«Масса как мера инертности тела»

Про матеріал
Цель: Ввести понятия инертность, масса. Дать характеристику массе как физической величине.
Перегляд файлу

Тема «Масса как мера инертности тела»

урок № 19  12.11.2013


Цель: Ввести понятия  инертность, масса. Дать характеристику массе как физической величине.
Задачи:

  1. Повторить и обобщить посредствам теста и решения качественных задач понятие «инерция».
  2. Продолжать отрабатывать навыки самостоятельной работы с учебником.
  3. Повышать мотивацию изучения физики через исследовательскую деятельность и решение качественных задач.
  4. Развивать познавательные интересы, повышать общекультурный уровень учащихся, используя фрагменты литературных произведений.



Ход урока.

  1. Организационый момент

Эпиграф:

Инерция жизни, инерция скуки,

Инерция мысли и бытия.

И если б не это,

В какой части света,

Не помня разлуки,

Мог нынче быть я.
Вопросы к эпиграфу:

  1. Почему, на ваш взгляд, эпиграфом нашего сегодняшнего урока я взяла именно эти литературные строки?
  2. Кроме физических терминов, в этом отрывке заложен глубокий философский смысл. Может, кто-то его заметил? Если нет, то я очень надеюсь, что к концу урока или к следующему уроку вы найдёте его.

ІІ. Проверка знаний

Темой прошлого нашего урока, действительно была «Взаимодействие тел. Инерция». Именно поэтому нам необходимо вспомнить основные понятия этой темы.

  1. Фронтальный опрос. (5 минут).
  1. В результате чего происходит изменения скорости тела?
  2. Приведете примеры, иллюстрирующие то, что скорость дела может меняться только при действии на него другого тела.
  3. Что происходит, если на тело не действуют другие тела?
  4. Что такое инерция?
  5. Кто первым указал на существование инерции?
  6. Что такое движение по инерции?
  7. Приведете примеры движения по инерции.

Тест (5 минут)

Я вижу, что вы готовы к выполнению теста на оценку по этой теме.

Тест по теме «Инерция».

  1. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называют…

а) механическим движением.

б) инерцией.

в) движением тела.

  1. Если на тело не действуют никакие другие тела, то оно…

а) движется.

б) находится в покое.

в) находится в покое или движется равномерно и прямолинейно.

  1. В каком направлении упадёт человек, выпрыгнув на ходу из трамвая?


а) по ходу движения трамвая.

б) против хода движения трамвая.

в) перпендикулярно направлению движения трамвая.

  1. Куда наклоняются пассажиры относительно автобуса, когда он поворачивает налево?

а) прямо по ходу движения автобуса.

б) налево.

в) направо.

  1. Изменится ли скорость движения тела, если действие других тел на него прекратилось?

а) не изменится.
б) увеличится.

в) уменьшится.

  1. Может ли тело само по себе без воздействия других тел изменить скорость движения.

а) может.

б) не может.

Взаимопроверка и оценивание: 6 –«10»; 5 – «8»; 3,4 – «6»; менее 3 – «4…».

  1. Решение качественных задач. (задачи у каждого на листочках) (10 минут).


Явление инерции очень распространено в окружающем нас мире. Очень многие действия мы выполняем, учитывая это явление, причём, часто просто автоматически. Рассмотрим некоторые качественные задачи и попробуем объяснить описанные в них явления, используя вновь полученные знания.

Качественные задачи по теме «Инерция»

  1. Почему при резком увеличении скорости автобуса пассажиры отклоняются назад, а при внезапной останове – вперёд?
  2. Мяч, спокойно лежавший на столе вагона при равномерном движении поезда, покатился вперёд по направлению движения поезда. Какое изменение произошло в движении поезда?
  3. Почему нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом?
  4. Почему запрещается буксировать автомобиль с неисправными тормозами с помощью гибкого троса.
  5. Для чего перед взлётом, а так же посадкой самолёта пассажир обязан пристегнуться ремнём безопасности?
  6. Зачем должен включаться на автомобиле задний красный свет, когда водитель автомобиля нажимает на тормозную педаль?
  7. С летящего самолёта сбрасывают груз. Упадёт ли он на землю под местом бросания? Если нет, то куда сместится относительно этого места и почему?
  8. Всадник быстро скачет на лошади. Что будет со всадником, если лошадь споткнётся?
  9. На полу вагона стоит ящик. В какую сторону его легче тянуть во время:

а) отхода поезда;

б) его остановки?


ІІІ. Нhttp://www.100-bal.ru/pars_docs/refs/34/33830/33830_html_2cfa9b9c.gifовый материал. (30 минут).


1) Опыт № 1 с тележками.

(Два ученика разной массы становятся на легкоподвижные тележки и легко толкают друг друга. Вначале по очереди, а потом одновременно).

Выводы:

  • Во всех опытах одна из тележек меньше меняла скорость, чем другая.
  • Чем отличаются эти тележки?
  • Все тела обладают свойством, которое называется «Инертность». Это свойство заключается в том, что тела способны изменять скорость под действием другого тела. То тело, которое быстрее или больше изменяет свою скорость под действием другого тела, является мене инертным. А то, которое медленнее или меньше меняет скорость под действием того же тела, является более инертным. (Выясняем, какое тело в нашем опыте было более инертным, а какое – менее инертным).

  • (Даём строгое определение инертности)


Инертность – это способность тела изменять свою скорость при взаимодействии.

  • Чем еще, кроме инертности, отличаются тела в последнем опыте? (подводим учеников к понятию «масса»).
  1. Вводим понятие «Масса»

Опыты показывают, что при взаимодействии тел разной массы, они меняют скорость по разному. Причём, во сколько раз масса одного тела больше, во столько раз, скорость, которую приобретает это тело после взаимодействия, меньше.

  1. Как связанным между собой понятия инертности и массы?
  2. Итоги:
    • Масса – это мера инертности тел.
    • Тело с большей массой – более инертно, значит ему необходимо больше времени, чтобы изменить скорость.
    • Тело с меньшей массой – менее инертно, значит ему необходимо меньше времени, чтобы изменить скорость при таком же действии другого тела.


 

  1. Подведение итогов урока


1. Оценки за урок с комментариями

2. Домашнее задание:

п. 16 вопр. стр.58

 

docx
Пов’язані теми
Фізика, 8 клас, Розробки уроків
Додано
29 листопада 2019
Переглядів
2716
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку