Методическая разработка родительского собрания
«Проблемы семейного воспитания. Как их решать?»
Цель:
- выявить какие проблемы семейного воспитания стоят перед родителями, помочь найти пути их решения;
- изучение точек зрения родителей по решению проблемных ситуаций, связанных с воспитанием детей в семье;
- формирование у родителей представления о семейных ценностях в современных семьях.
Задачи:
1. Обсудить совместно различные ситуации воспитания и пути решения конфликтных ситуаций в семьях учащихся.
2. Развивать у родителей интерес к совместному обсуждению проблем, возникающих в воспитании учащихся класса.
Методы и приемы: индивидуальная работа, решение педагогических ситуаций, групповая работа.
Форма проведения: беседа дискуссионного характера
Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя.
II. Работа с эпиграфом
( на доске записано высказывание)
«Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя» (Оригинал взят у kumushka1982)
Родителям предлагается высказать свое мнение и свое отношение к данному высказыванию. Необходимо высказать свою точку зрения и определить, кто «за» и кто «против».
ІІІ. Чтение учителем стихотворения.
Есть дом, в котором я живу,
И для меня он лучший самый,
В нем и во сне и наяву
Я слышу добрый голос мамы.
А вечерами папа мне,
Когда смолкают птицы в гнездах,
Расскажет о луне,
Ракетах, спутниках и звездах,
Пускай мой дом пребудет вечно,
Пускай в нем будут хлеб и смех.
Туда я буду возвращаться бесконечно,
И только с ним возможен мой успех.
IV. Ситуации для обсуждения «Что делать, если...»
- А сейчас, уважаемые родители, мы с вами проанализируем конфликтные ситуации. У вас на столе карточка с конфликтной ситуацией. Минуты две вы обсуждаете в группе, затем зачитываете ситуацию и предлагаете своё решение.
(Раздать по группам ситуации)
Ситуация 1
Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ — “это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся”
Как вы поступите в такой ситуации?
- Есть ли другое мнение? Кто считает иначе?
Ситуация 2
Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: “Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?”
Ваше решение в подобной ситуации?
- Есть ли другое решение в данной ситуации?
Ситуация 3
У вас много уроков, необходимо написать сочинение, но родители неумолимы. “Собирайся, поедем к бабушке, там будешь готовиться к урокам и немного поможешь нам!”
Никакие доводы не помогают. Главный довод родителей — “мы не оставим тебя одного. Мало ли что может произойти?!”
Как решить подобную ситуацию?
- Кто считает иначе?
Ситуация 4
После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: “Значит, пойду работать”.
Как поступить в такой ситуации?
- Есть ли другое мнение?
Ситуация 5
Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.
- Как поступить родителям?
Классный руководитель. Как поступить в подобном конфликте?
Как вы думаете, можно ли поступить по-другому?
В каждой ситуации анализируется мнение «за» и мнение «против», предлагаются модели поведения родителей в той или иной ситуации, определяются те модели, которые можно считать образцом для подражания в воспитании детей.
Классный руководитель. Уважаемые родители! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
Виды конфликтов |
|
|
|
|
|
|
Способы разрешения
V. Обсуждение и анализ педагогических ситуаций.
Классный руководитель предлагает проанализировать данные ситуации.
Ситуация 1. « Первоклассник Серёжа увидел у подъезда своего дома велосипед. Улучив момент, когда во дворе никого не было, он взял его и принёс домой. Возвратившись с работы, мать спросила у сына: « Откуда появился велосипед в квартире?- « Я его во дворе нашёл» - без смущения ответил Серёжа.
Ситуация 2. «Володя нагрубил учительнице. Мама посоветовала ему:
«Завтра же на уроке встань и извинись!»- Сын заупрямился: «Что я такого сделал? Начну извиняться – ребята надо мной смеяться будут». Больше дома на эту тему разговоров не было, но когда на следующее утро Володя стал как ни в чём не бывало собираться в школу, мать сказала, что идёт с ним: «Иду извиняться за тебя, за то, что мы с отцом вырастили тебя таким грубым». - « Не надо мама!- всполошился Володя.- Я сам извинюсь». - «Нет, это надо было вчера говорить. А теперь придётся послушать, как мать извиняться станет».
Так она и сделала, и для Володи это было суровое наказание. Этот урок он запомнил надолго. А ведь не было ни угроз, ни резких слов
А.С. Макаренко писал: «Наказание может наказывать раба, а иногда может воспитывать и очень хорошего человека, и очень свободного, и гордого человека»
Классный руководитель. «Так поощрять или наказывать?»
Нужно ли вообще поощрять или наказывать ребёнка? Должен ли быть он послушным, трудолюбивым, вежливым ради подарка или страха быть наказанным? В самом деле, наблюдая за иными семьями, где на детей обрушиваются то потоки родительской щедрости, то ураганы родительского гнева, невольно начинаешь сомневаться в полезности этих древних, как мир, воспитательных средств. И все же и поощрения, и наказания нужны, только применять их надо умело. Эмоциональный подъём, радость, восторг или огорчение, стыд, а порой и страх, связанный с наказанием, - всё это чувства, которые ребёнок переживает очень остро. Именно на остроте переживаний основан педагогический эффект поощрения и наказания. Но если все это повторяется часто, становится привычным, радости ребёнка тускнеют, а огорчения либо тоже утрачивают свою остроту, либо вызывают хроническое состояние подавленности, уверенности в себе, рождают почву для невроза.
Поэтому первое правило - использовать и поощрения, и наказания не часто и лишь в том случае, когда это действительно необходимо. Поощрения и наказания могут приносить положительные результаты лишь тогда, когда они нацелены на организацию жизни детей, помогают им выработать верные взгляды и убеждения, полезные навыки, привычки. Необходимо научиться видеть за каждым поступком ребёнка его побудительные причины, постараться, прежде всего понять, почему он поступил так, а не иначе.
А всегда ли мы утруждаем себя таким анализом?
VI. Рубрика «Родителям на заметку».
Правило первое
Уметь слушать своего ребёнка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая при этом ребёнка, не отмахиваясь от него, проявляя терпение и такт.
Правило второе
Уметь говорить со своим ребёнком так, как вам бы хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, включая назидательность, грубость и хамство.
Правило третье
Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребёнка, вселяя надежду на исправление.
Правило четвёртое
Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители – положительный пример для подражания каждый день.
Правило пятое
Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.
Классный руководитель. Предлагаю подвести итог.
Поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия, тогда в поощрении ребёнок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказание - учиться правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.
При всей, на первый взгляд, противоположности поощрений и наказаний они должны строиться по единому принципу: как можно больше требований к человеку и вместе с тем как можно больше уважения к нему. И не забывайте слова, которые чаще нужно говорить своему ребёнку:
« Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы всё преодолеем».
Советы родителям (памятка)
VII. Поведение итогов собрания.
Проект постановления родительского собрания
Заключительное слово классного руководителя. Я предлагаю вам памятки, если вы будете следовать этим советами, то сможете избежать конфликтных ситуаций. (Раздать памятки)
- Спасибо за работу. Желаю вам успехов.
Памятка для родителей
Создание благоприятной семейной атмосферы
Помните: оттого, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
Время для ночного отдыха каждому ребенку требуется сугубо индивидуальное. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
Если у вас есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.
Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», «Чем сегодня занимался?», «Как дела в школе?».
Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Ребенок должен чувствовать, что он любим.