Предлагаю вниманию учителей материал для проведения итоговой контрольной работы по литературе за курс 10 класса.
Литературные диктанты – это виды работы, позволяющие достаточно быстро и разносторонне проверить знания учащихся по теме, которая изучается. Я отдаю предпочтение именно литературным диктантам, поскольку, в отличие от тестовых заданий, этот вид работы зачастую требует не только правильного ответа, но и соответствующего пояснения, комментария.
Литературный макродиктант
за курс 10 класса
1 вариант
1. Назовите авторов данных произведений:
а) «Фауст»; г) «Гамлет»;
б) «Отцы и дети»; д) «Шёпот, робкое дыханье…»;
в) «Гобсек»; е) «Герой нашего времени».
2. Укажите произведение (и автора), в котором одним из героев является:
а) Крогстад, в) Владимир Ленский д) Санчо Панса
б) братья Кирсановы, г) Ноздрёв е) Борис Григорьевич
3. Укажите жанр произведения:
а) «Красное и чёрное»; б) «Кукольный дом»;
в) «Пышка»; г) «Евгений Онегин».
4. Определите название произведения по его теме, идее:
а) в этом произведении речь идёт о духовном конфликте поколений;
б) в произведении раскрывается тема «горячего сердца» в «тёмном царстве»;
в) «собранье пёстрых глав, полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных», изображающих эпоху, когда жил автор, типичного героя – приятеля автора;
г) повествование о триумфе творческих сил человечества, его неистребимой и сози-
дательной мощи, о неутомимом искателе истины, который не желает существовать в безмятежном покое, стремится к познанию мира, а для этого даже обращается к тёмным силам,
д) в этом произведении автор с сарказмом разоблачает ханжество, трусость, корыстие лжепатриотов, буржуа, для которых патриотизм – лишь вывеска, в то время как женщина, от которой они , как и всё общество, отзываются нелестно, проявляет истинный патриотизм;
е) в этом произведении повествуется о трагедии рефлектирующей личности, склонной к самоанализу, парализующему в человеке способность к действию, человека, оказавшегося, будучи сторонником ренессансных идей, вынужденным поступать, как того требуют средневековые традиции.
5. Из каких произведений эти строки:
а) «Быть или не быть – вот в чём вопрос»;
б) «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо..»;
в) «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»;
г) «Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.»;
д) «Война- варварство, когда нападают на мирного соседа, но это священный долг,
когда защищают родину»
е) «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было.».
6. Кого из литературных героев вспоминаете, когда слышите о:
а) «пузатое ореховое бюро на пренелепых четырёх ногах, совершенный медведь»;
б) сутане священника и Библии на латыни;
в) ветряных мельницах, поединке со стадом баранов;
г) поисках кладов, связях с корсарами, разрыве со всеми родственниками?
7. Обобщая каждую из групп, назовите одним словом:
а) Шекспир, Сервантес, Петрарка, Боккаччо - …
б) Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Плюшкин - …
в) «Умом Россию не понять…», «Цицерон», «Слёзы людские, о слёзы людские…», «О, как убийственно мы любим…» - …;
г) Гамлет, Дон Кихот, Прометей, Ромео и Джульетта, Фауст - …
8. О ком из героев идёт речь (укажите героя, произведение и автора):
а) “Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, лицо оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум".
б) «…служил один чиновник; чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геморроидальным… Что делать! виноват петербургский климат».
в) Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Всё тихо, просто было в ней…
г) Об этом человеке написано в письме: «Бедность и жадность побудили этого человека, способного на невероятное лицемерие, совратить слабую и несчастную женщину и таким путем создать себе некоторое положение и выбиться в люди… [Он] не признает никаких законов религии. Сказать по совести, я вынуждена думать, что одним из способов достигнуть успеха является для него обольщение женщины, которая пользуется в доме наибольшим влиянием».
Литературный макродиктант
за курс 10 класса
2 вариант
1. Назовите авторов данных произведений:
а) «Красное и чёрное»; г) «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»
б) «Гроза»; д) «Выхожу один я на дорогу»;
в) «Шинель»; е) «Кукольный дом».
2. Укажите произведение (и автора), в котором одним из героев является:
а) Мефистофель; в) Грушницкий д) Матильда де Ла-Моль
б) Офелия; г) Анна Сергеевна Одинцова е) Дервиль
3. Укажите жанр произведения:
а) «Гамлет» в) «Фауст»;
б) «Отцы и дети»; г) «Герой нашего времени».
4. Определите, о каком произведении идёт речь, по его теме или идее:
а) изображение губительной власти денег, разрушающей человеческие души и человеческие отношения;
б) повествование о том, как приятели, обычные люди, попав в руки врага, проявляют в исключительных для себя обстоятельствах необычное, но удивительное мужество и отказываются стать предателями, платясь за это жизнью;
в) в этом произведении автор вскрывает глубокое несоответствие между благопристойной видимостью и внутренней порочностью изображаемой действительности, выражает протест против неравенства мужчины и женщины, требует дать возможность женщине иметь собственное мнение, позволить ей строить свою судьбу самостоятельно;
г) рассказ о похождениях авантюриста, мечтающего любыми способами разбогатеть, добиться высокого социального статуса, поэтому и идущего на удивительную махинацию,
д) в произведении показано столкновение пробуждающейся светлой личности с деспотизмом, фальшью, душевной чёрствостью окружающего мира, в том числе самых близких людей;
е) мировой шедевр, где впервые создан образ наивного идеалиста, романтика, полагающего, что можно жизнь сделать гармоничной и правильной, для этого нужно бороться с корыстью, пошлостью и ничтожностью в мире.
