ДЕТСКИЕ СТРАХИ
Страх – это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде.
Возможные варианты причин появления детских страхов
Страхи взрослых очень часто передаются детям. Вероятность появления страхов у детей всегда выше при наличии их у родителей, причем большинство страхов передается детям неосознанно.
Взрослые могут создавать детские страхи с целью манипулирования детьми.
Разговоры при ребенке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике, калечат ее.
Единственные дети в семье наиболее подвержены страху, так как такие дети чаще всего становятся эпицентром родительских забот и тревог. Как правило, единственный ребенок находится в более тесном, эмоциональном контакте с родителями и перенимает их беспокойство, если оно есть. Родители, часто охваченные тревогой чего-либо не успеть сделать для воспитания ребенка, стремятся воспитать «гениев». В результате у детей возникает страх не соответствовать требованиям родителей.
Психологи отмечают, что дети младшего школьного возраста очень чувствительны к конфликтным отношениям родителей, причем именно дети в возрасте 6 – 7 лет чаще всего реагируют появлением страхов на конфликт родителей.
Такие дети очень ранимы и уязвимы, все принимают близко к сердцу и легко расстраиваются. Они чаще всего не способны к агрессивным ответам, «все держат в себе», не выражая своих чувств и переживаний.
Это серьезное испытание для детей. Новое окружение, новые требования. Возникает чувство ответственности, долга, соответственно возникают новые страхи – «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого ценят и любят», страх сделать не то и не так, быть осужденным, наказанным. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, не уверенные в себе, боятся не оправдать надежд своих родителей.
Дети младшего школьного возраста бояться: оставаться одни дома, заболеть, сказочных персонажей, темноты.
Поступление в школу – серьезное испытание для детей.
Новое окружение, новые требования, а, сколько всего нужно уметь делать – внимательно слушать учителя, концентрировать внимание, уметь отвечать на вопросы. А желание побегать, поиграть, повеселиться надо подавлять.
Если со всем этим ребенок справляется, и все у него идет хорошо – он радостен, увлечен, он верит в свои силы. Если же нет – интерес к учебе быстро проходит, успехов нет и нечему радоваться как ребенку, так и родителям.
Если первоклассники по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, они со временем попадают в разряд неуспевающих, что в свою очередь, приводит как к неврозам, так и к «школобоязни». Школа может стать источником значительных страхов, что повлияет на его учебу и здоровье.
Как можно помочь ребенку преодолеть «школобоязнь»