источников краеведческой информации.
С.Ф. Гаращенко
Курс за выбором
«ХЕРСОНЩИНА»
Рабочая тетрадь
_________________________
__________________________
__________________________
2013
Рабочая тетрадь к авторской программе курса за выбором «Херсонщина» для 8 класса.
Пояснительная записка.
Рабочая тетрадь предназначена для учащихся 8 класса, изучающих курс за выбором «Херсонщина». Целью данного пособия является закрепление основных понятий и усвоение фактического материала по курсу. Включенные в рабочую тетрадь задания разнообразны по содержанию, форме фиксации результата, видам источников краеведческой информации. Задания рабочей тетради могут выполняться в классе под руководством учителя или самостоятельно учащимися, а также дома, обрабатывая тот или иной учебный материал, так как определенные задания предусматривают поисковый и творческий уровень деятельности школьников. Учителю это пособие поможет лучше организовать учебную деятельность школьников и правильно оценить результаты обучения. Выполнение некоторых заданий может потребовать использование дополнительного оборудования: атласа «Физическая география Украины. 8 класс», атласа Херсонской области, справочников и других источников краеведческой информации.
РАЗДЕЛ 1. ГЕОГРАФИЯ РОДНОГО КРАЯ.
Тема1. Географическое положение.
Задание №1. Составьте ассоциативную схему « Моя область»
Задание №2.Пользуясь картой и статистическим материалом в атласе, напишите площадь, население области и сравните с другими областями Украины.
Херсонская область
( тыс.кв.км)
( тыс.чел)
Задание №3. Выполнение практической работы.
Нанесение на контурную карту Херсонской области крайних точек, географического центра области, административных центров. Провести границы соседних областей.
Цель работы: изучить и нанести на контурную карту крайние точки, центр области, административные районы области. Обозначить на карте свой районный центр и свой населённый пункт.
Ход работы.
1.Работа с атласом и статистическим материалом.
Определите координаты крайних точек и запишите в таблицу.
Крайние точки |
название |
координаты |
северная |
|
|
южная |
|
|
западная |
|
|
восточная |
|
|
2.Работа с контурной картой.
Вывод.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
1.Игра. Вы едите в поезде, беседуя со своими соседями. Расскажите друг другу, откуда вы, где расположен ваш населённый пункт и главные его достопримечательности.
2.Напишите краткий рассказ о том, через какие районы вы будете проезжать следуя из Херсона в Геническ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Тестовый контроль.
1.Херсонская область расположена на ____ Украины:
А. севере Б. юге В. востоке Г. западе;
2.В состав области входит_____ районов.
А. 20 Б. 28 В.18
3.Херсонская область образована в _____ году.
А.1924 Б.1944 В.1974
4.Территория области составляет
А.28,5 тыс.км Б.38,5 тыс.км В.26,6 тыс.км
5.На западе наша область граничит с___________ областью.
А.Запорожской Б.Николаевской В.Днепропетровской
6.Геническ лежит на ______________ Херсонской области.
А.севере Б.юге В.западе Г.востоке
7.С.Новогригорьевка образовалась в ____________ году.
А.1800 Б.1861 В.1880.
Тема 2. Природа Херсонщины
2.1. Рельеф и геоморфологическое строение.
Задание №1.Определите по физической катре Херсонской области самую высокую и самую низкую часть над уровнем моря.
Вычислите: какая разница этих показателей?
Max высота(м):min высота(м):разница
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №2.Используя атлас заполните схему «Рельеф Херсонщины»
Задание №3.Определите к каким формам рельефа принадлежат предложенные ниже географические объекты, и запишите их в соответствующие колонки.
водно-эрозионные морские карстово - морские
аброзивные суффозионные Эоловые аккумулятивные
Яры разрушение берегов волнами
Песчанные горбы(Олешкинские пески)
2.2 ТЕКНОНИЧЕСКОЕ И ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ.
Задание №1.Докажите прямую взаимосвязь тектонико-геологического строения и рельефа территории нашей области.
Тектонико –геологическое строение |
Рельеф |
Взаимосвязь процессов |
|
|
|
2.3 МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫЕ РЕСУРСЫ
Задание №1.Используя коллекцию горных пород, найдите полезные ископаемые, которые встречаются в Херсонской области. Свои данные запишите в таблицу:
Название полезного ископаемого |
месторождение |
К какой группе относится |
использование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
Задание №1.Выполнение практической работы.
Взаимосвязь между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Херсонской области.
Цель работы: усовершенствовать практические умения и навыки работы с картами атласа в установлении взаимосвязи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.
Ход работы
Таблица результатов работы может выглядеть следующим образом.
Название тектонической структуры |
Географическое положение в пределах Херсонской области |
Краткая характеристика |
Соответствующие формы рельефа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №2. Запишите, какие природоохранные мероприятия, на ваш взгляд, необходимо проводить по использованию природных условий и природных ресурсов в нашей области:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Тестовый контроль.
1.Область занимает часть _________ низменности.
А.Приднепровская Б.Причерноморская
2.Средняя высота над уровнем моря-
А.46 м Б.30м В.55м
3.Наивысшая точка области- _____________________________________________
4.Самое низкое место области- ___________________________________________
5.Самые распространенные полезные ископаемые нашей местности ___________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема №3. Климатические условия и ресурсы
Задание №1.Заполните таблицу «Факторы, влияющие на климат Херсонской области»
Задание №2
- в каком климатическом поясе лежит область?
- рассмотрите в атласе климатическую карту, объясните направление январских и июльских изотерм на территории области.
- на основе анализа карт, дополнительной литературы, заполните таблицу:
Климатические показатели |
Херсонская область |
Климатический пояс
|
|
Тип климата
|
|
Солнечная радиация
|
|
Преобладающая ВМ
|
|
Температуры:
Января Июля |
|
Годовая амплитуда
|
|
Годовое количество осадков
|
|
Испаряемость
|
|
Коэффициент увлажнения
|
|
Вывод:
|
|
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Выполнение практической работы.
Построение комплексного графика за данными метеорологических
наблюдений годового хода климатических показателей.
Цель работы: продолжать наблюдения за погодой, построение комплексного графика хода температур за определённый промежуток времени.
Ход работы
Таблица сравнительных температур января-июля по Геническому району(согласно данных Генической гидрометеорологической станции)
январь |
июль |
||
год |
температура |
год |
температура |
1954 |
-27,2°С |
1954 |
+32°С |
1963 |
-19,8°С |
1963 |
+33,2°С |
1969 |
-20,8°С |
1969 |
+36,4°С |
1985 |
-21,5°С |
1985 |
+34,3°С |
1987 |
-18,7°С |
1987 |
+34,3°С |
1997 |
-20,1°С |
1997 |
+37,5°С |
2002 |
-15,1°С |
2002 |
+38,3°С |
2007 |
-26,2°С |
2007 |
+37,7°С |
|
|
|
|
-используя данные своих наблюдений постройте график годового хода температур и опишите его.
- самый холодный январь
- самый жаркий июль
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 4.Внутренние воды
Задание №1.Выполнение практической работы.
Обозначение на контурной карте Херсонской области рек, озёр, водохранилищ, каналов.
Цель работы: обозначить на контурной карте Херсонской области водные объекты
Ход работы.
Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №2.На территории Херсонской области протекает 19 рек, но всего 6 рек длина которых больше 10 км.
Название реки |
Длина(км) |
В пределах области (км) |
Ширина(м) |
Уклон реки(м/км) |
Ширина поймы (м) |
примечание |
Днепр |
2285 |
198 |
500-1000 |
0,11 |
3000-7000 |
|
Ингулец |
549 |
180 |
30-40 |
0,1 |
800 |
|
Рогачик |
24 |
24 |
5 |
0,7 |
80 |
Летом пересыхает |
Каланчак |
48 |
48 |
4 |
0,5 |
200 |
Летом пересыхает |
Верёвчана балка |
53 |
29 |
6 |
0,5 |
100-800 |
В отдельные годы пересыхает |
Балка Каменная |
57 |
57 |
4-10 |
0,17 |
200 |
Балка с ставками |
Задание: Дайте общую характеристику рекам Херсонщины.
план |
характеристика |
примеры рек |
|
К какому бассейну принадлежат реки |
|
|
|
По типу речной долины(равнинные или горные) |
|
|
|
По длине |
больше 100 км |
|
|
меньше 100 км |
|
||
По расположению |
Выходит за пределы области |
|
|
Полностью расположена в пределах области |
|
||
реки |
Местного стока |
|
|
транзитные |
|
||
|
Задание №3. Характеристика озер Херсонской области.
Задание №4. Искусственные водоёмы Херсонщины.
Задание №5. Используя физическую карту Украины и физическую карту Херсонской области заполните схему:
-- с какой цель были построены каналы?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- какие оросительные системы берут начало с Северо-Крымского канала?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №6.Болота Херсонщины занимают 31,8 тас.га-0,11% от площади области.
-составьте схему:
- заполните таблицу:
Типы болот области |
Образование |
Тип питания |
растительность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Херсонская область лежит в степной зоне, относится к бассейнам _____________ и _____________ морей. Главная река области ___________ и его приток______________. Близ устья река_____________ делится на рукава и образует __________________ плавни. В пределах области находится большая часть ________________ водохранилища.
ТЕМА 5. ПОЧВЫ, РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР.
Задание №1.О каких почвах идёт речь в стихотворениях?
а) Це другі за площею ґрунти
Від чорноземів до низу простяглися.
На півдні їх зможеш знайти
Хуткіше шукай, не барися.
б) На піщаних терасах Дніпра
І на косах піщаних у моря.
Безупинно де віють вітра
Утворитись їм випала доля.
в) Це самі родючі ґрунти
На нашій малій батьківщині.
До сорок шостій широти
Вони простяглись в Україні.
г) Розповсюджені в приморській,
В присиваській та азовській
Зонах, також чорноморській
Ці каштанові ґрунти.
Під сухими вже степами
Під полином, бур’янами
Жаль збагачені солями.
Ти на карті їх знайди.
д) Он захватил огромные участки на полях,
Но большие владения его все ж при морях.
Он собственник серьезный, тут нечего сказать.
До половины площади у всех ведь смог забрать.
Три сына есть у папочки, и все они в отца.
Такие же вредители, три просто подлеца.
Зовутся все по-разному, но цель у них одна –
Чтоб на полях все вымерло, и соль была видна.
Которая пока еще у них на глубине,
И вырваться так хочет, какой уж год из вне.
Противник, скажем прямо, могучий есть у нас
И в плодородных почвах встречается подчас.
Поэтому на битву с ним надо выступать
И почвы эти мертвые скорее гипсовать.
е) В Україні на рівнинах
І в Херсонських низовинах
На пригорках і в долинах
Залягають ці ґрунти.
Називають їх південні.
Та простори незбагненні
Ними зайняті, шалені.
Їх не тяжко вам знайти.
Перевірте себе: чорноземи південні, каштанові, дерново-піщані, темно-каштанові солонці, чорноземи звичайні, темно-каштанові.
Задание №2.С помощью атласа, найдите какие типы чернозёмов находяться на территории нашей области.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №3. Объясните, почему чернозёмы считаются самыми плодородными почвами?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №4.Географический практикум.
-Постройте столбчатую диаграмму «Почвы Херсонской области» по таким данням:
Чернозёмы обыкновееные - 0.8%
Чернозёмы южные - 46,1%
Чернозёмы солонцеватые - 7,3%
Тёмно-каштановые - 31,7%
Каштанове - 5,3%
Солончаки - 0,8%
Дерново-песчаные - 6%
Задание №5. Дополните текст.
Из почв на территории Херсонской области на севере преобладают ____________ чернозёмы,на юге их сменяют___________ и ____________________.На левобережье Днепра полосой до 140 км протянулись____________пески. Здесь преобладают __________________ и_________________ почвы.Область расположена в ________________ зоне.Почвы почти везде распаханы. Целина сохранилась лишь в заповедниках: биосферных:_______________, ______________ ,в ___ природном национальном парке.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР.
Задание №1.
Используя дополнительный материал по Херсонской области ,заполните таблицу:
Список редких и области , |
исчезающих видов занесенные |
животных и растений Херсонской в Красную книгу |
|
млекопитающие |
птицы |
пресмыкающие |
насекомые |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
растения |
|||
|
|||
|
Задание №2.
Влияние человека на животный и растительный мир.
Положительное влияние |
Отрицательное влияние |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание №3. Какие виды рыб есть в водоёмах нашей местности?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №4.Творческое задание.(вып.1-2 уч-ся)
Подготовьте проект «Знать.Уметь.Использовать.Охранять»
(по местному материалу лекарственных растений)
План.
1.Название растения(по-возможности рисунок или фото)
2.Где встречается растение?
3.Лучшее время для сбора.
4.Какие лечебные особенности имеет?
5.Какие части растения имеют лечебные свойства?
6.Как целесообразно использовать для лечения или профилактики болезни?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №5.Экскурсия в природу.
Изучение почв,растительного и животного мира своей местности.
1.При изучении почвенного разреза:
- выдели основные слои почвы, измерь их толщину и укажи характерный цвет_________________________________________________________________________________________________________________________________________
-установи ,какие горные породы преобладают в составе почвы(глина, песок); определи наличие органических остатков
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- обрати внимание, плотная или рыхлая почва ______________________________________________________________________
- нарисуй схематически почвенный разрез
- как ты думаешь,какие почвы более плодородны-плотные или рыхлые? ___________________________________________________________________
Почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Посмотри вокруг - и ты увидишь волшебный мир царства растений и животных. Их жизнь тесно связана не только с солнечным теплом и светом, но и с влагой, а также с почвой.
- перечисли растения и животные, окружающие тебя, запиши их названия: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Какие основные источники загрязнения твоей местности?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Как ты относишься к проблеме свалок мусора? Что нужно делать, на твой взгляд, чтоб их не было?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________