5. Из каких произведений эти строки:
а) «Эх, тройка, птица-тройка! Кто тебя выдумал?..»;
б) Остановись, мгновенье! Ты прекрасно…;
в) «Прогнило что-то в Датском королевстве…»;
г) «Мы все глядим в Наполеоны. Дрожащих тварей миллионы для нас орудие одно…»;
д) «Отчего люди не летают?.. Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы…»;
е) «Глаголом жги сердца людей».
6. Кого из литературных героев вспоминаете, когда слышите о:
а) микроскопе, скальпеле, ляписе;
б) миндальном печенье;
в) «прорехе на человечестве»;
г) серебряной пепельнице в виде мужицкого лаптя.
7. Обобщая каждую из групп, назовите одним словом:
а) Г.Ибсен, А.Чехов, М.Метерлинк, Б.Шоу, К.Гамсун - …;
б) Максим Максимович, Башмачкин, Самсон Вырин - …;
в) « Вновь я посетил..», «Брожу ли я вдоль улиц шумных..», «Два чувства дивно
близки нам…» - …;
г) Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.Майков, А.Григорьев, Я.Полонский - …
8. Назови героя, произведение и его автора, воспользовавшись следующим определением:
а) «философ и скряга, подлое существо и возвышенное»,
б) «Все читали на моем лице признаки дурных свойств – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен…. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял, и я выучился ненавидеть».
в) «Они явились ко мне на постой, и я первого же схватила за горло. И я бы его прикончила, если бы только меня не оттащили за волосы»
г) Это жизнерадостная «белочка», хозяйка тихого, милого дома, вдруг осознаёт, что её никто не воспринимает равной себе, личностью, а благополучие этого дома – лишь внешнее.
Ключи 2 вариант:
1. а) Стендаль; г) Сервантес;
б) Островский; д) Лермонтов,
в) Гоголь; е) Ибсен.
2.а) «Фауст» Гёте г) «Отцы и дети» Тургенева
б) «Гамлет» Шекспира д) «Красное и чёрное» Стендаля
в) «Герой нашего времени» Лермонтова е) «Гобсек» Бальзака
3. а) трагедия; Б) роман в) философская трагедия г) роман в повестях
4. а) «Гобсек» Бальзака;
б) «Два приятеля» Мопассан
в) «Кукольный дом» Ибсена
г) «Мёртвые души» Гоголя.
д) «Гроза» Островского;
е) «Дон Кихот» Сервантеса.
5. а) «Мёртвые души» Гоголя;
б) «Фауст» Гёте;
в) «Гамлет» Шекспира ;
г) «Евгений Онегин» Пушкина;
д) «Гроза» Островского;
е) «Пророк» Пушкина .
6. а) Базарова («Отцы и дети» Тургенева) б) Нора («Кукольный дом» Ибсена
в) Плюшкин («Мёртвые души» Гоголя); г) П.П.Кирсанов («Отцы и дети» Тургенева).
7. а) представители «новой драмы»
б) «маленькие люди»;
в) стихи Пушкина;
г) сторонники «чистого искусства».
8. а) Гобсек, Бальзак
б) Печорин, «Герой нашего времени» Лермонтова
в) Пышка, «Пышка» Мопассана.
Г) Нора, «Кукольный дом» Ибсена.
Ключи 1 вариант
1. а) И.-В.Гёте; г) У.Шекспир
б) И.С.Тургенев; д) А.А.Фет;
в) О. де Бальзак; е) М.Ю.Лермонтов.
2. а) «Кукольный дом» Ибсена, г) «Мёртвые души» Гоголя
б) «Отцы и дети» Тургенева д) «Дон Кихот» Сервантеса
в) «Евгений Онегин» Пушкина е) «Гроза» Островского
3. а) социально-психологический роман;
б) социально-психологическая драма;
в) новелла;
г) роман в стихах.
4. а) «Отцы и дети» Тургенева;
б) «Гроза» Островского;
в) «Евгений Онегин» Пушкина;
г) «Фауст» Гёте
д) «Пышка» Мопассана
е) «Гамлет» Шекспира.
5. а) «Гамлет» Шекспира;
б) «Фауст» Гёте
в) «Отцы и дети» Тургенева;
г) «Человек в футляре» Чехова;
д) «Пышка» Мопассана;
е) «Гроза» Островского .
6. а) Собакевич («Мёртвые души» Гоголя)
б) Жюльен Сорель («Красное и чёрное» Стендаля);
в) Дон Кихот («Дон Кихот» Сервантеса);
г) Гобсек («Гобсек» Бальзака ).
7. а) представители эпохи Возрождения; в) стихотворения Тютчева;
б)герои-помещики из «Мёртвых душ» Гоголя г) «вечные образы»
8. а) Евгений Базаров, «Отцы и дети» Тургенева,
б) Акакий Акакиевич Башмачкин, «Шинель» Гоголя
в) Татьяна Ларина, «Евгений Онегин» Пушкина
г) Жюльен Сорель, «Красное и чёрное» Стендаля.