Тести від «На Урок»: Організація дистанційної роботи під час карантину

Методическая разработка родительского собрания «Проблемы семейного воспитания. Как их решать?»

Про матеріал
Разработка данного родительского собрания поможет классным руководителям: - выявить какие проблемы семейного воспитания стоят перед родителями, помочь найти пути их решения; - изучить точки зрения родителей по решению проблемных ситуаций, связанных с воспитанием детей в семье. - сформировать у родителей представления о семейных ценностях в современных семьях.
Перегляд файлу

Методическая разработка родительского собрания

«Проблемы семейного воспитания. Как их решать?»

 

Цель:

- выявить какие проблемы семейного воспитания стоят перед родителями, помочь найти пути их решения;

- изучение точек зрения родителей по решению проблемных ситу­аций, связанных с воспитанием детей в семье;

- формирование у родителей представления о семейных ценностях в современных семьях.

Задачи:

1. Обсудить совместно различные ситуации воспитания и пути ре­шения конфликтных ситуаций в семьях учащихся.

2. Развивать у родителей интерес к совместному обсуждению про­блем, возникающих в воспитании учащихся класса.

 

Методы и приемы: индивидуальная работа, решение педагогических ситуаций, групповая работа.

Форма проведения: беседа дискуссионного характера

 

Ход собрания

I.  Вступительное слово классного руководителя.

II. Работа с эпиграфом

( на доске записано  высказывание)

 

«Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя»  (Оригинал взят у kumushka1982)

 

 

    Родителям предлагается высказать свое мнение и свое отношение к данному высказыванию. Необходимо высказать свою точку зрения и определить, кто «за» и кто «против».

 

ІІІ. Чтение учителем стихотворения.

Есть дом, в котором я живу,
И для меня он лучший самый,
В нем и во сне и наяву
Я слышу добрый голос мамы.
А вечерами папа мне,
Когда смолкают птицы в гнездах,
Расскажет о луне,
Ракетах, спутниках и звездах,
Пускай мой дом пребудет вечно,
Пускай в нем будут хлеб и смех.
Туда я буду возвращаться бесконечно,
И только с ним возможен мой успех.

IV. Ситуации для обсуждения «Что делать, если...»

- А сейчас, уважаемые родители, мы с вами проанализируем конфликтные ситуации. У вас на столе карточка с конфликтной ситуацией. Минуты две вы обсуждаете в группе, затем зачитываете ситуацию и предлагаете своё решение.

(Раздать по группам ситуации)

Ситуация 1

Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ — “это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся”

Как вы поступите в такой ситуации?

- Есть ли другое мнение? Кто считает иначе?

Ситуация 2

Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: “Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?”

Ваше решение в подобной ситуации?

- Есть ли другое решение в данной ситуации?

Ситуация 3

У вас много уроков, необходимо написать сочинение, но родители неумолимы. “Собирайся, поедем к бабушке, там будешь готовиться к урокам и немного поможешь нам!”

Никакие доводы не помогают. Главный довод родителей — “мы не оставим тебя одного. Мало ли что может произойти?!”

Как решить подобную ситуацию?

- Кто считает иначе?

Ситуация 4

После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: “Значит, пойду работать”.

Как поступить в такой ситуации?

- Есть ли другое мнение?

Ситуация 5

Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.

- Как поступить родителям?

 

Классный руководитель. Как поступить в подобном конфликте?

Как вы думаете, можно ли поступить по-другому?

В каждой ситуации анализируется мнение «за» и мнение «против», предлагаются модели поведения родителей в той или иной ситуации, определяются те модели, которые можно считать образцом для подра­жания в воспитании детей.

Классный руководитель. Уважаемые родители! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

   Виды конфликтов

  • Непонимание друг друга.
  • Нежелание пойти на компромисс.
  • Чрезмерная забота родителей о ребенке.
  • Разногласие родителей по вопросам воспитания.
  • Отношения детей с товарищами.
  • Чрезмерная строгость к ребенку.

Способы разрешения

  • Единство требований отца и матери.
  • Значимость похвалы.
  • Общая трудовая деятельность.
  • Разделение моральных и материальных благ.
  • Уважение к друзьям.
  • Толерантное отношение к ребенку.

V. Обсуждение и анализ педагогических ситуаций.

 

Классный руководитель предлагает проанализировать данные ситуации.

   Ситуация 1. « Первоклассник Серёжа увидел у подъезда своего дома  велосипед. Улучив момент, когда во дворе  никого не было,  он взял его и принёс домой. Возвратившись с работы, мать спросила у сына: « Откуда появился  велосипед в квартире?- « Я его во дворе нашёл» - без смущения ответил Серёжа.

  • Какой должна  быть реакция матери на ответ сына? Была ли подобная ситуация в вашей семье? Как бы вы поступили? (обсуждение данной ситуации).

Ситуация 2. «Володя нагрубил учительнице. Мама посоветовала ему:

«Завтра же на уроке встань и извинись!»- Сын заупрямился: «Что  я такого сделал? Начну извиняться – ребята надо мной смеяться будут». Больше дома на эту тему разговоров не было, но когда на следующее утро Володя стал как ни в чём не бывало собираться в школу, мать сказала, что идёт с ним: «Иду извиняться  за тебя, за то, что мы с отцом вырастили тебя таким грубым». - « Не надо мама!- всполошился  Володя.- Я сам извинюсь». - «Нет, это надо было вчера говорить. А теперь придётся послушать, как мать извиняться станет».

     Так она и сделала, и для Володи это было  суровое  наказание. Этот  урок он запомнил надолго. А ведь не было ни угроз, ни резких слов 

А.С. Макаренко писал: «Наказание может наказывать раба, а иногда может воспитывать и очень хорошего человека, и очень свободного, и гордого человека»

  • Согласны ли вы с этим высказыванием? (обсуждение данной ситуации).

Классный руководитель. «Так поощрять или наказывать?»

Нужно ли вообще поощрять или наказывать ребёнка? Должен ли быть он послушным, трудолюбивым, вежливым ради подарка или страха быть наказанным? В самом деле, наблюдая за иными семьями, где на детей обрушиваются то потоки родительской щедрости, то ураганы родительского гнева, невольно начинаешь сомневаться в полезности этих древних, как мир, воспитательных средств. И все же и поощрения, и наказания нужны, только применять их надо умело. Эмоциональный подъём, радость, восторг или огорчение, стыд, а порой и страх, связанный с наказанием, - всё это чувства, которые ребёнок переживает очень остро. Именно на остроте переживаний основан педагогический эффект поощрения и наказания. Но если все это повторяется часто, становится привычным, радости  ребёнка тускнеют, а огорчения либо тоже утрачивают свою остроту, либо вызывают хроническое состояние подавленности, уверенности в себе, рождают почву для невроза.

 Поэтому  первое правило - использовать и поощрения, и наказания не часто и лишь в том случае, когда это действительно необходимо. Поощрения и наказания могут приносить положительные результаты лишь тогда, когда они нацелены на организацию жизни детей, помогают им выработать верные взгляды и убеждения, полезные навыки, привычки. Необходимо научиться видеть за каждым поступком ребёнка его побудительные причины, постараться, прежде всего понять, почему он поступил так, а не иначе.

А всегда ли мы утруждаем себя таким анализом?

 

VI. Рубрика «Родителям на заметку».

Правило первое

Уметь слушать  своего ребёнка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая при этом ребёнка, не отмахиваясь от него, проявляя терпение и  такт.

Правило второе

Уметь говорить со своим ребёнком так, как вам бы хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, включая назидательность, грубость и хамство.

Правило третье

Наказывать, не унижая,  а сохраняя достоинство ребёнка, вселяя надежду на исправление.

Правило четвёртое

Достичь  успехов  в воспитании можно лишь тогда, когда родители – положительный пример для подражания каждый день.

Правило пятое

Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.

 

Классный руководитель. Предлагаю подвести итог.

Поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия, тогда в поощрении ребёнок начинает больше всего ценить наше  одобрение, доверие, уважение, а наказание - учиться правильно понимать, что и почему мы не одобряем и  осуждаем.

При всей, на первый взгляд, противоположности поощрений и наказаний они должны строиться по единому принципу: как можно больше требований к человеку и вместе с тем как можно больше уважения к нему. И не забывайте слова, которые чаще  нужно говорить своему ребёнку:

« Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы всё преодолеем».

Советы родителям (памятка)

  1. Любой ребенок – отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля – заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом.
  2. Помните, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, успехов. Достоинства у ребенка есть сейчас, надо уметь их видеть.
  3. Не скупись на похвалу.
  4. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение.  Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично.
  5. Всякое повышение требований надо начинать с похвалы, даже авансом.
  6. Ставьте перед ребенком достижение цели.
  7. Вместо приказаний просить совета или помощи, как у равного или старшего.
  8. Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты.
  9. При необходимости наказания помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.
  10. Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают.
  11. Надо убедить себя. Что в большинстве случаев замечания, одергивание, требования просто не нужны!

VII. Поведение итогов собрания.

Проект постановления родительского собрания

  1. Родителям принять к сведению информацию, полученную сегодня на собрании.
  2. Исключить применение негативных типов воспитания в семье.
  3. Уделять больше внимания и любви своим детям.

Заключительное слово классного руководителя. Я предлагаю вам памятки, если вы будете следовать этим советами, то сможете избежать конфликтных ситуаций. (Раздать памятки)

- Спасибо за работу. Желаю вам успехов.

Памятка для родителей

Создание благоприятной семейной атмосферы

Помните: оттого, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
Время для ночного отдыха каждому ребенку требуется сугубо индивидуальное. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
Если у вас есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.
Научитесь встречать детей после уроков.  Не стоит  первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», «Чем сегодня занимался?», «Как дела в школе?».
Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Ребенок должен чувствовать, что он любим.

 

 

docx
Додано
3 березня 2019
Переглядів
508
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку